Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет и задачи возрастной психологии




Поволжская Государственная Социально-гуманитарная Академия

Факультет Математики Физики Информатики

Педагогическое образование. Информатика. Информатика – Иностранный язык

Очное отделение. Бакалавриат.

Кафедра психологии

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ВОЗРАСТНОЙ (ДЕТСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ

Самара 2012/2013 год.

Содержание

Содержание. 2

Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной (детской) психологии. 3

§ 1.1.Ообщая характеристика. 3

§ 1.2. Предмет и задачи возрастной психологии. 4

§ 1.3. Методы возрастной психологии. 5

§ 1.4. Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками. 7

Лекция 2. Подростковый возраст (10,11 – 15,16 лет) 9

§ 2.1. Развитие в подростковом возрасте. 9

§ 2.2. Отношения с взрослыми и сверстниками. 11

Лекция 3. Юношеский возраст (15-23 года). 14

§ 5.1. Общая характеристика возраста. 14

Ведущая деятельность в юношеском возрасте. 15

Общение в юношеском возрасте. 16

§ 5.2. Старший школьный возраст: ранняя юность (14 – 17 лет) 18

Переходный период. 18

Развитие личности в старшем школьном возрасте. 19

Основные психологические особенности ранней юности (14 – 17 лет) 22

§ 5.3. Поздняя юность (от 17 до 23) 23

Кризис 17 лет. 23

Условия развития. 24

Психологические особенности юношеского и студенческого возраста. 28

Особенности развития личности студента. 30

Основные психологические возможности поздняя юность (18-25 лет) студенческий возраст 33

Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной (детской) психологии

Ообщая характеристика.

Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце ΧΙΧ века. В настоящее время детская психология как отрасль знания включает два глобальных раздела – возрастная психология и психология развития.

В литературе используются два названия – возрастная Y и Y развития. Возрастная Y – термин используемый в отечественной психологии, Y развития – в мировой психологии. Причины такого расхождения состоят, во-первых, в том, что длительное время отечественная психология развивалась в относительной изоляции. Во-вторых, название «возрастная психология» связана с традицией, заложенной Л.С.Выготским, автором культурно-исторической концепции развития человека в онтогенезе.

Детская Yучение о периодах детское развития, их смене и переходах от одного возраста к другому.

Возрастная психология отрасль психологии, в которой изучаются феномены и закономерности психического развития, особенности перехода от одного периода психического развития к другому. Психология развития включает в себя такие разделы, как психология детства, отрочества, юношеского возраста, зрелости и старости. Содержание возрастной психологии обусловлено тем, что она имеет дело с особыми единицами анализа – возрастом, или периодом развития.

Возрастная Y– отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Возрастная Y изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д.

Возрастная Yэто область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста.

Y развитияэто сфера знаний, содержащих информацию о законах возрастного преобразования психологии детей. Возрастная психология и психология развития детей представляют собой неразрывно связанные области науки.

Y развития представляет собой более общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологии, своего рода их методологическую базу. В центре внимания этой дисциплины находятся содержание и разные аспекты применения в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся закономерности становления психики.

Y развития изучает закономерности формирование психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – её изменение в процессе деятельности, при общении, познании.

Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни.

Этапы детства человека – продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Предмет и задачи возрастной психологии

В настоящее время предметом возрастной Y – раскрытие общих закономерностей психического развития онтогенезе, установление возрастных периодов становления и развития деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учёта влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Предметом возрастной Y как научной дисциплины является изучение фактов и закономерностей психического развития человека онтогенезе.

Предметом возрастной Y являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающего человека, закономерности развития психических процессов.

Предмет возрастной Y – изучает закономерности психического развития человека онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и её деятельности на каждой из возрастных стадий.

Составляющими предмета возрастной психологии являются: изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти).

– эволюционные – накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи – от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию)

– революционные – более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов;

– ситуационные – связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении; понятие возраста – определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Задачи возрастной Y широки и многозначны. В настоящее время эта отрасль психологии приобрела статус научно-практической дисциплины, в связи, с чем среди её задач следует выделить задачи теоретические и практические.

Теоретические задачи Y – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития.

Теоретическими задачами психологии развития являются: 1. Изучение общих закономерностей психического развития человека в онтогенезе, определение детерминант (причин) развития, определение роли наследственности, среды, общения и деятельности в развитии. 2. Построение периодизации психического развития человека в онтогенезе от рождения до завершения жизненного цикла. 3. Определение соотношения и взаимообусловленности процессов обучения и развития. 4. Определение качественного своеобразия и психологических особенностей человека на каждой из возрастных стадий.

Научно-практические задачи Y – создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза, организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности, а также организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Главная задача возрастной Y – раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.

Объектом изучения возрастной Y является ребёнок, подросток, юноша и др.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1) возрастная психология; 2) психология развития; 3) генетическая психология. 1-ая делает акцент на возрастных особенностях психики; 2-ая изучает сам процесс психического развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой – позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей:

à закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

à детство – предмет возрастной психологии по Обуховой – период усиленного развития, изменений и обучения.

Проблемы современной возрастной психологи:

1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

5. Проблема разработки разделов возрастной Y (молодёжи, зрелости, старости);

6. Проблема возрастной периодизации (нет единых оснований для разных возрастов);

7. Проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...