Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Память в старшем дошкольном возрасте и ее особенности




В младшем дошкольном возрасте память носит непроизвольную, зрительно – эмоциональную направленность, т.к. ребенок не ставит перед собой осознанную цель запомнить что-либо. Запоминание и припоминание происходят вне зависимости от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности ребенка и зависят от ее направленности. Ребенок запоминает то, что вызвало интерес, произвело впечатление. 

    Особенность непроизвольного запоминания, к примеру, предметов, картинок или слов, зависит от того, насколько ребенок проявляет активность по отношению к этим предметам, обдумывает алгоритм действий с предметом, группирует эти действия. Непроизвольное запоминание является отдаленным, дополнительным итогом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное запоминание – это основная форма работы памяти. Ребенок еще не может ставить перед собой определенную цель – запомнить или припомнить информацию и тем более не применяет для этого специальных приемов.

1.Непроизвольное запоминание в этом возрасте отличается точностью и прочностью. Если происходящие события до этого имели эмоциональную значимость и производили впечатление на ребенка, то они могут сохранить эту информацию на всю жизнь. Первые припоминания детских впечатлений относятся к возрастному периоду от 3 до 4 лет. Именно к данному возрасту у ребенка формируется долговременная память и ее основные механизмы. Одним из этих механизмов является ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями ребенка [19].

У детей младшего и среднего дошкольного возраста хорошо развиты непосредственная и механическая память. Они значительно легче запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, поэтому быстро совершенствуют речь, учатся пользоваться предметами быта, начинают ориентироваться в обстановке, узнают уже виденное и слышанное.

2.У некоторых детей дошкольного возраста может встречаться фотографическая (эйдетическая) память. После однократного восприятия информации и небольшой умственной обработки, ребенок продолжает «видеть» информацию и прекрасно восстанавливает ее в памяти. На протяжении длительного периода времени, когда ребенок начинает вспоминать информацию, воспринятую им раньше, он как бы снова это видит и может описать во всех подробностях. В основном, фотографическая память начинает утрачиваться уже в школьном возрасте, но если правильно тренировать ее, то такой тип памяти может сохраниться и во взрослой жизни.

3.В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. Начинают активно и самостоятельно развиваться определенные перцептивные действия, которые направлены на улучшение запоминания, воспроизведения и удержания в памяти полученной информации.

4.На начальном этапе, в основном, используется обычное повторение информации. При этом проявляются признаки смыслового запоминания. При активной умственной активности ребенок лучше запоминает предоставленный ему материал. Ребенок учится обозначать только поставленную перед ним задачу запомнить и припомнить материал, при этом не владея нужными для этого приемами. Задача «припомнить» проявляется раньше, т.к. ребенок встречается с ситуациями, которые требуют от него именно припоминания, воспроизведения того, что он до этого воспринимал и желал. Задача «запомнить» возникает в результате полученного опыта в запоминании информации, когда ребенок осознает, что если он не запомнит, то потом не сможет воспроизвести полученные знания[15].

    Постановка определенных задач оказывает значительное влияние на запоминание, под ее влиянием изменяется сам процесс. С.Л. Рубинштейн считает, что важное значение приобретает вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в процессе которой она совершается. В вопросе запоминания отсутствует однозначная зависимость между произвольным и непроизвольным запоминанием. Преобладание произвольного запоминания выступает лишь на первый взгляд.    

Доказательством тому служит исследование Зинченко П.И. Он доказал, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе итогом для эффективности этого процесса, непроизвольное запоминание может оказаться более эффективнее, чем произвольное. В Исследованиях Зинченко П.И., непроизвольное запоминание фрагментов в ходе деятельности, целью которой была их квалификации, оказалось значительно выше, чем в случае, когда перед испытуемыми была поставлена задача – запомнить предоставленные фрагменты [8].

Ту же проблему изучал Смирнов А.А. Он подтвердил, что непроизвольное запоминание информации может быть значительно продуктивнее, чем произвольное. Ту информацию, которую испытуемые запоминали непроизвольно, а попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запомнилось лучше, чем та информация, которую они пытались запомнить преднамеренно. Анализируя определенные условия, при которых непроизвольное запоминание (запоминание, включённое в какую-нибудь деятельность) оказывается более эффективным, открывает особенности зависимости запоминания от деятельности, в результате которого оно совершается[18].

   Запоминается, так же, как и осознается прежде всего то, что является целью нашего действия. Хотя то, что не входит в целевое содержание действия, в результате которого совершается непроизвольное внимание, запоминается значительно хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный объект. Необходимо помнить, что подавляющее большинство полученных систематических знаний возникают в результате специальной деятельности, целью которой является запоминание соответствующей информации для сохранения ее в памяти. Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение полученных знаний мнемической деятельностью[11].

   В мнемической деятельности главное задачей является избирательное запоминание человеком предлагаемого материала. Испытуемому необходимо четко определить тот материал, был предложен для запоминания. Именно поэтому мнемическая деятельность носит характер четкого выбора. 

   Мнемическая деятельность является специфически человеческим образованием, т.к. только у человека запоминание становится главной задачей. Заучивание материала, сохранение его в памяти и сознательное обращение к прошлому – это форма сознательной деятельности. 

Переход от непроизвольной памяти к произвольной содержит в себе два этапа:

1. формирование необходимой мотивации, желание запомнить или вспомнить нужную информацию;

2. возникновение и совершенствование необходимых мнемических действий или операций.

1.К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологических признаком является желание ребенка найти и использовать на практике для запоминания логические связи в материале[20].

    Уже в этом возрасте память ребенка сохраняет полученные представления, которые исследователи называют как обобщенное воспоминание. Переходом к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представлениям является отрыв ребенка от только наглядного мышления. Память ребенка, несмотря на ее видимые недочеты, в действительности становится главное функцией и занимает главное место[5].

    Прогрессирование произвольной памяти у детей 6 лет непосредственно связано с постановкой конкретных мнемических задач, направленных на запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Большое количество таких задач может возникать в игровой деятельности, когда запоминание является главным условием для выполнения ребенком взятой на себя роли в игре. Количество слов, фраз, образ, которые дети дошкольного возраста запоминают в ролевой игре, значительно больше, чем при обычном механическом повторении.

    В этот возрастной период идет развитие качественного усовершенствования памяти. Развитие памяти может осуществляться сразу по нескольким направлениям:

1. придание процессам запоминания произвольный характер;

2. превращение памяти ребенка из непосредственной в опосредованную;

3. развитие приемов и средств запоминания, припоминания.

    Если младшем и среднем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение представляются процессами не самостоятельными, входящими в структуру той или другой деятельности (т.е. непроизвольными), то к старшему дошкольному возрасту происходит переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При соответствующих мотивах дети начинают активно выделять и осознавать мнемические поставленные перед ним задачи для припоминания и запоминания полученной информации.

    Для благополучного развития произвольной памяти детей дошкольного возраста важно вовремя рассмотреть, уловить и максимально использовать его стремление что-нибудь запомнить. Действия, которые связаны с сознательным умыслом запомнить или припомнить, более отчетливо начинают проявляться в возрасте пяти – шести лет. Внешне они проявляются в преднамеренном повторении ребенка той информации, которую он хотел запомнить. Побуждение к повторению играет в развитии важнейшую роль. Повторения обеспечивают перевод полученной информации из кратковременной памяти в долговременную. Важным условием является постепенное приучение детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения информации вслух к повторению про себя. Переключение от внешнего повторения к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. С четырехлетнего возраста ребенок уже может запомнить одни вещи при помощи других (например, предмет или слово с помощью обозначающей его иллюстрации). Как только ребенок освоит предлагаемые взрослым готовые материалы для запоминания, можно переходить к самостоятельному выбору ребенком средств, используемых для запоминания. Важным условием для активной работы ребенка в этом направлении является его заинтересованность, потребительский интерес в применении определенных средств запоминания. Чаще всего такое происходит в игровой деятельности, когда цель что-то запомнить является для него конкретным, реальным смыслом, который отвечает правилам игры.

    Совершенствование произвольной памяти у ребенка связано с использованием в процессе запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, общения и установления смысловых связей. Развитие памяти совершенствуется с обучением ребенка основам наук одновременно с совершенствованием его умственной активности [1].

Важное исследование непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел Леонтьев А.Н. Он доказал, как один мнемический процесс (непосредственное запоминание), со временем постепенно замещается опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком совершенных стимулов – средств запоминания и воспроизведения информации.

В формировании внутренних средств главную роль играет речь. Как считает Леонтьев А.Н., что сам факт перехода, который совершается от внешне опосредствованного запоминания к внутренне опосредствованному, состоит в тесной связи с превращением речи из внешней функции в функцию внутреннюю [13].

Можно сделать вывод, что главное проблемой запоминания является вопрос о взаимодействии произвольного и непроизвольного запоминания, проще говоря, запоминания, которые составляют прямую цель действия субъекта и запоминания, которое совершается неумышленно в ходе определенной деятельности, ставящей перед собой другую цель.

Исследования Зинченко П.И доказали, что установка на запоминание, которая делает запоминание главное целью действий субъекта, не является решение эффективности запоминания. Непроизвольное запоминание может оказаться значительно эффективнее произвольного. Тот же факт подтвердило исследование Смирнова А.А.

Следовательно, запоминается и осознается информация, которая составляет цель действия. Если данная информация включена в целевое содержание данного действия, то он может запомнится более лучше и подробнее,чем при запоминании. Все зависит от того,как организовано и на что направлено действие субъекта, в результате которого осуществляется запоминание. Поэтому непреднамеренное,непроизвольное запоминание можно косвенно регулировать. Это значительно сложнее, но намного результативнее,чем условия произвольного запоминания, при котором само запоминание является главной целью действий субъекта. [8].

К концу старшего дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать полностью сформированным. Его внутренними, психологическими особенностями является желание ребенка выделить,найти и использовать для запоминания логические связи в предоставленном материале.

С возрастом формируется способность ребенка оценивать возможности собственной памяти. Чем старше ребенок - тем активнее и объективнее он это сможет сделать. Со временем становятся более разнообразными формы запоминания и воспроизведения информации.

Было доказано, что развитие памяти и развитие мышления у детей тесно связанные между собой понятия.

 

Средства природы

Большое значение в нашей жизни играет родная природа. Она является источником первых важных, конкретных знаний и тех положительных эмоций, которые запоминаются нами на всю жизнь.

Дети постоянно в любом виде деятельности пересекаются природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – это все привлекает внимание ребенка, дарит положительные эмоции и дает «богатую пищу» для его развития.

Игры в лесу, на лугу, на берегах озер или рек, сбор грибов и ягод с мамой и папой, запах ароматных цветов, наблюдение и помощь животным и растениям дают множество положительных эмоций и переживаний. На протяжении всей жизни человек хранит те воспоминания, которые вызывали у него непередаваемые эмоции, то что он всегда готов пережить вновь. Благодаря этим чувствам у ребенка возникает и развивается любовь к своему краю, к Родине, формируется чувство патриотизма.

Знакомство дошкольника с природой - это средство, образующее в его сознании реальных знаний об окружающей природе, которые основаны на чувствах и опыте ребенка, правильного отношения к ней.

Отсутствие знаний, отражающих действительность, часто, может привести к формированию у ребенка ошибочных предрассудков и суеверий. Неправильные преставления нередко служат основной причиной негативного отношения ребенка к животным и уничтожения их (лягушек, ежей, насекомых и т.п.). Это не только наносит огромный вред природе, но и оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Исправить имеющее неверное представление значительно сложнее, чем формировать новые, правильные. Поэтому очень важно, чтобы ребенок дошкольного возраста получил правильно сформированные представления об окружающей его природе [14].

Для правильного восприятия ребенком явлений природы, необходимо регулировать процесс восприятия им природы. Без приближения ребенка к природе и всестороннего использования ее в воспитательно - образовательной работе, невозможно решить задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического развития детей.

"Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства к прекрасному…" - так считал Тагор Р. В этих строках выражена мысль о тесной взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими эталонами и восприятием красоты как особенности всего окружающего.

Как считает большинство исследователей, у детей, которые лишены взаимодействия с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития. Ребенок теряет творческие и исследовательские задатки, и полностью не подготовлен к жизни и решению важных проблем.

