Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. Государственное управление социально-демографическими процессами в современной России: проблемы и перспективы развития




2.1Анализ социально-демографической политики РФ

Основным субъектом СДП является партия власти, т.е. Единая Россия, Совет при ПРФ РПНПДП, КСФ по социальной политике, КГДпо делам семьи, женщин и детей, президенти ППРФ.

Россия находится в положении демографического кризиса который обусловлен нестабильнымпоказателем рождаемости, а также высокими показателя смертности. В 2006 году Правительство РФ начало активную демографическую политику для предотвращения проблемы депопуляции. Президент стран предложилмеры стимулирования рождаемости, включавшие: программы поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и воспитать ребёнка.

Начало современной СДП было положено когда в году Президент РФ В.В.Путин обратился Посланием к ФС, в котором демографические проблемы были названы самой главной проблемой страны.Вдекабре 2006 года были принятыфедеральные законы,  а также была разработана «КДП РФ на период до 2025 года». К тому же следует отметить провозглашённый вновь после длительного перерыва дифференцированный подход к стимулированию воспроизводства населения.

Государственная социальная помощь в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утверждённым приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 г. N 532-ст - это "социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе".

Предоставляется гос. соц. помощь прежде всего для малоимущих граждан, малоимущих одиноко проживающих граждан и иных категорий граждан, предусмотренных ФЗ от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Вот некоторые виды социальной материальной помощи, в настоящее время установленные законодательством на  федеральном уровне:

· материальная помощь (не менее 500 рублей) на первоначальное обзаведение хозяйством гражданам, работавшим до призыва на военную службу и принятым в течение года на прежнее место работы впервые после увольнения с военной службы;[22]

· социальный контракт - договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьёй (гражданином) и органами соц. защиты населения по месту жительства или месту пребывания, заключаемый в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.[23]

Органами исполнительной власти субъектов РФ определяются повод и последовательность предоставления соц. помощи. На региональном уровне соц. материальная помощь носит адресный характер и является важной составляющей господдержки малоимущих семей и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В целом же, материальная помощь гражданам, которые имеют статус малоимущих, конечно, мала - от 500 рублей до 3 тысяч рублей в год. Поддерживать материальное положение целый год на такие деньги совершенно невозможно.Но стоит отметить, что порядок выплаты социальной материальной помощи и её размер в последнее время претерпел серьезные изменения.

В России с 2011 года в 17 регионах проводится опыт по заключению с государством соц. контрактов. Социальный контракт - это договор трёх сторон о взаимных обязательствах между малоимущей семьёй, администрацией муниципального образования и органами соц. защиты населения. Его цельюявляется предоставление адресной соц. помощи в виде денежных выплат, соц. услуг или натуральной помощи.

Пособия и выплаты предусмотренные российской системой мер помощи семьям с детьми включают:[17]

1. Пособия при ранней постановке беременной женщины на учёт в женской консультации (в 2015 году размер составляет 540 рублей)

2. Пособия по беременным и рожающим.

3. Ежемесячное пособие на ребёнка. Устанавливается по принципу малообеспеченности семьи. Размер выплаты колеблется от 50 до 100 рублей в месяц в зависимости от возраста ребёнка.

4. Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до полутора лет.

5. Единовременная выплата при рождении ребёнка (в 2018 году сумма составляет 16350 рублей)

6. Пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью. В случае усыновления ребёнка инвалиды, ребёнка старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и(или) сёстрами, - 100 тыс. рублей на каждого.

Также, стоит отметить что российским законодательством предусмотрено единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу.

Согласно ФЗ № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[17]с 1 января 2007 года в России стала действовать новая на тот момент мера демографической политики - сертификат на материнский капитал при рождении второго ребёнка. Начальный размер выплаты составил 250 тыс. рублей. В результате индексации к 2018 году сумма выплаты равна 450000 рублей.

Достижение целей СДП Российской Федерации в большей степени зависит от успешного решения определённого круга задач социально-экономического развития, включающие обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния народа, интенсивное развитие человеческого потенциала и создание эффективной социальной инфраструктуры, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, рынка труда, рынка доступного жилья, улучшение санитарно-эпидемиологического положения.

В основеСДП Российской Федерации лежат следующие принципы:

· комплексное решение демографических задач;

· координирование действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

· учёт региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;

· своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период.

Насрок до 2025 года определены следующие задачиСДП Российской Федерации:[16]

· снижение уровня смертности не менее чем в 1,5 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

· снижение уровня материнской и младенческой смертности не меньше чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья жителей, здоровья детей и подростков;

· увеличение продолжительности активной жизни, сохранение и укрепление здоровья жителей, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

· укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Подводя итог, можно отметить, что СДП РФ направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, росту рождаемости, сохранение и укрепление здоровья жителей,регуляция внутренней и внешней миграции и улучшение на этой основе демографической обстановки в стране.

 

 

2.2Основныепроблемы и перспективы современной социально-демографической ситуации в России

В современной России среди важнейших проблем и процессов СДРможно выделить проблемы:

1) депопуляции;

2) старение населения;

3) сокращения ожидаемой продолжительности жизни;

4) сохранения института семьи;

5) деградации генофонда нации;

6) напряжённые межэтнические отношения, постепенное формирование и усиление националистических мотивов в поведении людей, особенно молодежи;

7) рост уровня безработицы;

8) неравномерноераспределениежителей по территории государства;

9) осложнения в сельских и городских местностях социального итерриториально-экономического характера;

10) отсутствие деятельной миграционной политики страны;

11) отсутствие научно обоснованной демографической политики, необходимой для развития государства.

Стабильное сокращение численности населённого пункта, региона, страны по причине сужённоговоспроизводства, естественной или миграционной убыли, в будущем приводящее к разложению общественного (в сфере политики, экономики и культуры) образа и общности говорит о проблеме депопуляции.Хотя в последние годы ситуация стабилизировалась, говорить что это конец демографического кризиса не стоит. Специалисты отмечают что, напротив, государство попадает в новую демографическую ловушку, обусловленную долгими демографическими волнами. Все усиливающимися диспропорциями работающего и неработающего населения будет обусловлена новая стадия кризиса.

Основными причины резкой и растущей смертности в России являются:(см. Рисунок А3)

· постарение населения;

· трудности в сфереразвитияздравоохранения, в частности сети качественных и общедоступных учреждений;

· относительно высокий уровень производственного травматизма (в многом это следствие алкогольного отравления);

· алкоголизм и наркомания;

· побочное  влияние негативных изменений экологической ситуации в стране;

· высокий уровень смертности особенно у мужчин трудоспособного возраста;

· резкое падение уровня благосостояния, ухудшение питания, рост цен на лекарства и услуги медицинских учреждений;

· низкая культура организации досуга, отдыха;

· огромная нагрузка, особенно на женщин, их переутомление и, как следствие, тенденция к повышенной заболеваемости, рождению физически слабых детей;

· популяризация пассивных форм отдыха и относительно малая подвижность,повышенные эмоциональные нагрузки, постоянные стрессовые ситуации, неумение расслабляться в бурном темпе современной жизни;

· тревожная криминогенная обстановка.

Неутешительные показателиестественного движения населения России говорят об отрицательном изменении в возрастной структуре населения страны. При условии если доля жителей в возрасте 65 лет и старше превышает 7%по международным критериям население можно считать старым.В России в этом возрасте по данным Росстата [19] находится 14,2% (см. Рисунок А4)населения.

Следствием рыночной экономики становится интенсификация ритма жизни жителей, их хозяйственной, экономической и образовательной деятельности. Пока не создана общедоступная система восстановления физических сил и душевного равновесия длярезко увеличившейся нагрузки на человека. В худшую сторону продолжает изменяться окружающая среда, что во многом способствует ухудшению здоровья нации.

Следует отметить следующие принципы в развитии института семьи в современной России:

· расширение практики создания нерегистрируемых брачных союзов, гостевых форм брачных отношений которые способствуют  снижению брачных союзов;

· ориентация на допустимость компромиссов в семейных отношениях, умаление значимости девственности и брачной верности;

· рост нестабильности семьи, уровня разводов;

· растущая ориентация на однонациональную и одноконфессиональную семью;

· стабильное влияние родителей на социально-психологический климат в семье их взрослых детей.[4]

Уровень рождаемости в России падает до одно-двухдетной семьи, что автоматически говорит о депопуляцию населения,все это объясняет теория институционального кризиса семьи. Согласно этой теории, люди стремились в принципу многодетности только в доиндустриальную эпоху. Выражение «семья - ячейка общества» в то время гораздо больше соответствовала реальному положению дел, чем в наше время. Тогда семьяна самом деле выступала в роли миниатюрной модели общества.

