Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы возрастной психологии.Стр 1 из 20Следующая ⇒
Самарский Государственный Педагогический Университет Министерство общего и профессионального образования РФ Межфакультетская Кафедра КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ (для специальности химия) Самара 2009 год. Содержание Содержание. 2 Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. 3 §1.1.Общая характеристика. 3 §1.2. Методы возрастной психологии. 5 §1.3. Структура возрастной психологии, и ее связь с другими науками. 9 Лекция 2. Младенчество от рождения до 3 лет. 11 § 1.2. Младенчество. 11 § 1.1.1. Кризис новорожденности. 11 § 1.1.2. Младенчество. 12 § 1.1.3. Кризис 1 года. 18 § 2.2. Ранний возраст (1-3 года). 21 § 2.2.1. Основные новообразования возраста. 21 § 2.2.2. Кризис трех лет. 25 Лекция 3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) 28 § 3.1. Социальная ситуация развития. 28 § 3.2. Развитие личности дошкольника. 28 § 3.3. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. 31 § 3.4. Кризис семи лет. 31 § 3.5. Психологическая готовность детей к школе. 33 Лекция 4. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет) 35 § 4.1. Социальная ситуация развития. 35 § 4.2. Учебная деятельность. 36 § 4.3. Развитие младшего школьника. 40 § 4.3.1. Развитие личности. 40 § 4.3.2. Мотивация и самооценка. 42 § 4.3.3. Познавательное развитие. 46 § 4.4. Особенности общения младшего школьника. 48 Лекция 5. Подростковый возраст (10,11 – 15,16 лет) 51 § 5.1. Развитие в подростковом возрасте. 51 § 5.1.1. Социальная ситуация развития. 51 § 5.1.2. Развитие психических функций. 52 § 5.1.3. Подростковые реакции. 53 § 5.2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте. 57 § 5.3. Кризы подросткового возраста. 58 § 5.3.1. Кризис подросткового возраста. 58 § 5.3.2. Пуберантный кризис. 62 § 5.4. Формирование личности подростка. 64 Лекция 6. Юношеский возраст (15-23 года). 67 § 6.1. Общая характеристика возраста. 67 § 6.1.1. Социальная ситуация развития. 67 § 6.1.2. Ведущая деятельность в юношеском возрасте. 69 § 6.1.3. Интеллектуальное развитие в юности. 70 § 6.1.4. Общение в юношеском возрасте. 72 § 6.2. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 75 § 6.2.1. Переходный период. 75 § 6.2.2. Условия развития. 76 § 6.2.3. Основные психологические особенности ранней юности (14 – 18 лет) 79 § 6.3. Юность (от 17, 18 лет до 23 – 25 лет) 79 § 6.3.1. Кризис 17 лет. 80 § 6.3.2. Психологические особенности юношеского возраста. 81 § 6.3.3. Особенности развития личности студента. 83 § 6.3.4. Основные психологические возможности студенческого возраста (18-25 лет) 85 Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии Общая характеристика. Возрастная психология –отрасль психологии, в которой изучаются феномены и закономерности психического развития, особенности перехода от одного периода психического развития к другому. Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Возрастная Y изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д. Содержание возрастной психологии обусловлено тем, что она имеет дело с особыми единицами анализа – возрастом, или периодом развития. Y развития представляет собой более общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологии, своего рода их методологическую базу. В центре внимания этой дисциплины находятся содержание и разные аспекты применения в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся закономерности становления психики. Y развития изучает закономерности формирование психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – её изменение в процессе деятельности, при общении, познании. Психология развития включает в себя такие разделы, как психология детства, отрочества, юношеского возраста, зрелости и старости. Исторический принцип психологии развитияпроявляет себя в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными – они определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества. В настоящее время предметом возрастной Y – раскрытие общих закономерностей психического развития онтогенезе, установление возрастных периодов становления и развития деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учёта влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Предметом возрастной Y являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающего человека, закономерности развития психических процессов. Предмет возрастной Y – изучает закономерности психического развития человека онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и её деятельности на каждой из возрастных стадий. Предметом возрастной Y как научной дисциплины является изучение фактов и закономерностей психического развития человека онтогенезе. Составляющими предмета возрастной психологии являются: изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти). – эволюционные – накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи – от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) – революционные – более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; – ситуационные – связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении; понятие возраста – определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Задачи возрастной Y широки и многозначны. В настоящее время эта отрасль психологии приобрела статус научно-практической дисциплины, в связи, с чем среди её задач следует выделить задачи теоретические и практические. Теоретические задачи Y – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития. Научно-практические задачи Y – создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза, организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности, а также организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. Главная задача возрастной Y – раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения. В литературе используются два названия – возрастная Y и Y развития. Возрастная Y – термин используемый в отечественной психологии, Y развития – в мировой психологии. Причины такого расхождения состоят, во-первых, в том, что длительное время отечественная психология развивалась в относительной изоляции. Во-вторых, название «возрастная психология» связана с традицией, заложенной Л.