Как уже было сказано, ведущей сферой психической развития дошкольника является эмоциональная сфера. Следовательно, принципиально придать процессу познания яркую эмоциональную окраску, с осторожностью оказывать воздействие на чувства ребенка, его воображение и фантазию. Необходимо помнить, что только при условии благоприятного развития двух важнейших сфер - эмоциональной и интеллектуальной - возможна гармония личности.

Важно создать такие условия для ребенка, при которых он становится субъектом познавательной деятельности. Проще говоря, новые знания, умения, навыки ребенок добывает в процессе поисковой, исследовательской и экспериментальной деятельности. Главное поощрять и поддерживать стремление ребенка самостоятельно думать, чувствовать, пробовать и т.п. В будущем, это важное составляющее поможет ребенку самостоятельно решать свои проблемы и получать от этого огромное удовлетворение[9].

Формы ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Знакомство детей с природой осуществляется в разнообразных формах. Это могут быть занятия, прогулки, экскурсии, работа с уголком природы, работа на участке (необходимо согласие родителей).

Занятия проводятся в определенное время, по определенному, заранее разработанному плану в соответствии с программой. На занятии дети получают не только новые знания, но и уточняют знания, полученные ранее и закрепляют их. Цель занятия - усвоение и запоминание детьми программного материала. Для этого используются различные методы - наблюдение, дидактические игры, работа с картинками, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.

Одной из эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста является экскурсия.

Экскурсия - это занятие, которое направлено на знакомство ребенка с природой в естественных условиях (лес, луг, сад, берег реки и т.п.). Основная часть - коллективное наблюдение.

Экскурсии проводят в отведенные для занятий время. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех участников экскурсии. Это отличает экскурсию от повседневных прогулок на свежем воздухе. Присутствие на свежем воздухе среди душистых цветов в лесу, на лугу, подвижные игры, радостные переживания, обычно с этим связанные, положительно сказываются на физическом и психологическом развитии детей. Выбор места проведения экскурсии зависит от поставленных задач и, конечно, возраста детей.

Большое значение экскурсии в воспитании и обучении детей отмечали Ушинский К.Д и Каменский Я.А. По их мнению, в обучении необходимо опираться не на рассказ о предмете, а от реального наблюдения за ним. По данным статистики, 70% полученной информации усваивается именно визуально.

Через 2 -3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия (например, рисование, лепка, аппликация, заслушиваются рассказы детей о том где были и что видели). В заключении - обобщающая беседа. Планируя беседу, необходимо задавать вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь маршрут экскурсии.

Еще одна форма работы - это повседневные прогулки. Прогулки широко используются для ознакомления ребенка с природой. Они могут включать в себя элементы экскурсии, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, ведет наблюдение за погодой и сезонными изменениями в жизни растений и животных. На прогулках ребенок знакомится с особенностями природы по заранее намеченному алгоритму, составленного на основе программных требований. На прогулках воспитатель организует игры с использованием природных материалов (песок, снег, вода, листья и т.п.). На участке должен находится ящик с песком, возможен небольшой бассейн и плавающие игрушки в зависимости от погодных условий. Если говорить о развитии памяти во время прогулок, то можно использовать следующий прием под названием "Гербарий". Дети под руководством воспитателя собирают разнообразные листья или цветы, проговаривая при этом название каждого растения. Далее можно сложить эти листья в альбом и засушить их. Через какой - то промежуток времени, например, зимой, можно снова рассмотреть гербарий и попросить детей вспомнить названия этих растений. После можно сделать аппликацию из сухих листьев и т.п.

Очень важно участие ребенка в уголке природы. Дети ведут наблюдение за растениями и животными, формируется положительное и бережное отношение к ним. В подготовительной группе обобщаются полученные ранее знания о растениях и животных живого уголка и условиях необходимых для их жизни, роста и развития. Необходимо учить детей видеть цикличность в развитии природы на примере обитателей живого уголка и дополнять знания детей новыми сведениями о жизни и развитии растений и животных. 

При изучении и работе с животными нужно обращать внимание ребенка на детали в их строении и образе жизни, например, у рыб отсутствуют веки, в аквариуме рыбки плавают в разных слоях, плавают поодиночке или стаей и т.п. Возможно обращение внимания на размножение некоторых животных таких как хомяка или крысы. Дети должны знать, чтоб животные чувствовали себя хорошо, условия должны быть приближены к природным. Важно дать этому условию логическое объяснение.

Ребенок 6 – 7 лет уже может самостоятельно сеять семена овса, салата, пшеницы, зелень и т.п.

В группе создаётся огород на окне. С ноября можно начать выращивать траву для животных, и конечно, лук. Начиная с января – февраля - рассаду перца и томата, корнеплоды, огурцы и т.д.

Весной и летом можно организовать наблюдение за ветками кустарников и деревьев, отличающихся по окраске, толщине, гибкости, форме, по запаху (сирень, черёмуха, тополь, берёза).

Необходимо вести дневник наблюдений за набуханием и распусканием почек, развёртыванием листьев, появлением бутонов.

Все это способствует развитию памяти и заинтересованности со стороны ребенка.

Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

· Наглядный метод. Как уже говорилось, для детей 6 – 7 лет характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому процесс обучения строиться таким образом, чтобы главные сведения ребенок устанавливал не вербальным, а наглядным методом.

    Одним из основных методов является наблюдение. Наблюдение на прогулке углубляют представления ребенка об окружающем мире, способствует правильному формированию отношения к природе, учит ребенка делать самостоятельные и обоснованные выводы. Зимой важно наблюдать за красотой зимней природы (деревья в снежном убранстве, снег, лед на лужах, наблюдение и уход за прилетающими на участок птицами.

    Сюжетные картинки дают возможность на занятиях подробно рассмотреть предметы и явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, т.к. при непосредственном наблюдении этого невозможно сделать, например, из –за изменчивости природы. При знакомстве с природой, в основном, используются дидактические, предметные и, бывает, художественные картины. Цель использования картин – сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть ее красоту, уметь передавать эту красоту, например, рассказе или пересказе, уметь воспринимать образно – художественный смысл картины. Просмотр художественной картины может сопровождаться прослушиванием музыки или поэтических произведений. Это способствует более подробному запоминанию элементов картины.

    Также, в работе воспитатель может использовать кинофильмы, диафильмы и мультфильмы, способствующие формированию у детей представления о динамике явлений природы – это рост и развитие растений и животных, показ явлений, протекающих в природе длительное время.

· Практический метод. К практическим методам относятся дидактические игры. В них ребенок закрепляет, расширяет имеющиеся знания и представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Большинство игр подводят ребенка к обобщению и классификации. Также дидактическая игра способствует развитию внимания, наблюдательности, активизирует и расширяет словарный запас ребенка, и конечно, развивает память ребенка.

Подвижные игры природоведческого характера. Связаны с подражанием повадкам животных и их образу жизни.

         Элементарные опыты - это наблюдение, которое проводится в определенных условиях. Экспериментальный опыт предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как один из способов решения познавательной задачи. Решение этой задачи требует определенного процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных[4].

· Словесный метод.

         Рассказ воспитателя. Рассказывать детям можно с разными целями, например, для расширения знаний о знакомых предметах или явлениях, животных, растениях, а также для получения новых знаний. Рассказ обязательно должен сопровождаться иллюстрациями (фотографии, картинки) Длительность рассказа для детей подготовительной группы должна быть не более 15 – 25 минут.

         Беседа. Выделяют два вида бесед: итоговую и предварительную. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных ранее знаний, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Предварительная беседа используется перед наблюдением или экскурсией. Служит для уточнения и установки связи предстоящего наблюдения.

         Беседа – это итог проделанной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у ребенка представлений через метод наблюдения, игры или рассказа.

         Художественная литература. Данный вид используется в воспитательных целях. Книга дает материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и т.д.

Ознакомление дошкольников с природой является важнейшим средством воспитания экологической культуры дошкольников. Необходимо «закладывать» в ребенка экологическое воспитание с раннего детства, т.к. главные черты личности человека закладываются в дошкольном возрасте. Важным составляющим является использование разнообразных методов и форм в работе с детьми, которые необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. [3].

Главная задача воспитателя – сделать ознакомление ребенка с природой более интересной, творческой, познавательной. Использовать больше практических занятий.

Невозможно выделить наиболее или наименее эффективные методы и формы работы для ознакомления детей с природой. Все они обладают положительным эффектом при условии правильного использования.

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...