Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолог проводит обследование на трех уровнях.




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА. 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ.. 8

ПРОФЕССИОГРАФИЯ. 9

ПРОФЕССИОГРАММА. 12

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ.. 13

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ.. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 17

 

ВВЕДЕНИЕ

Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее со ответствующих его индивидуальным возможностям.

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

Функции профориентации

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Диагностическая функция

  • Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности
  • Находит положительные качества личности
  • Изучает познавательные интересы детей и взрослых
  • Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии
  • Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения
  • Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности

 

Организационная функция

  • Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность
  • Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов
  • Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий
  • Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала
  • Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)

 

Информационная функция

  • Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.
  • Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах

Профилактическая функция

  • Уменьшает количество ошибок при выборе профессии
  • Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий

1.ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

· Профотбор - это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Профессиональная пригодность - это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям (состояние нервной системы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.); отбор по данным образовательного ценза, направлен на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей; психологический отбор предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой деятельности.

Процесс профотбора

· Первый этап включает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку и раскрытию внутренней структуры деятельности. Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников: изучение инструкций, регламентирующих деятельность; наблюдение за деятельностью специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, киносъемка, хронометраж.

·

· Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования:
1)прогностическая ценность методики - характеризует возможность теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности;
2)надежность методики - характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследованиях одного и того же человека;
3)дифференцированность методики - означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человекаСуществуют самые различные тесты, например тесты для выявления интересов, склонностей, предпочитаемых форм деятельности, тесты для установления принадлежности человека к тому или иному психологическому типу или типу нервной системы, темперамента; тесты для выявления уровня развития определенных способностей памяти, мышления, внимания, восприятия человека, для выявления одаренности. Однако для точного определения профпригодности человека к какой-либо конкретной профессии более эффективно использование специализированной батареи тестов, подобранных для выявления уровня развития именно тех психологических качеств и способностей человека, которые профессионально необходимы для данной специальности..

 

· Следующий этап отбора предполагает психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятность адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.

 

· Выделяют два типа профессиональной пригодности: абсолютную (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности) и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека). Оценивая профпригодность, в профотборе иногда ориентируются прежде всего на поиск лиц с высоким уровнем развития психологических качеств, наиболее важных для достижения успеха в обучении и выполнении профессиональной деятельности (подход по максимуму). Порой более эффективным является иной подход, когда стараются главным образом выявить и устранить лиц с низкими показателями по профессионально важным качествам (подход по минимуму). При реализации "подхода по минимуму" минимально допустимые показатели тестов могут быть четко определены требованиями профессииПри этом невысокие результаты, показанные кандидатами при отборе для одной группы специальностей, не исключают, а порой и предполагают успешное прохождение ими отбора для других специальностей, где требуются иные психологические качества.

· В ряде случаев целесообразно проводить двухэтапный отбор: вначале проводят отбор по тестам (первый этап), который, как правило, не требует больших затрат времени, а затем кандидаты, успешно прошедшие отбор по тестам, проходят отбор на рабочих местах (второй этап), где в течение нескольких часов или дней выполняют профессиональные обязанности и ведется контроль изменения показателей качества деятельности человека через каждые 2 часа. Полученные для каждого кандидата показатели качества деятельности аппроксимируются и вычисляется время, необходимое для подготовки кандидата, которое не должно превышать время, отводимое для этих целей.

· Использование отбора позволяет снизить отсев обучающихся в учебных заведениях из-за профессиональной неспособности на 30-50%, увеличить надежность работы систем управления на 10-25%, сократить аварийность на 40-70%, уменьшить стоимость подготовки специалистов на 30-40%.

·

2.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Почему важно обращаться за консультацией к специалистам? Во время консультации при обращении в центр профориентации будущие выпускники школ и те, кто выбрал неверный профиль в вузе, могут задать вопросы касательно подбора правильной профессии, выбора образовательного учреждения и продолжительности обучения, трудоустройства в стабильно развивающиеся компании. Мероприятия по профориентации в центре включают в себя несколько этапов: выявление психологических особенностей клиента; опрос для определения склонностей к профессиональным сферам; сравнение полученной информации с требованиями к той или иной профессии. Большая часть таких центров функционирует совместно с Центром занятости населения, что позволяет точно знать о потребностях в кадрах, а также обучиться непосредственно при центре (для выпускников школ, средних и высших образовательных учреждений). Можно ли самому правильно выбрать профессию? Каждый человек может самостоятельно подобрать себе профессию, но следует учесть несколько важных аспектов: 1. Человека должна интересовать будущая работа. Не нужно склоняться к выбору той работы, где трудятся друзья, родственники. Также выбор не должен быть в той сфере, где модно учиться. Профессия должна быть востребованной на рынке труда. 2. При выборе работы необходимо понимать, что каждая из профессий требует наличия определенного набора способностей, например, для дизайнера важно иметь образное мышление, для бухгалтера - умение хорошо и быстро считать. –

Службы занятости населенияпредоставляют желающим помощь психолога в выборе профессии.

Человек может обратиться профконсультанту за помощью:

- в составлении своих профессиональных планов, оценке своей профпригодности;
- в прогнозировании профессионального роста, карьеры;
- в поиске форм подготовки к профессиональному труду (порекомендовать учебное заведение и др.);
- в вопросах самоопределения, самореализации личности в труде;
- в профессиональной адаптации;
- в реабилитации работников, частично утративших трудоспособность;
- в нахождении путей преодоления кризисов и конфликтов, монотонности в работе и создания благоприятного психологического климата в коллективе.
При этом очень важно, чтобы человек был заинтересован в получении помощи и информации от психолога.

 











Психолог проводит обследование на трех уровнях.

1. Личностно-мотивационный уровень (мотивы, склонности, интересы) ,
 экстраверсия - интроверсия,
 эмоциональные особенности,
 коммуникативные способности.
2. Уровень познавательных способностей:
 внимание, память, мышление, воображение и др.
3. Уровень нейропсихологических свойств:
 свойства нервной системы,
особенности темперамента.

Результаты консультации должны быть объективными, научно обоснованными, обуждаются совместно и не подлежат разглашению. Полученная информация должна быть доступна лишь тем, для кого она предназначена . С согласия клиента либо его родителей она может быть доступна педагогам, администрации и т.д. Сведения, которые могут нанести ущерб человеку, не разглашаются.
Психолог несет персональную ответственность за адекватность используемых диагностических методов и коррекционных мероприятий.

Услугами профконсультанта может пользоваться организация при приеме новых сотрудников.
Психолог в беседе с претендентами , желающими занять рабочее место в организации, специально изучает личностные ресурсы клиента.
 Служебная карьера профессионала во многом определяется именно личностными качествами работника. Такими , как общительность, целеустремленность, настойчивость и т. д.

 

3.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

Психологическая классификация профессий предназначена для профессиональной ориентации человека.

Один из широко распространенных в России методов тестирования основан на идеях советского и российского психолога Евгения Александровича Климова - дифференциально диагностический опросник (ДДО). Согласно методу Климова, все направления деятельности современного человека делятся на пять групп: «Человек-человек» , «человек-техника» , «человек - знаковая система» , «человек-художественный образ» и «человек-природа».
Дифференциально диагностический опросник, при помощи которого определяется склонность человека к той или иной группе профессий, дает достаточно точные результаты. К тому же он чрезвычайно прост в применении и интерпретации, что также объясняет его широкую популярность. Рассмотрим предложенную данным методом классификацию профессий подробнее.

l1.ЧЕЛОВЕК - ЖИВАЯ ПРИРОДА (П).
Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами ( агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог и т. д.).
l2. ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА ( и неживая природа) (Т).
Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда
( слесарь-сборщик, техник – механик, инженер – механик, инженер – электрик, и т.д.).
l3. ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК (Ч).
 Предметом интереса , распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер – организатор производства, врач, учитель).
l4. ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (З).
Естественные и искусственные языки , условные знаки, символы, цифры, формулы – вот то, чем занимаются представители профессий этого типа
(программист, математик, редактор издательства, языковед и т.п.).
l5. ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х).
Явления, художественное отображение действительности – вот то , что занимает представителей этого типа профессий (художник, артист, актер, …)

 

4.ПРОФЕССИОГРАФИЯ

Профессиография - технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Профессиография обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда.

Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности — социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа. Так, информационная профессиография, нацеленная на обеспечение профориентационной работы, включает все названные характеристики, однако дает их обобщенно, кратко, описательно. Коррекционная профессиография,- направленная на повышение безопасности профессионального труда, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере. Диагностическая профессиография, обеспечивающая организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат, и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания. Формирующая профессиография, используемая в процессе профессионального обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах, с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.

Профессиографиявключает комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе — методы сбора эмпирических данных (изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, биографический и трудовой методы, метод эксперимента) и их анализа (метод экспертной оценки, метод качественного анализаэмпирических данных, методы статического анализа), а также методы психологической интерпретации (структурно-системный анализ и функционально-структурный анализ).

 

Профессиографияпризвана путём объективного исследования раскрыть всю сложность профессии, выявить её структурные и содержательные особенности, установить всё многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающий трудовой процесс.

Результаты изучения профессии оформляются в профессиограмме.

 


 

5.ПРОФЕССИОГРАММА

 

Информация о профессии обобщается в профессиограмме, в которой указываются особенности данной профессиональной деятельности, основные действия, операции, их последовательность, необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и умения, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотонность, утомление, эмоциональная напряженность), объем и характер перерабатываемой информации, физическая и интеллектуальная тяжесть труда, используемое оборудование, алгоритмы и психологическая структура выполняемых человеком действий. Затем оценивают степень значимости различных психических свойств и качеств личности для эффективного выполнения данной деятельности. Такой анализ позволяет получить среднюю оценку значимости каждой психической функции в обеспечении отдельных рабочих операций и трудового процесса в целом, необходимую для ранжирования функций по степени их важности для изучаемой деятельности, и сформулировать требования к профессионально важным качествам, функциям личности. Другой подход к оценке личностных качеств состоит в определении одного или нескольких интегральных показателей, характеризующих способности человека по выполнению наиболее ответственных сторон профессиональной деятельности..

Пример профессиограммы

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности. Способности:
- аналитическое мышление (способность анализировать, синтезировать,
 сопоставлять факты, делать логические выводы);
- высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания;
- навыки письменного изложения мысли;
- склонность к исследовательской деятельности;
- высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;
- высокая помехоустойчивость;
- психоэмоциональная стабильность;
- способность заниматься длительное время монотонной, кропотливой работой;
- вербальные способности.

Личностные качества, интересы и склонности:
- самостоятельность и самомотивация ;
- сдержанность, интроспективность;
- склонность к анализу, рациональность, методичность;
- любознательность, интеллектуальность, эрудированность;
- уверенность в себе;
- организованность;


аккуратность;
- объективность;
- ответственность;
- четкость, собранность;
- упорство;
- самоконтроль, уравновешенность;
- стремление к саморазвитию.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- неспособность анализировать и сопоставлять факты ;
- невнимательность, рассеянность;
- отсутствие любознательности, склонности к исследовательской деятельности;
- неспособность глубоко осмысливать происходящее;
- эмоциональная неуравновешенность;
- безответственность, неаккуратность;
- отсутствие интереса к выполняемой работе.

 

6.МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 138.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...