Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ представлений об одиночестве отдельных авторов




Корчагина С. Г.

К66 Психология одиночества : учебное пособие. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. -228 с.

ISВN 978-5-9770-0076-5

В учебном пособии представлены устоявшиеся в науке подходы к пониманию одиночества, рассмотрены его конверсивы, психологические механизмы возникновения, особенности проявления разных видов этого состояния. Кроме известных зарубежных подходов, излагается авторский, па сегодняшний день единственный отечественный психологический под­ход к пониманию и изучению одиночества. Выполнение заданий для само­стоятельной работы поможет глубже попять и осознать многогранность и многоаспектность этого феномена человеческой (и, как оказалась, не толь­ко) психики.

УДК 159.9 ББК 88.4

© Московский психолого-социальиый

институт, 2008 © Дизайн и верстка ООО «Багира-2», 2008

ISВN 978-5-9770-0076-5


Введение

Когда мы слышим слово «одиночество», ни у кого из нас не возникает вопроса: «А что, собственно, это та­кое?». Каждый человек в Той или иной степени понимает, о чем идет речь. Каждый вкладывает в это понятие свой индивидуальный смысл, который сложился в его личном жизненном опыте. Очевидно, что большинство людей по­нимают одиночество как существование человека вне се­мьи. В быту, говоря о взрослом человеке «одинок», подра­зумевается, что у него в данный момент нет пары, поло­винки. В отношении стариков одиночество трактуется как отсутствие детей, внуков или проживание вдали от них. Когда мы слышим такое о детях или подростках, то пер­вое, что представляется, - это отсутствие семьи, ее явное неблагополучие, либо какие-то патологии. Конечно, на первый взгляд, одиночество связывается с отсутствием семьи. Каждый из нас убеждается в этом на практике в по­вседневной жизни. Это показывают и многочисленные со­циологические опросы, в том числе проведенные нами.

С другой стороны, достаточно большой опыт рабо­ты с проблемными группами, проведения тренингов по рефлексии собственного одиночества, индивидуальных бесед и тому подобного с неменьшей очевидностью выяв­ляют другую тенденцию понимания одиночества: как вну­треннего состояния, состояния души, которое никак не соотносится с наличием или отсутствием семьи.

Одиночество может настигнуть кого угодно и ког­да угодно. Вот такое резюме появляется на первом часу


3


 


специально организованного размышления и/или разго­вора на тему одиночества (семинары, диспуты, психоте­рапевтические группы, тренинги, творческие задания, дневниковые записи и т. д.). Как только группа приходит к такому выводу, сразу же начинается поиск и обсужде­ние условий возникновения данного состояния, то есть поиск ответа на вопросы «Почему наступает одиночест­во? Что способствует (может быть, провоцирует) это.со­стояние?».

Следующим моментом выступает проблема оценки одиночества в жизни человека: хорошо это или плохо. Ча­ще всего формой размышления на эту тему оказывается диспут. Обычно люди делятся на три группы. Первая ут­верждает, что одиночество мучительно, оно разрушает че­ловека, ограничивает его возможности, «обрубает» пер­спективы. Другая часть утверждает, что одиночество - это условие для творчества, самопознания, осмысления и осо­знания происходящего, отдыха, наконец. Третья группа придерживается компромиссной точки зрения: одиноче­ство может быть разным, все зависит от самого человека, его индивидуально-личностных особенностей. Это состо­яние может выступать и как деструктивное, и как созида­ющее, творческое, способствующее самоактуализации и самореализации.

Может показаться странным, но правы все три группы. С одиночеством бывает все. Оно может уничто­жить личность, но может направить ее на путь восхожде­ния к индивидуальности1. Одиночество может очень серь­езно тормозить творческий процесс, не оставляя человеку сил буквально ни на что, кроме осознания собственного состояния, но может являться абсолютно необходимым условием для реализации творческого потенциала.

1 См. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности.


Что же это за неразгаданная и всем знакомая тай­на - ОДИНОЧЕСТВО?

