Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие психических функций




В подростковом возрасте продолжает развиваться теоре­тическое рефлексивное мышление. Приобретенные в млад­шем школьном возрасте операции становятся формально­логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от кон­кретного, наглядного материала, рассуждает в чисто сло­весном плане. На основе общих посылок он строит гипоте­зы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно.

Подросток умеет оперировать гипотезами, решая ин­теллектуальные задачи. Кроме того, он способен на сис­темный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее реше­нию, проверяя логическую эффективность каждого из них. Им находятся способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Эти умения развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми в математике, физике и химии.

При одиннадцатилетнем обучении скачок в овладении такими умственными операциями, как классификация, ана­логия, обобщение и др. на­блюдается при переходе из 8-го в 9-й класс. Устойчиво про­является рефлексивный характер мышления: дети анали­зируют операции, которые они производят, способы ре­шения задач.

В исследованиях Ж.Пиаже прослеживается процесс ре­шения подростками сложных познавательных задач. В од­ном из экспериментов дети получали 5 сосудов с бесцвет­ными жидкостями; им следовало найти такую комбина­цию жидкостей, которая при соответствующей химичес­кой реакции дает желтую окраску. Подростки не действо­вали методом проб и ошибок, как младшие школьники, смешивавшие растворы в случайном порядке. Они, рассчи­тывая возможные комбинации смешения жидкостей, вы­двигали гипотезы о возможных результатах и планомерно их проверяли. Проведя практическую проверку своих пред­положений, они получали результат, который был зара­нее логически обоснован.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим про­блемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллек­туальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. Про­исходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и па­мяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объема изу­чаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Активно осваиваются мнемонические приемы; если же они были сфор­мированы в начальной школе, теперь автоматизируются, во многом определяя стиль учебной деятельности.

Развиваются различные формы речи, в том числе пись­менная. С общим интеллектуальным развитием связано и разви­тие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начи­нают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.

Надо отметить, что в подростковом возрасте существует и вто­рая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результа­та (строят летающие авиамодели или создают пьесы), но все они используют возможности своего творческого воображе­ния, получая удовлетворение от самого процесса фантазиро­вания. Это похоже на детскую игру. Как считал Л.С. Выготс­кий, игра ребенка перерастает в фантазию подростка.

Подростковые реакции

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофиро­ванными потребностями в самостоятельности и в обще­нии со сверстниками. Подростковая самостоятельность вы­ражается в основном в стремлении к эмансипации от взрос­лых, освобождении от их опеки, контроля, а также в раз­нообразных увлечениях – неучебных занятиях. Эти потреб­ности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».

Увлечения –сильные, часто сменяющие друг друга, иногда «запойные» – характерны для подросткового воз­раста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству, без игр. Выбирая себе, занятие по душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельно­сти, и познавательную потребность, и некоторые другие. Именно в этот период появляется потребность в серьез­ной самостоятельной деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамках школьного обучения. По мнению Д.Б.Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной деятельности на более вы­сокий уровень. Учение может приобрести новый личност­ный смысл стать деятельностью по самообразованию и са­мосовершенствованию. К сожалению, это случается не очень часто. Руководить интересами подростка в этом направле­нии могут взрослые – любимые учителя и родители, ис­кренне увлеченные своим делом. Побудить его к дополни­тельным занятиям определенным учебным предметом им удается, только соблюдая осторожность: излишнее давле­ние с их стороны приводит к противоположной реакции – нежеланию делать то, что навязывают, к апатии или бунту.

Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Пе­ресекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические (по классификации А.Е. Личко), и то не все. Они связаны с глубоким интересом к люби­мому занятию – истории, радиотехнике, музыке, рисова­нию, разведению цветов и т.д. Это наиболее ценные с точки зрения развития подростка увлечения, но и они иногда ус­ложняют жизнь детям и их родителям. Бывает, что поглощен­ные любимым делом подростки запускают учебу в школе.

На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так называемые эгоцентрические. Изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия мод­ным видом спорта, участие в художественной самодеятель­ности и т.п. – любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов. Подростки, имеющие такого рода увлечения, стараются привлечь к себе внимание ори­гинальностью своих занятий, выделиться, возвыситься в глазах окружающих. Детям с аналогичной личностной на­правленностью бывают свойственны и лидерские у влечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовывать, руководить сверстниками. Они меняют кружки, спортивные секции, школьные поручения, пока не найдут группу, в которой могут стать лидером.

Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением ук­репить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные мануальные навыки. Помимо спорта это вождение мотоцикла или картинга, занятия в столяр­ной мастерской и т.д. В основном это увлечения мальчи­ков, которые таким образом развиваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями. Но нередко они заинтересованы не столько в самом процессе занятий, сколько в достигаемых результатах.

Накопительские увлечения – прежде всего коллекцио­нирование во всех его видах. Страсть к коллекционирова­нию может сочетаться с познавательной потребностью (на­пример, при коллекционировании марок), со склоннос­тью к накоплению материальных благ (коллекционирова­ние старинных монет, дорогих камней), с желанием сле­довать подростковой моде (собирание наклеек, этикеток от импортных бутылок) и т.д.

