Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы и стратегии возрастной психологии.




Самарский Государственный Педагогический Университет

Министерство общего и профессионального образования

РФ

Межфакультетская Кафедра

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Самара 2007 год.

Содержание

Содержание 2

Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии 4

§1.1.Ообщая характеристика. 4

§1.2. Понятие «развития» 7

§1.3. Методы и стратегии возрастной психологии. 10

§1.3.1. Методы возрастной психологии 10

§1.3.2. Стратегии возрастной психологии 14

§1.4. Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками. 15

Лекция 2. Методологические и теоретические вопросы психического развития человека. 17

§ 1. Принцип и категория развития в психологии 17

§ 2. Теории детского развития 18

§3. Периодизация и закономерности психического развития ребенка 19

§4. Нормативный подход к исследованию детского развития. 21

§5. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка 22

§6. Стратегии исследования психического развития ребенка 29

Лекция 3. Представление о движущих силах, источниках и условиях психического развития в зарубежной и отечественной психологии. 33

§ 3.1. Теория онтогенетического развития психики в зарубежной психологии. 33

3.1.1. Стадии развития взрослого человека 33

3.1.2. Периодизация личностного развития Э.Эриксона. 36

3.1.3. Теория психического развития Ж.Пиаже 37

§3.2. Теории психического развития в отечественной психологии. Культурно–историческая концепция психического развития Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. 41

3.2.1. Периодизация развития 41

3.2.2. Периодизация Льва Семеновича Выготского. 45

3.2.3.Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину 48

Лекция 4. Младенчество от рождения до 3 лет 51

§ 4.1. Младенческий возраст (2-12 мес.) 51

§ 4.1.1. Кризис новорожденности 51

§ 4.1.2. Младенчество (2 - 12 мес.) 57

§ 4.1.3. Кризис 1 года. 64

Литература по теме: 67

§ 4.2. Ранний возраст (1-3 года). 67

§ 4.2.1. Социальная ситуация развития 67

§ 4.2.2. Ведущий тип деятельности. 68

§. 4.2.3. Основные новообразования возраста 71

§ 4.2.4. Кризис трех лет 77

Литература по теме: 78

Лекция 5. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) 79

§ 5.1. Социальная ситуация развития 79

§ 5.2. Игра как ведущая деятельность 79

§ 5.2. Развитие личности дошкольника 87

§ 5.3. Развитие психических функций 90

§ 5.4. Развитие эмоций, мотивов и самосознания 98

§ 5.5. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками 102

§ 5.6. Кризис семи лет 103

§ 5.7. Психологическая готовность детей к школе 104

Литература по теме: 105

Тема 6. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет) 107

§ 6.1. Социальная ситуация развития 107

§ 6.2. Учебная деятельность 108

§ 6.3. Развитие младшего школьника 112

§ 6.3.1. Развитие личности 112

§ 6.3.2. Мотивация и самооценка 114

§ 6.3.3. Познавательное развитие 118

§ 6.4. Особенности общения младшего школьника 121

Литература по теме: 123

Тема 7. Подростковый возраст (10,11 – 15,16 лет) 124

§ 7.1. Развитие в подростковом возрасте. 124

§ 7.1.1. Социальна ситуация развития 124

§ 7.1.2. Развитие психических функций 126

§ 7.1.3. Развитие самосознания 127

§ 7.1.4. Подростковые реакции 129

§ 7.2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте 134

§ 7.3. Кризы подросткового возраста 135

§ 7.3.1. Кризис подросткового возраста 135

§ 7.3.2. Пуберантный кризис 139

§ 7.4. Формирование личности подростка 141

Литература по теме: 144

Тема 8. Юношеский возраст (15-23 года). 145

8.1. Общая характеристика возраста 145

8.1.1. Социальная ситуация развития 145

8.1.2. Ведущая деятельность в юношеском возрасте 147

6.1.3. Развитие личности в юношеском возрасте 149

6.1.4. Интеллектуальное развитие в юности 154

6.1.5. Общение в юношеском возрасте 155

8.2. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 158

§ 1. Переходный период 159

§ 2. Условия развития 160

§ 3. Линии развития жизненного мира 162

§4. Основные психологические особенности ранней юности (14 – 18 лет) 165

8.3. Юность (от 17 до 23) 165

§ 1. Кризис 17 лет 166

§ 2. Условия развития 167

§2. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста 171

§3. Особенности развития личности студента 173

§4. Основные психологические возможности поздняя юность (18-25 лет) студенческий возраст 176

