Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы возрастной психологии.




Самарский Государственный Педагогический Университет

Министерство общего и профессионального образования

РФ

Межфакультетская Кафедра

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Самара 2008 год.

Содержание

Содержание. 2

Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. 4

§1.1.Ообщая характеристика. 4

§1.2. Методы возрастной психологии. 7

§1.3. Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками. 12

Лекция 2. Методологические и теоретические вопросы психического развития человека. 13

§ 1. Принцип и категория развития в психологии. 13

§ 2. Теории детского развития. 17

§3. Периодизация и закономерности психического развития ребенка. 19

§4. Нормативный подход к исследованию детского развития. 20

§5. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка. 22

§6. Стратегии исследования психического развития ребенка. 28

Лекция 3. Младенчество от рождения до 3 лет. 32

§3 Младенчество. 32

§ 3.1.1. Кризис новорожденности. 32

§ 3.1.2. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития. 34

§ 3.1.3. Собственно младенчество . 37

§ 3.1.4. Кризис 1 года. 44

Литература по теме: 47

§ 4.2. Ранний возраст (1-3 года). 47

§ 4.2.1. Социальная ситуация развития. 47

§ 4.2.2. Ведущий тип деятельности. 48

§. 4.2.3. Основные новообразования возраста. 51

§ 4.2.4. Кризис трех лет. 57

Литература по теме: 58

Лекция 5. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) 59

§ 5.1. Социальная ситуация развития. 59

§ 5.2. Игра как ведущая деятельность. 59

§ 5.2. Развитие личности дошкольника. 67

§ 5.3. Развитие психических функций. 70

§ 5.4. Развитие эмоций, мотивов и самосознания. 78

§ 5.5. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. 82

§ 5.6. Кризис семи лет. 83

§ 5.7. Психологическая готовность детей к школе. 84

Литература по теме: 85

Тема 6. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет) 87

§ 6.1. Социальная ситуация развития. 87

§ 6.2. Учебная деятельность. 88

§ 6.3. Развитие младшего школьника. 92

§ 6.3.1. Развитие личности. 92

§ 6.3.2. Мотивация и самооценка. 94

§ 6.3.3. Познавательное развитие. 98

§ 6.4. Особенности общения младшего школьника. 101

Литература по теме: 103

Тема 7. Подростковый возраст (10,11 – 15,16 лет) 104

§ 7.1. Развитие в подростковом возрасте. 104

§ 7.1.1. Социальна ситуация развития. 104

§ 7.1.2. Развитие психических функций. 106

§ 7.1.3. Развитие самосознания. 107

§ 7.1.4. Подростковые реакции. 109

§ 7.2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте. 114

§ 7.3. Кризы подросткового возраста. 115

§ 7.3.1. Кризис подросткового возраста. 115

§ 7.3.2. Пуберантный кризис. 119

§ 7.4. Формирование личности подростка. 121

Литература по теме: 124

Тема 8. Юношеский возраст (15-23 года). 125

8.1. Общая характеристика возраста. 125

8.1.1. Социальная ситуация развития. 125

8.1.2. Ведущая деятельность в юношеском возрасте. 127

6.1.3. Развитие личности в юношеском возрасте. 129

6.1.4. Интеллектуальное развитие в юности. 134

6.1.5. Общение в юношеском возрасте. 135

8.2. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 138

§ 1. Переходный период. 139

§ 2. Условия развития. 140

§ 3. Линии развития жизненного мира. 142

§4. Основные психологические особенности ранней юности (14 – 18 лет) 145

8.3. Юность (от 17 до 23) 145

§ 1. Кризис 17 лет. 146

§ 2. Условия развития. 147

§2. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста. 151

§3. Особенности развития личности студента. 153

§4. Основные психологические возможности поздняя юность (18-25 лет) студенческий возраст 156

Литература по теме: 160

Тема 9. Молодость (от 23 до 30 лет) 161

§ 1. Главные стороны жизни. 161

§ 2. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни. 165

Тема 10. Зрелость (от 30 до 60-70 лет) 168

§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность. 168

§ 2. Отношения с детьми. 170

§ 3. Зрелость и психологический возраст. 173

Тема 11. Поздняя зрелость (после 60 – 70 лет) 176

§ 1. Условия развития. Старение и психологический возраст. 176

§ 2. Основные линии онтогенеза. 177

§ 3. Конец жизни. 179

Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Ообщая характеристика.

Возрастная психология отрасль психологии, в которой изучаются феномены и закономерности психического развития, особенности перехода от одного периода психического развития к другому. Психология развития включает в себя такие разделы, как психология детства, отрочества, юношеского возраста, зрелости и старости. Содержание возрастной психологии обусловлено тем, что она имеет дело с особыми единицами анализа – возрастом, или периодом развития.

Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Возрастная Y изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д.

Y развития представляет собой более общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологии, своего рода их методологическую базу. В центре внимания этой дисциплины находятся содержание и разные аспекты применения в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся закономерности становления психики.

Y развития изучает закономерности формирование психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – её изменение в процессе деятельности, при общении, познании.

 Исторический анализ понятия «детство» дан в трудах П.П.Блонского, Л.С.Вы­гот­ско­го, Д.Б.Эльконина, где вскрыты причины того, почему при сходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребёнок на каждом историческом этапе общества, не одинаковый. Детство – период, продолжающийся от новорождённости до полной социальной, и следовательно, психологической зрелости; это период становления ребёнка полноценным человеком человеческого общества.

Исторический принцип психологии развитияпроявляет себя в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными – они определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества.

Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В.Штерн, Ж.Пиаже, И.А.Соколянский и многие другие. Д.Б.Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии – это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать.

Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека – продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества

В современной возрастной психологи исторический анализ понятия «детство»наиболее полно дан в концепции Д.И.Фельдштейна, рассматривающегося детство как социально-психологический феномен социума и особое состояния развития.

В концепции Д.И.Фельдштейна дан содержательный психологический анализ системы взаимодействия функциональных связей, определяющих социальное состояние детства в его обобщённом понимании в конкретном обществе.

Детство, будучи социально-культурным феноменом, носит конкретно-исто­риче­ский характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослой самостоятельной жизни и труду.

Психология развития изучаетзакономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – её изменение в процессе деятельности, при общении, познании.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

В настоящее время предметом возрастной Y – раскрытие общих закономерностей психического развития онтогенезе, установление возрастных периодов становления и развития деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учёта влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Предметом возрастной Y являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающего человека, закономерности развития психических процессов.

Предмет возрастной Y – изучает закономерности психического развития человека онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и её деятельности на каждой из возрастных стадий.

Предметом возрастной Y как научной дисциплины является изучение фактов и закономерностей психического развития человека онтогенезе.

Составляющими предмета возрастной психологии являются: изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти).

– эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию)

– революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов;

– ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении; понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Онтогенез – это индивидуальное развитие от рождения до смерти. Данная формулировка не совпадает с определением онтогенеза в биологии, глее он понимается как индивидуальное развитие от момента зачатия и зарождения до смерти. Это не случайное расхождение. Согласно концепции, развиваемой в отечественной Y, психика и психическое отражение представляют собой новообразования кризиса новорождённости.

Задачи возрастной Y широки и многозначны. В настоящее время эта отрасль психологии приобрела статус научно-практической дисциплины, в связи, с чем среди её задач следует выделить задачи теоретические и практические.

Теоретические задачи Y – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития.

Теоретическими задачами психологии развития являются:

1. Изучение общих закономерностей психического развития человека в онтогенезе, определение детерминант (причин) развития, определение роли наследственности, среды, общения и деятельности в развитии.

2. Построение периодизации психического развития человека в онтогенезе от рождения до завершения жизненного цикла.

3. Определение соотношения и взаимообусловленности процессов обучения и развития.

4. Определение качественного своеобразия и психологических особенностей человека на каждой из возрастных стадий.

Научно-практические задачи Y – создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза, организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности, а также организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Современная возрастная психология стала практической наукой в полном смысле этого слова. Важнейшей задачей возрастной Y является контроль за ходом и динамикой психического развития человека, предполагающий при необходимости коррекцию и профилактику негативных тенденций и нарушений.

Главная задача возрастной Y – раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.

В литературе используются два названия – возрастная Y и Y развития. Возрастная Y – термин используемый в отечественной психологии, Y развития – в мировой психологии. Причины такого расхождения состоят, во-первых, в том, что длительное время отечественная психология развивалась в относительной изоляции. Во-вторых, название «возрастная психология» связана с традицией, заложенной Л.С.Выготским, автором культурно-исторической концепции развития человека в онтогенезе.

Объектом изучения возрастной Y является ребёнок, подросток, юноша и др.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1) возрастная психология; 2) психология развития; 3) генетическая психология. 1-ая делает акцент на возрастных особенностях психики; 2-ая изучает сам процесс психического развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей:

à закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

à детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.

Проблемы современной возрастной психологи:

1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

5. Проблема разработки разделов возрастной Y (молодёжи, зрелости, старости);

6. Проблема возрастной периодизации (нет единых оснований для разных возрастов);

7. Проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов.

Выделяют 4 раздела возрастной Y:

1). Перинатальная психология (от зачатия до рождения);

2). Детская психология (от рождения до 17 лет);

3). Психология взрослых, зрелых возрастов;

4). Геронтология, или психология пожилого возраста.

Методы возрастной психологии.

Методы, используемые в генетических исследования (наблюдение, тесты, эксперимент), тесно связаны с методами общей психологии, но имеют специфику, обусловленную изучением процесса развития, изменения того или иного психического процесса или качества. Естественно, что в психологии развития нельзя использовать самонаблюдение, которое долгое время было ведущим психологическим исследование.

Классификация методов. Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или иных действиях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов. Очень важно изучать психическую жизнь в процессе деятельности человека, исследуя его поступки, поведение, общение и др. В отечественной психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г.Ананьеву).

К первой группе методов, которые условно принято называть организационными, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или «выборок»), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп и т.д.), в патопсихологии и дефектологии (сравнение больных со здоровыми и т.п.). В детской психологии и психологии взрослых сравнительный метод выступает в виде метода возрастных, или «поперечных» срезов. Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы, как правило, создаются для решения практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (напр., физического, физиологического, психического, социального развития личности и др.).

Вторую, самую обширную группу составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся: наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, исключительность данного метода в его использовании для изучения раннего детства.

Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной психологии нередко используют вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.

Третью группу составляют методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализ (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

Четвертая группа интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов. Первый – подготовительный. Собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу – предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе. Второй – набор данных исследования. На этом этапе путем применения разных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной задачи. Для сбора данных используется, как правило, несколько методов в их сочетании. Третий этап – обработка данных. Проводится количественный и качественный анализ данных исследования, который дает возможность выявить существующие связи и закономерности. В обработке материала выделяют следующие моменты: первичный анализ (анализ каждого отдельно зафиксированного факта); первичный синтез (установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой); сравнительный (вторичный) анализ (выделение тех фактов, которые устойчиво повторяются); вторичный синтез (объединение этих факторов, сопоставление их с гипотезой и нахождение существенных закономерностей). Четвертый этап – интерпретация, истолкование полученных данных на основе психологической теории.

Исходный момент комплексной работы по определению индивидуально-психо­ло­ги­че­ских характеристик личности – набор первичной информации о личности, поведении и деятельности диагностируемого субъекта. Основными методами, принятыми в современной психологии для решения этой задачи, являются наблюдение и тестирование.

Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения:

1. Наблюдение должно иметь конкретную цель. Чем уже и точнее цели наблюдения, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то требуется заранее составить вопросник – что нас интересует в этой деятельности. Результаты подробно фиксируются (записями, фото, звукозаписями и т.п.).

3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем точнее и детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем вернее определены критерии их оценок, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в естественных условиях. Если, например, объектом исследования является учебная работа детей на уроке, то рекомендуется выбирать второй, третий, и четвертый уроки, так как на последних дает о себе знать усталость, а во время первого урока – некоторая сонливость. Нежелательно наблюдать эффективность учебной деятельности в конце учебной четверти, так как у школьников могут появляться признаки переутомления.

5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми: с применением одинаковых критериев; с сопоставлением данных, полученных через равные промежутки времени; в одних и тех же оценках и т.д.

6. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут иметь место при наблюдении и предупреждать их (подробнее об этом см.: [5, с. 76–88]).

Отдавая должное возможностям наблюдения, особенно в деятельности учителя, следует иметь в виду, что на протяжении уже многих десятилетий в международном опыте наиболее цивилизованных стран широко и эффективно использовалось тестирование.

К сожалению, в нашей стране этот опыт длительное время замалчивался или осуждался, а тесты, соответственно, не разрабатывались. Не будем здесь обсуждать причины происшедшего, отметим лишь то, что к настоящему времени возможности и необходимость применения тестов для диагностики индивидуально-психологических характеристик осознаны.

Тестирование – это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Существуют три основные сферы тестирования: а) образование – в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор – в связи с темпом роста и усложнением производства; в) психологическое консультирование – в связи с ускорением социодинамических процессов. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик. Сам процесс тестирования может быть разделен на следующие этапы: 1) выбор теста с учетом цели и степени его достоверности; 2) его проведение определяется инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов. На всех трех этапах нужен профессионализм, участие или консультация психолога.

Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Тест, созданный для измерения одного свойства, называется гомогенным. Совокупность гомогенных тестов, связанных общей концепцией или теорией измерения разных свойств личности, образует гетерогенный тест.

Принято различать: тесты достижения, тесты интеллекта, тесты креативности, тесты критериально-ориентированные, тесты личностные и тесты проективные.

Вербальные тесты – тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен в словесной (вербальной) форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме.

Практические (невербальные) тесты – тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен заданиями в наглядной форме (например, составление фигур, дополнение изображения, составление изображения из кубиков или перерисовывание). Считается, что практические тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат исследования и особенно хороши при изучении детей (например, невербальная шкала интеллекта Векслера).