С.Выготским, автором культурно-исторической концепции развития человека в онтогенезе. Объектом изучения возрастной Y является ребёнок, подросток, юноша и др. В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1) возрастная психология; 2) психология развития; 3) генетическая психология. 1-ая делает акцент на возрастных особенностях психики; 2-ая изучает сам процесс психического развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой – позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей: à закономерности, механизмы и движущие силы психического развития; à детство – предмет возрастной психологии по Обуховой – период усиленного развития, изменений и обучения. Проблемы современной возрастной психологи: 1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; 2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?); 3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей; 4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка. 5. Проблема разработки разделов возрастной Y (молодёжи, зрелости, старости); 6. Проблема возрастной периодизации (нет единых оснований для разных возрастов); 7. Проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов. Выделяют 4 раздела возрастной Y: 1). Перинатальная психология (от зачатия до рождения); 2). Детская психология (от рождения до 17 лет); 3). Психология взрослых, зрелых возрастов; 4). Геронтология, или психология пожилого возраста. Методы возрастной психологии. Остановимся более подробно на методах исследования, используемых в возрастной психологии, обратив особое внимание на специфику их применения в работе с детьми. Эта специфика определена тем, что психологические исследования в возрастной психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, установления зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека. Классификация методов. Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или иных действиях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов. Очень важно изучать психическую жизнь в процессе деятельности человека, исследуя его поступки, поведение, общение и др. В отечественной психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву). К первой группе методов, которые условно принято называть организационными, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный метод в настоящее время широко применяется во всех отраслях психологии. В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или «поперечных», срезов и лонгитюдных («продольных») исследований. Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. При использовании процедуры «поперечных» срезов изучаемое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам). Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет, не случайно их называют «продольными» исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития. Вариантом сравнительного метода, специфичным для возрастной, считается генетический метод. Этот метод применяется в вариантах: 1) генеалогическое исследование (изучение родственников); 2) исследование приемных детей и родителей; 3) исследование близнецов (сравнение близнецов из монозиготных и дизиготных пар). Интересные исследования с помощью близнецового метода проведены при сравнении близнецов, каждый из которых проходил свою систему обучения или при проживании в различных семьях. Вторую, самую обширную, группу составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства. Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования. Третью группу составляют методы обработки данных. К н и м относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями). Четвертая группа – интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности. Отдавая должное возможностям наблюдения, особенно в деятельности учителя, следует иметь в виду, что на протяжении уже многих десятилетий в международном опыте наиболее цивилизованных стран широко и эффективно использовалось тестирование. К сожалению, в нашей стране этот опыт длительное время замалчивался или осуждался, а тесты, соответственно, не разрабатывались. Не будем здесь обсуждать причины происшедшего, отметим лишь то, что к настоящему времени возможности и необходимость применения тестов для диагностики индивидуально-психологических характеристик осознаны. Тестирование – это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Существуют три основные сферы тестирования: а) образование – в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор – в связи с темпом роста и усложнением производства; в) психологическое консультирование – в связи с ускорением социодинамических процессов. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик. Сам процесс тестирования может быть разделен на следующие этапы: 1) выбор теста с учетом цели и степени его достоверности; 2) его проведение определяется инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов. На всех трех этапах нужен профессионализм, участие или консультация психолога. Тест (англ. test – проба, испытание, проверка) - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных или качественных индивидуально-психологических различий. Существуют разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться: Ø по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты практические; Ø по формам процедуры обследования – на тесты групповые и индивидуальные; Ø п о направленности – на тесты интеллекта и тесты личности; Ø в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений – на тесты скорости и тесты результативности; Ø тесты различаются также по принципам конструирования, например, в последние десятилетия активно разрабатываются Ø компьютерные тесты. Вербальные тесты – тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен в словесной (вербальной) форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Вербальные тесты чаще всего направлены на измерение способности к пониманию словесной информации, навыков оперирования грамматическими языковыми формами, овладения письмом и чтением, также распространены среди тестов интеллекта, тестов достижений и при оценке специальных способностей (например, тесты творческих способностей, составление рассказов и т.д.). Практические (невербальные) тесты – тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен заданиями в наглядной форме (например, составление фигур, дополнение изображения, определенные действия по образцу, составление изображения из кубиков или перерисовывание). Тесты групповые – предназначены для одновременного обследования группы испытуемых. Число одновременно тестируемых лиц ограничивается, как правило, возможностями контроля и наблюдения со стороны обследующего. Обычно максимально допустимое количество лиц в обследуемой группе – 20—25 человек. Важным является строгое соблюдение условий самостоятельности работы каждого испытуемого, исключение возможности влияния со стороны других тестируемых лиц (заимствование результатов, консультирование, отвлекающие контакты и т.п.). Такая форма обследования для детей является более привычной, так как напоминает естественные условия обучения и осуществления контроля знаний в классе, и поэтому часто используется школьными психологами. Тесты интеллекта (лат. intellectus – понимание, познание), или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. Первые тесты интеллекта были созданы Ф. Гальтоном, с т р е м и в ш и м с я охватить «измерением и числом операции ума». Заметный вклад в развитие идей Ф. Гальтона был внесен работами Дж. Кэттелла, положившими начало широкому использованию «умственных тестов». В большинстве случаев в тесте интеллекта испытуемого на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены его задачи. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и т.д. Существуют различные тесты интеллекта, позволяющие определить IQ – к о э ф ф и ц и е н т интеллектуальности человека, который рассчитывается по формуле Широко распространен тест Векслера, позволяющий не только получить «общий интеллектуальный показатель» для детей 4—16 лет, но также оценить отдельно вербальный и невербальный интеллект ребенка. Тесты специальных способностей – группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Обычно различают следующие группы способностей: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные (счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочитанного и др.). Наибольшее распространение получили комплексные тестовые батареи способностей. Тесты личностные – группа тестов, направленных н а измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Тесты личностные – понятие собирательное, включающее в себя методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценностные ориентации, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Известно несколько сот разновидностей личностных тестов. Они обычно имеют одну из двух форм: объективные тесты действия и ситуационные тесты. Объективные тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какой-либо задачи. Особенностью ситуационных тестов является помещение обследуемого в ситуации, близкие к реальным. Тесты скорости (англ. speed tests) – т и п психодиагностических методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) задач тестовых. Такие тесты обычно включают большое количество однородных заданий (пунктов). Объем материала выбирается таким образом, чтобы за отведенное (постоянное для всех испытуемых) время ни один из обследованных не успевал справиться со всеми задачами. Тогда показателем продуктивности будет количество правильно выполненных заданий. Тесты достижений направлены на оценку достигнутого уровня развития навыков, знаний и умений индивида, как правило, после завершения обучения. Они относятся к наиболее многочисленной группе психодиагностических методик (по числу конкретных тестов и их разновидностей). Существуют широкоориентированные тесты, применяемые для оценки навыков по основным, рассчитанным на продолжительное время целям обучения (тесты на понимание научных принципов, восприятие литературы и т.д.) и комплексные тестовые батареи общих достижений, приспособленные для измерения интеллектуальных и практических навыков, охватывающих универсальные области обучения. Другую большую группу тестов школьных достижений составляют методики по конкретным учебным предметам (достижения в чтении и математике) и более специализированные тесты, направленные на исследование усвоения отдельных тем, частей учебной программы, комплексов действий и т.