Неравномерное распределение жителей по территории определяет очередную проблему для развития страны. Согласно среднему варианту прогноза института демографии НИУ ВШЭ, к 2050 году население России сократится до 142,3 млн человек. Уже сейчас наблюдается нехватка населения для страны с такойтерриторией.Российская Федерация располагает самой большой территорией в мире — более 17 млн квадратных километров, -  но относительно благоприятны для жизни лишь примерно 30% этой территории, где располагается свыше 90% жителей страны.Однако даже эти более благоприятные территории освоены крайне неравномерно – почти половина всех жителей сосредоточена в ЦФО и ПФО, в то время как в ДФО и СФО (две трети территории России) проживает менее 18% жителей. Стоит отметит что  население азиатской части России убывает еще быстрее, чем население всей страны. В соответствии с рисунком А5 можно сделать вывод что население страны резко сокращается с запада на восток и с юга на север. Низкую плотность, но повышенную долю городского населения в общей численности жителей Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока определяет наличие значительных полезных ископаемых и крайне неблагоприятные природные условия.

Проблема обострения территориальных и социально-экономических проблем в городских и сельских поселениях, неэквивалентного соотношения в условиях огромной по площади страныдолиеё городского и сельского населения, резких территориальных различий в степени урбанизации. Общемировой процесс ускорения научно-технического прогресса, форсированный в 20 веке процесс индустриализации, определили значительную интенсивность и территориальную повсеместность размаха процесса урбанизации. В 20 веке численность и доля городских жителей быстро увеличивалась, при этом к концу века в стране наметилась склонность к определённой стабильности урбанизации.[6]

Тенденцию к сокращению имеет также численность и доля сельского населения в России. Сейчас по данным Росстата число сельских жителей составляет 26%[20] от общей численности населения страны. Не вполне продуманная практика коттеджного строительства в 1990-е годы способствовала росту еще большего социального напряжения в сельской местности, особенно в пригородных зонах крупных городов, что порождало рост  социального расслоения в обществе.

Острую проблему для страны составляет высокий уровень безработицы. Если допустить дальнейший рост безработицы в России, социальные последствия могут оказаться бедственными. Обследования, проведённые в США, дали понять, что при увеличении уровня безработицы на 1%, если она затем не снизится на протяжении пяти последующих лет, даст следующие результаты: тюремных заключений – на 4%, убийств – на 6%, рост душевнобольных – на 3%, смертности от алкоголизма – на 2%, повышение общего показателя смертности – на 2%. Российскими исследователями также установлено, что увеличение на 1%безработицы и напряженность на рынке труда в городе вызывает рост преступности не менее чем на 7 – 8%.

Ближайшие демографические перспективы России.Мероприятия по сокращению уровня смертности, прежде всего граждан трудоспособного возраста, будут способствовать снижению возрастных коэффициентов смертности, что, тем не менее, не сможет нивелировать снижение рождаемости. В результате уже с 2019 г. будет отмечена естественная убыль, а единственным источником восполнения для России станет прирост численности за счет миграции.В среднесрочной перспективе государственная миграционная политика будет направлена на повышение миграционной привлекательности России, при этом в первую очередь на постоянное место жительства в страну будут привлекаться соотечественники, проживающие за рубежом, квалифицированные иностранные специалисты и перспективная молодежь (за счет расширения экспорта образования). Миграционное сальдо в таких условиях ежегодно будетприблизительно на уровне 300 тыс. человек.

Указанные меры позволят компенсировать потери от естественной убыли населения: к 2020 г. численность населения страны увеличится до 147,8 млн. человек со 146,7 млн. человек в 2016 г. Тем не менее, ухудшающееся положение возрастной структуры (снижение численности населения трудоспособного возраста при одновременном увеличении численности жителей старше и младше трудоспособного) приведет к росту демографической нагрузки, которая увеличится с 752 нетрудоспособных на 1000 лиц трудоспособного возраста в 2016 г. до 834 в 2020 г.

Существует вероятность реализации высокого сценария демографического прогноза при условии максимальной результативности выполнения мер демографической управления в среднесрочной перспективе. Указанный сценарий, который базируется на более оптимистичных прогнозах в отношении динамики показателей естественного движения населения и миграционного прироста (около 350 тыс. человек ежегодно), предполагает увеличение численности населения страны к 2020 г. до 148,5 млн. человек. При этом демографическая нагрузка будет незначительно выше среднего сценария (в 2020 г. - 836 нетрудоспособных на 1000 лиц трудоспособного возраста). Высокий сценарий демографического прогноза использован как основа при построении расчетов по целевому варианту прогноза.[21]

 

 

Заключение

 

Подготовка курсовой работы в решение поставленных исследовательских задач дают возможность сформулировать главные положения и выводы:

1. Понимание основных направлений развития государственной СДП России зависит от её теоретических представлений.Современное состояние исследований СДП определяется разработкой различных её аспектов в работах таких ученых, как Антонов А.И., Вишневский А.Г., Бойко А.И., Топилин М.А. и других. Исследование различных аспектов СДПпомогает прояснить вопросы о её связи с социальной политикой.

2. Современная российская семья стоит на пороге «демографического перехода», который захватил западную семью (преобладание неполных семей, матерей - одиночек, малодетных и бездетных супружеских пар, «бессемейных» одиночек, роста числа свободных союзов и т.д.). В процессе такого положения российской семьи, изменяетсяеё социально-экономическоесостояние, а именно, переход от семьи – «хозяйственной организации», производящей и разумно потребляющей, к семье«экономической ячейки», пассивно ожидающей готовых общественных, материальных и иных благ.  Стоит отметить что за долгую историю эволюции общества семейно-брачные отношения начали проявлять ярко выраженную склонность к саморазвитию, самореализации, самосохранению в любых условиях.

3.Особенности развития СДП формируют культурная специфику и характер трансформационных процессов, происходящих в России. На сегодня, в условиях модернизациистоит вопрос о демократизации всей СДП и регулирующемвлиянии на народонаселение страны. Только при условии стабильной соц.  защищенности и уверенности в завтрашнем дне каждого жителя страны это может быть достигнуто.

4. При осуществлениегосударствомСДП должна учитыватьсядинамика измененийпотоков миграции, существенно меняющиеся под воздействием социально-политической ситуации в стране. Анализ  современных миграционных процессов в РФ даёт понять, что в последние годы возникли следующие тенденции: увеличивается вынужденный принцип на фоне общего уменьшения масштабов внутрироссийских миграций населения (из депрессивных северных районов, и городов, теряющих градообразующую основу и т.д.),также остается проблема нелегальных мигрантов, возрастает число перемещений лиц вследствие чрезвычайных ситуаций на территории страны (вооруженные конфликты, межнациональнаянапряжённость), увеличившийся дисбаланс в распределении по территории  миграционных потоков.

СДП России на современном этапе должна заключаться, помимо прочего, в равномерном распределении народа по территории страны за счет уменьшения его в западной части и увеличения в азиатской части на основе снижения масштабов и темпов урбанизации. Также огромное значение имеет экологическаясторона демографической проблемы, стимулирование равномерного распределения жителей по территории страны позволит понизить демографический натиск  на окружающую среду, снизитьеёзагрязнённость.

5.Осуществление целей и задачСДП не может дать нужного эффекта без её закрепления посредством целостной защиты прав и свобод человека: право на достойный духовный и материальный уровень жизни и планирование семьи, на соц. защиту широком смысле (бесплатное образование, охрана здоровья, материнства и детства, пенсионное обеспечение, и т.д.), право на здоровую окружающую среду, право на свободу передвижения и выбора места жительства и т.д.

Негативно оценивая характеристики страны в развитии СДП, нужно отметить, что в России хотя и сложился определённый порядок в решении данной проблемы, так или иначе, совокупность этих мер пока не даёт желаемых результатов. На разных этапах развития страны социально-демографические процессы в странетребуют различных подходов, следовательно, СДП России должна быть гибкой, объективной, взвешенной, обозначающейсовременный этап развития страны, учитывая что следствия низкой рождаемости имеют очень сложную специфику. В этом и состоит основная проблема развития страны в этой области. И как было выше сказано, необходимо выделять приоритетные направления СДП, а это не только политика в области миграции, но и укрепление семьи, увеличение рождаемости, создание благоприятных условий для физического развития и воспитания подрастающего поколения.[14]

Развитие России в будущем зависит от сегодняшнего социально-демографического положения и перспективы его эволюции в числе основных задач государства. Интерес общества к этой проблеме появится, когда оно вообще озаботиться своими масштабными, стратегическими задачами и примется за их решение. Нельзя надеятся на то, что даже самые бесспорные соображения и выводы специалистов будут услышаны, до того как это вообще произойдет. И наконец главная проблема состоит в том, что политическая элита, СМИи всё общество увлечённое решением тактических сиюминутных задач,вспоминают о социально-демографических проблемах только тогда, когда это нужно для достижения успеха в очередной схватке за влияние, собственность или власть.

 

 

Библиографический список

1. Аничкин А.Б., Каринский С.С. Демографическая политика в капиталистических странах. Демографическая политика в современном мире/Под ред. А. Г.-Вишневского. М., 1989;

2. Антонов А. И., Борисов В.А. Динамика населения России в XXI веке и приоритеты демографической политики. М., 2006;

3. Антонов А.И. Социология рождаемости. Теоретические и методологические проблемы.— М., 1980;

4. Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России XXI века. М. 2002.

5. Архангельский В.Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации // Семья в России.-1994.;

6. Бойко А.И. Экономическая демография / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М., 2008.;

7. Вишневский А.Г. Демографическая политика и демографический оптимум. Сб.: Демографическая политика. - М., 1974;

8. Захарова О.Д. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости // Социология в России. М., 1999.;

9. Клочкова М.С. Демография. М., Риор, 2006.;

10. Пирожков С. И. Демографические процессы и возрастная структура населения. М., 1976.;

11. Рыбаковский Л.Л Россия и новое зарубежье: миграционный обмен и его влияние на демографическую динамику», М., 1996.;

12. Топилин М.А. О проблемах демографической политики. // Стенограмма селекторного совещания «О ходе реализации Концепции демографической политики». М. Дом Правительства, 10 июня 2015 г.;

13. Тихонова H. Е. Оптимальная модель социальной политики в массовых представлениях / Н.Е. Тихонова // Социологические исследования. 2006. №12.;

14. Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Монография. В. И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян и др. Под общей редакцией С.С. Сулакшина. 2-е изд. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», Научный эксперт, 2007.;

15. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (с изменениями и дополнениями) //URL: http://base.garant.ru/191961/(дата обращения: 21.01.2018);

16. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». – URL: http://www.gubernator96.ru/uploads/606.pdf (дата обращения: 16.01.2018);

17. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006г. №256-ФЗ // Российская газета. – 2006. №297 – 31 дек.

18. Деньги в недрах земли: 6 стран с самыми богатыми ресурсами // Рамблер // опубликован 03.02.2017. – URL: https://weekend.rambler.ru/read/38913032-dengi-v-nedrah-zemli-6-stran-s-samymi-bogatymi-resursami/ (дата обращения 20.01.2018).

19.  Численность населения РФ по полу и возрасту на 1 января 2017г. // Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_111/IssWWW.exe/Stg/1-4.xls (дата обращения 23.01.2018)

 

20. Данные Росстата // URL: http://www.gks.ru(дата обращения 24.01.2018)

 

21. "Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"// СПС КонсультантПлюс – надёжная правовая поддержка //URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282738/fc63d674b1cb5e2a306100da990107b08c089744/ (Дата обращения: 04.02.2018)

 

 

22. Пункт 5 статьи 23 ФЗ от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ "О статусе военнослужащих"Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 1394 // СПС КонсультантПлюс // (дата обращения: 26.01.2018)

 

23. Статья 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // СПС КонсультантПлюс // (дата обращения 26.01.2018)

 

 

Приложение А

Статистические данные социально-демографической ситуации в России


Рисунок А1. Компоненты изменения численности населения РФ (тыс. человек)

 

Продолжение приложения А

 


Рисунок А2. График смертности и рождаемости в России с 1950г – по настоящее время

 

Продолжение приложения А

 


Рисунок А3. Основные причины смертности в России в 2016 и 2017 годах

 

 

Продолжение приложения А

 


Рисунок А4

 

 

Продолжение приложения А


Рисунок А5. Карта плотности население России по районам и Крыму на 01.01.2016










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...