Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ 10. Работа на концерте и в студии звукозаписи




При сборке оборудования концертного усилительного комплекса необходимо точно соблюдать очередность сетевого подключения всех элементов комплекса. Очередность такова:

— подается сеть питания с заземлением;

— коммутируются все источники сигнала (микрофоны, D-боксы и пр.)

— все приборы обработки и коммутации сигнала;

— микшерский пульт;

— оконечные усилители мощности.

После сборки, коммутации и включения системы звуковоспроизведения, приступают к анализу окраски звука, вносимой помещением.

Анализаторы спектра. В работе звукооператора применяются специальные сложные измерительные устройства, позволяющие наглядно определить спектральный состав звукового сигнала, называемые анализаторами спектра реального времени. Как и эквалайзеры, они могут содержать от 10 однооктавных полос, до 31 третьоктавной полосы. С помощью анализатора спектра легко обнаруживать частотные пики и провалы. Для индикации среднего уровня спектральных составляющих в каждой из полос на спектральных анализаторах часто применяют линейки светодиодных индикаторов. По показаниям анализаторов спектра очень легко восстановить связь между звучанием и его спектральным составом, что позволяет точно выполнять требуемую коррекцию амплитудно-частотной характеристики с помощью портального эквалайзера.

Применение анализаторов спектра. Амплитудно-частотная характеристика помещения, предназначенного для озвучивания, должна быть линейной. Она не должна содержать пиков и провалов, способных сказаться на результирующем звуке, получаемом в помещении. Используя широкополосный генератор и анализатор спектра, мы сможем в кратчайшие сроки снять и скорректировать характеристику суммарного звучания помещения и системы звуковоспроизведения.

Главный (портальный) эквалайзер звуковоспроизводящей системы является связующим звеном между звучанием звуковоспроизводящей системы и звучанием помещения. Его главной функцией является коррекция звучания помещения, так как именно помещение, а не звуковоспроизводящая система, вносит наибольшие искажения в звучание. Однако искажения, вносимые звуковоспроизводящей системой, тоже могут быть значительными.

Акустическое оформление залов, в которых проходит большинство концертов, редко бывает идеальным. Твердый полированный пол, стекла окон и зеркал и предельно громкий звук — все это само по себе ухудшает звучание так, что слушатели могут перестать понимать слова тестов песен.

Практические методы коррекции амплитудно-частотной характеристики системы воспроизведения звука в помещении

1. Контрольный микрофон располагается примерно в середине помещения, по направлению к сцене. Затем он подключается к одному из каналов микшерного пульта, устанавливается в этом канале линейная характеристика и постепенно увеличивается уровень сигнала этого микрофона. В тот момент, когда система звуковоспроизведения начнет возбуждаться, снимают это возбуждение главным эквалайзером. После этого попробуют еще раз добавить уровень. Повторяют эту операцию до тех пор, пока на эквалайзере не выстроится требуемая характеристика.

2. Метод основан на применении генератора розового шума (pink noise), который встроен в анализатор спектра. Это так называемая «продувка» из-за характера звучания сигнала розового шума. Розовый шум представляет собой сумму колебаний со всеми частотами, находящимися в диапазоне 20Гц — 20 КГц и имеющими равномерное энергетическое распределение по всему спектру. Спектральный состав шумов очень трудно определять на слух, поэтому для такого типа настройки и необходим анализатор спектра.

С линейного выхода анализатора на вход микшера подается розовый шум и при линейной характеристике устанавливается выходной уровень сигнала 0 db. Этот сигнал воспроизводится через портальную акустику. Штатный измерительный микрофон анализатора располагают способом, описанным в первом примере, и устанавливают систему звуковоспроизведения на максимально возможный уровень громкости. По показаниям анализатора спектра отстраивают портальный эквалайзер. Во время настройки системы звуковоспроизведения измерительный микрофон должен быть отдален от секций воспроизводящих акустических систем на расстояние, не менее, чем в полтора раза превышающее их высоту.

Работа по отстройке мониторной системы усиления звука в студиипрактически не отличается от процесса настройки концертного комплекса. Разница лишь в том, что помещение студии звукозаписи специально проектируется с учетом наименьших акустических отражений для оптимизации и выравнивания апмлитудно-частотной характеристики воспроизведения звука. Стены и потолок покрывают специальным мягким звукопоглощающим материалом, пол — ковровым покрытием. Студийные мониторные акустические системы, как правило, бывают активными двухполосными, с пассивным кроссовером. Необходимо учитывать размеры помещения аппаратной комнаты студии, чтобы правильно выбрать характеристику излучения АС — ближнего, среднего или дальнего поля.

При обнаружении проблем в акустике помещения целесообразно применить «продувку» частотным анализатором и откорректировать мониторный сигнал внешним графическим эквалайзером.

 

ЛЕКЦИЯ 11. Райдер

Райдер — список технических и бытовых требований, предъявляемых артистом к организатору гастролей. Он составляется для передачи информации о технических условиях выступления и бытовых требованиях артиста. Соответсвенно райдеры условно разделяют на технические и бытовые. Мы рассмотрим только первую разновидность.

Технический райдер — рабочий документ, содержащий информацию о необходимом звуковом и световом оборудовании и его количестве, которое должен предоставить устроитель, а также информацию об оборудовании, которое будет предоставлено самим артистом. Кроме того, документ должен содержать план сцены (stage plan) с размещенным на ней музыкальным оборудованием и наглядной схемой его коммутации. Обычно он выполняется в виде произвольного эскиза. Указываются места размещения артистов, микрофонов и микрофонных стоек, музыкальных инструментов, инструментальных усилителей, мониторных систем. Это позволяет сократить время проверки оборудования перед концертом (soundcheck).

Патч-лист(patch-list) — коммутационная схема. Эта часть документа содержит список источников звука на сцене, способ их коммутации к каналам микшера и приборы обработки этих каналов.

В следующей таблице приведен примерный вид патч-листа:

канала Instrument (инструмент) Source (источник) Insert (инд. обработка)
1 Kick Mic Shure SM91 Gate
2 Snare Mic Shure SM57  
3 Bass Line XLR Compressor
4 Guitar Mic Shure SM57  
5 Key2 left Line/D-box  
6 Key2 right Line/D-box  
7 Guitar Vox Mic Shure SM58 beta  
8 Lead Vox Mic Shure SM58  
9 Bass Vox Mic Shure SM58  

 

В первой колонке указан номер канала микшера. Во второй — инструмент, в третьей — источник звука, в четвертой — индивидуальная обработка канала микшера.

Дополнительно указываются требования к оборудованию: суммарная мощность системы, приборы обработки звука, количество мониторных линий, дополнительные мониторы на сцене («прострелы») и т.д.

Содержание документа должно быть ясно и понятно техникам всех степеней квалификации. К техническому райдеру обязательно должен прилагаться поименный список всех ответственных лиц (музыкантов, инженеров) с указанием номеров их телефонов и адресов электронной почты.

 

 


 

Литература

Володин, А.В. Электронные музыальные инструменты / А.В. Володин. — М.: Музыка, 1979. — 148 c.

Выходец, А.В. Радиовещание и электроакустика. / А.В.Выходец. —

М.: Радио и связь, 1989. – 215 c.

Загуменнов, А.П. Plug-ins. Встраиваемые приложения для музыкальных программ / А.П.Загуменнов — М.: ДМК, 2000. — 58 с.

Кубат, К.К. Звукооператор / К.К. Кубат — М.: Энергия, 1978. — 426 c.

Меерзон, Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры / Б.Я.Меерзон — М.: Аспект-Пресс, 2004. — 437 c.

Медников, В.В. Основы компьютерной музыки / В.В.Медников —

Санкт-Петербург: БВХ-Петербург, 2002. — 269 c.

Радзишевский, А.В. Компьютерная обработка звука / А.В.Радзишевский — М.: Нолидж, 2000. 159 c.

Ивановский, А.С. Звукообрабатывающие системы: учебно-метод. пособие / А.С. Ивановский. — Минск: Современные знания, 2006. — 50 с.

Ивановский, А.С. Звукозаписывающее оборудование [Электронный ресурс]: метод. пособие / А.С. Ивановский. — Минск: Современные знания, 2009. — 60 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...