Тема 9. Молодость (от 23 до 30 лет) 181

§ 1. Главные стороны жизни 181

§ 2. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни 185

Тема 10. Зрелость (от 30 до 60-70 лет) 188

§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность 188

§ 2. Отношения с детьми 190

§ 3. Зрелость и психологический возраст 193

Тема 11. Поздняя зрелость (после 60 – 70 лет) 196

§ 1. Условия развития. Старение и психологический возраст 196

§ 2. Основные линии онтогенеза 197

§ 3. Конец жизни 199

Тема 12. Смерть как кризис индивидуального существования 202

Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Ообщая характеристика.

Возрастная психология отрасль психологии, в которой изучаются феномены и закономерности психического развития, особенности перехода от одного периода психического развития к другому. Психология развития включает в себя такие разделы, как психология детства, отрочества, юношеского возраста, зрелости и старости. Содержание возрастной психологии обусловлено тем, что она имеет дело с особыми единицами анализа – возрастом, или периодом развития.

Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Возрастная Y изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д.

Y развития представляет собой более общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологии, своего рода их методологическую базу. В центре внимания этой дисциплины находятся содержание и разные аспекты применения в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся закономерности становления психики.

Y развития изучает закономерности формирование психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – её изменение в процессе деятельности, при общении, познании.

 Исторический анализ понятия «детство» дан в трудах П.П.Блонского, Л.С.Вы­гот­ско­го, Д.Б.Эльконина, где вскрыты причины того, почему при сходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребёнок на каждом историческом этапе общества, не одинаковый. Детство – период, продолжающийся от новорождённости до полной социальной, и следовательно, психологической зрелости; это период становления ребёнка полноценным человеком человеческого общества.

Исторический принцип психологии развитияпроявляет себя в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными – они определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества.

Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В.Штерн, Ж.Пиаже, И.А.Соколянский и многие другие. Д.Б.Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии – это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать.

Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека – продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества

В современной возрастной психологи исторический анализ понятия «детство»наиболее полно дан в концепции Д.И.Фельдштейна, рассматривающегося детство как социально-психологический феномен социума и особое состояния развития.

В концепции Д.И.Фельдштейна дан содержательный психологический анализ системы взаимодействия функциональных связей, определяющих социальное состояние детства в его обобщённом понимании в конкретном обществе.

Детство, будучи социально-культурным феноменом, носит конкретно-исто­риче­ский характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослой самостоятельной жизни и труду.

Психология развития изучаетзакономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – её изменение в процессе деятельности, при общении, познании.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

В настоящее время предметом возрастной Y – раскрытие общих закономерностей психического развития онтогенезе, установление возрастных периодов становления и развития деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учёта влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Предметом возрастной Y являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающего человека, закономерности развития психических процессов.

Предмет возрастной Y – изучает закономерности психического развития человека онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и её деятельности на каждой из возрастных стадий.

Предметом возрастной Y как научной дисциплины является изучение фактов и закономерностей психического развития человека онтогенезе.

Составляющими предмета возрастной психологии являются: изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти).

– эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию)

– революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов;

– ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении; понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Онтогенез – это индивидуальное развитие от рождения до смерти. Данная формулировка не совпадает с определением онтогенеза в биологии, глее он понимается как индивидуальное развитие от момента зачатия и зарождения до смерти. Это не случайное расхождение. Согласно концепции, развиваемой в отечественной Y, психика и психическое отражение представляют собой новообразования кризиса новорождённости.

Задачи возрастной Y широки и многозначны. В настоящее время эта отрасль психологии приобрела статус научно-практической дисциплины, в связи, с чем среди её задач следует выделить задачи теоретические и практические.