Тесты групповые – предназначены для одновременного обследования группы испытуемых. Число одновременно тестируемых лиц ограничивается, как правило, возможностями контроля и наблюдения со стороны обследующего. Обычно максимально допустимое количество лиц в обследуемой группе – 20-25 человек.

Тесты специальных способностей – группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности.

Тест достижений – одна из методик психологической диагностики, позволяющая выявлять степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тест интеллекта – методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. В большинстве случаев в тесте интеллекта испытуемого на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены его задачи. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и т.д.

Тесты креативности – совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности. Способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации были выделены среди интеллектуальных способностей в особый тип и названы креативными.

Тесты критериально-ориентированные – методики психологической диагностики, позволяющие выявить, насколько испытуемый владеет знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. По своей сущности эти тесты представляют собой инструмент обратной связи в организации процесса обучения; другими словами, позволяют обнаружить при анализе результатов конкретные недочеты умственного развития как отдельных индивидов, так и целых групп, и наметить меры их ликвидации.

Тесты личностные – методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценностные ориентации, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Известно несколько сот разновидностей личностных тестов. Они обычно имеют одну из трех форм: 1) шкалы и опросники; 2) ситуационные тесты или тесты действия, использующие перцептивные, когнитивные или оценочные задачи, оценку себя, своих личностных конструктов; 3) проективные методы. Имеются тесты из смешанных форм.

Проективные методы – совокупность методик целостного изучения личности (что является основанием для некоторых авторов рассмотрения их как одной из форм личностных тестов). Они основываются на психологической интерпретации результатов проекции, под которой в данном случае понимается не только средство психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Различают ассоциативные тесты (напр., незаконченные предложения или рассказы), экспрессивные (психодрама, рисование на свободную тему, игра и др.).

Специфические требования предъявляются к конкретным методам исследования развития, деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности ребенка (школьника). Рассмотрим на примере использования эксперимента как одного из ведущих методов.

При организации экспериментального исследования следует выполнить следующие требования:

а) заманчивость деятельности, выполняемой ребенком;

б) кратковременность экспериментальной процедуры;

в) постоянство стимульного материала по содержанию на протяжении нескольких возрастных периодов;

г) легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности;

д) возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или хотя бы видимостью удачи. И чем младше ребенок, тем эти требования жестче.

В истории возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии.

1. Стратегия наблюдения. Основная задача – накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

 Наблюдение – незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение - сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт - действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

2. Стратегия естественнонаучного констатирующего эксперимента. Основная цель – установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.

Эксперимент – главный метод современной детской Y. Это исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаём условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребёнка.

В Y используют два метода срезов:

а) метод поперечного среза - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.

 б) лонгитюдный метод, который часто называется "продольным исследованием". Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются "поперечными" срезами.

При проведении эксперимента пользуются следующими частными методами:

Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);

Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);

 Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);

Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

3. В настоящее время интенсивно развивается экспериментально-генетическая стратегия или стратегия формирующего эксперимента – метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий. Основная цель – активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С.Выготский). данную стратегию можно назвать стратегией экспериментального генезиса психических способностей. Её реализация предполагает использование исследователями различных путей и средств активного формирования способности, генезис которой изучается. Экспериментальный характер такого генезиса связан с возможностями организации процесса формирования конкретной способности.

В данном эксперименте выделяются 3 этапа.

Констатирующий (используя различные методики, необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся).

Формирующий (в процессе, которого реализуется формирующие и развивающие приёмы).

Контрольный этап. Его задача – оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

§1.3. Структура возрастной психологии и ее связь
с другими науками.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяются 4 раздела возрастной психологии:

1. перинатальная психология (от зачатия до рождения);

2. детская психология (от рождения до 17 лет);

3. психология взрослых, зрелых возрастов;

4. геронтология или психология пожилого возраста.

Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.

Как известно, в общей психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах.

В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.

Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний.

Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития.

Связь возрастной Y и Y труда определяется тем, что профессиональная деятельность человека – ведущая деятельность в зрелом возрасте. Проблемы профессионального самоопределения, обучения и переподготовки должны решаться с учётом возрастно-психологических особенностей человека.

Возрастная Y связана с клинической Y. Возрастная Y даёт знание о нормативное психическом развитие и его законах, клиническая изучает нарушения (дизонтогенез). Чтобы диагностировать и корригировать нарушения в развитии, необходимо иметь чёткое представление о норме. Клиническая психология, со своей стороны, является для возрастной психологии богатым источником информации о нарушениях развития (например, при наследственных повреждениях).

Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...