д. Тесты достижений ориентированы на измерение степени усвоения ключевых понятий, тем и элементов учебной программы, позволяют соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным существенным его элементам с аналогичными показателями в классе или в любой другой выборке испытуемых. Эта оценка носит более объективный характер и требует меньших затрат времени, чем традиционная школьная оценка. Большинство тестов достижений предназначены для учителей, а не психологов. Проективные методы (лат. projectio – выбрасывание вперед) – совокупность методик, направленных на исследование личности с п о м о щ ь ю использования неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Проективные методы – совокупность методик целостного изучения личности (что является для некоторых авторов основанием рассмотрения их как одной из форм личностных тестов). Они основываются на психологической интерпретации результатов проекции, под которой в данном случае понимается не только средство психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Личность «проецирует» себя тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы. Различают следующие группы проективных методик: Ø конститутивные - структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (например, пятна Роршаха); Ø конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (например, тест Мира); Ø интерпретативные – истолкование какого-либо события, ситуации {тест тематической апперцепции); Ø катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях {психодрама); Ø экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему (например, методика «Дом-дерево—человек», рис. 2); Ø импрессивные – предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (пример: выбор цвета в методике Люшера); Ø аддитивные – завершение предложения, рассказа, истории (например, разные варианты завершения предложения). Особого внимания заслуживает специфика реализации в возрастной психологии методологических принципов психологического исследования – принципов детерминизма, единства психики и деятельности, объективности и развития (их содержание было нами изучено в курсе обшей психологии). При раскрытии содержания принципа детерминизма следует обратить внимание на специфику причин психического развития: а) показать особую роль обучения и воспитания в процессе формирования личности ; б) рассмотреть степень сформированности головного мозга ребенка и его нервной системы в целом, а также уровень психического развития на каждом возрастном этапе; в) учесть влияние предыдущих этапов психического развития на последующие. При реализации принципа единства психики и деятельности учесть: а) связь психического развития ребенка и ведущей деятельности на определенной стадии его развития; б) фактическую трансформацию этого принципа в принцип изучения детей в процессе их обучения и воспитания; в) необходимость изучения поведения и деятельности ребенка в рамках трех ее типов - ведущей, зарождающейся новой, более прогрессивной и сохраняющейся «прошедшей» формы деятельности. Содержание принципа объективности в возрастной и педагогической психологии также включает ряд моментов: а) при сравнении детей по уровню психического развития и особенностей формирования личности ребенка (школьника) учитывать социально-экономические, исторические, этнопсихологические различия; б) при исследовании эффективности новых методов обучения и воспитания, резервов психического развития обеспечивать максимально возможную эквивалентность экспериментальной и контрольной групп; в) методики исследования должны строиться в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания в конкретном возрастном периоде. При реализации принципа развития необходимо: а) иметь полное, разностороннее и глубокое знание психических особенностей возраста, предшествующего изучаемому; б) иметь четкое представление о главных тенденциях развития на последующих возрастных ступенях; в) создавать условия для определения актуального уровня развития и «зоны ближайшего развития» ребенка, т.е. его потенциальных возможностей. Специфические требования предъявляются и к конкретным методам исследования развития, деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности ребенка (школьника). Рассмотрим на примере использования эксперимента как одного из ведущих методов. При организации экспериментального исследования следует выполнить следующие требования: а) заманчивость деятельности, выполняемой ребенком; б) кратковременность экспериментальной процедуры; в) постоянство стимульного материала по содержанию на протяжении нескольких возрастных периодов; г) легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности; д) возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или хотя бы видимостью удачи. И чем младше ребенок, тем эти требования жестче. §1.3. Структура возрастной психологии, и ее связь Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выделяются 4 раздела возрастной психологии: 1. перинатальная психология (от зачатия до рождения); 2. детская психология (от рождения до 17 лет); 3. психология взрослых, зрелых возрастов; 4. геронтология или психология пожилого возраста. Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции – восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах. В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая – с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития. Связь возрастной Y и Y труда определяется тем, что профессиональная деятельность человека – ведущая деятельность в зрелом возрасте. Проблемы профессионального самоопределения, обучения и переподготовки должны решаться с учётом возрастно-психологических особенностей человека. Возрастная Y связана с клинической Y. Возрастная Y даёт знание о нормативное психическом развитие и его законах, клиническая изучает нарушения (дизонтогенез). Чтобы диагностировать и корригировать нарушения в развитии, необходимо иметь чёткое представление о норме. Клиническая психология, со своей стороны, является для возрастной психологии богатым источником информации о нарушениях развития (например, при наследственных повреждениях). Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 281. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |