Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолого – педагогические особенности детей подготовительной группы.




Введение

Важнейшая социально – педагогическая задача современного общества – это всестороннее развитие личности, всех его способностей и задатков. Главным условием для решения этой задачи является применение дифференцированного подхода к каждому ребенку в процессе обучения и воспитания, который опирается на знания их возрастных и индивидуальных особенностей, особенностей интеллектуального развития.

    Поиск условий для формирования новых приемов в познавательной деятельности определяется задачами перестройки и совершенствования системы образования.

Основой экологического образования и воспитания является формирование в каждом человеке чувств и проявление любви к природе, умение видеть и помогать ей, видеть незаменимую ценность и красоту природы, понимать, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле.

     В этих условиях развитие у дошкольников системы представлений о сезонных изменениях в природе способствует формированию нравственно-ценностных отношений к природе и людям, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Отличительной чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Старшие дошкольники могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила общения с живыми существами, гуманно и бережно относиться к природе.

Изучением эстетического восприятия детьми прекрасного, в том числе и природы, занимались следующие исследователи по дошкольному воспитанию: Шмидт В., Шлегер Л., Орлова Р., Лазуткина Д., Тихеева Е., Суровцева А.

Деятели общей психологии и педагогики: Блонский П., Корнилов К., Шацкий С., Архин Е., и др. [3].

Детская психика, в своем физиологическом развитии, не успевает за тем количеством информации, которое обрушивается на ребенка уже в раннем дошкольном возрасте. Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий, откладываясь в сознании индивида, постоянно используется в его дальнейшем поведении. Образы внешнего мира не исчезают бесследно, а накапливаются в сознании, закрепляются, образуют различные связи. Постепенное усложнение поведения и осуществляется за счет накопления такого индивидуального опыта. Для того чтобы такой опыт не стал для ребенка невыносимой обузой, чрезвычайно важно грамотно и своевременно дать ребенку в руки механизм, позволяющий ему быстро и четко справляться с поступающей информацией, “сортировать” и использовать её.[2]

В России проблемами общей психологии и, в частности проблемами памяти, занимались такие выдающиеся ученые, как: Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, П.П. Блонский, Р.Л. Немов, и многие другие.

Актуальность исследования: современные дети практически лишены возможности видеть растительный и животный мир своими глазами, удивляться чудесам, которые приносит непосредственное общение с этим миром.

А ведь по своей необыкновенной природной любознательности ребенок, увидев в траве букашку, червячка или лягушонка, проявляет живой интерес к ним и начинает задавать свои бесчисленные вопросы. Очень важно приобщить, помочь ребенку увидеть красоту окружающего мира, мира животных и растений. Научить его чувствовать природу, помогать ей, видеть ее необычайную красоту. В этом ребенку может помочь не только воспитатель,но, и конечно, его родители. Правильно используемые методы и приемы, связанные с познанием окружающим миром, помогут улучшить многие психические процессы.

Большой проблемой в начальной школе является проблема запоминания материала. Очень важно, чтобы в детском саду ребенок как можно больше узнавал много нового и интересного, а самое главное – получал от этого только положительные эмоции.

Развивать память ребенка можно через целенаправленную, систематическую работу. В работе рассмотрены методы и приемы, помогающие развить память ребенка 6 – 7 лет через разнообразные средства природы.

    Цель исследования: изучить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста средствами природы.

Данная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

2. Рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет);

3. Проанализировать сущность понятия «память» и изучить предпосылки развития памяти;

4. Определить эффективные средства природы (методы и приемы), направленные на развитие памяти детей дошкольного возраста (6 -7 лет).

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Предмет исследования: память детей старшего дошкольного возраста

В ходе работы была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что правильное использование средств природы (методов и приемов) положительно влияют на развитие памяти в дошкольном возрасте (6- 7 лет).

Этапы проведения исследования:

1.Подготовительный этап (работа с психолого – педагогической литературой по теме; выбор методик, с помощью которых будет проводиться исследование; решение организационных моментов;

2.Проведение психодиагностического обследования детей дошкольного возраста (6 – 7 лет);

3.Первичная обработка полученных данных;

4.Анализ результатов исследования;

5.Интерпретация полученных результатов. Выводы по результатам исследования.

 

 

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты развития памяти у детей дошкольного возраста средствами природы

Психолого – педагогические особенности детей подготовительной группы.

Старший дошкольный возраст – это ответственный и значимый период в жизни ребенка. В этом возрасте происходят значительные изменения в его психическом развитии. Значительно возрастает познавательная активность, происходит развитие восприятия, наглядно – образного мышления, проявляются признаки логического мышления. На данном этапе происходят прогрессивные изменения во всех сферах жизнедеятельности, начиная от совершенствования психофизиологических функций до появления сложных новообразований.

Этот возрастной период можно назвать переломным, значимым в жизни ребенка, т.к. лобные области головного мозга окончательно созревают к 6 -7 годам. В этих отделах мозга происходит активное развитие ассоциативных зон, в которых происходит формирование психических процессов ребенка, определяющих проявления сложных интеллектуальных действий[10].

    В связи с перестройкой психических процессов, познавательные процессы приобретают иной характер. В сфере ощущений отмечаются значительные изменения всех видов чувствительности: слуховой (тактильной, зрительной, вкусовой, тактильной (возрастает точность в восприятии формы, размера, фактуры окружающих предметов), двигательной (повышение точности в выполнении движений ребенком, увеличивается скорость выполнения двигательных навыков и т.п.). Происходит активное изменение и совершенствование фонематического слуха, ребенок начинает различать оттенки цветов.

Важнейшую роль в развитии восприятия играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – это общепринятые представления о главных разновидностях каждого свойства предмета. К шестому году жизни, у ребенка формируется весь набор сенсорных эталонов. Сюда можно отнести спектр цветов, геометрические формы, музыкальные звуки т.п.). Благоприятные условные для их усвоения, складываются в разнообразных видах деятельности, в процессе которых происходит усвоение словесных значений и основных разновидностей свойств предметов. 

Со временем, старший дошкольник вырабатывает умение организовывать и контролировать свою деятельность, в соответствии с поставленными задачами и определенными требованиями к ним. Происходит активное, целенаправленное и осознанное наблюдение за различными предметами и явлениями, которые окружают ребенка[10].

Эффективность восприятия частично определяется развитием уровня внимания и памяти. По мнению многих исследователей, логичность развития этих психических функций носит сходный характер. В возрасте 6 – 7 лет внимание носит непроизвольный характер.

    По мнению В.С. Мухиной, старший дошкольник уделяет повышенное внимание в исследованиях, где ему предлагалось рассмотреть картинки, описать их, послушать занимательный рассказ и т.п. Длительность просмотра картинок значительно увеличивается по сравнению с младшим дошкольным возрастом в несколько раз. Ребенок шести лет воспринимает представленный материал более полно и осознанно, нежели младшие дошкольники [10].

Сложный этап развития внимания можно связать с тем, что ребенок впервые начинает осознанно управлять своим внимание, направлять и удерживать его на определенных предметах и явлениях. Для этого он использует определенные методы, которым учится от взрослых.

Большую роль в формировании у ребенка предварительного представления о поставленной им задаче играет речь ребенка и сигнальная система. Проговаривая вслух речевой алгоритм, тем самым ребенок усиливает ее влияние на процесс внимания, т.е. начинает управлять этим процессом в связи с этой задачей. Речь дает ему возможность выделить значимые объекты, направить внимание и учесть характер предстоящей деятельности.

Исследования показали, что при выполнении задания по инструкции ребенок проговаривает алгоритм инструкции в 10 раз чаще, чем младшие дошкольники, что, конечно, свидетельствует о возрастании значимости речи как в регулировании и организации внимания, так и поведения ребенка в целом. 

Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим остается непроизвольное внимание [16].

Похожая связь произвольной и непроизвольной формы существует в отношении такой психической функции как воображение.

В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает определенную самостоятельность. Далее происходит объединение с мышлением и действует с ним при решении определенных познавательных задач. Происходит активная работа воображения – создание замысла в виде наглядного образа, схемы этого образа, явления или события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание конкретности, которая отличается результатами действия воображения и результатов мыслительных действий.

Развитие пространственных представлений у детей в возрасте 6 лет достигает наивысшего уровня.

В исследовании Герасиной Е.В., детям разного возрастного периода предлагалось найти предмет по предложенному алгоритму. Анализируя полученные результаты детей 6 лет, можно сделать вывод о том, что случайных ответов с их стороны не встречалось. Для них были характерны попытки провести анализ пространственной ситуации, хотя эти попытки не всегда были успешны. Интерпретация их деятельности указывает на разделение пространственного образа с отражением не только предметов, но и их расположения. 

Развитие пространственных представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этот возрастной период связано с совершенствованием возможности пользоваться представлениями на произвольном уровне. Эта возможность значительно повышается к 6 годам, а связано это с усвоением новых способов умственных действий [7].

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития образного мышления.

В своей статье, Поддъяков Н.Н. отмечает, что в возрасте 4-6 лет происходит активное формирование и развитие навыков и умений, которые способствуют изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений, воздействия на них с целью изменения. Этот уровень наглядно – действенно мышления. Он является подготовительным этапам, способствующим накоплению полученных сведений и фактов, сведений об окружающей среде, созданию основы для формирования понятий и представлений окружающего мира [17].

В процессе наглядно – действенного мышления происходит формирование более сложной формы мышления – наглядно – образного, который характеризуется разрешением сложившейся проблемной ситуации и может осуществляться ребенком только в плане представлений, без применения практических действий.

Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием формы наглядно – образного мышления – наглядно – схематического. Преимуществом этой формы мышления является способность отражать существующие связи и зависимости между предметами окружающего мира.

Поведенческим отражением достижения ребенком данного уровня умственного развития служит схема детского рисунка, умение использовать при решении поставленных задач схематическое изображение. Наглядно – схематическое мышление дает возможность ребенку в освоении им окружающей среды, которое служит способом для создания ребенком обобщенной модели разнообразных предметов и явлений. Приобретая черты обобщенного, эта форма мышления остается образной и опирается на реальные действия с предметами или их замещающих. Также является основой для формирования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. При систематическом и направленном развивающем обучении в возрасте 6 лет, происходит запоминание определенного вида действий и понятий [6].

Следовательно, ребенок 6 лет может решать проблемы 3 способами:

Используя наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление. Учитывая значительное развитие поисковой и планирующей деятельности в этом возрасте, такие умения как анализ и использование полученной в ходе решения поставленной задачи информацию оказываются достаточно высокими. Эти возможности, если рассмотреть в плане фиксированного развития логической формы мышления, не следует переоценивать.

По мнению многих психологов, раннее развитие логического мышления может иметь и отрицательное воздействие, т.к. осуществляется в ущерб формированию высших факторов образного мышления.

Возраст 6 лет желательно рассматривать лишь как период, когда должно начаться активное формирование логического мышления, тем самым определяя ближайшую перспективу умственного развития.

Также происходит дальнейшее развитие и совершенствование речи ребенка, расширение словарного запаса, незначительное освоение практического и грамматического строения родного языка. Развитие речи происходит в связи с усложнением деятельности ребенка и взаимодействия с окружающими. Совершенствование речи тесно связано с развитием мышления ребенка, а точнее с переходом от наглядно – действенного образа к рассуждению, логическому мышлению[12].

Речь ребенка 6 лет связана с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, а старший школьник помимо этого начинает понимать и сам вести диалоги о вещах отдельных, которые он может себе только вообразить или представить. В этих условиях ребенок переходит от ситуативной речи, (состоящей из отдельных не связанных друг с другом предложений, произносимых в процессе выполнения определенных действий и воспринимаемых слушателями лишь в том случае, если ребенок знаком с той ситуацией о которой рассказывает) к связной речи (ребенок сообщает о виденном и пережитом. Отдельные высказывания связаны в единое целое, т.е. в текст и понятны слушателю).

Накопление речевого опыта у ребенка образует неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируя чувство языка, формирование которого возможно только в процессе правильного использования уже знакомых ребенку высказываний, но и изменении слов и словосочетаний. Расширение опыта ребенка, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, побуждает его овладеть новыми, более сложными формами языка.

Накопленный к старшему дошкольному возрасту опыт практических действий, достаточный уровень развития восприятия, воображения, памяти, воображения, мышления и речи повышает чувство уверенности в своих силах, вырабатывает самостоятельность ребенка. Проявляется это в постановке более сложных целей и задач ребенком, достижению которых способствует совершенствование волевой регуляции его поведения.

Ребенок шести лет может стремиться к далекой (воображаемой) цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течении длительного времени. При выполнении волевых действий важную роль играет подражание, хотя в этом возрасте оно становится произвольно управляемым.

Особую роль в развитии волевых качеств ребенка играет изменение взаимоотношений двух сигнальных систем. До середины дошкольного возраста очаги возбуждения, которые возникают на уровне 2-ой сигнальной системы под влиянием словесных раздражителей, является еще недостаточно сильными и концентрированными. Когда речевой алгоритм требует от младшего дошкольника одного действия, а непосредственно воспринимаемая ситуация побуждает его сделать другое, то ребенок реагирует непосредственным впечатлениям, игнорируя словесную инструкцию.

Выполнение ребенком словесных инструкций проходит ряд ступеней в своем развитии:

· на ранних возрастных этапах, получив инструкцию что-либо сделать, дети часто эту инструкцию быстро забывают и начинают делать то, что им хочется;

· примерно к середине дошкольного возраста отношение к инструкции меняется. Дети уже принимают задачу, данную в инструкции, но не считаются со словесными указаниями относительно способов решения этой задачи;

· в конце дошкольного возраста словесные инструкции начинают определять не только близкие и понятные детям задачи, но и способы ее осуществления [6].

Можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст – это особый и значимый период в развитии личности. Это время активной социализации ребенка, вхождения его в культуру, развития его общения со взрослыми и сверстниками. Это небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 587.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...