Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 1. Философия – о чём это? Культура и философия




Раздел 1. Философия – о чём это? Культура и философия

 

1. Предмет философии………………………………………………………………6

2. Специфика философского знания………………………………………………..7

3. Структура философского знания………………………………………...………9

4. Основные этапы исторического развития философии………………………..10

5. Функции философии………………………………………………………...…..10

6. Материализм и идеализм………………………………………………………..14

7. Диалектика и метафизика……………………………………………………….15

8. Место и роль философии в культуре…………………………………………...17

 

Раздел 2. Краткий исторический очерк развития философской мысли

 

9. Предпосылки и происхождение философии…………………………………...20

10. Историческое развитие античной философии………………………………..24

11. Античная философия: основные принципы и проблемы…………………....25

12. Средневековая философия: основные принципы и идеи……………………33

13. Основные идеи философии Возрождения……………………………………39

14. Специфика философии Нового времени…………………………………...…41

15. Проблема метода познания в философии Нового времени………………….43

16. Философия эпохи Просвещения………………………………………………46

17. Немецкая классическая философия…………………………………………...48

18. Философия марксизма………………………………………………………....55

19. Неклассическая философия 19 века………………………………………….58

20. Особенности дореволюционной российской философии………………...…64

21. Классическая и неклассическая философия: основные идеи и принципы....72

22. Антропологически ориентированные направления в философии ХХ века..74

23. Сциентистски ориентированные направления в философии ХХ века...……83

 

Раздел 3. Теоретическая философия

24. Понятие бытия. Концепции бытия…………………………………………...88

25. Материя и формы ее существования………………………………………….90

26. Философские и естественно-научные представления о свойствах и структуре материи……………………………………………...…………………..93

27. Научная, религиозная и философская картина мира………………...………95

28. Природа и сущность человека……………………………………………….100

29. Происхождение человека и уникальность его бытия……………………..101

30. Философия о смысле жизни и назначении человека………………………102

31. Общество и личность………………………………………………………..105

32. Ценностные ориентации личности………………….……………………….108

33. Возникновение и сущность сознания………………………………………..111

34. Структура и свойства сознания………………………………………………112

35. Сознание и бессознательное………………………………………………….113

36. Сознание и язык………………………………………………………………116

37. Общественное сознание и его формы……………………………………….117

38. Философские концепции о сущности и строении общества………………118

39. Общественный прогресс и регресс………………………………………….120

40. Концепции общественного развития……………………………………….122

41. Познание как предмет философского анализа………………….….……….125

42. Чувственное и рациональное в процессе познания……….…….………….127

43. Познание и практика………………………………………………………….129

44. Истина и заблуждение. Критерий истины…………………………………..130

45. Специфика научного познания………………………………………………133

46. Научное и вненаучное знание……………………….………………………136

47. Структура научного познания, его методы и формы……………………..137

48. Научные революции и смена типов рациональности………….…………..140

49. Эпохи в развитии науки и их специфика………………………….………...141

50. Глобальные проблемы современности……………………………….……..145

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ……………….149

Раздел 1. Философия – о чём это? Культура и философия

1. Предмет философии. Считается, что философия появляется практически одновременно в середине I-го тысячелетии до нашей эры в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Наш курс практически полностью посвящён сначала греческой философии, затем её преемнице – западноевропейской философии. Связано это с двумя главными моментами:

1. Греция является колыбелью культуры Европы и её невозможно выкинуть из контекста развития этой культуры. Хотя сейчас из Греции центр культуры переместился, можно с достаточной долей уверенности предположить, что она всегда будет символом культурного единства, преемственности цивилизованного развития Европы и мира.

2. Наиболее радикальный разрыв философской мысли (который впоследствии привёл и к появлению современной европейской науки) с мифологией и религией произошёл именно в Греции. В Индии философское творчество можно считать своего рода продолжением мифологии, комментарием к Ведам. В Китае философские положения, особенно конфуцианство, стало тоже своего рода ритуалом, своеобразной религией.

