Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика «Дифференциально-диагностический опросник»Стр 1 из 17Следующая ⇒
Н.С. Колмогорова, А.В. Сивцова
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Практикум
Барнаул 2014
УДК 37.015.3(072)
Рецензенты: О.Г. Холодкова, канд. психол. наук, доцент АлтГПА Н.А. Абакумова, канд. социол. наук, доцент кафедры математики АГАУ
Психология личности: практикум. / Сост. Н.С. Колмогорова, А.В. Сивцова. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2013. – 89 с.
В издании содержится набор полноценных психодиагностических методик и тестов по теме «Психология личности», которые подтвердили свою валидность и надежность многолетним применением в практической психодиагностике и позволяют объективно оценить психологические качества и способности людей. Предназначено для студентов дневного и заочного отделений, изучающих дисциплины «Психология и педагогика высшей школы», «Психология», «Общая психология», «Основы психологии», «Психология и педагогика», «Социальная психология», «Этика и психология деловых отношений», «Психология и конфликтология», «Профессиональная этика», «Психология менеджмента». Практикум так же будет полезен для преподавателей, психологов и для всех тех, кто интересуется самопознанием и саморазвитием личности, кто хочет добиться успеха в учебе, бизнесе и личной жизни.
Рекомендовано к изданию методической комиссией Центра (факультета) гуманитарного образования АГАУ (протокол № 15 от 09 июня 2014 г.)
© Колмогорова Н.С., Сивцова А.В., 2014 © Алтайский государственный аграрный университет, 2014
Содержание Введение……………………………………………………………………..…...…4 1. Тест «Ваши комплексы»……………………………………………………….5 2. Методика «Диференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов)....8 3. Шкала локус-контроля (Дж. Ротер)……………………………………..………..10 4. Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева)…………………………………………………………….….14 5. Методика «Тип мышления» (Г.В. Резапкина)………………………….……17 6. Опросник «Каков Ваш творческий потенциал»……………….…………….19 7. Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев)………………………22 8. Исследование уровня самоактуализации личности (Л.Я. Гозман)…………25 9. Методика диагностики эмпатических способностей (В.В. Бойко)…………39 10. Определение направленности личности (Б. Басс)………………………..…42 11. Личностный опросник (Г.Ю. Айзенк)…………………………………..……45 12. Формула темперамента (А. Белов)……………………………………………49 13. Определение акцентуаций характера (К. Леонгард)………………………...53 14. Исследование самооценки личности (Н.М. Пейсахов)……………………...60 15. Тест «Ваш способ реагирования в конфликте» (К. Томас)……………………63 16. Тест «Коммуникативные умения» (Л. Михельсон)………………………….68 17. Методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири)…………74 18. Методика изучения системы ценностей, внутренних конфликтов и вакуумов в ценностно-смысловой сфере личности (по Е.Б. Фанта- ловой в модификации Сивцовой А.В.)…………………………………….…83 19. Тест «Диагностика волевого потенциала личности»……………………….87 Список использованной литературы…………………………………………….89
“… Познай себя, ибо человек великая тайна И чудо природы, мерило всех ценностей и ключ к науке о природе…” Протагор, V век до нашей эры.
ВВЕДЕНИЕ Психология – наука рефлексивная, и невозможно её изучение в отрыве от изучения себя, своих психических особенностей, своего внутреннего мира. При этом именно с самопознания начинается саморазвитие личности. Человек в течение всей жизни пытается ответить на вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?». Он отдает себе отчёт, что он субъект, носитель многочисленных психологических свойств и качеств. Появление интереса к собственной личности, развитие личностной рефлексии традиционно относят к подростковому и юношескому возрасту. Открытие собственного «Я» на личностном и экзистенциальном уровнях, поиск своего места в жизни составляет психологическое содержание юношеского возраста. Мы обращаемся ко всем, кто открыл эту книгу и хотел бы глубже познать себя. Возможно, успехи и неудачи, сопутствующие вам в учебе, в жизни, уже не раз заставляли задуматься об их причинах. Чем они обусловлены, закономерно или случайно их появление, что следовало бы сделать для того, чтобы избежать неприятностей? Работая с этой книгой, вы сможете узнать о своих личностных особенностях, о возможностях самосовершенствования, получить ответы на многие интересующие вас вопросы, сориентироваться в жизненном и профессиональном самоопределении. Правильно расшифровать и оценить результаты исследования вы сможете самостоятельно или с помощью психолога. Не огорчайтесь, если в каких-либо заданиях вы получите не совсем желательную характеристику. Это не приговор, а подсказка направления для работы над собой. Приступайте к работе только после того, как ясно и правильно поймете, что от вас требуется, внимательно прочитав инструкцию. Результаты тестирования оформляйте чётко и разборчиво – это облегчит процесс обработки полученных данных.
МЫ ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ ! Тест «Ваши комплексы» Цель: определение степени развития комплексов и особенностей отношения к ним. Инструкция. Вам предлагается 30 утверждений. Выберете из каждого пункта опросника один из трех вариантов ответа. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову.
1. Люди меня не понимают: а) часто; б) редко; в) такого не бывает. 2. Чувствую себя «не в своей тарелке»: а) редко; б) всё зависит от ситуации; в) очень часто. 3. Я оптимист: а) да; б) только в исключительных случаях; в) нет. 4. Радоваться чему попало, это: а) глупость; б) помогает пережить трудные минуты; в) то, чему стоит научиться. 5. Хотел бы иметь такие же способности, как другие: а) да; б) временами; в) это меня не трогает. 6. У меня слишком много недостатков: а) это правда; б) это не моё мнение; в) неправда. 7. Жизнь прекрасна! а) и это действительно так; б) слишком общее утверждение; в) вовсе нет. 8. Я чувствую себя ненужным: а) часто; б) временами; в) редко. 9. Мои поступки окружающим непонятны: а) часто; б) иногда; в) очень редко. 10. Мне говорят, что я не оправдываю надежд: а) часто; б) иногда; в) очень редко. 11. У меня масса достоинств: а) да; б) всё зависит от ситуации; в) нет. 12. Я пессимист: а) да; б) в исключительных случаях; в) нет. 13. Как всякий думающий человек, анализирую своё поведение: а) часто; б) иногда; в) редко. 14. «Жизнь − грустная штука»: а) вообще – да; б) утверждение слишком общее; в) это не так. 15. «Смех − это здоровье»: а) банальное утверждение; б) об этом стоит помнить в трудных ситуациях; в) вовсе нет. 16. Люди меня недооценивают: а) увы, это так; б) не придаю этому большого значения; в) вовсе нет. 17. Сужу о других слишком сурово: а) часто; б) иногда; в) редко. 18. После полосы неудач всегда приходит успех: а) верю в это, хотя и знаю, что это вера в чудеса; б) может и так, но научного подтверждения этому нет; в) не верю в это, потому что это вера в чудеса. 19. Веду себя агрессивно: а) часто; б) иногда; в) редко. 20. Бывает одиноко: а) очень редко; б) иногда; в) слишком часто. 21. Люди недоброжелательны: а) большинство; б) некоторые; в) вовсе нет. 22. Не верю, что можно достичь того, чего очень хочешь: а) потому что не знаю того, кому это удалось; б) иногда это удаётся; в) это не так, я – верю! 23. Требования, которые передо мной поставила жизнь, превышали мои возможности: а) часто; б) иногда; в) редко. 24. Наверное, каждый человек недоволен своей внешностью: а) я думаю, да; б) наверное, иногда; в) я так не думаю. 25. Когда я что-то делаю или говорю, бывает, меня не понимают: а) часто; б) иногда; в) очень редко. 26. Я люблю людей: а) да; б) утверждение слишком общее; в) нет. 27. Случается, я сомневаюсь в собственных способностях: а) часто; б) иногда; в) скорее редко. 28. Я доволен собой: 29. а) часто; б) иногда; в) редко. 30. Считаю, что к себе следует быть более критичным, чем к другим людям: а) да; б) не знаю; в) нет. 31. Верю, что мне хватит сил реализовать свои жизненные планы: а) да; б) по-разному это бывает; в) нет. Обработка результатов. Переведите ваши ответы в баллы и посчитайте сумму баллов: «а»=0, «б»=3, «в»=5 баллов по вопросам: 1, 4-6, 8-10, 12-17, 19, 21-25, 29; «а»=5, «б»=3, «в»=0 баллов по вопросам: 2, 3, 7, 11, 18, 20, 26-28, 30. Комплекс – это подсознательная установка человека на ту или иную модель поведения, которая мешает ему в реальной жизни быть счастливым, ставить и достигать интересные ему цели, чувствовать себя полноценной личностью, полностью раскрыться в жизни, любить и наслаждаться отношениями. 0-40 баллов – к сожалению, вы – человек закомплексованный. Чем меньше набрали баллов, тем больше комплексов, и тем больше они затрудняют вам жизнь. Более того, в большой мере вы сами несете ответственность за эту ситуацию. О себе думаете негативными категориями. «Зациклились» на своих слабостях, недостатках, ошибках. Постоянно боретесь с собой, и всё это только усугубляет и ваши комплексы, и саму ситуацию, ещё больше осложняет ваши отношения с людьми. Каждый порой бывает не в ладу с самим собой, но это вовсе не конец света. Попробуйте подумать о себе иначе: сконцентрируйтесь на том, что есть в вас сильного, теплого, хорошего и радостного. Увидите, что очень скоро изменится ваше отношение к себе и к окружающему миру. Вы вдруг заметите, что и вы сами, и люди вокруг вас стали лучше, добрее. Улыбнетесь им и себе. 41-80 баллов – у вас есть все возможности самому прекрасно справляться со своими комплексами. В общем-то, они не очень мешают жить. Чем больше набрали баллов, тем меньше они мешают. Тревожит, пожалуй, только то, что временами вы боитесь анализировать себя, свои поступки, лавируете, отступаете, любой ценой не хотите идти на конфликт. Таким образом, не всегда можете справиться с проблемами, когда они появляются. А появляться они будут, ведь это неизбежно. Запомните: прятать голову в песок – дело совершенно бесперспективное, до добра оно не доведет и может только на время разрядить обстановку. От себя не убежишь. Помните, у вас хватит сил справиться с любыми проблемами. Смелее! 81-130 баллов – вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами. Чем больше баллов, тем лучше. Оцениваете своё поведение и поступки людей взвешенно и объективно. Ваше ровное душевное состояние помогает вам преодолевать превратности судьбы. Вы никогда не опускаете рук и считаете, что безвыходных ситуаций не бывает. Свою судьбу держите в собственных руках с полной уверенностью, что только от вас зависит, как сложится ваша жизнь. Не полагаетесь на судьбу и счастливый случай. Может, именно поэтому судьба к вам благосклонна. В компании чувствуете себя легко и свободно, и люди чувствуют себя также легко в вашем обществе. Если кто-то утверждает обратное, не верьте, наверняка этот «кто-то» сам имеет массу комплексов. Вам же можно посоветовать одно – так держать! 131-150 баллов– вы думаете, что у вас вообще нет комплексов. Не обманывайте себя, такого просто не бывает. Лучше все-таки знать свои сильные и слабые стороны и «брать быка за рога», когда этого требует ситуация, нежели просто повторять себе: у меня нет проблем, у меня «все о’кей». Придуманный вами мир и собственный образ – далеки от реальности. Это может быть причиной того, что ваша способность твёрдо стоять на земле в один прекрасный момент подведет вас. Прислушайтесь к тому, что о вас говорят другие, позвольте им говорить искренне. Может, услышите о себе что-то такое, что позволит вам оценивать себя более реально. Самообман вообще небезопасен, потому что, в конце концов, приведет к ощущению постоянного беспокойства и напряжения. Это может стать причиной расстройства вашего здоровья, например, головных болей, хотя врачи будут утверждать, что с медицинской точки зрения у вас всё в полном порядке. Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Комплексы ведь для того и существуют, чтобы с ними справляться или... чтобы их полюбить. Вас хватит и на то и на другое! Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов)
Цель: выявление профессиональных предпочтений личности. Инструкция.Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы вы предпочли? Вам предлагается ответить на этот вопрос в двадцати пунктах. В каждом пункте выберете один из двух предлагаемых вариантов (а или б).
1. а) Ухаживать за животными. б) Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать). 2. а) Помогать больным. б) Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин. 3. а) Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, пластинок. б) Следить за состоянием, развитием растений. 4. а) Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.). б) Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать. 5. а) Обсуждать научно-популярные книги, статьи. б) Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты). 6. а) Выращивать молодняк (животных какой-либо породы). б) Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных). 7. а) Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты). б) Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. 8. а) Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.п.). б) Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов). 9. а) Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище. б) Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках. 10. а) Лечить животных. б) Выполнять вычисления, расчеты. 11. а) Выводить новые сорта растений. б) Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.). 12. а) Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. б) Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок). 13. а) Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. б) Наблюдать, изучать жизнь микробов. 14. а) Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты. б) Оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, ранениях, ожогах и т.п. 15. а) Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые). б) Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п. 16. а) Делать лабораторные анализы в больнице. б) Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. 17. а) Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. б) Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов. 18. а) Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. б) Играть на сцене, принимать участие в концертах. 19. а) Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. б) Заниматься черчением, копировать чертежи, карты. 20. а) Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. б) Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, компьютере и др.). Обработка результатов.Подсчитайте количество совпавших ответов по каждой шкале (количество совпадений по шкале равняется количеству баллов по ней): 1. «Человек-природа»: 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б. 2. «Человек-техника»: 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а. 3. «Человек-человек»: 2а, 4б,6б, 8а, 12а, 14б. 4. «Человек-знаковая система»: 2б, 5а, 9б, 10б, 12б, 15а. 5. «Человек-художественный образ»: 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б. Вам рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество баллов. «Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (садовник, зоотехник, ветеринар, животновод, геолог, агроном, биолог, лесник, пчеловод, почвовед и т. д.). «Человек-техника» - все технические профессии (слесарь, токарь, радиотехник, связист, швея, водитель, электрик, инженер, монтажник и т.д.). «Человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением (продавец, учитель, воспитатель детского сада, няня, администратор, врач, медицинская сестра, официант, преподаватель училища, вуза и т.д.). «Человек-знаковая система» - все профессии связанные с обсчётами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (чертёжник, машинистка и оператор ЭВМ, радист, плановик, экономист, корректор, программист, телеграфист, наборщик и т.д.). «Человек-художественный образ» - все творческие специальности (маляр, гравёр, архитектор, фотограф, актёр, шлифовальщик камней, художник, музыкант, модельер, стеклодув и т.д.). Тест «Шкала локуса контроля» (Дж. Роттер) Цель: определение уровня сформированности субъективного контроля, который позволяет оценить в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Инструкция. Вам предлагается 44 утверждения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте «естественный» ответ. Помните, что в тесте «плохих» и «хороших» ответов нет. Предпочтителен тот вариант, который первым пришел вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» («да»), если не согласны – знак «–» («нет»). 1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и собственных усилий человека. 2. Большинство разводов происходит от того, что люди не хотят уступать и приспосабливаться друг к другу. 3. Болезнь – дело случая, и если уж суждено кому-то заболеть, то с этим ничего не поделаешь. 4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. 5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения. 6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей. 7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. 8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. 9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководители полностью контролируют действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность. 10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например, от настроения учителя, а не от моих собственных усилий. 11. Когда я строю планы, то, в общем, верю в то, что смогу их осуществить. 12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. 13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем лекарства и врачи. 14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались наладить совместную семейную жизнь, у них скорее всего, ничего не получится. 15. То хорошее, что я делаю в жизни, обычно бывает по достоинству оценено другими. 16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. 17. Я думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. 18. Я не стараюсь планировать свою жизнь далеко вперед, потому что многое зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства. 19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности. 20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной. 21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств. 22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать. 23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней. 24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле. 25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. 26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье. 27. Если я очень захочу, то могу расположить к себе почти любого человека. 28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными. 29. То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук. 30. Иногда трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе. 31. Человек, который не смог добиться успехов в своей работе, скорее всего просто не проявил достаточно усилий. 32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу. 33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, а не я. 34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать. 35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой. 36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. 37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи. 38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. 39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, не надеясь на помощь других людей и не полагаясь на судьбу. 40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания. 41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании. 42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя. 43. Многие мои успехи стали возможными только благодаря помощи других людей. 44. Большинство неудач в моей жизни произошло от моих незнания или лени и мало зависело от везения или невезения. Обработка результатов. Подсчитайте количество совпавших ответов по каждой шкале (количество совпадений по шкале равняется количеству баллов по ней, при этом, если по шкале, например, совпало 5 положительных и 3 отрицательных баллов, то сумма баллов по этой шкале равна 8 баллам): 1. Шкала общей интернальности: «+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44; «–» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43. 2. Шкала интернальности в области достижений: «+» 12, 15, 27, 32, 36, 37; и «–»1, 5, 6, 14, 26, 43. 3. Шкала интернальности в области неудач: «+» 2, 4, 20, 31, 42, 44; и «–»7, 24, 33, 38, 40, 41. 4. Шкала интернальности в семейных отношениях: «+» 2, 16, 20, 32, 37; и «–»7, 14, 26, 28, 41. 5. Шкала интернальности в области производственных отношений: «+» 19, 22, 25, 42; и «–»1, 9, 10, 30. 6. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни: «+» 13, 34; и «–»3, 23. Локус контроля (лат. locus – место, местоположение и франц. contrôle – проверка) – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний локус контроля), то есть локус контроля является двухполюсной характеристикой: на одном полюсе находятся интерналы, на другом – экстерналы. Экстернальный тип (0-11 баллов) – человек интерпретирует все происходящие в его жизни события как зависящие не от него, а от каких-то других сил (Бога, судьбы, условий окружающей среды, случайности, везения или невезения, других людей и их действий и т.д.). Экстерналы эмоционально неустойчивы, склонны к неформальному общению и поведению, малообщительны, у них плохой самоконтроль и высокая напряженность. Поскольку экстернал не чувствует себя способным как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий, он снимает с себя всякую ответственность за всё происходящее с ним. Смешанный тип(12-32 балла) – характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п., то есть человек в разных обстоятельствах может вести себя и как интернальный и как экстернальный типы. Интернальный тип (33-44 балла) – человек, имеющий высокий уровень субъективного контроля и считающий, что большинство важных событий в его жизни зависит от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, упорности, уровня способностей и т.п.) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности. Он считает, что может влиять на события своей жизни, управлять ими и, следовательно, нести ответственность за них и за свою жизнь в целом. Люди, имеющие такой локус контроля, обладают эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью. Шкала интернальности в области достижений. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом проследить свои цели в будущем. Низкие показатели по данной шкале говорят о том, человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Шкала интернальности в области неудач. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели по шкале свидетельствуют о том, что, испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом своего невезения. Шкала интернальности в семейных отношениях. Высокие показатели по шкале означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнёров причиной значимых ситуаций, возникающих в семье. Шкала интернальности в области производственных отношений. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий – указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению или невезению. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Высокие показатели по шкале свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за своё здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по шкале считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придёт в результате действия других людей, прежде всего врачей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |