Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 2:СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ НАТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В1914 - 1921 ГГ.




Социально-политическая ситуация на территории Беларуси в период с 1914 по 1921 года характеризуется многими событиями, которые повлияли на ситуацию. Самым тяжёлым событием для Беларуси была Первая Мировая война, в ходе которой Российская империя разрушается. После Февральской революции активизируется национальное движение, так как не было больше царской цензуры. В декабре 1917 года состоялся Всебелорусский съезд, на котором решали дальнейшую судьбу Беларуси, но его распустили часть съезда образовала Белорусскую народную Республику. Потом образовалась такая государственность, как БССР, а Западная часть Беларуси была оккупирована поляками.

     Ситуация в Беларуси в 1914 году была тяжёлой, так как в начинается Первая Мировая война. Люди массово бегут с территории Беларуси. Также усиливается и национальное движение. Первая Мировая война оказала значительное влияние на деятельность многих деятелей, многие бежали за границу, где создавали беженские белорусские организации. Создаются различные беженские комитеты и общества помощи жертвам войны. В 1916 году были попытки белорусских кружков в Петроградеиздавать ежедневники, которые бы отражали мысли, настроения белорусов, однако это не имело успеха. Многие деятели в других странах создаю беженские организации. Уехав с территории Беларуси и попав в совсем другую страну, культуры, многие начинают видеть, что их культура, обычаи отличаются от русских и других. Поэтому они начинают понимать, что белорусы отдельная нация и, что Беларусь не часть России, а совсем отдельная страна. Осенью 1915 года в ходе неудач русской армии, когда часть территории была захвачена немцами, появляются новые формы движения. В Вильне остаётся группа активных белорусских деятелей, это например, братья Луцкевичи. Они знали о тяжёлом политическом положении Беларуси, и не получив поддержки от местных оккупационных властей вступают в диалог с литовцами, поляками, и евреями, и поднимают вопрос о полной независимости Беларуси. Братья Луцкевичи приняли активное участие в политической жизни, они создавали комитеты по помощи жертвам войны, они планировали создать государство ВКЛ, а уже позже понимают, что Беларусь должна стать независимой.Они планировали создать государство в виде Великого Княжества Литовского с сеймом, который будет избираться на основе всеобщих, равных, тайных и прямых выборов. В 1916 году фельдмаршал Гинденбург объявил о равноправии белорусского языка с другими языками.Появилась надежда, что немцы помогут возрождению белорусской культуры.

       На территории Беларуси создаётся сеть школ. С 1916 начинает выходить газета “Гомон”, она выходила 2 раза в неделю в Вильно под редакцией Вацлава Ластовского. Вацлав Ластовский принимал активное участие в политической жизни. Так в 1915 году он вместе с братьями Луцкевичами подал просьбу немецкому правительству о том, чтобы можно было выпускались белорусские газеты. Он являлся одним из авторов “Меморандума представителей Беларуси”, в нём он защищал право белорусского народа иметь свою государственность и его работа была представлена на конференции в Лозанне.Представители Белорусского Народного Комитета принимают участие в двух конференциях: в Стокгольме, в апреле 1916 года и в Лозанне, в июне 1916 года. На конференциях белорусские деятели просят поддержки национальных и культурных прав и надеялись, что народы Европы помогут обеспечить Беларуси политические и культурные права, потому что эти права дадут возможность стать хозяевами своей земли. Первая Мировая война повлияла на деятельность белорусских деятелей, ещё более усилив национальное движение и осознание того, что белорусы являются отдельной нацией. В феврале 1917 года в России происходит революция, и белорусское движение развёртывается с ещё большим размахом. В марте 1917 года образовывается Белорусский Национальный комитет во главе Р.Скирмунта, который выдвигает требование дать Беларуси автономию, но многие, в том числе и социалистическая часть движения были против автономии, поэтому хотели полного национально-политического возрождения Беларуси. Сам Скирмунт был связан узами идейного родства с литовской ориентацией. Поэтому распространилось убеждение, что белорусский вопрос просто польская интрига, которая была направлена на отделение Беларуси от России, а потом порабощению поляками Беларуси. На июльском съезде белорусских организаций создаётся новая организация- Центральная Рада белорусских организаций и партий, которая пытается воссоздать демократический центр национального и революционного движения белорусов. В ходе ряда съездов создаётся Белорусская Центральная Войсковая Рада, которая на октябрьском съезде преобразовывается вВеликую Белорусскую Раду. Начинается борьба между Белорусским Областным комитетом и ВеликойБелорусской Радой за руководство-национально-политическим движением. В декабре 1917 года созывается 1 Всебелорусский съезд, которыйбыл мелко-буржуазным. Съезд принял решение об утверждении республиканского демократического строяБеларуси в форме Всебелорусского Совета Крестьянских, Солдатских и Рабочих Депутатов. Также был поставлен вопрос о провозглашении Белорусской Народной Республики. Однако 18 декабря съезд был разогнан. Исполнительный Комитет Совета первого Всебелорусского съезда оказался единственным законным носителем независимости белорусского народа и с января 1918 года нёс ответственность за политическую жизнь Беларуси. После срыва договоров в Брест-Литовске немецкие войска начинают наступление по всему фронту. Комитет без колебанийобъявляет себя верховной властью в крае, а также создаёт 21 февраля 1918 года Народный Секретариат Беларуси. Были организованы органы управления краем, и началась работа по созданию нормальных условий жизни. Но немецкие оккупационные войска заявили, что не допустят существования белорусской власти. 9 Марта 1918 года была издана Уставная грамота. Беларусь объявлялась Народной Республикой в тех границах, где белорусское население имело численный перевес. Исполнительный комитет съезда, в качестве органа, руководящего политической властью белорусского народа, пополняет свой состав представителями земских и городских самоуправлений Беларуси. Совет съезда был переименован на “Раду Белорусской Народной Республики”. Рада БНР хотела пригласить в свой состав представителей Гродненской и Виленской земли. Однако вскоре стало понятно, что объединение Беларуси в независимое государство практически невозможно, потому что 8 марта 1918 года был заключён мир в Брест-Литовске. Будущее тех областей оказалось в руках Германии с Австрией. БНР не могла согласиться с условиями мира, но она и не могла не принять условия мира. Территорию БНР считали территорией Великороссии, поэтому у Рады оставался единственный выход. В ночь на 25 марта 1918 года была издана 3 Уставная Грамота, Белорусская Народная Республика объявлялась вольной и независимой. БНР подтверждала все права граждан Беларуси, которые были объявлены во 2 Уставной Грамоте. БНР надеялась на полную поддержку белорусов в борьбе за своё единство, самостоятельность, за право быть хозяином своей земли. Рада, разорвав отношения с Россией, начинает налаживать отношения с Украиной и добивается от неё финансовой помощи. И далее уже в самой Раде начинается раскол и распад. Образование БНР указывает на живучесть белорусской национальности и показывает стремление белорусского народа образовать самостоятельное государство.

 Активное участие в работе Белорусской Народной Республики принимал Вацлав Ластовский. В 1918 году он вступил в Совет БНР. Он участвовал в объявлении независимости БНР в марте 1918 года. В 1919 году он вступил в белорусскую партию социалистов-революционеров, а в декабре возглавил Совет Министров Рады БНР. Но после того, когда поляки оккупировали Западную Беларусь, он был арестован, и вышел из тюрьмы только в 1920 году, после чего участвовал в антипольском партизанском движении. И также некоторое время был президентом БНР, а потом подал в отставку.

 Но кроме самой Белорусской Народной Республики был ещё один центр белорусского национального революционного движения в Москве- Белорусский Народный Комиссариат, который был создан в феврале 1918 года. Комитет развернул широкую культурно-просветительскую и агитационно-политическую работу. Эта деятельность заключалась в создании ряда белорусских советских организаций среди белорусских беженцев. Были образованы Высшие курсы по белорусоведению. Трудовая школа, белорусская публичная библиотека, белорусское вольно-экономическое общество и другие организации. Кроме того в Москве был созданБелорусский Народный Университет и велась работа по созданию в Беларуси государственного университета.Облискомзап возобновляет работу в апреле и между двумя центрами начинается борьба, потому что один центр был за устройство Белорусской Советской Социалистической Республики в составе РСФСР, а второй за идею областничества на принципе диктатуры пролетариата. Принимается идея БССР. В конце 1918 года вГермании начинается революция и начинается освобождение белорусских земель от оккупантов. 1 января 1919 года было объявлено Временное Рабоче-Крестьянское правительство Беларуси. До этого на территории Беларуси началась активная работа по восстановлению экономической и культурной жизни. Рада Белорусской Народной Республики и её правительство объявляются вне закона и вводятся законы Белорусской Советской Социалистической Республики. На 1 съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов была принята Декларация и конституция ССРБ.Кроме того начинается сближение между Беларусью и Литвой и образовывается государство Литбел. Польша, мечтая восстановить территорию Польши в границах 1772 года, начинает войну. Однако до этого Антон Луцкевич не раз бывал в Варшаве и вёл переговоры насчёт белорусско-польских отношений. Поляки говорили, что признают независимость Беларуси, но белорусскую государственность не признаёт Антанта, и поэтому был выход, по мнению поляков-это признание Антантой границ той Польши, которая существовала до 1772 года, то есть присоединение Беларуси к территории Речи Посполитой. Пилсудский сказал, что белорусский вопрос должен решиться автоматически. В то же время распускается Рада БНР, хотя она и не признавала своего роспуска. Польша хотела сделать Гродненскую и Виленскуютерритории польской территорией. Стало ясным, что поляки не признают независимость Беларуси. Поэтому Рада Гродненской и Виленской территории начинают с опаской относиться к Польше и их представители заявили, что твёрдо стоят на том, что Беларусь будет независимой и никакое самоуправление без государственной независимости не допустят. Польша также хотела показать, что население оккупированных земель само хочет присоединиться к Польше. Уже с первых дней оккупации польские власти ведут политику белого террора. Пик борьбы польской шляхты с белорусским народом проявилсяна Гродненской и Виленской землях. Началась борьба белорусского народа с панскими комитетами, также создавались белорусские организации. Польские, так называемые “банды” врывались к организациям, били их представителей, или арестовывали, кроме того они грабили и местное население и всячески пресекали культурное развитие территории. Дальше, когда поляки развернули успешное наступление, они захватили Минск, Гродно, Вильно и террор достиг высшей степени. Когда Пилсудский вступил в Минск, он сказал, что хотел бы видеть эту землю вольной и независимой, сказал, что белорусский народ установит взаимоотношения с Польшей на равных условиях и у белорусских деятелей появилась надежда на то, чтополяки, оставаясь оккупантами, всё-таки будут уважать суверенные права белорусского народа. Некоторые деятели даже с теплотой относятся к Польше. В белорусских газетах “Звон”, под редакцией Луцевича, а также “Беларусь”, под редакцией ЯзепаЛёсика подчёркивают славное прошлое белорусского народа, которое говорит, что, Беларусь, Польша и Литва всегда складывали одно политическое единство. Также выходит еженедельник литературы и искусства “Рунь” под редакцией Луцевича. Белорусские ксендзы издают еженедельную газету “Крыніца”, в которой пропагандируют идею возрождения церковной унии и введения в костёлах белорусского языка и собирает белорусов-католиков.Кроме того, белорусские деятели попросили у Пилсудского разрешение на создание белорусских войсковых частей в польской армии. Однако вскоре белорусские деятели поняли, чем может закончиться обещанная независимость.Пилсудский отдал всю власть польской шляхте на оккупированных землях, хотя он и обещал, что будет привлекать к управлению местных представителей. Польская шляхта разогнала крестьянские советы, практически каждого обвиняли в большевизме. Известного белорусского деятеля Крынку-Лунна, больного, в 40-ка градусный мороз гнали несколько километров, он чудом избежал смерти. Польские власти преследовали белорусских деятелей, некоторые уезжали за границу, а некоторые оставались и занимались борьбой против оккупантов. Члена белорусского учительского союза в Гродно арестовали и конфисковали деньги союза. Ещё одного белорусского деятеля Якавюкаотправили в концентрационный лагерь. Поляки не щадили никого, особенно белорусских деятелей. Вместе с арестами белорусских деятелей и погромов белорусских организаций, оккупанты вели борьбу со всем, что ставило основу культурному, политическому и национальному развитию белорусского народа. Белорусские народные школы, которые существовали в момент оккупации территории, были просто ликвидированы.Но всё-таки белорусские деятели добились от поляков того, чтобы можно было открывать белорусские школы там, где этого хочет само население, но поляки находили всяческие отговорки, поэтому открытие белорусских народных школ было крайне сложным. Уже осенью 1919 года белорусские учительские курсы выпустили несколько сотен кандидатов на работу учителямив белорусских школах, но и тут поляки мешали и запрещали открывать школы и преподавать там, но белорусы всё равно открывали свои школы, несмотря на попытки поляков помешать этому. Так 15 сентября 1919 года поляки ворвались в белорусскую гимназию в Гродно и во время экзаменов всех разогнали, вывезли учебную литературу, а также побили учителей. Чтобы ликвидировать белорусские народные школы, поляки отказались платить пенсии и у учителей не было выхода. Но они смогли закрыть не всё, некоторые школы продолжали работать, а им помогали белорусские организации, либо население. Кроме белорусских школ поляки преследовали белорусский язык, официально он был признан, однако на деле был пустым словом. Поляки часто не принимали просьб чиновников, которые были написаны на белорусском языке. Оккупанты сделали невозможным существование белорусской прессы.Но она всё-таки существовала, так в Ковне выходил бюллетень, который давал подробное список актов террора поляков в Минщине. Поляки считали литературу, написанной на белорусском языке нелегальной. В июле 1919 года был арестован секретарь Белорусского национального комитета Мадест Яцкевич, за то, что раздавал военнопленным белорусские газеты “Белорусская жизнь” и “Белорусская мысль”. Тот факт, что газеты печатались на белорусском языке, уже были причиной преследования против издания газет. Оккупанты силой распространяли польский язык и национальность, тем самым уничтожая белорусскую культуру.Луцкевич добился разрешения на созыв Рады БНР. 12 декабря 1919 года была созвана Рада БНР. Многие были против соглашения с поляками, и многие были недовольны политикой председателя Рады Лёсика и председателя Рады министров Луцкевича. В самой Раде завязалась борьба за управление национально-политическим краевым органом. Начинает формироваться новый революционный кабинет министров БНР во главе с Вацлавом Ластовским. Ластовский включает в кабинет таких известных деятелей, как Луцкевич, Ладнов, Цвикевич. Однако в результате многих арестовывают, а Рада БНР, как таковая перестаёт существовать. А когда членов Рады БНР выпускают из тюрьмы, белорусская политическая работа переходит на уровень беженского положения. В мае 1920 года в Риге состоялось заседание Президиума Рады БНР и Совета министров во главе с Ластовским. Также министр иностранных дел Ладнов в Париже во главе белорусской делегации отстаивал целостность и независимость БНР, он был наделён большими полномочиями защищать интересы белорусского народа. Многие белорусы начинают понимать, что только независимость может возродить белорусский народ. Независимость Беларуси становится лозунгом, вокруг которого объединяются различные белорусские национально-политические группы. Белорусская культурно-просветительская деятельность, несмотря на препятствия развивается. В Минске продолжает работу “Белорусская Центральная Школьная Рада”, которая образовалась в начале 1920 года. Кроме того в Минске развивается белорусский театр, где известны две группы: “Белорусский Национальный Театр” и “Товарищество работников искусства”. В других крупных городах и провинциях также работают культурно-просветительские, любительские театральные кружки. Таким образом, в культурном плане белорусы борются за открытие школ, гимназий, за издание белорусских газет, за использование белорусского языка, потому что советско-польская и Первая Мировая война повлияли на культурное развитие страны, пройдя через испытания, и белорусы понимают, что они отдельная нация, и многие историки иисследователи пишут многочисленные труды про белорусов и государственность, несмотря на то, что их преследуют. В социально-политическом плане формируются такие государственные образование, как БНР и БССР и война влияет на образование БНР, потому что немецкие войска, захватив белорусские земли, освобождают от власти русских, и в итоге формируется Белорусская Народная Республика. Также во многом, на политическую ситуацию повлияла февральская и октябрьская революции, которые также отразились на территории Беларуси, образовывается Белорусская Советская Социалистическая Республика, то есть белорусы всё-таки в какой-то степени добиваются создания государственности. Ну и также оккупация поляков во многом меняет социально-политическую и культурную ситуацию, потому что поляки всячески мешали развивать свою культуру и не признавали белорусскую государственность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...