Нобелевский лауреат Б. Рассел говорил, что философия – это размышление о том, о чём знание ещё невозможно. И о том, что философия – это как бы ничейная земля между наукой и религией. Рациональным (и новейшим) построением человеческого духа является и наука. Научное и философское знание во многом совпадают (требованием к обоснованности, доказательности выдвигаемых ими положений). Но есть и различие. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - ценностное знание, т.е. знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно (т.е. обязывает к определенному образу жизни и действия). Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни.

Предмет философии - это проблема, которая связана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет.

Одно из современных определений предмета философии – всеобщие свой­ства и связи действительности (природы, общества и мышления), отношения объек­тивной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления, отношение человека к миру.

2. Специфика философского знания. Специфика – это то, что характерно, присуще именно этой области в отличие от любой другой.

Фи­лософия связана с ответами на вечные смысло-жизненные вопросы: зачем я живу?, что мне делать?, на что я могу надеяться?, есть ли судьба? и т.д. Вопросы философии нельзя разрешить исчерпывающе, окончательно и однозначно, потому что на каждом новом историческом этапе развития скалываются иные жизненные обстоятельства и эти вопросы переводятся в иную плоскость и требуют уже других ответов в контексте изменившихся обстоятельств. Слово «философия» в переводе с греческого языка и означало любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий матема­тик и мыслитель Пифагор (ок. 580–500 гг. до н.э.) по отношению к людям, стремя­щимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. На вопрос, чем занимается сам Пифагор и его ученики, он ответил, что они любители мудрости, т.к. настоящая мудрость может быть только у бога, а они только стремятся к ней, насколько это возможно для человека. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении, чем закрепленное за ним позднее. По сути дела этот термин означал совокупность теоре­тических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что имено­вавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюде­ния и выводы, начатки наук, но также раздумья людей о мире и о себе; о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

Для истории рациональной философской мысли не только собственно интеллект имел значение, но и личная смелость, ориентация на высшие ценности – общественное, а не личное благо, самоотречение. Практически все великие философы сталкивались, как минимум, с непониманием, неприятием их идей, которое часто заканчивались травлей, а то и физическим их устранением. Конечно, нельзя сказать, что все интеллектуалы и философы в истории были исключительно высокоморальными людьми. Но сама философия содержательно ориентирована не на тактику, не разрешение бытовых проблем, а на «стратегию» человеческого бытия, постижение смысла нашего существования, диалога на равных между Вселенной, Вечностью и Человеком.

Вся история философской мысли – это прорыв к всеобщности мышления, против ограниченности. Это отрицание границ осмысления действительности. Для истинной философии никогда не существовало искусственных границ, за которые не мог проникнуть интерес исследования – это сакральные границы религий, социальные и политические запреты. Философия всегда была настроена на преодоления естественных границ человеческого познания – астрономических, физических и др. Именно система человек-мир наиболее полно отражает это требование. Как бы ни была успешна наука, например физика, она в любом случае представляет собой подобную систему.

Отчасти справедливы и упрёки к философии как туманному и противоречивому знанию. Но необходимо отметить такую специфику философии, как поиск обычно в условиях недостатка знаний об исследуемой сфере. В то же время история философии знает как тупики, так и блестящие прорывы. Также нельзя судить о ценности того или иного философского рассмотрения по только итогу и содержательной стороне знания. Зачастую представляется ценным не столько содержательный аспект знания, сколько сама направленность на поиск, круг проблем, поставленных при исследовании, разработанная методика и т.п. Не стоит забывать, что сложился как специфический философский язык, предполагающий для понимания того или иного произведения определённый уровень овладения этим языком и знания круга оригинальной проблематики, так и внутренняя близость к постижению метафизических проблем. Существует и философская традиция «эзопова языка», к которому прибегали для ограждения смысла от непосвящённых, власти и т.д.

Первоначально, при своём возникновении философия аккумулировала и пыталась переосмыслить весь массив знания, принадлежащего тогдашней культуре. С систематизацией, разработкой специфической и общей методологии наращивания, осмысливания и хранения знания появлялись отдельные науки, выделяясь из родительской философии, но сохраняя с ней связь. Из философии последовательно выделились сначала дисциплины естественнонаучного плана (физика), позднее социально-гуманитарного направления – социология, психология, педагогика и т.д. Философия похожа в своём бытии на Данко, который вырывает из своей груди сердце. В своей деятельности философия, порождая новые отрасли знания, в определённом смысле занимается самопожертвованием. Но всё равно всегда останется область свободы мысли, свойственная только философскому познанию – наука есть информация, а философия – мысль.

3. Структура философского знания. Предмет философии менялся и уточнялся на протяже­нии веков, перемещались акценты, в процессе развития философии как учения о мире сложилась ее структура.

Ее основными разделами выступают онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (учение о законах и формах мышле­ния), эстетика (учение о прекрасном), социальная философия (учение об обществе), история философии (изучает развитие философского знания), этика (учение о нравст­венности, морали). В процессе развития философии менялся круг ее проблем. Начиная с античных времен, философия понималась как учение о бытии и условиях его позна­ния.

4. Основные этапы исторического развития философии. Так как наибольшее влияние на Европу оказала именно западная философия и всё-таки некая магистральная линия прогресса всего человечества связана именно с такими западными, европейскими феноменами как наука, техника, капитализм, мы будем уделять основное влияние именно западной философии. Однако было бы неправильно полностью забыть о восточной – прежде всего, индийской и китайской. Просто в рамках нашего курса просто обозначим, что существуют альтернативные мировоззренческие системы, которые тоже оказали влияние на западную традицию философствования и на мировую культуру в целом.

Наиболее распространенной является классификация основных этапов развития философской мысли в зависимости от способа производства, т.е. общественно-экономической формации; так же необходимо учитывать национальное своеобразие философии. Согласно этим двум принципам, выделяют античную философию (философию рабовладельческого общества, VI в. до н.э. – VI в. н. э.), средневековую философию (философию эпохи феодализма, V– XV вв. н.э.), переходным периодом является философия эпохи Возрождения (XIII – XVI вв.), философию Нового времени (философию буржуазной формации, XVI– XVII вв.), философию Просвещения XVIII в., с последней четверти XVIII в. и до середины XIX Немецкую классическую философию, современную философию ХХ в. Как относительно самостоятельное духовное построение рассматривается русская философия.

5. Функции философии. Общество имеет определённые потребности, деятельность того или иного социального института по удовлетворению этих потребностей можно назвать функционированием, или функцией этого института. Основные сферы жизнедеятельности общества – это материальная и духовная сферы. Философия относится к духовной сфере, следовательно, её деятельность направлена на удовлетворение, прежде всего, духовных потребностей. Но было бы неправильно радикально разводить материальную и духовные сферы – и философия опосредованно оказывает влияние и на решение материальных потребностей (например, через разумную организацию личной и общественной жизни, опосредованно через науку и культуру и т.п.).

Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологиче­скую, критическую, аксиологическую, социально-коммуникативную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую.

Философия является мировоззрением. Выделяют и другие типы мировоззрений: обыденное, мифологически-религиозное, научное, эзотерическое. Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческие схемы, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире. Она унаследовала также весь объем этого позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно, с позиций рациональной оценки, позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение – система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, диалектическое взаимодействие человека и общества. Таким образом, относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Философия – это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения. Философское мировоззрение может быть материалистическим либо идеалистическим, сциентистским, либо антисциентистским. Но в любом случае – философия указывает человеку не тактику его действий, не решение повседневных сиюминутных потребностей, но его место в общей стратегии человечества, отношении с Вселенной и Вечностью.

Методологическая функция (метод (древнегреческий), в узком смысле, – это путь к познанию чего-либо) философии заключается в том, что она формулирует методологические принципы на основе определенных философских категорий. Эти принципы выступают в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, требований, которые субъект познания реализует при исследовании закономерностей бытия и познания. Наиболее древними философскими методами являются два: диалектический и метафизический, также к ним относят аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др. Например, важнейшие принципы диалектического метода: объективность, всесторонность, конкретность, историзм, принцип противоречия.

Философия обобщает и связывает данные различных наук, разрабатывает общенаучные методы, опираясь на категории (например, причинность, материя, отражение и т.д.) – максимально широкие понятия. Обычно выделяют такие уровни философской и научной методологии как: философская методология, логическая, общенаучная, частнонаучная и т.п.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что фи­лософия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окру­жающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы ок­ружающего мира.

Гносеологическая (от греческого слова «гносис» - познание) – имеет целью выработать критерии и механизмы правильного и достоверного познание окружающей действительно­сти, границ наших возможностей.

Критическая функция философии выражается в постоянном критическом исследовании всяческих оснований культуры. Задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Философия постоянно критикует  всяческие стороны культуры с точки зрения их рациональности и разумности.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нуж­ное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.). Философы, зачастую ценой собственной жизни, пытались привить более высокие ценности, чем ценности массового сознания. Такими ценностями выступают истина, добро, красота, справедливость.

Социально-коммуникативная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. На основе более разумного, рационального устройства общества и соответствующего философского мировоззрения возможны как консолидирующие тенденции внутри определённого общества, так и диалог между культурами.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Отметим, что некоторые философы, например Маркс, давали иногда поразительно точные и глубокие предсказания. В то же время нельзя зарегистрировать достоверно подтверждённых сбывшихся пророчеств модных сейчас «экстрасенсов».

Можно отметить и другие способы работы философии в культуре.

6. Материализм и идеализм.Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» писал: «Вели­кий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отно­шении мышления к бытию».

Основной вопрос философии имеет две стороны: онтоло­гическую (что первично дух или природа?) и гносеологическую (в состоянии ли мы адекватно познать окружающий мир?). По поводу решения первой стороны этого во­проса философы разделились на два лагеря: философы идеалистического толка (дух существовал прежде природы, они же признавали и сотворение мира) и философы материалистического толка (началом считали природу). В свою очередь идеалисты подразделяются на субъективных идеалистов – в качестве первичного начала назы­вают личностное, индивидуальное сознание, мышление и объективных идеалистов – первичное начало объективное духовное (Бог, Дух, Абсолютная идея и т. д.).

По по­воду гносеологической стороны основного вопроса философии большинство при­знают возможность познания бытия. Те же из философов, которые отрицают возмож­ность истинного познания бытия, называются агностиками и скептиками. Агности­цизм – это учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверное знание о них. Скептицизм – это философская концепция, высказывающая сомнение в возможности достижения объективной истины. Материа­лизм и идеализм – противоположные философские течения. На протяжении всей исто­рии философии они вели (и продолжают вести) сложный, напряженный и содержа­тельный спор друг с другом, находя в противоречивой действительности все новые и новые аргументы для укрепления и защиты своих позиций. Определенной попыткой сближения и компромисса между ними можно считать дуализм – философское учение о существовании двух не зависимых друг от друга начал: материального и духовного. (Типичным примером такого рода взглядов были философские построения Декарта, Канта). Существует ещё один вариант решения вопроса. По мнению Спинозы, всё сущее – есть бог, который проявляется в своих атрибутах, которых мы знаем два – дух и материя, но прочих может быть бесконечное множество.

7. Диалектика и метафизика.Диалектика (греч. dialektice – вести беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Из многообразия определений диалектики можно выделить три наиболее характерных: учение о всеобщей связи; учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей ("ядре" диалектики). Эти три дефиниции могут быть обобщены и синтезированы в определении, принадлежащем Ф. Энгельсу: диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Основанный на ней метод и есть диалектико-материалистический метод – система требований, вытекающих из наиболее общих законов всякого движения и поэтому имеющих силу в любой сфере деятельности и самого мышления. Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же законам - законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.

Если бы закономерности развития объективного мира и закономерности развития мышления были бы совершенно различными, то верное отражение предметов материального мира в сознании людей было бы невозможно. Важнейшая задача диалектики как Логики состоит в исследовании того, как выразить в человеческих понятиях движение, развитие объективных явлений, их взаимосвязь, взаимопереходы, противоречия и т.д., т.е. воспроизвести диалектику изучаемого объекта в теории.

Развитие - универсальное и фундаментальное свойство бытия, его атрибут. Поскольку основным источником развития являются внутренние противоречия, то данный процесс по существу является саморазвитием (самодвижением). Современная наука (в частности, синергетика) подтверждает глубинную необратимость развития, его многовариантность и альтернативность, а также то, что "носителем" развития являются сложные, открытые, самоорганизующиеся органические системы.

Сущность, характерная черта метафизики как философского метода мышления - односторонность, абсолютизация какой-то одной (безразлично, какой именно) стороны живого процесса познания - или шире - любого элемента целого.

Термин "метафизика" был введен в I в. до н. э. Андроником Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил "после физики" (знаний о природе) те из них, в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии самом по себе, т.е. те, которые были "первой философией" - наукой о первых причинах, о первой сущности и началах.

На современном уровне развития философского знания можно выделить три основных значения понятия "метафизика".

1. Философия как наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.

2. Особая философская наука - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики.

3. Определенный философский способ мышления (познания), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

Представляется целесообразным разграничивать метафизический способ мышления как целостное образование (возникший в XVII в.) и его отдельные стороны, элементы, которые появились по времени раньше его как целого и были тем самым его предпосылками. Так, в рамках стихийно-диалектической древнегреческой философии элементами метафизического способа мышления выступали: раздувание софистами изменчивости вещей вплоть до полного релятивизма, абсолютизация элеатами неизменности всего сущего и т.п.

 8. Место и роль философии в культуре.Ядро философской деятельности – человеческое мышление. Именно философия ставит «барьер» рационального мышления в трансляции культуры другими способами, прежде всего – трансляции по линии традиции.

Мышление – это главный инструмент человеческой деятельности. Не всегда люди обладали современным мышлением. На ранних этапах развития человеческого общества существовало так называемое пралогическое мышление. При подобном мышлении человек мыслит не абстрактными категориями, а образами мира. Не существовал в мышлении закон противоречия – человек может принимать за истину одновременно 2 противоречащих друг другу предположения и т.д.

Но понемногу человек исторически «отточил» это умение. Одно из главных мест в этом процессе занимала философия. Одним из главных регулятивов человеческой деятельности стало рациональное убеждение. Рациональное убеждение – это внутренне принятое личностью положение, оценённое как разумное, а также процесс, приводящий к этому. Поэтому культуру мышления можно представить как свободное, аргументированное размышление, как на уровне личностного сознания, так и в общественном взаимодействии. Необходимо помнить, что сознание имеет социальную природу.

Так, быть свободным можно только обладая свободным мышлением. Философия – это область подлинной свободы, свободы мысли.

Роль философии в жизни человека и общества определяется ее антидогматическим и антиавторитарным характером, т.е. она ориентирована на признание различных точек зрения порой даже противоречивых, и она ориентирована на то, чтобы усомниться в очевидном на первый взгляд. Следуя древней философской традиции, принято выделять два уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок (формальная логика), изучает структуру высказываний и доказательств, обращая внимание в основном на форму готового знания, а не на его содержание и изменение. Однако законы формальной логики очень важны для формирования правильного мышления. Например, закон противоречия (противоречащие утверждения не могут быть одновременно истинными и ложными), закон тождества (утверждение должно быть тождественным самому себе), закон исключенного третьего (утверждение истинно либо ложно, а третьего не дано), закон достаточного основания (всякое положение, которое мы утверждаем как истинное, должно быть доказано).

Для разума (диалектическая логика) характерно оперирование абстракциями и способность постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Дело разума состоит в том, чтобы осуществить соотношение противоречащих друг другу определений рассудка и удержать их в единстве. Культура мышления заключается во владении диалектической логикой, которая позволяет не впадать в панику при появлении противоречия (например, двух противоположных точек зрения, что на первый взгляд кажется абсурдом), а видит в нем ориентир правильного движения мысли. Такого рода мышление не возникает само собой, на обыденном уровне сознания, а требует особого рода интеллектуальных упражнений, которые открывают путь к правильному оперированию понятиями, категориями и принципами. Например, понятие в своем определении должно быть ясным и четким, не содержать повторений, не содержать отрицания. Искусство оперирования понятиями предполагает установление закономерных связей между явлениями действительности. Понятие должно соответствовать природе того явления, которое оно отражает.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...