Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ 6. Мониторные системы




Мониторной системой называют опорную звуковоспроизводящую систему концертного комплекса. Эта система предназначена для создания в некоторой части озвучиваемого помещения дополнительного звукового поля, характеристики которого не зависят от характеристик основного звукового поля. Это дополнительное звуковое поле является контрольным. Оно необходимо для того, чтобы исполнители могли ориентироваться в звучании, независимо от баланса, выстраиваемого оператором в основной системе звуковоспроизведения. Для решения этой задачи изначально применялся отдельный мониторный канал основной системы звуковоспроизведения, но постепенно возрастание масштабов концертных комплексов, произошедшее за последние годы, привело к превращению этого мониторного канала в отдельную независимую и чрезвычайно сложную мониторную систему звуковоспроизведения. Необходимость применения громоздкой мониторной системы объясняется тем, что в тех огромных масштабах, которых достигли современные концертные комплексы, звучание, создаваемое мониторной системой, это единственное звучание, которое могут слышать исполнители на сцене.

В зависимости от количества исполнителей на сцене, или их групп, формируются мониторные линии — самостоятельные сценические акустические системы со своим звуковым балансом между инструментами, независимым от общего баланса в зале. Этот баланс формируется по желанию исполнителя на сцене и должен помогать ему слышать партии других музыкальных инструментов. Сигнал в мониторные линии отправляется при помощи канальных посылов — Aux, или специальных мониторных отборов. Естественно, в таком режиме необходимы префейдерные посылы (Aux send pre), чтобы общий баланс не влиял на баланс в мониторе. Таких самостоятельных мониторных линий может быть 4-6 и более.

Так как и в основной системе звуковоспроизведения, в мониторной системе сигнал системы может разделяться на полосы с помощью пассивных

или активных кроссоверов. К частотному разделению с помощью активных кроссоверов прибегают, если мониторная система должна иметь высокую

мощность. Если мощность основной воспроизводящей системы невысока, в мониторной системе лучше применять многополосные акустические систе-

мы с пассивными кроссоверами и внутренним частотным разделением. При подзвучивании групп, исполняющих хард рок или хэви метал, целесооб-

разно использовать многополосную мониторную систему большой мощности, которая могла бы успешно конкурировать с мощностью гитарных усилителей.

Боковые мониторные акустические системы применяются для повышения общей громкости звучания мониторной системы на сцене. Они располагаются елевой и правой стороны сцены позади стоек акустических систем основной системы звуковоспроизведения. Звук этих мониторных акустических систем направляется вовнутрь пространства сцены. Если подзвучиваемая сцена имеет высокую протяженность, такие же акустические системы располагают вдоль переднего края сцены через определенные примерно равные интервалы. Это позволяет получить на длинной сцене согласованное равномерное звучание.

Независимая мониторная система. Центральной частью независимой мониторной системы является мониторный микшерный пульт. Этот микшерный пульт располагается в непосредственной близости от основного микшерного

пульта и подключается к распределительному устройству сцены отдельным многопроводным соединительным кабелем.

Теоретически мониторный микшерный пульт должен иметь такое же количество входных каналов, как и основной микшерный пульт, однако в большинстве случаев для управления мониторной системой достаточно меньшего количества каналов. При работе с небольшой группой исполнителей можно вполне ограничиться 12-канальным мониторным микшерным пультом, хотя большее количество каналов делает настройку мониторной системы более наглядной и удобной. Для больших концертов требуется сложная и гибкая мониторная система, мониторные микшерные пульты таких систем имеют несколько групп канальных регуляторов уровней, располагаемых в канальных секциях пульта аналогично регуляторам уровней дополнительных выходов основного микшерного пульта. Каждая линия этих регуляторов уровней позволяет производить независимую регулировку баланса отдельного выходного канала, количество которых равно количеству линий канальных регуляторов уровней. После регуляторов уровней каждого из выходных каналов входные сигналы, смешанные в различных пропорциях, подаются на входы отдельных эквалайзеров, затем — на отдельные усилители, каждый из которых имеет свою группу мониторных акустических систем.

Общее количество полученных таким образом каналов может достигать 16. На настройку такой мониторной системы требуется значительное время, поэтому подобные системы применяются только в больших стационарных концертных комплексах. В концертных комплексах средних размеров мониторный микшерный пульт может иметь 4, 6 или большее количество линий в зависимости отсложности и назначения комплекса.

Многоканальная мониторная система решает туже задачу, что и одноканальная — создает независимый баланс звука на сцене. Но ее главное отличие от одноканальной мониторной системы состоит в том, что баланс, создаваемый многоканальной системой в разных областях сцены, может быть различным. Балансом звука любой из областей сцены можно управлять, изменяя настройку одного из каналов многоканальной мониторной системы. К этому чрезвычайно сложному способу управления распределением мониторного звука по пространству сцены приходится прибегать из-за индивидуальных особенностей восприятия общего звука каждым из исполнителей. Любой исполнитель слышит себя совершенно по-другому, чем всех остальных и нуждается в отдельном опорном балансе для исполнения своей партии.

ЛЕКЦИЯ 7. Микрофоны

Микрофон — это устройство для преобразования акустических колебаний воздушной среды в электрические сигналы.

По способу преобразования колебаний микрофоны подразделяют на:

электродинамические (ленточные и катушечные)

электростатические (конденсаторные и электретные)

электромагнитные, угольные и др.

По диапазону воспринимаемых частот:

узкополосные (речевые)

широкополосные (музыкальные)

По направленности:

ненаправленные (круговые)

двунаправленные (восьмеричные или косинусоидальные)

однонаправленные (кардиоидные, суперкардиоидные, гиперкардиоидные),

остронаправленные

По помехозащищенности:

шумозащищенные

обычного исполнения

Основные параметры микрофонов: номинальный диапазон частот, модуль полного электрического сопротивления, чувствительность, типовая частотная характеристика чувствительности, характеристика направленности.

Номинальный диапазон частот — тот диапазон частот, в котором микрофон воспринимает акустические колебания и в котором нормируются его параметры. Для профессиональных студийных целей обычно стремятся использовать микрофоны нулевой группы сложности высшей категории качества, для которых нормируется диапазон частот 20—20000 Гц. Микрофоны первой группы сложности должны иметь номинальный диапазон частот не менее 31,5—18000 Гц, второй группы 50—15000 Гц, третьей группы 63—12500 Гц.

Модуль полного электрического сопротивления (называемого также выходным или внутренним) нормируется на частоте 1 кГц. Сопротивление может быть комплексным или активным. Если оно комплексное и, следовательно, зависимое от частоты, то приводят или модуль на частоте 1 кГц, или среднее значение по диапазону частот. Для микрофонов нулевой и первой групп сложности нормируется значение модуля полного электрического сопротивления 50 Ом и менее, 100 и 200 Ом, а для микрофонов второй и третьей групп сложности также еще и 2 кОм.

Чувствительность микрофона — это отношение напряжения U на выходе микрофона к воздействующему на него звуковому давлению р, выраженное в милливольтах на паскаль (мВ/Па): E=U/p.

Характеристика направленности R(q) — зависимость чувствительности микрофона в свободном поле на определенной частоте f от угла q между рабочей осью микрофона и направлением на источник звука.

Диаграмма направленности — это графическое изображение характеристики направленности, которое чаще всего приводят в полярных координатах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...