Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ведущая деятельность в юношеском возрасте




Ведущая деятельность в ранней юно­сти – профессиональное самоопреде­ление. Психологическую базу для са­моопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с по­ниманием своего места и назначения в жизни.

Другим важнейшим фактором, составляющим психоло­гическую базу профессионального самоопределения и обес­печивающим готовность старшеклассника ко вступлению в новую жизнь, является наличие способностей и потребнос­тей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в тру­де, в будущей семейной жизни. Это прежде всего потреб­ность в общении и владение способами его построения, во-вторых, теоретическое мышление и умение ориентиро­ваться в различных формах теоретического сознания (науч­ном, художественном, этическом, правовом), что выступает в виде сложившихся основ научного и гражданского миро­воззрения, а также развитой рефлексии, с помощью кото­рой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе, в-третьих, потребность в труде и способность трудить­ся, владение трудовыми навыками, позволяющими вклю­читься в производственную деятельность, осуществляя ее на творческих началах.

Проблема профессионального самоопределения сложна и многообразна. Ею занимались многие специалисты, опыт ко­торых был обобщен Н.С.Пряжниковым (9). Сам автор предла­гает содержательно-процессуальную модель профессиональ­ного самоопределения, центром которого является ценност­но-нравственный аспект, развитие самосознания и потреб­ность в профессиональной компетентности.

По мнению Л.М.Митиной, основным фактором профессио­нального самоопределения является активность личности, ее потребность в самореализации, осознание и необходимость изменения собственной личности, преобразование своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуще­ствления в профессиональном труде. От того, насколько осо­знанным окажется процесс профессионального самоопреде­ления, во многом зависит жизненный путь личности в даль­нейшем. Так, по С.Л.Рубинштейну, проблема самосоз­нания есть прежде всего проблема определения своего спосо­ба жизни. Обобщая, он выделил два способа существования человека. Первый способ – это жизнь, не выходящая за пре­делы непосредственных связей, в которых живет человек. Здесь весь человек находится внутри самой жизни: всякое его отношение – это отношение к явлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования выводит чело­века за его пределы, он связан с появлением ценностно-смы­слового определения жизни.

Активность личности –способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения продуктов материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Эти важнейшие задачи развития на данном этапе онтоге­неза по-разному соотносятся с живой психологической ре­альностью. Известно, что возрастные особенности личности выступают в форме индивидуальных вариантов, а это неиз­бежно предполагает различные уровни и степени их выра­женности в конкретных людях. Один из характернейших мо­ментов развития современных старшеклассников состоит в крайней его неравномерности, неодновременности, которые проявляются как на межиндивидуальном уровне (в одном классе сталкиваются два юноши, оба 16 лет, но один практи­чески взрослый человек, другой едва начинающий взрослеть подросток), так и на внутрииндивидуальном (разные систе­мы организма созревают в разные сроки, не совпадает и вре­мя наступления физиологической, интеллектуальной, соци­альной зрелости). Такого рода ситуация оказывает влияние на поведение и психику, нередко играя патогенную роль в возникновении эмоциональных нарушений и трудностей эазвития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...