Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 1: ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра источниковедения

РАЗВИТИЕБЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ И СОВЕТСКО-ПОЛЬСКОЙ ВОЙН 1914-1921

Курсовая работа

 

 

Вотинцева Андрея Вячеславовича

студента 2 курса дневной формы обучения

специальность: историко-архивоведение

 

Научный руководитель:

Кандидат исторических наук Доцент кафедры источниковедения Д.С. Самохвалов

 

МИНСК, 2018

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Белорусы – это восточнославянская нация со своей культурой, территорией, этносом и своими обычаями. Период 1914-1921 года важен тем, что в это время произошли важнейшие события, которые повлияли на дальнейшую судьбу Беларуси. Это Первая Мировая война, в ходе которой рухнула Российская империя и начали образовываться новые государственные образования, кроме того немецкая оккупация части территории Беларуси также оказала влияние на её развитие. В 1918 году образовалась такая белорусская государственность, как БНР, а позже, в 1919 году образовалась Белорусская Советская Социалистическая Республика. Большую роль сыграли труды, которые были посвящены белорусской государственности и самостоятельности белорусской нации. На образование государственности большое влияние оказали 2 революции – февральская и октябрьская. Кроме того в этот период произошла советско-польская война, в ходе которой была захвачена западная часть Беларуси, оккупация повлияла на развитие Беларуси. В этот период появляются деятели, которые первыми начали исследовать проблему белорусской государственности. Большое внимание привлекают такие известные белорусские деятельности периода 1914-1921 года, как Митрофан ВикторовичДовнар-Запольский, ВсеволодИгнатовский, А.Цвикевич,ЯзепЛёсик, Турук, Антон Луцкевич, благодаря таким деятелям появились концепции национальной историографии. До октябрьской революции исследование белорусской государственности исследовалось медленно, потому что царская Россия всячески мешала и не допускала того, чтобы белорусы поняли, что они самостоятельная нация.Целью курсовой работы является определение роли периода Первой мировой и советско-польской войн в развитии белорусской национальной историографии.

Основными задачами курсового исследования являются:

· Выявить источники и историографию по теме курсового исследования.

· Выяснить влияние событий Первой мировой и советско-польской войн на судьбы белорусских историков.

· Определить основные концепции белорусской национальной историографии в годы Первой мировой и советско-польской войн.

В основе работы лежат труды белорусских деятелей периода 1914-1921 годов. На основе цели и поставленных задач были составлены следующие главы:

1. Источники и историография

2. Социально-политическая и культурная ситуация на территории Беларуси в 1914-1921гг.

3. История Беларуси в трудах белорусских историков в 1914-1921 гг.

 

