Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средневековые болезни и методы лечения.




 1. Средневековые болезни

Считается, что главными болезнями Средневековья были: оспа, коклюш, малярия, туберкулез , различные нервные болезни, цинга и т.д. Такие эпидемии , как холера, тиф, шигеллез были Верными товарищами на поле битвы всех войн. все выставляется напоказ в миниатюрах и благочестивых текстах. Впредь до ХIX века не война, а различные виды эпидемий были существенными причинами гибели солдат. Одной из отличительных черт Средних веков,  является распространение губительных для всего человечества эпидемий. «Черная Смерть» -общеизвестная чума в совокупности еще с другими заболеваниями, охватившая весь XIV век.
По словам историков, занимающихся изучением, как эпидемий, так и в целом самой медицины Средневековья, большинство крупных городов были опустошены. Этим губительным для человеческого рода эпидемиям сопутствовал крах , как в экономическом, так и в социальном областях жизни. Формированию эпидемий содействовала цепочка причин: появление, а также развитие новых городов, характеризующиеся теснотой, давкой, неопрятностью и нечистотой, также массовое мигрирование большой численности людей – так называемое великое переселение народов, в последствии времени крупное военно-завоевательное движение в противоположном направлении — так называемые крестовые походы. Болезни древности, несущие заразный характер, растолковываются, как и эпидемии Средневековья ,чаще всего под общим названием «мор» loimos, что в дословном переводе означает «чума». Однако исходя из сохранившихся растолкований, мором(чумой) именовали болезни разных видов: тифы(сыпной), дизентерию, чуму, оспу и др., неоднократно случались эпидемии смешанных типов. Во времена крестовых походов значительное распространение лепры(проказы) повлекло за собой появление ордена святого Лазаря для присмотра над больными проказой. Собственно, из этого вытекают названия лазаретов, призирающих прокаженных. Помимо лазаретов появились убежища и для всех остальных больных, прихвативших заразу.

В таких портовых городах, как Генуя, Венеция, в которых распространялись эпидемии посредством торговых судов, образовывались специальные учреждения против нашествия эпидемий :были введены карантинные режимы,  были созданы карантины (дословно «сорокадневие» - длительность изоляции и контроля над прибывшими судами)образовались особые портовые надсмотрщики — «здоровья попечители». Позже, ввиду экономических интересов городов Средневековья, возникли должности «городских врачей», или «городских физиков», как их именовали в некоторых странах Европы; в основном должностью этих врачей было проведение противоэпидемических режимов, мероприятий и других различных функций. Во многих больших городах публиковались особые правила- нормы, нацеленные на предотвращение распространения эпидемий; самыми популярными нормами являются лондонские, нюрнберкские и парижские.

Причины эпидемий в Средневековье имели напрямую отношение к негигиеничности и антисанитарным условиям тех времен(расположение городов, отсутствие канав, мостовых, дома были наподобие протекающих трущоб и только, а улицы- каналами) и к голоду, употреблению плохой пищи. В «прекраснейшем из городов» в Париже, городские жители погребали умерших на равнение Шампо: кладбище ничем не было заграждено, люди расхаживали мимо него, проходили вдоль него, и там же ставились палатки и обставлялись базары. Во время дождей места погребения превращались в зловонное скопище . Однако всего лишь в 1187 г. король Филипп Кривой оградил кладбище стеной из камня, впрочем такой поступок был совершен из почтения памяти покойных, нежели из опасения за здоровье общества.  В 1185 году король попытался замащивать дороги, однако лишь крупных, протягивающихся к воротам города. Прочие же дороги оставались низменными и служили источником разнесения эпидемий.

Влекущие за собою самую большую опасность считались эпидемии массового характера. В первую очередь, это эпидемии, именуемые, как «горячка», которая, как в настоящее время принято считать,  была обусловлена употреблением зерен, которые были заражены спорыньей. Это вид грибка, который паразитирует на отдельных злаках. Широкое распространение данная болезнь получила в странах Европы в конце Х в. Для представления полной картины этой ужасающей болезни нужно обратиться к «Хронике» Сигеберта Жабмлузского, где отмечалось, что «год 1090 являлся годом, захваченным различными эпидемиями, больше всего это проявлялось в западной части Лотарингии. Большинство людей, подвергаясь « священному огню» разлагались заживо. Огонь поглощал их внутренности, а спаленные части тела превращались в пепел. Ничтожен был конец жизни людей, но еще ничтожнее было тем, кто сумел остаться в живых, но ценой тому были ампутированные конечности, источающие зловоние».

Возникновение «горячки» стало причиной возникновения культа, из-за которого в свою очередь появился новый монашеский орден и одновременно с этим новый тип орденов- госпитальеры. В ХI веке распространилось почитание святого Антония. Подвижники отшельничества в некрупной области Франции, под названием Дофине, объявили о том, что имеют мощи святого Антония из Константинополя. Тем часом в Дофине буйствовала эпидемия горячки. Появилось убеждение , что мощи обладают исцеляющей силой, в следствии чего «священный огонь» стал называться «антоновым». Аббатство, на территории которого находились мощи, прозвали Сент-Антуан- Вьеннуа, филиалы которого находились в Святой земле и Венгрии.

Эпидемия горячки на рубеже ХI-ХII стала утихать, благодаря успехам аграрной революции, в особенности- с усилением промежутка времени продовольственного предвидения и с уменьшением угрозы потребления суррогатов и едких трав, корней различных растений. Помимо этого, в период с 1150 – 1300 гг. прогрессированию сельского хозяйства способствовало значительное потепление климата.

Тем не менее, после эпидемии «горячки» пришел черед иной болезни- лепры(проказы), которая была в такой же степени устрашающей. Принято считать, что причиной возникновения лепры в Европе является контакт с первоочагами инфекций на Востоке, которые были результатом крестовых походов. Последствием увеличения на территории населения проказы стало возникновение особых изоляционных учреждений для больных: лепрозориев, которые были особо учреждены для опеки больных проказой орденом святого Лазаря. В целом в ХIII веке устанавливалось по крайней мере 18 тыс. лепрозориев для прокаженных. Отношение к увечным, прокажённым, вообще к пострадавшим от всяческих болезней людям оказывалось крайне неоднозначным, двойственным, включавшим самые разнообразные чувства - от ужаса до восхищения. Христианский мир раннего и классического средневековья не был особенно милосерден и человеколюбив.

Общество средневековья испытывала нужду в таких людях: «их угнетали, т.к. они представляли угрозу, но в то же время старались не терять их из виду; проявляя заботу, люди осознано стремились освободиться от зла, которого старались избавиться, мистическим путем перенесения на них. Хотя лепрозории строились и за границей городской стены, но не далеко от нее. Следовательно, к этим «изгнанникам» люди ощущали те же самые чувства, которые они испытывали к Иисусу- стремление и боязнь. «Безумие прокаженных» преимущественно завладело Францией в 1320-е годы, по всей стране увеличивались числа отравленных колодцев. По слова Хронистов, сам король Филипп Длинный(V) стал жертвой «безумия прокаженных», выпивши воды из отравленного во время охоты колодца.  

Еще более катастрофическая эпидемия настигла Европу середины XIV века, которая поставила Запад между жизнью и смертью – это был чума. По рахличным статистикам, эпидемическая болезнь 1348 г., стала причиной гибели от четверти до трети населения, почти 50 миллионов человек. Европа опустела, кончились войны, т.к. воевать было некому. В то время, в таких крупных городах Европы, как Прага, Лондон, Вена, Амстердам скончались от почти 92% процентов всего населения.

Пустыня Гоби считается центром распространения так называемой «черной смерти» 1320 года. Маршрут чумы- это маршрут караванов, бок- о- бок с ними двигалась она Запад. Черная смерть спровоцировала многочисленные восстания, к примеру, восстание Жакерия во Франции, Увота Тайлера в Великобритании и др. К несчастью, даже спустя 600 лет чума преодолена частично. Лишь в 20 в. Более 13 млн. человек погибли от чумы. Известны многократные количества событий, когда войска, которые осаждали города, пускали в ход биологическое оружие. При помощи катапульт, в города-крепости, войска, бравшие в осаду, подбрасывали различного вида нечистоты, в следствии чего в этих зонах развивались болезни. Существует достаточно примеров этого случая. Когда монгольские войска в 1346 году брали город Кафу(в данное время это город Феодосия в Крыму), в процессе осады лагерь монголов подверглась эпидемии чумы. По этой причине, они оказались вынужденными в прекращении осады, но при этом, заблаговременно забрасывая трупы, пораженные чумой за стены крепостей, в ходе чего эпидемия заражала весь город.  

Виной тому, не только сама болезнь, что «черная смерть» стала причиной стольких бедствий. Такие обстоятельства, как устремление к религии, только подлили масла в огонь Примером может послужить –учения о чистилище. Французский медиевист Жак ле Гофф говорил о том, что к концу XIII века, учения о чистилище получили распространение повсюду. Знаменитую «Божественную Комедию» Данте создал в XİV году, в которой он живо описал ад и чистилище. Всё это содействовало началу развития конкретных религиозных чувств и переживаний, в следствие чего люди ошеломляющей холодностью и повиновением воспринимали болезнь, как Божье наказание. Более того, Европу настигали неоднократно урожаи, поэтому из-за того, что увеличивающееся население континента недоедало, им сложно было бороться с болезнью.   

По словам врача Гюи де Шолиака, который был персональным лекарем папы Климента VI, два вида чумы получили распространение в Европе- это бубонная и легочная. Гюи подробно описывает симптомы данных недуги: «Чума легочного вида буйствовала три месяца, которую сопровождала непрерывная лихорадка харканье кровью, вскоре чего больной умирал. Чумой же бубонного вида была мучением для людей до самого конца эпидемии. Ее симптомами также были беспрестанная лихорадка, нагноения и фурункулы под мышками и в области паха. Если человек заражался бубонной чумой, то смерть настигала его спустя пять дней с начала болезни.» Положить конец бедствию врачам было не под силу. Большинство людей мчались прочь в панике, бросая на произвол судьбы зараженных в инфицированных районах. Прежде всего сбегали знатные, состоятельные и цивилизованные люди. Уйти из зараженных областей пытались также представители духовенства, а некоторые представители религиозных орденов плотно закрывались в своих убежищах- монастырях, чтобы спастись от эпидемии. В апогей переполоха папа признал 1350 святым годом. Прямая дорога в рай вела паломников Рима, избегая чистилище. Тысячи и тысячи паломников откликались на этот призыв, попутно распространяя чуму. Все старания положить конец «черной смерти» были тщетны, т.к. никто не имел представления о пути распространения этой болезни. Многие понимал опасность соприкосновения с зараженным или же с его принадлежностями. А были и такие , которые боялись даже устанавливать зрительный контакт с больными. Горожане Флоренции считали, что виной эпидемии являются кошки, да собаки. Изничтожая данного вида животных, они не догадывались , что таким образом они дают полную волю настоящим инициаторам возникновения эпидемии – крысам.

Когда жизни людей стали подвергаться смертельной опасности, многие стали обращаться к Божественной силе. Люди приносили в дар церкви всё свое имущество, полагаясь, надеясь, на их защиту Богом от чумы, или, хотя бы на то, что они обретут свои жизни на небе вновь, в случае их кончины. Таким образом, у Церкви поднакопилось бессчётное количество богатств. Некоторые же искали свое спасения в различного вида талисманах, амулетах и др. Остальные пытались найти свое исцеление в суевериях, магии и в альтернативной терапии. К примеру, бытовало мнение, что особоые смеси, благовония и уксусы обладают защитной силой от эпидемии. Большой оборот набрало в борьбе с болезнью и кровопускание. В одном из университетов Парижа, ученые видели причину «черной смерти» в неправильном месторасположении планет!.Но все же, неверные суждения и «целебные средства» были не в состоянии прервать приближающуюся смерть.

Подобным образом эпидемия повлекла за собой изменения в религиозном, политическом и социальном областях. До распространения эпидемии французский был известен, как язык интеллигенции в Англии. Т.к многие преподаватели французского языка в Англии скончались, английский язык стал преобладать над французским. Изменения коснулись и религиозной жизни. По словам французского историка Жаклина Броссоле, по причине дефицита подходящих людей в кандидатуру священников, церковь нанимала в услужники непросвещенных и беззаботных людей. Также он отмечал, одним из снований, пробудивших Реформацию, стал спад религиозных и образовательных центров.  

Бесспорно, эпидемия оставила след в искусстве, где тема смерти стала преобладающей. Эпидемия, несомненно, оставила свой отпечаток и в искусстве, где смерть стала основной темой. Популярный жанр «танец смерти», исполняемая трупами и скелетами, считался обозначением господства.

Будучи не уверенным в завтрашнем дне, та часть людей, которая пережила чуму, стали пренебрегать ограничениями. Понятие морали вырождалось из общества. Так как, церковь оказалась не в состоянии отвести «черную смерть», люди Средневековья стали чувствовать измену со стороны церкви. Вдобавок, по мнению историков, изменения в социуме, которые последовали за эпидемией, послужили причиной развития индивидуализма и предпринимательства, также увеличилась социальная и экономическая мобильность общества, что в свою очередь, послужило основанием для перехода к капитализму.

Так называемая «Черна смерть» подтолкнула правительства на создание систем оздоровительного контроля.  С упадком эпидемии в Венеции, было принято решение прочистить улицы. Когда эпидемия утихла, в Венеции было решено очистить улицы. Также был отдан приказ французским королем Иоанном II об уборки улиц с профилактическими целями. Поступок древнегреческого врача, который спас Афины от чумы, прочистив улицы, и стал причиной принятия таких мер. Таким образом в Средневековье, улицы, которые имели открытые канализации, в итоге были , были прочищены, в конце концов, были вычищены.

Вспышки эпидемий, которые имели периодично повторяющийся характер в течение полутора века, периодически повторяющейся на протяжении полутора веков (вплоть до начала XVI в.) пробуждали в людях галлюцинации. Несмотря на нищенский, голодающий образ жизни, людские разумы были подвержены блужданиям: видениям, галлюцинациям. По их словам, их взору могли представиться ангелы, дьявол и даже сам Бог. Эпидемии чумы заложили основы санитарного законодательства и санитарии городов. Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии. С целью предотвращения эпидемий, организовывались некоторые общесанитарные мероприятия – избавление от трупов и нечистот, снабжение городов качественными водными ресурсами

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...