Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 2. Методологические и теоретические вопросы психического развития человека.
Принцип и категория развития в психологии Принципы развития в психологии В Y существует несколько методологических принципов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них являются: Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. всё, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. В Y существовало несколько подходов к объяснению возникающих связей. Принцип системности описывает и объясняет основные виды между разными сторонами психики, сферами психического. Он предлагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Принцип развития утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом её изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наиболее распространённых психологических методов относится именно генетический. Категории развития в психологии. Кроме принципов, на становлении Y развития влияло формирование её категориального строя, т.е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют её предмет и содержание. В настоящее время выделяют несколько основных категорий психологической науки: мотив, образ, деятельность, личность, общение, переживание. Необходимо подчеркнуть, что эти категории являются общими для всех областей Y, в том числе и для Y развития (возрастной Y). Одним из первых в Y появилась категория образа, которая стала ведущей при изучении познания. Ещё в античности учёные изучали, как формируется у человека образ мира; впоследствии в центре внимания психологов оказался образ себя, его содержание и структура. Образ предмета рассматривался многими учёными как сигнал, на основе которого зарождается и начинает функционировать рефлекс, поведение человека. В возрастной Y огромная роль взрослого и отношений «взрослый-ребёнок» стала одной из аксиом, указывающей на то, что в изоляции полноценное психическое развитие ребёнка невозможно. Работы Боулби, так же как исследования других психологов, доказывали тесную связь между мотивацией и переживаниями людей. Т.е. категория мотивов связана с категорией переживания, эмоционального отклика человека на явления внешнего мира, свои поступки и мысли. Ещё Эпикур утверждал, что именно переживания направляют и регулируют поведение, в качестве таковых рассматривают их современные психологи. Выделяются 2 основных типа развития: 1) Преформирующий тип – когда в самом начале заданы стадии, которые пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие); 2) Непреформирующий тип – когда путь развития непредопределен заранее (историческое развитие, развитие ребенка. Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Данное понятие включает некое изменение, возникновение новых способностей, усовершенствование. Соотнесём три понятия: рост, развитие и созревание. Это разные процессы, хотя они и взаимосвязаны и переплетены между собой. Рост – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом. Развитие – процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры. Развитие – это всегда развитие системы, новое качество возникает только как преобразование системы. Теории детского развития На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации. Психоаналитическая теория Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия: 1. оральная стадия (0 – 2 года); 2. анальная стадия (2 – 3 года); 3. фаллическая стадия (4 – 5 лет); 4. латентная стадия (6 – 12 лет); 5. генитальная стадия (12 – 18 лет). Э.Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики: 1. доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 2. чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года); 3. инициативность – чувство вины (4 – 5 лет); 4. трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет); 5. понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет); 6. стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление); 7. жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); 8. ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление). Когнитивная теория Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее). Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ. behavior – поведение). Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б.Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология . Конрад Лоуренц (1903-1988), известный этолог, ввел в психологию понятие импринтинга (запечатлевания). По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами. Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1. выживание, или биологические потребности; 2. безопасность и уверенность в будущем; 3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 4. самооценка; 5. самореализация. Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |