Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел IV. Методика работы школьного психолога с детьмиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с. ISBN 5-7695-0899-Х В учебном пособии освежены: технология основных направлений работы практического психолога; методика работы психолога с детьми разного возраста; технологии психологического сопровождения детей и подростков группы риска; методика работы психолога с семьей и педагогическим коллективом учреждений образования. Может быть рекомендовано практикам — психологам и педагогам. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................................................................................................. 3 Раздел I. Введение в специальность практического психолога.................4 Глава I. Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования.............................................................4 1.1.1. Практическая психология образования и ее технологии .... 4 1.1.2. Правовой'статус практического психолога образования ... 14 1.1.3. Квалификационная характеристика педагога-психолога... 18 1.1.4. Профессиональная этика практического психолога...........25 Глава 2. Примерная модель личности и профессиональной деятельности психолога образования ....................................30 1.2.1. Требования кличности педа го га- психолога.......................30 1.2.2. Психолог как специалист, в системе образования..............35 1.2.3. Модель профессиональной деятельности педагога-психолога..................................................................40 1.2.4. Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности ............................................................................48 Глава 3. Организация труда практического психолога........................59 1.3.1. Рабочее место психолога.......................................................59 1.3.2. Планирование работы психолога.........................................63 1.3.3. Школьный психолог.и его .позиции....................................67 1.3.4. Особенности организации практической деятельности психолога..................................................................................70 Глава 4. Содержание и формы работы психолога в учреждениях образования..............................................................................83 1.4.1. Субъектно-объектные отношения в психологической деятельности ............................................................................83 1.4.2. Авторские модели психологической службы......................87 1.4.3. Специфика работы психолога в детском саду.....................96 1.4.4. Специфика работы школьного психолога в учреждениях интернатного типа.......................................ЮЗ Раздел II. Стратегия психологической службы образования и основные направления работы практического психолога.....118 Глава 1. Гуманизация целостного педагогического процесса как цель психологической службы образования........................I1° 11.1.1. Гуманистическая парадигма педагогического процесса ... 118 11.1.2. Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса................121 11.1.3. Методологические основы гуманизации педагогического процесса..................................................... II. 1.4. Роль психологической службы в гуманизации педагогического процесса..................................................... Глава 2. Психодиагностика как основа практической деятельности психолога образования.......................................................... 11.2.1. Современное понятие психодиагностики........................ 11.2.2. Процедура и методы школьной психодиагностики........ П.2.3. Получение информации в работе психолога и ее использование................................................................ 11.2.4. Психологический мониторинг в практике психологической службы образования................................ Глава 3. Психологическое консультирование в системе деятельности педагога-психолога......................................... 11.3.1. Общее представление о психологическом консультировании.................................................................. 11.3.2. Основные подходы к консультированию и его виды ..... 11.3.3. Особенности возрастно-психологического и психолого-педагогического консультирования............... 11.3.4. Методика индивидуального консультирования............... Глава 4. Психокоррекция "как направление деятельности практического психолога в учреждениях-образования....... 11.4.1. Сущность и принципы психологической коррекции...... 11.4.2. Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками....................................................... 11.4.3. Специфика и особенности психокоррекционного процесса.................................................~............................... 11.4.4. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками.....'...................................................... Раздел III. Методика работы педагога-психолога с различными возрастными группами............................................................ Глава 1. Психологическая помощь детям дошкольного возраста..... III. 1.1. Психологическое сопровождение.естественного развития дошкольника.......................................................... 111.1.2. Игровая коррекция в работе с дошкольниками............ 111.1.3. Коррекция аффективного поведения детей дошкольного возраста.......................................................................... 111.1.4. Коррекция межличностного взаимодействия в группе детского сада.......................................................................... Глава 2. Методика работы психолога с младшими школьниками..... 111.2.1. Младший школьник как объект психологической помощи................................................................................... 111.2.2. Готовность ребенка к школьному обучению.................. 111.2.3. Мотивация учения и адаптация ребенка к школе......... 111.2.4. Коррекция страхов и школьной тревожности у младших школьников......................................................... Глава 3. Технология работы психолога с подростками....................; 111.3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста.........................................................^ 111.3.2. Технология психологической работы с подростками в школе...................................................................................~i 111.3.3. Групповая психотерапия при акцентуациях характера у подростков...........................................................................3 111.3.4. Социально-психологический тренинг для подростков, имеющих коммуникативные проблемы...............................7 Глава 4. Технология решения психологических проблем учащихся старших классов.....................................................................1 111.4.1. Юность и ее психологические проблемы.......................; 111.4.2. Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников..................................................................^ 111.4.3. Программа «Лидерство» для старшеклассников............I 111.4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению.................................................1 Раздел IV. Методика работы школьного психолога с детьми группы риска............................................................................1 Глава 1. Психологическая помощь детям в случаях социально-педагогической запущенности..............................................7 1V.1.I.Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте..................................................................................1 IV. 1.2. Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности детей ..............................................................1 IV. 1.3. Принципы ранней профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей................1 IV. 1.4. Методика психологической помощи социально и педагогически запущенным детям....................................: Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков в аспекте деятельности практического психолога...............................: IV.2.1. Адаптивное и отклоняющееся поведение.......................: IV.2.2. Причины и факторы девиантного поведения школьников............................................................................: IV.2.3. Установление контакта с девиантными подростками ...: IV.2.4. Диагностика девиантного поведения ..............................: Глава 3. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция ....: IV.3.I. Психология агрессивного поведения ..............................': 1V.3.2. Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы и направления.............................................................': 1V.3.3. Аутоагрессия и ее профилактика.....................................j IV.3.4. Алдиктивное поведение как вид саморазрушения личности; мишени его психокоррекции .............................: Глава 4. Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях..........................................................: IV.4.1. Психологический кризис и виды кризисных ситуаций ....: IV.4.2. Переживание-преодоление критических ситуаций как фактор диагностики и коррекции девиантного поведения подростков .......................................................... IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия.................................................... IV.4.4. Психологическая поддержка подростков-инвалидов .... Приложение I........................................................................................... Приложение 2........................................................................................... Приложение 3........................................................................................... ПРЕДИСЛОВИЕ Развитие практической психологии в системе образования, психологическое обеспечение учебно-воспитательной работы связаны с необходимостью гуманизации российской школы. При смене парадигмы педагогического процесса обращенность к личности ребенка, его индивидуальности потребовала разработки профессиональных способов психологического сопровождения растущей и формирующейся личности. С созданием психологической службы в школе появилась потребность в подготовке педагогов-психологов, ориентированных в профессиональной деятельности на проблематику, связанную с обучением и воспитанием детей. До последнего времени подготовка практических психологов для учреждений образования носила академический характер. Владея необходимой информацией, психологи затруднялись в ее практическом использовании. Это было связано с недостаточной разработанностью методических вопросов в данной отрасли науки. Многие технологические подходы в работе с детьми и подростками заимствованы из зарубежного опыта без их достаточной адаптации к российским социокультурным условиям. Анализ деятельности психологов показывает, что профессиональные затруднения чаще связаны с технологическими аспектами практической работы в системе образования, начиная с общей организации труда, путей и способов взаимодействия с педагогическим коллективом и кончая конкретными методиками, применяемыми в работе с различными возрастными группами и в наиболее распространенных случаях. Технология практической деятельности психолога, представленная в системе, дает будущему специалисту целостное представление не только о том, что делать, но и о том, как это делать. Предлагаемое учебное пособие апробировано автором на психологическом факультете Курганского государственного университета. Оно может помочь студентам в изучении таких дисциплин специализации «Психология образования», как «Введение в профессию психолога», «Организация психологической службы всистеме образования», «Технологии возрастного подхода в работе психолога с детьми и подростками», «Психология девиантного поведения», «Технологии работы психолога с педколлективом», «Психология семьи» и многие другие. Наименования отдельных глав и разделов соответствуют вопросам, рассматриваемым на учебных занятиях. Раздел I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА Глава 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ Практическая психология образования и ее технологии. — Правовой статус практического психолога образования. — Квалификационная характеристика педагога-психолога. — Профессиональная этика практического психолога. 1.1.1. Практическая психология образования и ее технологии Практическая психология— отрасль психологической науки, предметом изучения которой является индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни [1]. Она также ставит своей задачей обоснование воздействий на личность с целью проявления ее потенциальных возможностей. Практическая психология одновременно является видом профессиональнойдеятельности, цель которой — решение конкретных психологических задач и оказание психологической помощи отдельным людям и группам людей. Объектом практической психологии как профессиональной деятельности является индивидуальность человека и его психологической ситуации. Предметом практической деятельности психолога выступает та или иная грань психической реальности человеческой индивидуальности . Социальный заказ ориентирован на работу, с учащимися разного возраста, относящимися к категории психической нормы. Клиентом практического психолога становится человек (взрослый или ребенок), который сообщает о себе психологическую информацию и включен в процесс ее получения. Заказчик на работу практического психолога (педагог, родитель и т.д.) сообщает психологическую информациюо клиенте, будучи отчужденным от нее. Информация о конкретном человеке дополняет и уточняет обобщенное психологическое знание и обес- печивает обоснование для воздействия на него в работе практического психолога. Психологическая служба также рассматривается как вид научной и практической деятельности, представляя собой часть практической психологии. Ее целью является решение проблем психологического обеспечения учебно-воспитательного и управленческого процессов в образовании. И.В.Дубровина выделяет три аспекта психологической службы: научный — одно из направлений возрастной, педагогической и практической психологии, изучающее закономерности развития личности с целью разработки методов и средств профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы; прикладной, методический — разработка технологий психологического обеспечения учебно-воспитательной работы; практический — непосредственная работа психолога в учреждении образования. Задачами психологической службы образования являются: содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе; обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе его психолого-педагогического изучения; профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей. Целью практической психологической работы с детьми может быть достижение психического здоровья ребенка, а его психическое и личностное развитие — условием и средством достижения этой цели [7]. Принято выделять взаимосвязанные между собой соматическое, психическое и социальное здоровье человека. Соматическое (биологическое, физическое) здоровье — это отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека. Для оценки здоровья детей и подростков используются три основных критерия: соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям; достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма; наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентно-сти (сопротивляемости) организма. Психическое здоровье — в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связы- вающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии. В психологическом словаре понятие психического здоровья определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности. Для оценки психического здоровья используются следующие критерии: осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе, своей деятельности, ее результатам; адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; способность планировать свою собственную жизнь и реализо-вывать это; способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) установлено, что нарушения психического здоровья связаны как ссоматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными внешними неблагоприятными факторами, воздействующими на психику. Нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. И.В.Дубровина вводит понятие «психологическое здоровье». По ее мнению, это то, что делает личность самодостаточной. Общество же извне задает ей нормы и рамки. Оно вооружает ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с другими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Социальное (личностное) здоровье — это определенный уровень развития, сформированное™ и совершенства форм испособов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психиче- ского и личностного развития, позволяющий успешно реализовы-вать это взаимодействие (И. В. Кузнецова). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности. Критериями социального здоров ья детей и подростков могут служить: адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс); овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная); овладение нормативным, правилосообразным поведением; уравновешенность процессов социализации и индивидуализации; выработка индивидуального стиля поведения (деятельности); наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств; общая средовая адаптация — интеграция в общество. Основываясь на принципе функционального единства организма (П.К.Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, педагог-психолог ориентирован на сохранение и укрепление психологического и личностного здоровья детей и подростков как средства и условия их полноценного психического здоровья. Он подходит к решению данной проблемы комплексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями. Основными направлениями деятельностипсихологической службы и видами работы психолога являются психодиагностика, психопрофилактика, развитие, коррекция и консультирование. Психопрофилактическая работа — это формирование у педагогов и детей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком" или в интересах собственного развития, создание услйвий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности. Психодиагностическая работа — это углубленное психолого-пе-дагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии. Развивающая и коррекционная работа — это активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей. Консультативная работа — это консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания. Психологическое сопровождение — это вся система профессиональной деятельности психолога. Она направлена на создание со- циально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения (Р. М. Битянова). Ребенок является активным участником взаимодействия. Педагоги транслируют ему обще культурные и социальные ценности, ориентируя на определенные пути развития: их роль носит формирующий характер. Родители являются носителями социокультурных ценностей и выполняют регулирующие функции. Психолог преимущественно участвует в развитии как сопровождающий, он создает условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам и на которые его ориентировали педагоги и родители. Важнейший принцип сопровождения — безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей его развития. В своей практической деятельности психолог руководствуется нормативными документами, регламентирующими его права, обязанности, основные направления деятельности, ее цели и задачи. Основным таким документом является Положение о психологической службе (приложения 1,2). Общая классификация технологий и методов работы педагога-психолога.Как любая другая новая область человеческой деятельности, практическая психология интенсивно разрабатывает и осваивает собственные технологии и отдельные методы или заимствует их из смежных дисциплин: различных отраслей психологии и педагогики, социальной работы и социологии, медицины и др. На этапе становления неизбежны методологические дискуссии в науке. «Путаница ролей» происходит и в сфере практической деятельности. Чаще всего это связано с уточнением функционально-содержательной иерархии и особенностей применения технологий, особенно относящихся к другим профессиональным областям. Возникает проблема уточнения сущности и специфики последних, их упорядочения в общей системе, составляющей фонд практической психологии образования. Понятие «технология» используется в разных значениях. С одной стороны, это способы материализации знаний, навыков и опыта человека в процессе деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой — это рациональная последовательность использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле слова технология — это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения. Характерными признаками технологии являются процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта и проектирование процесса изменения. Технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи. Общая классификация технологий может осуществляться по самым разным параметрам: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения и др. Классификация технологий практической психологии образования
Социально-психологические технологии — это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы. Социально-педагогические технологии — это совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально ориентированных видах деятельности. Психолого-педагогические технологии — это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач (примером является технология развивающего обучения). Социально-медицинские технологии — это совокупность взаимосвязанных социальных и медицинских приемов и методов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека и формирование здорового образа жизни. Психотехнологии — это диагностические, коррекционно-раз-вивающие и психотерапевтические процедуры, объектом которых является психическая реальность конкретной личности, а предметом — изменения тех или иных граней этой психической реальности, влияющих на поведение человека. Названия направлений психологической работы и соответствующих им технологий совпадают, что вызывает определенные затруднения при характеристике последних. Их можно преодолеть, если определить направление как возможное поле деятельности, ее содержание, а соответствующую технологию — как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с определенным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая. Психологическая диагностика как технология — это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе с целью постановки психологического диагноза. Технология развития направлена на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями ребенка. Она предполагает учет не только зоны актуального развития ребенка, но и его завтрашних возможностей (зоны ближайшего развития). Технология психопрофилактики — это система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды. Профилактика — это предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Она может предусматривать решение еще не возникших проблем. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принима- ются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при обнаружении у ребенка пробелов в знаниях, умениях и навыках образовательного и социально-этического характера с ним проводится индивидуальная работа, предупреждающая его социально-педагогическую запущенность. Профилактические меры, принимаемые в отношении уже возникшей проблемы, предупреждают появление новых. Например, психолог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, останавливая развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий — к специальной. Можно называть специальной профилактикой систему мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, неуспеваемости и т.п. В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонении в развитии личности ребенка. Это обусловлено тем, что детство является тем периодом, в котором закладываются фундамент личности, нравственные и этические эталоны, формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; в этом периоде°он обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью, зависим от взрослого, а родители и педагоги — его главные авторитеты. Технология психологического информирования по своей сути является педагогической, обучающей. Другое дело, что средства, которыми пользуется психолог при ее применении, могут быть как педагогическими (рассказ, беседа, лекция, анализ проблемных ситуаций, деловая игра), так и психологическими (диагностическая и консультативная беседа, «телефон доверия» и др.). Технология психологического консультирования — это обусловленная проблемой и ситуацией клиента целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального от-реагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов ее решения. Технология социально-психологической адаптации детей и подростков — это целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса (родителей, педагогов, социального педагога, психолога) и ребенка, которая способствует овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации ребенка в микросоциуме. Технология психологической коррекции и психотерапии — это система психологических или психотерапевтических средств, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом. Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков — системный, целенаправленный процесс их возвращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующий полноценному функционированию в качестве социального субъекта. Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей ребенка после какого-либо нарушения. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме, адекватной его возрасту и требованиям среды. Это возможно лишь при восстановлении ребенка как субъекта деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания. В этом плане реабилитацию часто называют перевоспитанием. Социально-педагогическая реабилитация в образовательных учреждениях заключается в преодолении школьных и семейных репрессий по отношению к детям и подросткам; преодолении обструкции по отношению к ним соостороны сверстников; коррекции их общения и поведения; разрешении конфликтных ситуаций. Технология психологического сопровождения — это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными технологиями, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка. В основе рассмотренных технологий лежит целесообразное сочетание определенных методов. Всякий раз, когда психолог сталкивается с необходимостью инструментального обеспечения программ профессиональной деятельности, ему приходится анализировать фонд известных методов и выбирать из них наиболее адекватные. В психологической практике метод ~ это совокупность способов и приемов решения практической психологической задачи. Классификация основных методов практической психологии (см. с. 13) основана на двух параметра*: области заимствования (педагогические, социально-педагогические, собственно психологические) и виде или направлении профессиональной деятельности (психологической экспертизы, психокоррекции и др.). Среди собственно психологических методов можно выделить психодиагностические, психокоррекционные, методы консультирования и психотерапии. В некоторых случаях психолог, реализуя ту или иную технологию, использует методы, заимствованные из других областей. Например, в психологическом информировании он может применять лекции, беседы, деловые игры и практикумы на психологические темы. Классификация основных методов, используемых педагогом-психологом
Владение технологиями позволяет педагогу-психологу оптимизировать свою профессиональную деятельность, подняться на уровень профессионального мастерства. В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов, способов и содержания деятельности он подходит с позиций необходимости и достаточности, проявляет чувство меры, порядка и связи. Характер технологии, используемой психологом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации, предметом психологического воздействия, возможностями самого специалиста и многими другими параметрами. Цель деятельности подчиняет себе и определяет вид технологии. Психолог, умеющий вычленять проблему ребенка, ставить цели работы с ним, является хорошим стратегом. Осуществить стратегию профессиональной деятельности ему помогает владение технологиями. |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |