Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История исследований личности




ЛЕКЦИЯ  

ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

 

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Важнейшая теоретическая задача в изучении личности состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность.

 

Индивид. В понятии индивид выражена родовая принадлежность челjвека, т.е. любой человек — это индивид. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения, структура мозга — потенциальный интеллект, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.

 

В понятие «индивид» входят как общие для многих людей свойства, так и качества, отличающие данного человека от других людей. Понятие «индивид» характеризует конкретного человека и включает все многообразие характеристик человека - психологические и биологические свойства, личностные качества, которые ему присущи.

 

Индивидуальность. Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные психологические свойства человека, такое их сочетание, которое составляет своеобразие данного человека, его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

 

Личность. Понятие личность шире понятия индивидуальности.

Личность не может быть сведена только к совокупности произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находиться в изоляции от объективных условий, связей и отношений личности с окружающим миром.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности  человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль

деятельности, поскольку эти качества не проявляются в отношениях к людям,к обществу. В понятие «личность» обычно включают устойчивые свойстваиндивидуальности человека, значимые для общества.

 

Личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

 

Понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны посодержанию: каждое из них раскрывает свои аспекты человека.

Индивидуальность — лишь одна из сторон личности человека. Строениеличности нельзя представить как конфигурацию индивидуально-психологических свойств и качеств человека. Личностные опросникипозволяют охарактеризовать структуру индивидуальности, но никак не всюличность.

 

 

Основные подходы к проблеме соотношения

Биологического и социального в личности

В истории науки известны разные концепции психического развития, с разным удельным весом понятий психическое, социальное и биологическое.

 

В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как детерминированный внутренними законами процесс, независимый ни от биологического, ни от социального. Вопрос о биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: человеческому организму здесь отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности.

 

В биологизаторских концепциях все особенности психических процессов, состояний и свойств человека выводят из биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, например основной биогенетический  закон. Согласно этому закону в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. С помощью этого закона пытаются найти в психическом развитии человека повторение ступеней эволюционного

развития вида.

 

Современные концепции рассматривают проблему соотношения

биологического и социального в личности с иных позиций. Взгляды отечественного психолога Б.Ф.Ломова на проблему соотношения социального и биологического в личности сводятся к следующим основным положениям. Проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и

личность. В каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм — структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность — его включенность в жизнь общества. Личность есть социальное качество индивида, вне общества это качество индивида не существует. Формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе.

 

Из всего сказанного можно сделать общий вывод: развитие индивида включает как социальные, так и биологические детерминанты. Связи биологического и психического многоплановы и многогранны. При одних обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому какпредпосылка, в других — как фактор, влияющий на психические явления, в-третьих — как причина отдельных актов поведения, в четвертых — как условие возникновения психических явлений и т.д.

Еще более многообразны и многоплановы отношения психического к

социальному. Соотношение социального и биологического в психике человека также многомерно.  Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида. Все это создает очень большие трудности в изучении триады  биологическое — психическое —социальное.

 

 

История исследований личности

История исследований в области психологии личности включает три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

 

Философский период берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в. Основными проблемамипсихологии личности в этот период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении.

 

Первые определения личности были достаточно широкими. Они трактовали личность как понятие, характеризующее человека в целом: его биологию, психологию, поведение, культуру и т. п. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.

Клинический период. В первые десятилетия XIX в. проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности.

 

В клинический период понятие личности было сужено по сравнению сфилософским периодом. В центре внимания психиатров оказалисьособенности личности больного человека. В дальнейшем было установлено,что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всехздоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы. Этоотносится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности иригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности

врачами-психиатрами были даны в таких терминах, пользуясь которымиможно описать и нормальную, и патологическую, и акцентуированную (каккрайний вариант нормы) личность.

Такое определение было правильным для решенияпсихотерапевтических задач. Но для целостного описания психологиинормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такиекачества личности, как, например, способности, и ряд других личностных свойств.

 

Экспериментальный период. Психология личности сталаэкспериментальной наукой в первые десятилетия 20 века, когда изучениемличности стали заниматься профессиональные психологи.

 

Новая область знаний — психология личности — не могла строиться настарой, умозрительной  основе или на базе непроверенных, собранных вклинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворотот больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежныеметоды ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающийтребованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти имышления.

 

Введение статистической обработки данных позволило получатьдостоверные факты, на основе которых затем строить экспериментальнопроверенные, а не умозрительные теории личности. Важной задачейэкспериментального периода в изучении личности стала разработкавалидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

 

Экспериментальные исследования личности в России были начаты Ф.Лазурским, а  за рубежом — Г. Айзенком и Р. Кеттелом.

 Ф. Лазурскийразработал методику ведения систематических наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можнобыло получать данные, касающиеся психологии здоровой личности.

Г.Айзенк предложил методы математической обработки данных опросов инаблюдений.

Р.Кеттел ввел в процедуру исследования личности методфакторного анализа, а также заложил основы современной тестологииличности, разработав один из первых личностных тестов, названный его

именем (16-факторный тест Кеттела).

 

 

Структура личности

В истории отечественной психологии представление о структуреличности неоднократно изменялось. Первоначально структура личностиопределялась простым перечислением психологических свойств человека. Вэтом случае личность выступала как набор качеств, свойств, черт,характеристик, особенностей психики человека. Задача психолога сводиласьк каталогизации черт и выявлению их индивидуальной неповторимости укаждого отдельного человека. Такой подход лишает понятие «личность» егокатегориального содержания.

 

С середины 60-х годов начали предприниматься попытки выяснитьобщую структуру личности и перейти к структурированию личностныхкачеств.

Характерен в этом плане подход К.К.Платонова, понимавшего подличностью некую биосоциальную структуру, включающую направленность,опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенностипознавательной сферы (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и,наконец, объединенные свойства темперамента. Основной недостаток этогоподхода состоял в том, что структура личности интерпретировалась каксовокупность биологических и социальных особенностей человека. В результате главной в психологии личности становилась проблема соотношениясоциального и биологического в личности.

 

К концу 70-х годов, структурный подход к проблеме личности сменяетсясистемным подходом. Системный подход к проблеме личностиразрабатывался А.Н.Леонтьевым. Личность, по его мнению, — это психологическое образование, порождаемое жизнью человека в обществе.Формирование личности происходит в онтогенезе.

А.Н.Леонтьев не относил к личности генотипические особенностичеловека: физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент,аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенныенавыки, знания и умения, в том числе профессиональные. Генотипическиеособенности человека, по Леонтьеву, составляют его индивидные свойства.Индивидуальные свойства человека могут многообразно меняться в ходежизни. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя итрансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ееформирования.

 

Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенныйА.НЛеонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В.Петровского.

А.В.Петровский дается следующее определение личностиЛичностью обозначается системное социальное качество, приобретаемоеиндивидом в предметной деятельности и общении и характеризующееуровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

Что же такое личность как  социальное качество индивида? Это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе. Только анализ отношения «индивид-общество» позволяет понять, почему формируются те или иные свойства личности. Включенность индивида в общество определяет содержание и характер его деятельности, круг и способы общения с другими людьми, т.е. образ жизни.

Конечно, связь общественных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосредуется множеством факторов и условий, требующих специального исследования. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений различны; у разных людей по-разному складываются взаимосвязи разных форм деятельности и общения. Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично.

 

Рассматривая личность в системе субъективных отношений, А.В. Петровский выделяет 3 аспекта трактовки личности (3 типа атрибуции - приписывания, наделения):

1) интраиндивидная личностная атрибуция - личность трактуется каксвойство, присущее самому субъекту; личностное трактуется как внутреннеесвойство индивида.

2) интериндивидная личностная атрибуция - сферой определения личности становится «пространство межиндивидных связей».

3) метаиндивидная личностная атрибуция - здесь обращается внимание на воздействие, которое индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной)  на других людей. Личностные характеристики при этом оказываются детерминированны не только качествами индивида, но и особенностями других людей.

Разумеется, личность может быть характеризуема только в единстве всех

трех предложенных аспектов рассмотрения.

 

С современных позиций в структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые  качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

 

 

Теории личности

К концу 30-х годов нашего века в психологии личности сложилось много различных подходов и теорий личности. В общей сложности можно выделить около 50-ти различных теорий, которые могут быть сгруппированы на основании разных факторов.

 

I.Если в основу классификации положить  способ объяснения поведения, то теории личности могут быть разделены на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.

К типу психодинамическихотносятся теории, описывающие личность исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик.  

Социодинамическиминазываются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значениявнутренним свойствам личности.

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

 

II.По способу получения данных о личности все теории могут бытьподелены на экспериментальные и неэкспериментальные.

Экспериментальными называются теории личности, построенныенаанализе и обобщении собранных опытным путем факторов. 

К неэкспериментальным относят теории,  авторы которых опираются нажизненные впечатления, наблюдения и  опыт и делают теоретическиеобобщения, не обращаясь к эксперименту.

 

III.С позиций проблемного подхода все теории могут быть разделены наструктурные и динамические.

К числу структурных причисляют теории, длякоторых главной проблемой является выяснение структуры личности исистемы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамическими называют теории, основная тема которых —преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

 

IV.С позиций возрастного диапазона  теории личности могут бытьподелены на две группы. Первая группа теорий характерны для возрастной ипедагогической психологии.Эти теории построены на рассмотренииограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы. Ко второй группе относятся теории,рассматривающие развитие личности в течение всей жизни человека.

 

 

Проанализируем с позиций данных классификаций ряд наиболееизвестных теорий личности.

Г. Оллпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт.Ее можно отнести  к разряду психодинамических,экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизньчеловека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующихвнутренние психологические свойства. Согласно этой теории людиотличаютсядруг от друга по набору отдельных, независимых черт, аописание целостной личности можно получить на основе тестологическогообследования.

 

Г. Оллпорт пришел к построению методики изучения личностных черт следующим способом. Он выбирал из языка слова-понятия, описывающие личность. Затем он сокращал список выбранных слов, исключаяиз него слова-синонимы. Таким образом он получил необходимый и достаточный минимум всевозможных личностных черт.  С этим стандартным набором личностных черт можно было сравнивать набор черт каждого конкретного человека.

 

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека. С помощью данного метода Р. Кеттелу удалось

выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р. Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник.  В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. В многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт, необходимых для полного психологического описания личности.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, для анализа психологического профиля личности разные авторы предлагают неодинаковые списки факторов - а значит, выявляют разный набор психологических черт. Во- вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека. Как выяснилось, поведение зависит не только от черт личности, но и отмногих других условий, в частности от особенностей самой ситуации.

 

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение теория социального научения (бихевиоризм).Она может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих человека как личность в поведенческих терминах.

Основная психологическая характеристика личности в данной теории - это поступок или серия поступков. Индивидуальные различия в поведении людей есть результат различных жизненных условий, взаимодействий с разными людьми. Основные механизмы  приобретения человеком новых форм поведения (его развитие как личности) - это научение условнорефлекторным путем через наблюдение других (викарное научение)

и подражание. Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же ситуаций, одинаковостью подкреплений и наказаний, частотой повторения социальных действий.

 

Разработанную Фрейдом психоаналитическую теорию личностиможно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных,структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека ииспользующих для описания личности внутренние психологические свойстваиндивида, в первую очередь потребности и мотивы.

 

Гуманистические теории личности используют разнообразные подходы к пониманию личности. Поэтому эти теории могут быть отнесены к психодинамическим или интеракционистским (у разных авторов по-разному), неэкспериментальным, структурно-динамическим, охватывающим всю жизнь человека и описывающим его как личность то в терминах, характеризующих внутренние психологические свойства, то в поведенческих терминах.

 

В отечественной психологии проблемы теории личности разрабатывались школой Л.С.Выготского,  в частности А.Н.Леонтьевым, Л.И.Божович.

Теорию, предложенную Л.И.Божович можно отнести к типу психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для  описания личности внутренние психологические свойства человека. Опираясь на понятие ведущей деятельности, Л.И.Божович показала, как в процессе взаимодействия деятельности и общения ребенка в разные периоды жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности ребенка, предпосылка к ее развитию, которая понимается как  совокупность ведущих мотивов деятельности.

 

А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.

Теорию А. Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность  в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Основной внутренней характеристикой  личности у А. Н. Леонтьеваявляется мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл».  Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем

богаче сама личность.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...