Теоретические задачи Y – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития.

Теоретическими задачами психологии развития являются:

1. Изучение общих закономерностей психического развития человека в онтогенезе, определение детерминант (причин) развития, определение роли наследственности, среды, общения и деятельности в развитии.

2. Построение периодизации психического развития человека в онтогенезе от рождения до завершения жизненного цикла.

3. Определение соотношения и взаимообусловленности процессов обучения и развития.

4. Определение качественного своеобразия и психологических особенностей человека на каждой из возрастных стадий.

Научно-практические задачи Y – создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза, организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности, а также организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Современная возрастная психология стала практической наукой в полном смысле этого слова. Важнейшей задачей возрастной Y является контроль за ходом и динамикой психического развития человека, предполагающий при необходимости коррекцию и профилактику негативных тенденций и нарушений.

Главная задача возрастной Y – раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.

В литературе используются два названия – возрастная Y и Y развития. Возрастная Y – термин используемый в отечественной психологии, Y развития – в мировой психологии. Причины такого расхождения состоят, во-первых, в том, что длительное время отечественная психология развивалась в относительной изоляции. Во-вторых, название «возрастная психология» связана с традицией, заложенной Л.С.Выготским, автором культурно-исторической концепции развития человека в онтогенезе.

Объектом изучения возрастной Y является ребёнок, подросток, юноша и др.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1) возрастная психология; 2) психология развития; 3) генетическая психология. 1-ая делает акцент на возрастных особенностях психики; 2-ая изучает сам процесс психического развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей:

à закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

à детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.

Проблемы современной возрастной психологи:

1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

5. Проблема разработки разделов возрастной Y (молодёжи, зреслости, старости);

6. Проблема возрастной периодизации (нет единых оснований для разных возрастов);

7. Проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов.

Выделяют 4 раздела возрастной Y:

1). Перинатальная психология (от зачатия до рождения);

2). Детская психология (от рождения до 17 лет);

3). Психология взрослых, зрелых возрастов;

4). Геронтология, или психология пожилого возраста.

Понятие «развития»

Психология развития в качестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени: идея изменений и их протекания во времени неоспорима. Другое дело – ответить на вопросы, что и как изменяется. Именно здесь начинаются расхождения.

Пользуясь схемой, предложенной Ю.Н.Карандашевым, рассмотрим, какие варианты здесь возможны.

Первый: развитие накроет. Такое понимание в современной науке почти не встречается. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т.е. остаются и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой развития.

Второй: развитие как созревание. Такое определение развития используется преимущественно в повседневном мышлении. Под созреванием понимается редукция, свертывание развития к морфологическим изменениям, протекающим под непосредственным управлением генетического аппарата. Это значит, что в таком определении преувеличивается значение биологической наследственности и соответственно преуменьшается значение других сторон развития.

Третий: развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и носит телеологический характер, т.е. в нем изначально предполагается наличие цели, в качестве которой выступает некая «совершенная», т.е. самая лучшая, образцовая, идеальная форма развития. В этом случае, во-первых, непонятно кто такую цель может поставить: является ли она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через наследственный аппарат). И, во-вторых, не ясно, почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой лучшей, совершенной, а не какая-либо другая (кто задает критерии «совершенства»?).

Четвертый: развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур вероисповеданий, языков, уровней развития. При понятной очевидности данного требования оно оказывается не выполнимым. Во-первых, невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные. И, во-вторых, большой массе частных изменений при таком подходе вообще будет отказано в том, чтобы считаться предметом психологии развития.

Пятый: развитие как качественное, структурное изменение. Определение развития через качественные изменения связано с пониманием объекта как системы. Если за основу определения берется существенное улучшение (ухудшение) его структуры, то мы тем самым возвращаемся к определению развития через совершенствование сохраняя его недостатки. Разница лишь в том, что сужается предмет совершенствования. Если же вопрос об улучшении (ухудшении) не стоит, тогда непонятно, куда направлено развитие. И наконец, если раньше речь шла о совершенствовании объекта в целом, то теперь — лишь о совершенствовании только его структуры. Иначе говоря исключается количественная мера совершенствования и сохраняется только качественная.

Шестой: развитие как количественно-качественное изменение. В предыдущем случае за основу был взят качественный характер изменений, а количественный нивелировался. Однако сама идея их связи присутствует во всех вариантах определений. Так, например, рост можно рассматривать как количественное изменение, но и в нем выделяются какие-то качественные переходы. Созревание ближе к качественному изменению, но и в нем содержится количественный аспект. Ограничиваясь только количественными изменениями, мы делаем безусловный шаг назад в понимании развития. Однако исключая количественные изменения из определения развития, мы теряем возможность установить, чем вызваны сами эти качественные изменения.

Седьмой: развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения. Неудовлетворенность существующими определениями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Так, Г.Д.Шмидт постулирует наличие тесной, экзистенциальной связи между изменениями, следующими друг за другом. А.Фламмер пишет, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»). В этом определении проводится идея эволюционной преемственности изменений.

Изменения, происходящие в развитии, могут быть:

1) количественными/качественными,

2) непрерывными/дискретными, скачкообразными,

3) универсальными/индивидуальными,

4) обратимыми/необратимыми,

5) целенаправленными/ненаправленными,

6) изолированными/интегрированными,

7) прогрессивными (эволюционными)/ регрессивными (инволюционными). Кроме того, развитие может рассматриваться в разной временной размерности, образуя изменения на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях.

Рост. Изменения, происходящие в ходе развития, могут быть количественными или качественными. Приращение высоты тела или увеличение запаса слов представляют собой количественные изменения. Физиологические изменения в возрасте половой зрелости или обретение понимания многозначности слов в поговорках являются, напротив, качественными изменениями. Поэтому в парной категории «количество – качество» понятие роста относится к количественному аспекту развития. Рост – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом. Развитие – процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры. Развитие – это всегда системы, новое качество возникает как преобразование системы. Соответственно, объект развития – система, а не изолированный элемент.

Созревание. Подход к развитию с точки зрения созревания господствовал в психологии достаточно долго. К биологическому созреванию принято относить все процессы, спонтанно протекающие под влиянием эндогенно запрограммированных, т.е. наследственно детерминированных и внутренне управляемых импульсов роста. К таким процессам относятся физические изменения, важные для психического развития – созревание мозга, нервной и мышечной систем, эндокринных желез и т.д. Исходя из психофизического единства человека, т.е. связи соматических и психических процессов, биологически ориентированные модели развития представляли психическое развитие по аналогии с анатомо-физиологическим созреванием как внутренне регулируемый процесс созревания.

В реальной жизнедеятельности и психическом развитии человека эти три процесса тесно переплетены. Однако в исследовательских целях они должны быть абстрагированы и разведены.

Обратимся к пониманию развития в философии, чтобы выделить основные характеристики этого понятия.

1. Количественные изменения развития. Понимается как переход от одного качественного состояния в другое.

2. необратимость развития на основе преемственности изменений. необратимость развития означает, что вернуться в прошлое – детство, отрочество – мы не можем. Так, в период кризиса 40-45 лет необходимо принять символическую смерть молодости.

3. Специфичность объекта развития. Что именно развивается? Психика, память, внимание, ребёнок, индивид, индивид в системе социальных связей? Существует два подхода в понимании объекта развития:

Ø В традиционной классической психологии объектом развития выступает индивид (его психика или сознание);

Ø В культурно-историческом подходе объектом развития является человек в системе его социальных отношений, развивается не изолированный индивид, а субъект (ребёнок) в системе социальных связей и отношений.

4. структура или механизмы развития. Составляет конечную цель исследования закономерностей психического развития. Структура развития включает:

Ø Объект развития в исходном и конечном состояниях;

Ø Условия развития, обеспечивающие закономерный переход объекта из исходного в конечное состояние (совокупность факторов и условий, влияющих на процесс развития).

5. Направленность развития. Различают два вида направленности развития: прогрессивную и регрессивную. Прогрессивное развитие предполагает переход от структуры низшего порядка к структуре высшего порядка, а регрессивное развитие – наоборот. В норме преобладает прогрессивное развитие. Причины и ход регрессивного развития личности изучает клиническая психология.

6. Источник развития. Представляет собой внутренне противоречие; развитие понимается как самодвижение.

7. Стадиальность развития. Означает, что каждая стадия развития включает прошлое, т.е. сохраняет стабильность, и генерирует новое, является основой для возникновения нового качества. Стадиальность понимается как единство прерывости и непрерывности психического развития человека.

Дифференциация. Авторы, понимающие под развитием зависящие от созревания качественные изменения, охотно обращаются к понятию дифференциации. В узком смысле дифференциация означает прогрессивное вычленение разнородных частей из исходного нерасчлененного целого, по примеру таких соматических процессов, как деление клетки и образование тканей и органов. Она ведет к росту, с одной стороны, структурной сложности, а с другой – к вариативности и гибкости поведения. Сюда относятся также растущее многообразие, специализация и автономизация отдельных структур и функций. В широком смысле дифференциация обозначает просто общее содержание прогрессирующего дробления, расширения и структурирования психических функций и способов поведения.

Научение это обобщенная категория, обозначающая множество процессов, ведущих к изменениям поведения. Последние понимаются в самом широком смысле как обретение знаний, запоминание, усвоение установок, мотивов и т.д. Поскольку источником изменений при научении является внешняя среда (экзогенная регуляция развития), постольку научение является понятием, противоположным созреванию (эндогенная регуляция развития).

В общем смысле под научением понимают достижение прогресса путем целенаправленных усилий и упражнения (например, изучение глаголов, обучение чтению, езде на велосипеде и т.д.). Психологическое понятия научения шире: в него входят все более или менее продолжительные изменения поведения, происходящие на основе опыта, упражнения или наблюдения. При этом не имеет значения, достигнут ли при этом какой-либо успех или наступившие изменения возникли непреднамеренно, спонтанно. Научение включает в себя как освоение новых форм поведения, так и изменение репертуара уже имевшихся форм.

О научении мы не говорим в тех случаях, когда новое поведение (или изменение прежнего) вызвано: 1) созреванием функции, не зависящим от опыта и упражнения; 2) преходящим психологическим состоянием (утомлением, сенсорной адаптацией, медикаментозным влиянием и т.п.); 3) врожденными тенденциями реагирования (безусловные рефлексы, или инстинктивное поведение).

Социализация (культурный социогенез). Очевидно, что каждый человек при нормальных условиях «врождается» в уже существующее общество с определенными нормами поведения и переживания. Начиная с рождения, подрастающий ребенок вступает во взаимодействие со своим социальным окружением, прежде всего с родителями, позднее – с отдельными лицами и группами – в школе, на работе и т.д. В результате он приобретает типичные для его окружения ценностные представления, нормы и роли. Благодаря этому опыту поведения и переживания постепенно осваиваются значимые для определенного общества формы поведения и переживания. Этот общий процесс влияния социокультурных факторов на развитие в смысле врастания в окружающее общество и культуру описывают понятием социализации.

В понятии социализации выделяют две стороны. Первая – это социальное становление человека, т.е. процесс спонтанного врастания его в социальное окружение. Вторая – социальное формирование человека, т.е. процесс целенаправленной адаптации его к существующим ценностям, нормам, идеалам. Понятие социализации впервые было предложено Ч.Кули в термине «социализированное сознание». В зависимости от того, в какой науке используется этот термин, он приобретает соответствующее значение. Так, психологию интересует прежде всего развитие личности, социальное развитие различных индивидов и процессы научения, лежащие в их основе. Наиболее предпочитаемыми темами здесь являются: социализация зависимости, агрессивности, полотипового поведения, моральных установок и т.д.

В современной психологии социализация рассматривается как общее название для гипотетического процесса социального научения, который характеризуется взаимной интеракцией лиц, зависящих друг от друга или имеющих друг к другу отношение.

Методы и стратегии возрастной психологии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...