Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогическая профессия и ее роль в обществе




И. И. Черкасова, Т. А. Яркова

ПЕДАГОГИКА: КРАТКИЙ КУРС

Тобольск

2005



Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева»

И.И. Черкасова, Т.А. Яркова

Педагогика: краткий курс

Учебное пособие

Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 – Педагогика)

Тобольск

2005

УДК 37.01                                             ББК 74.00                                                                                                                                                                             Печатается по решению Учебно-методического объединения по специальности педагогического образования

                                                                        

 

       Ч 48        Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: краткий 

                          курс:Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.     

                          Менделеева, 2005. - 188 с.

 

 

В учебном пособии представлено содержание разных разделов педагогики (введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория и методика воспитания, теория обучения, педагогические технологии, история образования, социальная педагогика, управление образовательными системами). Темы определены в соответствии с основными дидактическими единицами государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.). Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогического института, аспирантов, преподавателей, интересующихся проблемами педагогики.

 

 

Рецензенты:

Н. Н. Суртаева, д. п. н., профессор кафедры социальной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена

Н. Г. Милованова, д. п. н., профессор Тюм ГУ

 

 

 

ISBN 5-85944-186-X

 

 

© Черкасова И. И., Яркова Т. А.,2005

                                        © ТГПИ им. Д. И. Менделеева

Введение

В данном пособии представлен краткий курс педагогики, включающий основные ее разделы (введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория и методика воспитания, теория обучения, история педаго­гики, социальная педагогика, управление образовательными системами). В настоящее время существует большое количество учебников, учебных пособий, справочно-методической литературы по педагогике. В них представлено авторское видение педагогических явлений и процессов, современных образовательных проблем. Они отличаются целевой направленностью, содержанием, структурной организацией материала. Значительная часть имеющейся литературы посвящена какому-то одному разделу педагогики. Содержание рассматриваемых в них вопросов представлено достаточно объемно, что иногда затрудняет его усвоение. Отличительной особенностью учебного пособия «Педагогика: краткий курс» является сжатость, информативность рассматриваемого материала, а также его представление в полном соответствии с логикой основных дидактических единиц Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 год).

Учебное пособие содержит темы, знание которых составляет теоретические основы педагогической подготовки будущих учителей. Содер­жание каждой темы представлено, в основном, тезисно, что дает студенту возможность получить общее представление о сущности рассматриваемого явления или процесса, его содержании и объеме, а также рекомендации по практическому применению излагаемого материала. Каждая тема включает и матери­ал исторического плана. Это позволяет видеть рассматриваемое педагогическое явление в динамике, формирует критическое мышление, побуждает к размыш­лениям, собственным оценкам изучаемого. Так, например, рассматривая воспи­тательные системы, студент может охарактеризовать воспитательные сис­темы, представленные в учебном пособии, или обратиться к собст­венному опыту, или же проанализировать другие воспитательные системы, известные в мировой и отечественной практике воспитания. Другие темы, например «Закономерности и принципы обучения», требуют аргументации приведенных теоретических положений, подтверждения их примерами из практики.

После каждой темы представлены вопросы и задания, требующие как простого воспроизведения изученного материала, так и проявления творческой самостоятельности, умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать собственные выводы.

Учебное пособие содержит задания для самостоятельной работы студентов в соответствии с основными разделами курса педагогики. Задания носят, в основном, творческий характер и позволяют формировать интерес к педагогической деятельности и первоначальные умения в её организации.

Для удобства оперирования использованными в пособии терминами, предлагается тезаурус основных педагогических понятий.

Данное учебное пособие могут использовать студенты ста­ционара и заочного отделения, изучающие педагогику на начальных курсах, при подготовке к семинарским занятиям, при выполнении заданий, вынесен­ных на самостоятельное изучение, при подготовке к курсовым и итоговым экзаменам по педагогике.



I. Общие основы педагогики

Педагогическая профессия и ее роль в обществе

Становление педагогической профессии, ее общая характеристика. Учитель, его основные функции. Различные педагогические специальности.

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования.

Из более чем тридцати тысяч профессий, существующих на Земле, педагогическая профессия является одной из самых древних. Ее появление было обусловлено социально-экономическими процессами, происходившими в условиях древнейших государств Ближнего и Дальнего Востока (Вавилония, Египет, Китай и др.). Вместе с укреплением государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, полководцев, администраторов в этот период начал складываться новый социальный институт – школа. Одним из факторов развития школы явилось возникновение и развитие письменности. Сложность клинописи и иероглифов вызвали необходимость специального обучения. Отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой профессии – учителя. Массовой же эта профессия становится лишь с прогрессом промышленного производства и развитием торговли. Потребность в большом количестве учителей вызвала и необходимость целенаправленной педагогической подготовки, которая начинает осуществляться к середине ХVIII века.

 Менялись формации, происходили глобальные и локальные изменения в различных сферах человеческой жизни и деятельности, исчезали и возникали профессии, а профессия «учитель» неизменно оставалась и остается востребованной. В мире профессий она занимает особое место. Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижером мыслей и чувств, судьей первых поступков человека, садовником, выращивающим розы и т.д. и т.д.

Социальная значимость этой профессии и потребность в ней не ослабнут, так как воспитание и обучение – явление непреходящее. О важности профессии учителя говорили многие педагоги и общественные деятели прошлого. Ян Амос Коменский, чешский педагог, писал, что учителям «вручена превосходящая должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Великий русский педагог К. Д. Ушинский так оценивал профессию учителя: «Дело учителя, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории». В. Г. Белинский пояснял: «Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

Обратимся к лексическому значению слова «учитель». В «Толковом словаре» В. Даля оно определяется как преподаватель, наставник. Преподаватель передает знания, накопленные человечеством. Наставник наставляет, как себя вести, как жить. Это две основные функции учителя – преподавать и наставлять, иначе, учить и воспитывать. Они остаются неизменными во все времена, меняется только содержание, методы и формы работы учителя.

Эти функции конкретизируются и дополняются в соответствии со спецификой той деятельности, которую выполняет учитель в различных типах учебно-воспитательных учреждений.

В настоящее время в педагогической профессии выделяется большой спектр специальностей. Специальность – это вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии. Так, например, профессия – учитель, специальности в рамках данной профессии – учитель русского языка и литературы, учитель начальных классов, учитель иностранного языка и др. В связи с расширением сферы педагогической деятельности в настоящее время появляются новые, востребованные обществом, педагогические специальности: учитель-дефектолог, социальный педагог, психолог-воспитатель, организатор внеурочной деятельности и др.

 


Вопросы и задания:

1. Чем вызвано появление в обществе профессии учителя?

2. В чем своеобразие педагогической профессии в группе профессий «человек-человек»?

3. Назовите современные педагогические специальности, выявите общее и особенное в них.

4. Подготовьте сообщение на тему «История становления педагогической профессии».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...