Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Инструкция по выполнению работы




Контрольно измерительные материалы

Для проведения промежуточного контроля по литературе

В 11 классе

                                             Составитель: Баяндина Г.Ф.,

учитель русского языка и литературы

 

                                       РАССМОТРЕНО

                                                       На заседании МО учителей

 русского языка и литературы

Протокол № ________________

От «___» _____________ 2016 г.

 

                                           СОГЛАСОВАНО

                                                                    на НМС МАОУ «Гимназия №5»

                                                           протокол № ____________

от «___»______________ 2016г.

 

Пермь 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………..3

Контрольно измерительные варианты………………………………… 5

Инструкция по выполнению работы…………………………………....5

Вариант 1………………………………………………………………….6

Вариант 2…………………………………………………………………13

Ответы…………………………………………………………………….20

Критерии оценивания……………………………………………………

Использованная литература……………………………………………..

 

 

                                                                      

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Промежуточный  контроль по литературе  в 11 классе проводится в целях проверки готовности на данном этапе к ЕГЭ. Контрольно измерительные материалы (КИМ) составлены на основе рекомендованного перечня элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе, и «Рабочей программы по литературе (профильный уровень) для 10 -11 классов».

      КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем содержания.

      В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение  определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика, проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

    Часть 1 включает в себя два компонента заданий.

    Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написать слово или словосочетание, или последовательность цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8,9). В данных материалах представлены варианты по драматическим произведениям А.П. Чехова и А.М. Горького.

    Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению:5 заданий с кратким ответом(10-14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (15-16). Учащимся предложены стихотворения поэтов 20 века.

Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знания учащимися конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности, 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст. Следование предложенному алгоритму работы позволяет учащимся выявить место и роль эпизода  в общей структуре произведения, раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

  Часть 2 предполагает написание развёрнутого сочинения на литературную тему. Предлагается три вопроса (17.1-17.3). Учащийся выбирает только один из вопросов и даёт на него развёрнутый ответ в форме сочинения. Предложены темы сочинения по произведениям, изученным в 10 классе. Инструкция по выполнению работы, являющаяся общей для всех вариантов, даётся перед контрольно измерительными материалами.        

После экзаменационных вариантов даны ответы к ним.  

 

 

Инструкция по выполнению работы

Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ по литературе. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.

Тест по литературе состоит из трёх частей.

Часть 1 включает в себя 7 заданий с кратким ответом (1 - 7), требующих написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (8 - 9) в объёме 5 - 10 предложений.

Часть 2 включает в себя 5 заданий с кратким ответом (10 - 14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений (15 - 16).

Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

Данный тест рекомендуется как тренировочный при подготовке к сдаче ЕГЭ по литературе.

Желаем успеха!

ВАРИАНТ 1.

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9

Г а е в (негромко, как бы декламируя). Оприрода, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живишь и разрушаешь...

В а р я (умоляюще). Дядечка!

А н я. Дядя, ты опять!

Т р о ф и м о в. Вы лучше жёлтого в середину дуплетом.

Г а е в. Я молчу, молчу.

Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздаётсяотдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Это что?

Л о п а х и н. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко.

Г а е в. А может быть, птица какая-нибудь... вроде цапли.

Т р о ф и м о в. Или филин...

Л ю б о в ь А н д р е е в н а (вздрагивает). Неприятно почему-то.

Пауза.

Ф и р с. Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.

Г а е в. Перед каким несчастьем?

Ф и р с. Перед волей.

Пауза.

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Знаете, друзья, пойдёмте, уже вечереет. (Ане.) У тебя на глазах слёзы... Что ты, девочка? (Обнимает её.)

А н я. Это так, мама. Ничего.

Т р о ф и м о в. Кто-то идёт.

Показывается прохожий в белой потасканной фуражке, в пальто; он слегка пьян.

П р о х о ж и й. Позвольте вас спросить, могу ли я пройти здесь прямо на станцию?

Г а е в. Можете. Идите по этой дороге.

П р о х о ж и й. Чувствительно вам благодарен. (Кашлянув.) Погода превосходная... (Декламирует.) Брат мой, страдающий брат... выдь на Волгу, чей стон... (Варе.) Мадемуазель, позвольте голодному россиянину копеек тридцать...

Варя испугалась, вскрикивает.