ГЛАВА 1: ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

Основными источниками по развитию историографии в период первой мировой и советско-польской войн являютсятруды историков периода 1914-1921 годов.Одним из них являлся Митрофан ВикторовичДовнар-Запольский(1867-1934), он стал создателем концепции развития белорусского народа от Полоцкого княжества до начала 20 века, он поддерживал белорусское национальное движение.Проблема государственности выступает в трудах М.Довнар-Запольского в качестве центральной. Им была написана в 1919 году и подготовлена брошюра “Основы государственности Беларуси”. В ней он описывает белорусские земли с начала 10 века, рассказывает, что белорусы являются наиболее чистым славянским племенем. Рассказывает про кривичей, дреговичей и радимичей. На западе образовалось Литовское княжество. И пишет о том, что историческая наука опровергает все признаки завоевания белорусских земель литовскими князьями. Кроме того белорусов было преобладающее количество. А уже в 16 веке образовывается Речь Посполитая. С образованием Речи Посполитой польская культура и язык стали проникать в верхние слои общества и белорусский язык терял своё значение в законодательстве, праве, суде. Ну и позже Российская империя присоединяет к себе Беларусь, и так продлилось до 19 века, пока не началось национальное движение. Идея белорусского возрожденияначала проявляться в статьях и книгах с 80-х годов 19 века. Статьи и книги характеризовали самостоятельность белорусской этнографии и истории. То есть Довнар-Запольский в этой брошюре делает обзор истории Беларуси и делает вывод, что исторически жизнеспособная национальность склонна к борьбе и отстаиванию своих прав, и склонна бороться до тех пор, пока не будут удовлетворены её национальные права и требования, заключающиеся в обеспечении права на национальное существование.В 1918-1919 гг. М.В. Довнар-Запольским былаподготовлена белорусоведческая работа “История Беларуси”. Его труд был издан в 1994 году в издательстве “Белорусская энциклопедия”.Его книга охватывает период от первобытности до становления советского строя. В книге он также рассказывает о появлении названия Беларусь, что название Беларуси и белорусов никогда не забывалось с 13 века и имело большое значение. Следующим, кто исследовал проблему белорусской нации, и её государственности был Вацлав Ластовский. Он был первым белорусским историком, который писал про Беларусь и белорусов. Является авторомисторических литературных произведений, рассказов, воспоминаний и статей об известных деятелях национального возрождения. Большой вклад в развитие белорусской историографии внёс Всеволод Игнатовский(1881-1931). Он является автором свыше 30 монографий, книг, брошюр, артикулов. Его труд- “Краткий очерк истории Беларуси”, изданный в 1919 году. Он создал концепцию национальной истории, в её основу была положена периодизация по принципу государственности и общественного состояния белорусских земель. Его труды составили концепцию истории белорусского народа. Он разделил историю Беларуси на 4 периода. И его концепциявыложена в ”Кратком очерке истории Беларуси“. Кроме очерка им было написано ещё много работ, посвящённых истории Беларуси. Следующим деятелем, который также исследовал этот вопрос, былФёдор Турук(1889-1960).Его трудом является “Очерк истории национального и революционного движения белорусов”, изданный в 1921 году.Очерк истории национального движения охватывает период белорусского движениядо занятия Красной армией Минска и Вильно.Ф.Турукотметил необходимость сохранить в истории события, связанные с белорусским движением, а также хотел познакомить читателей с движением белорусов в кратком, документальном варианте. Ещё одним исследователем являлся Александр Цвикевич(1888-1937). Его труд -“Возрождение Беларуси и Польша” был издан в 1921 году. В труде “Возрождение Беларуси и Польша”А.Цвикевич рассказывает про белорусско-польские отношения до захвата территории Беларуси поляками, а также про национально-культурное возрождение Беларуси. Ещё одним трудом А.Цвикевича является брошюра “Краткий очерк возникновения Белорусской Народной Республики”, изданный в 1918 году. В самой брошюре ещё помещена статья М.В. Довнар-Запольского “Жребий брошен”. В статье М. Довнар-Запольский говорит, что не нужно доказывать, что белорусский народ имеет право на самоопределение и самостоятельное существование, потому что белорусы составляют нацию, которая отличается от других русских народностей своим языком, культурным образом жизни, этнографическими особенностями, которые сложились исторически. В самой же брошюреА.Цвикевич говорит о том, что белорусы никогда не забывали о самостоятельности и в 40-х годах 19 века появляются историки, поэты которые пробуждают мысль о белорусской национальности. После восстания 1863 их деятельность была прекращена. И только в 80-х годах 19 века чувство национальности снова пробуждается, и отражается в брошюрах, газетах и книгах. Однако цензура не пропускала брошюр на белорусском языке. Движение проявлялось в форме статей, которые был посвящены истории, этнографии и культуре. Белорусский народ не забыл своегопрошлого, поэтому сохранилось осознание своей национальной особенности. И уже в 1905 появляется первая белорусская партия. Движение распространялось, и теперь идеи белорусского возрождения появились за пределами родной земли. В 1914 году начинается Первая Мировая война, многие бегут из пределов Беларуси. А некоторые белорусские деятели создают беженские организации и комитеты. Центром белорусского движения был город Вильно, но в начале 1917 года появляется ещё один центр- Минск. Минск стал центром национально-политического и государственного возрождения Беларуси. Ещё одним исследователем был ЯзепЛёсик(1883-1940). Его труд- артикул “Автономия Беларуси”. Он был написан в сентябре 1917 года и вышел отдельной брошюрой в октябре1917 года.Я.Лёсик был одним из самых активных деятелейбелорусского Возрождения, но так, как не произошла Октябрьская революция, и ещё не было Всебелорусского съезда, то идея суверенитета заключалась в автономии, а не полной независимости.В брошюре Я.Лёсик говорит о том, что многие против белорусского Возрождения, но белорусы- народ особый и они не подобны ни к россиянам, ни к полякам. Белорусы имеют свои потребности, не похожие на потребности россиян или поляков, и никто лучше не знает потребности, чем сам народ. Белорусы находятся в национальном плене у чужаков, поэтому белорусы должны бороться за автономию Беларуси. Автономный строй государства не ослабляет его, а наоборот, укрепляет. Белорусы должны иметь свой парламент, своё законодательство, общегосударственное управление. Мало добиться Республики, нужно добиваться большего, вплоть до федерации. Если белорусы создадут автономный строй, то будут полноправными хозяевами своей земли. Лёсик говорит, что только при автономном строе начнёт развиваться культура, наука, литература. Таким образом, получив автономию, Беларусь сделает шаг к своей независимости, хоть и не полной. Ещё одним исследователем был Антон Луцкевич(1884-1942). Его труд- “Польская оккупация в Беларуси”. В этом труде он подробно рассказывает про польскую оккупацию и рассказывает, о том, как поляки издевались над белорусскими деятелями, арестовывали их, но белорусы не сдавались, и создавали подпольные организации, и боролись за признание независимости Беларуси.

Что касается историографии, то про деятелей периода 1914-1921 годов было написано немало работ. В 2017 году в журнале Белорусская Мысль была опубликована статья Михаила Фёдоровича Шумейко о Митрофане Довнар-Запольском. М.Довнар-Запольский родился 2 июня 1867 года в Речице, он был предпоследним сыном в семье. Насыщенным периодом историка стал период, который предшествовал образованию Белорусского Государственного Университета. М.Довнар-Запольский был был руководителем научных предприятий. Он придерживался либерально-демократических ценностей. После того как началось национальное движение историк сначала не поддерживает его, но потом, когда образовалась Белорусская Народная Республика М.Довнар-Запольский меняет своё отношение и призывает белорусов сплотиться и отстоять независимость родины. Историк очень хотел, чтобы в Беларуси открылся свой университет. В марте 1918 года была создана комиссия, которая вела подготовительную работу по созданию университета, в неё вошёл и М.Довнар-Запольский. Он активно участвовал в работе по созданию университета. Он хочет создать такой университет, в котором смогли бы учиться представители всех национальностей, которые проживали в Беларуси. Его позицию поддержали многие национально ориентированные деятели, которые входили в руководство БНР. Историк покидает Минск, потому что его оккупировали немцы. И в это же время у Довнар-Запольского умирает двое сыновей и его оставляет жена. Кроме того у него была болезнь почек, и как он и мечтал, в Беларуси открылся университет. Он вернулся в Минск в 1925 году и стал преподавать в БГУ. Он работает над созданием монографий и книги – “История Беларуси”. Он пытается издать книгу, но его не пропускает советская цензура и учёного изгнали с территории Беларуси в 1926 году. Хоть он и уехал в Москву, он всё равно продолжил поддерживать научные контакты. В Советском Союзе меняется руководство и начинаются репрессии деятелей. Все работы учёного подвергались критике и пиком стал доклад ученика М.Довнар-Запольского. Учёный умер 30 сентября 1934 года.

В 1991 году был издан труд Иллариона Игнатенко о Всеволоде Игнатовском. Всеволод Игнатовский родился 19 апреля 1881 года. Его отец Макарий хотел дать детям хорошее образование и отдал Всеволода учиться в Виленскую духовную семинарию, а потом в Литовскую духовную семинарию, и закончил учёбу в Могилёвской семинарии. В 1902 году он поступил в Императорский университет в Санкт-Петербурге на историко-филологический факультет, однако в 1905 году был исключён из него, и Всеволод поступил в Юрьевский университет на 3 курс, и он его закончил только в 1911 году.

В 1914 году Всеволод Игнатовский вместе с семьёй переезжает в Минск, где начинает свою преподавательскую деятельность в институте, но началась война. В это время его политические взгляды склонялись в сторону сближения с формой белорусского национального движения. Он одним из первых задумался об историческом прошлом Беларуси. Он создал культурно-просветительскую организацию “Наш край”. До февральской революции Игнатотовский отдавал предпочтение создать белорусскую государственность в виде буржуазно-демократической республики. После революции его взгляды меняются, он занимает позицию сохранить право на независимость и свободу выбора. Февральская революция дала ему возможность легализировать свою политическую деятельность, и он хотел как можно больше помочь национальному, социально-экономическому возрождению родины. В 1917 году организация “Наш край” под руководством В.Игнатовского переименуется в “Молодую Беларусь”. Октябрьскую революцию Всеволод Игнатовский воспринимает как неизбежность, и идёт на сотрудничество с советскими властями. На время он уезжает в Москву, а потом в 1918 году возвращается в оккупированный немцами Минск. В.Игнатовский выступал за налаживание связей с подпольными коммунистическими партиями, он не принимает прогерманскую ориентацию БНР. Историк понимал, что оккупационные власти не могут дать свободы народу. В это время началась война с Польшей, которая хотела восстановить территорию Речи Посполитой до 1772 года. Всеволод Игнатовский говорит многим деятелям, что Польша хочет присоединить к себе Беларусь, а не создать государство.После освобождения территории Беларуси от немецких оккупантов, В.Игнатовский отошёл от политической деятельности, и занимался культурно-просветительской. Также он разрывает связи с партией эсеров, потому что не разделяет её стратегию борьбы на два фронта- с польскими оккупантами и советской властью. Он считает, что нужно бороться с оружием в руках за родину, за идеалы национального возрождения. В. Игнатовский надеялся на помощь Советской России, он развернул подпольное движение против польских оккупантов. После того, как территория была освобождена встал вопрос о белорусской государственности, и Всеволод Игнатовский поддержал идею образования Советской Социалистической Беларуси, и 1 января 1919 года она была объявлена, а в 1920 году была объявлена Декларация об независимости ССРБ. В. Игнатовский состоял в Временном военно-революционном комитете ССРБ. Он надеялся, что Западная Беларусь всё-таки не уйдёт к Польше. Он искал наилучшей возможности, чтобы возродить Беларусь, поэтому он поддержал большевиков. Он был патриотом своего народа. Он считал, что нужно всячески помогать национальному возрождению, и также, что в Компартию Беларуси должны войти коренные представители, которые говорили бы с народом на родном языке. В 1926 году Всеволод Игнатовский возглавил Инбелкульт, а в 1929 году стал первым президентом Академии наук Беларуси. В. Игнатовский принадлежал к тем людям, которые чувствовали национальные потребности белорусского народа. Он вместе с другими деятелями проводил политику белорусизации. Он хотел осуществить идею укрупнения Беларуси, но он знал, что могут начаться межнациональные конфликты, и это не приведёт ни к чему хорошему. В 1924 и 1926 году территория Беларуси была увеличена за счёт укрупнений. В. Игнатовский также внёс большой вклад в осуществление идеи создания в Республике своего университета. Он понимал, что нация без образования не сможет возродиться, не сможет поднять культуру. И поэтому, когда был открыт БГУ, он вошёл в правление университета. В. Игнатовскийподдержал и политику коренизации, но считал, что должность должны занимать люди с деловыми качествами, люди со знанием особенностей Беларуси, и которые должны знать русский и белорусский языки. Он также поддерживал связи с деятелями национального движения в Западной Беларуси. Он знал, какое влияние оказали на белорусскую политическую эмиграцию, на настрой народных масс Западной Беларуси политика белорусизации, и поэтому Западная Беларусь стремилась воссоединиться с Восточной.Кроме того В. Игнатовский за 1920-е годы написал много трудов, это – “История национально-культурного возрождения Беларуси”, “ Краткий очерк истории Беларуси”. В кратком очерке он написал, что национальное движение началось в конце 18 – начале 19 веков. Также долгое вхождение Беларуси в состав Речи Посполитой затормозила процесс формирования белоруской нации. Его труды открыли белорусам их богатую историю, показали им, что они народ глубоких корней. Бюро ЦК КП(б) в 1929 году приняло решение сконцентрировать работу учёного в Академии Наук. В это время начинаю репрессировать многих учёных, и Всеволоду Игнатовскому, как президенту Академии Наук приходится подписывать увольнения своих друзей. Репрессии послужили сигналом для усиления критики в адрес В.Игнатовского. Его обвиняли в поддержке бывших деятелей БНР, также его обвинили в верности своим дробнобуржуазным взглядам, в национал-демократизме и в том, что он не поддерживает позиции марксизма-ленинизма, и пленумом был принято решение провести расследование. Он был смещён с поста Президента Академии Наук. В. Игнатовский понял, что его ждёт неизбежная моральная и физическая смерть. Он одним из первых понял суть политического переворота Сталина. Расследование было закончено, и 16 января 1931 года все обвинения были подтверждены, и даже больше. 22 Января 1931 года он был исключён из партии. Он признал, что вёл двойную игру в партии, он осуществлял интересы белорусской контрреволюционной демократии. Всеволод Игнатовский понимал, что этим дело не закончится, и его заставят признаться в том, чего он не делал, и 4 февраля 1931 года он умер, застрелился.

В 1993 году был издан труд Анатолия Мясникова про жизнь деятелей, его труд – “Нацдемы. Жизнь и трагедия ФабиянаШантира, Всеволода Игнатовского и ЯзепаЛёсика. ЯзепЛёсик родился 6 ноября 1884 года в деревне Николаевщина. Он являлся белорусским писателем и языкознавцем, закончил Молодеченскую учительскую семинарию. В 1905 году он был выслан с территории Беларусиза участие в революции. Однако он поддерживал связи с родиной. Вернулся он в Беларусь в 1917 году после февральской революции. В этом же году он вошёл в состав Белорусской Социалистической Громады. С 28 мая начинает издаваться газета “Вольная Беларусь”, и её редактором становится ЯзепЛёсик. Он не принимает власть большевиков, а признаёт только власть БСГ и Великой Белорусской Рады. ЯзепЛёсик занимал важное место в БСГ и как редактор газеты работал на неё не покладая рук. Газета утверждала, что Беларусь может найти спасение не в советской власти, а в национальном возрождении своей родины. После того, как территорию Беларуси оккупировали немцы, ЯзепЛёсик стал членом БНР. ЯзепЛёсик и некоторые другие поддержал вариант конституции Скирмунта, и они решили познакомить германскую власть с документом, но в ответ было молчание, немцы запрещали печатать документы в газетах. Я.Лёсик стал сомневаться в правильности своей позиции, после того как увидел один из номеров газеты “Дённица”. Он понимал, что перемены в жизни не настанут, но Роман Скирмунт делает его Президентом БНР. Он обращает внимание на культуру, и понимает, что в ней Беларусь наиболее отсталая. И он начал заниматься просветлением жителей Минска. В апреле 1918 по просьбе ЯзепаЛёсика белорусский язык становится государственным и обязательным для Республики. ЯзепЛёсик вместе с Романом Скирмунтом и Иваном Луцкевичем отправился в Германию, чтобы добиться признания БНР, но там произошла революция. ЯзепЛёсик заблудился в своём пути. В середине 1919 года он отходит от политической деятельности, и понимает, что всё это время занимался самообманом. Он стал редактором газеты “Беларусь”, девизом которой было формирование новой идеологии и культуры для народа. ЯзепЛёсик стал работать с советской властью. Он исследовал истоки родной национальной культуры. Он соглашается с тем, что Октябрьская революция положила начало белорусскому национальному возрождению. Кроме того он занимался педагогической деятельностью, был преподавателем Белорусского Государственного Университета. Он верил, что белорусский народ когда-нибудь построит своё государство. Он написал работы про белорусский язык, в 1926 году он издал “Синтаксис белорусского языка”. Работая над трудами, он обращал внимание на культуру народа.ЯзепЛёсик начал свою работу в Инбелкульте, и был за чистоту белорусского языка. В 1928 он стал академиком. С 1921 года начинаются гонения, в том числе и Я.Лёсика, в 1930 году его арестовали, а через полгода сослали на пять лет в Саратовскую губернию. В 1936 году он устраивается учителем в школу в Злынке. После того, как он и его семья переехали, его арестовали, и в 1940 году его семье пришла новость, что ЯзепЛёсик умер в тюрьме.

А.М. Сидоревич в 1990 году издал труд про Антона Луцевича. Антон Луцкевич родился в Литве в 1884 году. В 1902 году закончил Минскую гимназию, а потом учился в Петербургском и Дерптском университетах. Он являлся политическим и общественным деятелем и идеологом белорусского возрождения.В 1904 году был арестован в Минске. Также с 1906 года издавал в Вильно газеты “Наша доля” и “Наша нива”. Антон Луцкевич выступал за создание независимого белорусско-литовского государства. Антон Луцкевич был активным участником БНР, он был инициатором объявления 25 марта 1918 года независимой БНР. Он был старостой Рады министров и также народным министром иностранных дел. После того, как БНР раскололась он ушёл в отставку. Когда он ушёл в отставку, он основал белорусскую школьную раду, работал преподавателем в Виленской гимназии. Несколько раз он был арестован, сначала большевиками, а потом в 1927 году польскими властями, и в 1928 году был оправдан. Во время польской оккупации он активно занимался культурой. Когда в 1939 году Вильно освободили советские войска, он был обвинён в контрреволюционной деятельности и был арестован, он был осуждён на 6 лет и во время тюремного заключения умер.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 140.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...