Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 1. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАРАМЗИНА




Бочуля Диана Ивановна

ПЕЙЗАЖ В «ПИСЬМАХ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА» Н.М.КАРАМЗИНА

Курсовая работа по истории русской литературы

 

Направление подготовки 45.03.01 Филология

Профиль подготовки «Преподавание филологических дисциплин

(русский язык и литература, английский язык и литература)»

 

Научный руководитель ___________________

к.ф.н., доц. Е.М.Баранская

Симферополь,2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..

РАЗДЕЛ 1. Просветительская философия Карамзина..........…….……………

1.2 Особенность сентименталистской поэтики Карамзина. ……………

РАЗДЕЛ 2.Письма Русского путешественника Карамзина: Своеобразие и философия пейзажа……………………………………………………………………

2.1 Письма русского путешественника как явление эпохи просвещения…………………………………………………………..

2.2 Особенности жанра писем русского путешественника……………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...….………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..………………


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Несмотря на наличие значительного количества исследований, затрагивающих различные аспекты изучения Писем русского путешественника» Н.МКарамзина (далее «Письма»), задача комплексного исследования поэтики и эстетики наименее изученного прозаического произведения Карамзина до сих пор не была выполнена.               

Существующие разрозненные наблюдения по отдельным проблемам поэтики произведения не были суммированы. Между тем, «Письма» являются сложным многослойным произведением, в котором присутствует не только беллетристический пласт, но н важнейшие положения эстетических» этических, политических воззрений автора.

Особую трудность представляет проблема жанра: «Письма» в этом отношении намного сложнее, чем современные русские и европейские путешествия; для них, как для произведений древнерусской литературы, свойствен скорее ансамблевый характер, когда жанр путешествия расширяет свои возможности за счет включения в него других жанров-вассалов - сентиментальной, предромантической, бытописательной повести, сатиры (в прозе), средневекового хождения, сентиментального путешествия и т.п.

Одной из важнейших в творчестве Карамзина была тема природы, тесно связанная с его размышлениями над человеческими характерами и событиями мировой истории. В природе, по мнению писателя, человеку явственно открывается мудрость и мощь Творца.

Письма», нал которыми писатель работал на протяжении всего зрелого периода своего творчества (1791-1803, последняя редакция - 1820 г.)» являются художественной реализацией его теории цивилизации и природы во всей ее противоречивости н изменчивости. К тому же здесь Карамзин отрабатывал многие приемы, сюжеты, идеи, более полно развернутые в его повестях. Таким образом, изучение «Писем» может способствовать более глубокому пониманию всего творчества Карамзина.

Новизна исследования. Исследователи достаточно часто обращались к «Письмам», но прежде всего как к источнику фактических сведений о русской и европейской культуре. Наиболее исчерпывающей работой по теме является роман-реконструкция Ю.М.Лотмана «Сотворение Карамзина», в которой автор подробно изучил историю создания «Писем» и определил их место в наследии писателя. Однако собственно художественная сторона произведения редко затрагивалась в работах литературоведов.

При изучении влияния «Писем» Карамзина на дальнейшее развитие русской литературы исследователи (В.В.Сиповский, М.В.Иванов} обращали внимание прежде всего на заимствование общих примет стиля Карамзина авторами путешествий «массового сентиментализма», не привлекая материалов дневников частных: писем, путеводителей начала XIX в., также подвергшихся значительному влиянию карамзинской манеры.

Цель исследования. Основной целью работы является анализ текста «Писем», сравнение их с широким кругом современных Карамзину произведений (прежде всего с различными модификациями жанра путешествия, дневниковыми и эпистолярными сочинениями) и выявление своеобразия поэтики писателя в этом произведении.

Задачи исследования:

1. Рассмотрение «Писем» в контексте предшествующей и последующей традиции развития жанра путешествия в русской литературе» выяснение самобытности произведения и его значения в истории русской литературы конца XVIII - начала XIX в.

2. Анализ принципов отбора и изображения Карамзиным природного и городского пространства.

3. Анализ образа главного героя, принципов отбора жизненного {биографического) и литературного материала при его создании. Анализ системы персонажей.

Материал исследования. Исследование проводится по тексту современного научного издания "Писем" (подготовлено Ю.МЛотманом), для сопоставления используются тексты повестей, очерков и статей Карамзина: "Бедная Лиза", "Остров Борнгольм*', "Чувствительный и холодный", "Мелодор к Филалету. Филалет к Мелодору", "Деревня", "Что нужно автору" и др. В работе привлекаются многочисленные произведения, прежде всего созданные в жанре путешествий, писем и дневников, авторов-предшественников, современников и последователей Карамзина, как классиков (Радищева, Фонвизина), так и вскоре забытых писателей (В.В.Измайлова, П.И.Шаликова и др).

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


 


ГЛАВА 1. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАРАМЗИНА

Любитель света и развлечений Карамзин сближается с II. И. Новиковым и вступает в масонскую ложу, включается в просветительскую деятельность, занимается переводами, пишет стихи, редактирует журнал "Детское чтение".

Отношение Карамзина к масонству сложное. Собственно говоря, он никогда не разделял масонских взглядов. Н. М. Карамзин со свойственным ему рационализмом решительно отвергал мистику масонства. В то же время следует отметить, что морализирующая и филантропическая тенденции масонства внутренне соответствовали "чувствительности" его натуры, па которую неоднократно он сам впоследствии указывал. Чувствительность натуры Карамзина вполне могла объяснять его первоначальную близость к масонскому кружку Новикова (в мироощущении Николая Михайловича с этого времени преобладают просветительские принципы с их культом независимой и неповторимой человеческой личности; неслучайно он навсегда остался интеллектуалом-одиночкой) и последующее влияние на него западноевропейского сентиментализма. Сентиментализм на Западе имел определенную социальную направленность, отражал начало буржуазного направления в литературе, вводя в нес на место героизации и идеализации привилегированной общественной верхушки личную жизнь и душевные переживания обыкновенного среднего человека. Карамзин как представитель русского сентиментализма взял от этого направления только морализирующее чувствительное начало, но изменил его социальную значимость; сентиментальная повесть писателя превратилась в идиллическую картину крепостного быта.

В 23 года Карамзин отправляется в заграничное путешествие. Он посетил страны, где формировалась просветительская философия, литература, эстетика, политэкономия, история, беседовал с Кантом, видел Гёте, входил в келью Лютера, был гостем философа Лафатера, поклонился праху Вольтера. Карамзин посещал библиотеки, музеи, театры, государственные учреждения, слушал лекции в Лейпцигском университете, многие часы провел в Дрезденской галерее. В Национальном собрании революционной Франции слушал Мирабо, бывал в якобинском клубе, во время литургии видел Людовика XVI и Марию-Антуанетту. В Англии в Вестминстерском аббатстве слушал "Мессу" Генделя и изучал работу парламента. Будущий историк сделал вывод: "Всякие гражданские учреждения должны быть соображены с характером народа".

Из-за границы Карамзин возвращается с "Письмами русского путешественника". По существу в этом произведении была намечена программа развития России: живительный патриотизм, критическое восприятие отечественной истории и сопоставление ее с историей других стран.

Писатель полон литературных и издательских планов, готовит к публикации "Письма", выпускает "Московский журнал", где публикуется "Бедная Лиза", имевшая шумный успех во всех слоях общества.

1793 год стал поворотным в его жизни. Якобинская диктатура, сомнения в идеалах Просвещения, которые предвосхитили наступление в Европе революции, повлияли па Карамзина. Пессимизм овладевает молодым литератором. Смерть нежно любимой супруги Елизаветы Протасовой окончательно повергла его в меланхолию.

Восшествие на престол Александра I (1801) вызвало энтузиазм просвещенного русского общества, воспрянул духом и Карамзин. В это время он уже признанный российский писатель и мыслитель; периодически выступаете публицистическими очерками по проблемам русской истории в созданном им журнале "Вестник Европы" (1801). С ним сотрудничают Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...