Л о п а х и н (сердито). Всякому безобразию есть своё приличие!

Л ю б о в ь А н д р е е в н а (оторопев). Возьмите... вот вам... (Ищет в портмоне.) Серебра нет... Всё равно, вот вам золотой...

П р о х о ж и й. Чувствительно вам благодарен! (Уходит.)

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву(цифру) пишите в отдельной клеточке.

 

1.Дайте авторское определение жанра произведения.

Ответ: _________________________________________________

2.В тексте пьесы, в скобках, А. П. Чехов дает краткие указания для режиссёра и актёров: «В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре», «Пауза», «умоляюще». Каким термином принято обозначать указания на жесты, мимику, темп речи, паузы, обстановку действия?

Ответ:________________________________________________

 

3.Кто является автором известного стихотворения, фрагмент которого цитирует прохожий («выдь на Волгу, чей стон...»)?

Ответ: ___________________________________________________

4. Установите соответствие между персонажами пьесы и их родственными отношениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

персонажи родственные отношения
А) Раневская - Аня 1) мать - дочь
Б) Раневская - Варя 2) мать – приёмная дочь
В) Раневская - Гаев 3) сестра - брат
  4) тётя - племянник

 

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1.

Ответ:

 

А Б В
     

 

5.Как называется в драматическом произведении текст речи действующего лица?

Ответ: ____________________________________________________

 

6.Каким термином принято обозначать предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления («Вдруг раздается отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный»)?

Ответ: _____________________________________________________

 

7.Какое художественное средство позволяет персонажу А. П. Чехова выделить наиболее существенные признаки явления и дать ему образное определение: «О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная...»?

Ответ: _________________________________________________________

 

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведенияразных авторов (в одном из примеров допустимо обращениек произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Вашвыбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданномнаправлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

 

8.Какую роль выполняют в пьесе А. П. Чехова паузы?

9. В каких произведениях русских писателей-классиков ставилась проблема гибели «дворянских гнёзд» и что сближает их с пьесой А.П. Чехова?

 

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания10–16.

 

ШЁЛ СНЕГ…

Шёл снег: неспешно и торжественно –

такой воздушный, лёгкий, женственный.

Нет, он не шёл – он снисходил

до нас. А мы глазами хлопали,

любуясь медленными хлопьями,

представив счастье впереди.

 

Звон колокольный звал к заутрене,

земля, снежинками припудрена,

собой являла чистоту.

А мы стояли ошарашенно,

забыв про серость дня вчерашнего,

поверив в светлую мечту.

 

Неповторимые и разные

мы так похоже верим в праздники,

но чаще ждём их по весне.

И вдруг, нежданно и нечаянно,

восторг души сменил отчаянье...

А ведь всего-то – выпал снег!

(В.Н. Соколов, 1968)

 

Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

10.В каждой строфе стихотворения можно заметить повторяющееся одинаковое или сходное звучание концов двух стихотворных строк (хлопали – хлопьями; заутрене – припудрена и т.п.). Назовите термин, которым обозначается такое созвучие строк.

Ответ: _________________________________________________

 

11.Какой приём, основанный на противопоставлении, использовал поэт в строчках: «…забыв про серость дня вчерашнего, поверив в светлую мечту»?

Ответ: ________________________________________________________

 

12. Как называется стилистический приём, основанный на повторении согласных звуков в строке («Звон колокольный звал к заутрене»)?

Ответ: __________________________________________________

 

13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) эпитет

2) анафора

3) оксюморон

4) инверсия

5) метафора

Ответ: ______________________________________________________

 

14.Определите стихотворный размер, которым написано это стихотворение (без указания количества стоп).

Ответ: _______________________________________________________

 

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответна вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

15. Почему «снисхождение» первого снега предстаёт в стихотворении «Шёл снег…» как событие значимое, поворотное в жизни человека?

16. В каких произведениях русской поэзии показано благотворное влияние природы на человека и в чём они схожи со стихотворением В.Н. Соколова?

 

 

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ изпредложенных тем сочинений (17.1–17.3). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

 

17.1 Можно ли назвать Лопахина главным героем комедии Чехова «Вишнёвый сад»?

17.2Как в романе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека?

17.3Какие «вечные темы» находят своё осмысление в современной поэзии? (По творчеству одного из поэтов)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...