Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное управление России в начале XX века




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время Россия испытывает переломный период в своем развитии, аналогично, как и в конце XIX века - начала XX века. На этом этапе Россия находится в поиске новых ценностей, ориентиров, идеалов. Жесткое регулирование советского периода нашего государство постепенно меняется на новые общественные отношения. Появляется рыночный механизм в экономике, из-за этого другие сферы жизни общества претерпевают отношения. Углом отражения этих проблем становятся интересы некоторых слоев общества, в свою очередь которые изменяются.

В этот период времени перемен каждому гражданину необходимо полное понимание дальнейшего пути развития нашего государства, осознание своего места и роли в современный период жизни. Именно этот период социально-экономического развития России XIX века - начала XX веказаинтересовало меня.

К слову, исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценной информации. Если брать в пример П.А. Столыпина и С.Ю. Витте, то можно с полной уверенностью сказать, что с помощью этих примером можно понять современные реформы, а в определенных случаях спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Также, можно добавить, что, к большому сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным. Но, конечно же, хочется верить, что максимально использовать опыт предыдущих поколений все-таки возможно.

Интерес к реформаторам прошлого регулярно обнаруживается в связи с неудачами реформаторов современности, постоянно возникают и анализируются различные исторические параллели.

В итоге, ответить на многие вопросы на сегодняшний день может только социально-экономическая история. Без ее участия, анализы современных процессов и прогнозы на будущее развитие могут оказаться лишенными исторического задатка, научной обоснованности и преемственности.

Объектом исследования является Россия к концу XIX века - начала XX века.

Предметом исследования работы является социально-экономическое развитие истории России к концу XIX века - началу XX века.

Целью исследования курсовой работы является исследование механизмов социально-экономического развития России XX века, проведения анализа реформ страны, которые в дальнейшем повлияли на развитие России.

Задачи, которые следует решить в ходе исследования для исполнения данной цели:

·исследовать социальную политику России и изучить социальную структуру населения на рубеже XIX - XX веков

·исследовать экономическое развитие России в данный период

·рассмотреть особенности внутренней и внешней торговли

Методологическую основу исследования составляют методы: индукции, обобщения, классификации, систематизации, анализа, синтеза

Теоретическая основа исследования: Тимошина Т.М. в своей книге подробно описывает историю развития социально -экономической политики, а также описывает реформы С.Ю. Витте на рубеже XIX - XX веков.

Федоров В.А. подробно рассматривает социальную политику России и описывает структуру населения в начале XX века.

Ананьич Б.В. и Ганелина Р.Ш. в своей книге подробно описывают характеристику Сергея Юльевича Витте, его время и взгляды на происходящее в России на рубеже XIX - XX веков.

Гусейнов Р.А. теоретически и экспериментально исследовал историю экономики России на рубеже XIX - XX.

Тагирова Н.Ф. полно отразила в своей статье всю суть реформы Столыпина П.А. А также подробно описала деятельность и роль реформатора Столыпина.

Практическая значимость этой работы состоит в том, что все материалы и выводы могут быть использованы на лекционных занятиях и семинарских занятиях по дисциплине «История».


 


ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ К НАЧАЛУ XX ВЕКА

 

Государственное управление России в начале XX века

В начале 20 в. Сохраняется государственное управление прошлого века с характерной чертой – бюрократизацией. Высшим звеном среди государственных учреждений остается Государственный Совет, который был создан в 1820 г. По инициативе Сперанского. В его состав входили по должности – министры. Члены и председатель совета назначались царем. Он представлял собой высший законосовещательный орган до его реорганизации в 1906 г. Законопроекты что вносил царь, предварительно обсуждались в подготовительных комиссиях, так называемых – департаментах. Затем после рассмотрения департаментом законодательных проектов, они выносились на общее собрание Государственного совета. При спорных вопросов в Государственном Совете, монарху приходило несколько точек зрения. Решения по ним монарх принимал единолично, независимо от количества человек, которые поддержали тот или иной вариант [2].

К высшим государственным учреждениям относили так же Сенат и Синод. Те функции и значение что выполнял Сенат в прошлые годы, в начале 20 в. Утрачиваются, он начинает выполнять функции надзора за законностью деятельности правительственных лиц, а так же стал высшей кассационной инстанцией по судебным делам.

Исполнительная власть была в руках министерств, из них наиболее важными в этот период были министерства по внутренним делам, военные, военно-морские, народного просвещения. До 17 октября 1905 г. В России объединенного правительства не существовало. Хотя формально был Комитет Министров и Совет Министров. При этом Совет министров бездействовал в период с 1882 по 1905 гг.[3]

Каждый министр, докладывал о своих делах лично императору. Так же Императору докладывали на прямую о своих делах генерал губернаторы и градоначальники таких городов как Москвы и Петербурга. Вся структура не выходила за рамки самодержавия монархии, но в связи с усложняющимися задачами управления в начале 20 в. Система стала давать сбои.
Выстроенная система государственного управления, вынуждена была обслуживаться множеством чиновнического аппарата, что непременно ведет к большой бюрократизации. И в начале 1900-х гг. Россия имела самый бюрократический аппарат, который включал в себя 430 тысяч чиновников.
Оклады чиновников, были мизерными, что приводило к взяточничеству и коррупции. В целом аппарат мог не плохо работать в мирное время, но в кризисное время он становился неинициативным, малоподвижным и не способным к быстрым изменениям.

Судебное устройство оставалось почти неизменным после судебной реформы в 60-х г. 19 века. Функционировал суд присяжных. Суд носил гласный характер и имел состязательность сторон. Однако оставался неизменным распоряжение по которому каждого человека, подозреваемого в политических преступлениях. Судил не суд присяжных, а чиновник с сугубым своим мнением.

Вопросами по охране государственной безопасности занимался департамент полиции.

Одним из главных и традиционных институтов в России была – армия. В начале 20 века ее численность была более 900 тысяч солдат. Действовала всеобщая воинская повинность, но вместе с тем действовало много льгот и отсрочек. Примером могут служить льготы на единственного сына в семье, старших братьев которые были кормильцами, учителей и врачей. Офицерские чины были высокопрофессиональными.

Не малую роль в организации страны занимало и местное самоуправление. Было оно закреплено в форме земств в 60-х годах 19 века. Они избирались крестьянами и так называемыми «городскими обывателями». Они занимались вопросами здравоохранения, народным образованием, статистикой и агрономией. Происходит процесс усиления дворянства. Происходит усиление бюрократической опекой. В городах присутствовало городское самоуправление, в сельской местности вопросы решались на сходах, называемые «миром».

Законы затрагивали все сферы жизни и их проблемы: экономика, социальная и культурная сфера. Русские правоведы того времени очень высоко ценились в мире.

Совместить традиционные устои в организации власти с идеей проведения реформ, пыталась верховная власть и государственный аппарат, однако, конечные цели реформ четко не осознавались.

Примером, может служить Манифест от 26 февраля 1903 г. Где сказано « хранить вековые устои российской державы» и подавлять «смуту», так же в нем говорилось о расширении свободы вероисповедания и идти по пути ослабления «социальной неравностью» крестьян, а это около половины населения страны.[4]

Таким образом, казалось, что то развитие страны, достаточно спокойное, обычного склада продвижения дел, будет продвигаться и дальше. Подобное мнение высказывал государственный секретарь, а позже он стал министром внутренних дел В.К.Плеве : «Россия имеет свою отдельную историю и специальный срой». Но к сожалению, исполнительные структуры не были готовы к тем глубоким рыночным преобразованиям, на порог которых стала Россия [5].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 417.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...