Самый примитивный вид увлечений – информативно-коммуникативные увлечения. В них проявляется жажда полу­чения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками – во множе­стве контактов, позволяющих этой информацией обмени­ваться. Это многочасовые пустые разговоры в привычной дворовой компании или со случайными приятелями, со­зерцание происходящего вокруг (от витрин магазинов до уличных происшествий), длительное просиживание перед телевизором или видеомагнитофоном. По телевидению ча­сами может просматриваться все подряд, но особенно – фильмы детективно-приключенческого жанра, боевики. Вся информация усваивается на достаточно поверхностном уровне, иногда тут же передается другим и забывается, за­глушаясь следующей порцией. Это времяпрепровождение трудно назвать увлечением в собственном смысле этого слова, но оно характерно для определенной части подрост­ков. В среде подростков, лишенных содержательных увле­чений, возникают основные проблемы, связанные с азарт­ными играми, противоправным поведением, ранней ал­коголизацией, токсикоманией и наркоманией. Безусловно, подбор интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени благодаря кружкам или сек­циям не становится гарантией того, что эти проблемы бу­дут сняты. Но тем не менее это – один из наиболее дей­ственных путей их профилактики.

Информативно-коммуникативные увлечения типичны для подростков с неустойчивым типом характера либо со смешанными с ним типами (гипертимно-неустойчивым, истероидно-неустойчивым и др.). Подростки с неустойчи­вым типом характера склонны к поверхностным контактам, легко поддаются влиянию окружающих, постоянно ищут новые впечатления, развлечения и компании. А.Е. Личко подчеркивает, что их неустойчивость относится к поведе­нию; социально-приемлемые нормы поведения у них не сформированы. Этих подростков отличает безволие, особенно в учебе, труде, выполнении обязанностей и долга, дости­жении целей.

Общение со сверстниками у подростков столь же эмоци­онально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не­учебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личност­ное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая друж­ба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понима­ния и принятия своих собственных переживаний и устано­вок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобраз­ным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувство­вать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят. Вспомним старый фильм «Доживем до понедельника». Представление о счастье маль­чик смог отразить в одной фразе: «Счастье – это когда тебя понимают».

В дружеских отношениях подростки крайне избиратель­ны. Но их круг общения не ограничивается близкими дру­зьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в пре­дыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформаль­ные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие инте­ресы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития груп­пы, в которую он входит.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принима­ет, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую его принять, недоста­точно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкну­тые, нервные дети и дети, излишне агрессивные, занос­чивые, требующие к себе особого внимания, равнодуш­ные к общим делам и успехам группы.

Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями, – еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчи­ками и девочками, в вопросах, связанных с развлечения­ми, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им соци­альных проблем, нравственные оценки событий и поступ­ков зависят в первую очередь от позиции родителей.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами пре­доставляют ему право быть самостоятельным в каких-то об­ластях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно тре­буют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объясне­ниям, почему не следует делать одного и стоит сделать дру­гое. Формирование взрослости при таких отношениях про­ходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспре­кословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замы­каются, и их общение с родителями нарушается. Часть под­ростков идет на конфликт (например, мальчик, отстаивая свои права на самостоятельность, может в отсутствие род­ственников врезать замок в дверь своей комнаты). Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отверга­ющим отношением к подростку. Такие отношения иногда называют «воспитанием по типу Золушки». Здесь неизбеж­на полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают труд­ности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют силь­ную потребность в любви. По имеющимся данным, боль­шинство малолетних преступников и юных бродяг, перио­дически сбегающих из дома, пережили жестокое обраще­ние в семье.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприят­ный вариант семейных отношений. Подросткам позволяет­ся делать все, что им вздумается, их делами никто не инте­ресуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родите­лей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрос­лого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого по­ведения детей, то оно становится непредсказуемым, зави­симым от других, внешних влияний. Если ребенок попада­ет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

Родительская любовь – совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Гиперопека – излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмо­циональном контакте, – приводит к пассивности, несамо­стоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К ги­перопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребен­ка», излишняя близость становятся тормозом на пути лич­ностного роста обоих – и подростка, и его мамы.

Трудности другого рода возникают при высоких ожида­ниях родителей, оправдать которые подросток не в состоя­нии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ре­бенок как единственный близкий для матери человек дол­жен посвятить ей все свое свободное время; сын неудачни­ка-отца должен идти его путем и реализовать мечты 20-летней давности. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная от­ветственность, может развиться невроз.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследова­тельности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Вообще, про­тиворечивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.

Отношения с окружающими – наиболее важная сторо­на жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые пережива­ния. Эти переживания могут быть смягчены и даже совер­шенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоциональ­ного тепла в семье приводит подростка в группы сверстни­ков, где он находит необходимые ему отношения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...