Мы предлагаем вам познакомиться с устоявшими­ся в науке подходами к пониманию одиночества, рассмо­треть его конверсивы, психологические механизмы воз­никновения, особенности проявления разных видов это­го состояния. Выполнение заданий для самостоятельной работы поможет вам глубже понять и осознать много­гранность и многоаспектность этого удивительного фе­номена человеческой (и, как оказалась, не только) психи­ки. Кроме известных зарубежных подходов, в учебном пособии излагается авторский, на сегодняшний день единственный отечественный психологический подход к пониманию и изучению одиночества. Вербальные и экспрессивные диагностические методики, апробиро­ванные на больших выборках, дают достаточно полную картину переживаний разных видов одиночества. В до­полнение к перечисленному описание индивидуальных случаев поможет более детально представить содержание переживаний и специфику проявлений каждого вида одиночества.

Изучение данного курса потребует от вас ведения психологического дневника, так как придется анализи­ровать не только свои представления, но и свои пере­живания, а также отношение к этому. Вам будут пред­ложены темы рассуждений, специальные техники само­анализа. Кроме того, вы познакомитесь с некоторыми специальными терминами, например, названиями ви­дов одиночества, для которых нужно будет оставить не­сколько чистых страниц в дневнике либо завести от­дельные тонкие тетради, так как по мере изучения кур­са введенные номинации будут наполняться новым содержанием - описательным, диагностическим, пси­хотерапевтическим и т. д.


 

 


Ведение психологического дневника и выполнение заданий для самостоятельной работы обеспечит вам хоро­шее усвоение материала.

Прежде чем приступить кизучению курса «Психо­логия одиночества», вам необходимо выполнить данную практическую работу

Практическая работа 1Исследование субъективного семантического пространства одиночества

Согласитесь, что смысловое наполнение понятия «одиночество» весьма многообразно. Даже в научной фи­лософской и психологической литературе можно встре­тить некоторую небрежность в употреблении слов: «оди­ночество», «уединение», «изоляция». Иногда эти терми­ны употребляются через запятую, что совершенно неоправданно. Часто их пытаются объяснить одно через другое, что также не определяет и не проясняет понятия, а лишь запутывает их. В любом случае «одиночество», «изоляция» и «уединение», конечно же, не синонимы, но, очевидно, имеют близкие, возможно, пересекающиеся или накладывающиеся друг на друга семантические про­странства.

Вам предлагается «снять» первичную диагностику смыслов, которые каждый из вас вкладывает в эти слова. Работу следует выполнять в тонкой тетради в клетку или на отдельных листах, так как вы должны будете ее сдать преподавателю на проверку.

В конце изучения курса «Психология одиночества» вы еще раз выполните эту работу для того, чтобы сравнить и проанализировать, как изменилось ваше понимание одиночества, изоляции и уединения.

Цель:получить представления об индивидуальных семантических пространствах понятий «одиночество», «изоляция», «уединение».


Ход работы

1. Выполните модифицированный вариант семан­тического дифференциала согласно инструкции.









Семантический дифференциал

(модификация С. Г. Корчагиной) Данный вариант семантического дифференциала разработан специально для изучения специфики пережи­вания одиночества разными категориями людей и для смыслового разделения понятий «одиночество», «изоля­ция», «уединение».

Инструкция:Вам предлагается последовательно оценить понятия «одиночество» («о»), «изоляция» («и») и «уединение» («у») по предложенным 15 парам поляр­ных утверждений.

 

  -3 -2 -1 0 + 1 +2 + 3  
1 Плохое               Хорошее
2 Поверх­ностное               Глубокое
3 Тихое               Громкое
4 Разру­шающее               Созидающее
5 Маленькое               Большое
6 Спокойное               Беспокойное
7 Холодное               Теплое
8 Слабое               Сильное
9 Пассивное               Активное
10 Колючее               Мягкое
11 Тяжелое               Легкое


  -3 -2 -1 0 + 1 +2 + 3  
12 Одно­образное               Разнообразное
13 Темное               Светлое
14 Увядающее               Расцветающее
15 Застывшее               Подвижное

2. Посчитайте факторные веса каждого понятия по
формулам:

Фактор оценки - Fo = (f1 +f4 +f7 + f1 + f13) : 5;

Фактор силы -Fc = (f2 + f5 + f8 + f11 + f14) :5;

Фактор активности - Fa = (f3 +f6 + f9 + f12+f15):5 где/- шкальный вес, то есть конкретное значение по каж­дой шкале (от -3 до +3).

Всего 15 шкал, индекс рядом с f указывает номер шкалы, например f5 - значение по пятой шкале «малень­кое - большое».

Так как вам нужно посчитать три факторных веса для трех слов, то всего получится девять значений.

3. Составьте таблицу и впишите туда полученные
результаты.

 

Одиночество

Изоляция

Уединение

Fo Fc Fa Fo Fc Fa Fo Fc Fa
                 

4. После подсчета факторных весов представьте гра­фически полученные результаты. Для этого следует пост­роить три объемных параллелограмма в трехосной систе­ме координат. Оси обозначаются Fo, Fc и Fa согласно фор­мульным знакам факторных весов.


4.1. Используя школьные знания по аксонометрии, сначала отметьте па осях Fo, Fc и Fa значения, полученные по понятию одиночества.

Например, Fo = 1,2 Fc = 2,1 Fa = -0,5. Графически это будет выглядеть так:


 


1 Зак. 44


9


4.2. Далее проделайте то же самое с результатами по понятиям изоляции и уединения.

В результате вы получите три параллелограмма в одной системе координат.

Для наглядности можно окрасить параллелограм­мы в разные цвета, например, соответствующий одиноче­ству - в красный, изоляции - в синий, уединению - в зе­леный.

5. Сделайте выводы но работе, учитывая, что каж­дый из этих параллелограммов символизирует опреде­ленное семантическое пространство соответствующего понятия: «одиночество», «изоляция», «уединение». Фор­ма и размер параллелограммов зависят от значений коор­динат, то есть от результатов факторных весов, получен­ных по вышеуказанным формулам.

Обратите внимание, какой параллелограмм соот­ветствует каждому понятию, то есть какое семантическое пространство вы отводите одиночеству, изоляции, уеди-


нению. Возможно, эти пространства сходятся (хотя такое случается не часто); может быть так, что один большой па­раллелограмм включает в себя два других, поменьше. От­метьте, как ориентированы ваши параллелограммы, учи­тывая, конечно, что означает каждая ось координат.

В выводах можно также ориентироваться на содер­жание шкал в каждом факторе. Например, в фактор ак­тивности входят 3-я, 6-я, 9-я, 12-я и 15-я шкалы, содержа­тельное значение которых, соответственно «тихое - гром­кое», «спокойное - беспокойное», «пассивное -активное», «однообразное - разнообразное» и «застыв­шее - подвижное». В качественном анализе результатов это можно использовать.

Эта практическая работа интересна сама по себе, но она еще и необходима для того, чтобы после ознаком­ления с содержанием курса, повторно выполнив методи­ку, сравнить как индивидуальные, так и групповые ре­зультаты с помощью соответствующих математических критериев. Вы будете это делать на других практических занятиях, поэтому результаты обязательно сохраните, за­писав их в свои дневники.


 


10


11


Глава 1

Основные направления психологического

анализа одиночества. Подходы к изучению одиночества

1.1. Состояние проблемы.

Определение одиночества















Анализ представлений об одиночестве отдельных авторов

При достаточно частом указании на одиночество как на психическое явление в отечественной психологии практически отсутствуют его теоретические и эмпириче­ские исследования. Расхожий тезис о том, что здоровье общества -Это здоровье его членов, заслуживает своей интерпретации и в контексте чрезвычайно емкой катего­рии и феноменологии одиночества. Это многократно уси­лено в затянувшихся условиях социально-экономичес­кой нестабильности, характерной для нашей страны. Проявления и последствия субъективного одиночества человека становятся по-особому злободневными и значи­мыми. Все более очевидна необходимость анализа приро­ды и сущности этого состояния, специфики и характера его переживания и проявлений в жизни человека. Важны и прикладные задачи, связанные с поиском психологиче­ских, педагогических, психокоррекционных и психотера­певтических средств оказания специальной помощи лю­дям, страдающим от одиночества.


Прежде чем приступить к изучению оформившихся самостоятельных подходов к одиночеству, сделаем крат­кий аналитический обзор отдельных взглядов и позиций некоторых авторов.

Одиночество как психическое состояние, имеющее ярко выраженную негативную окраску, известно челове­честву, по крайней мере, с античных времен. Платон и Аристотель определяли одиночество как зло, избавле­ние от которого они видели в наслаждении благом друж­бы и любви. В истории философско-психологической мысли осмысление и объяснение проблемы одиночества достаточно многообразно: от преклонения перед ним на Древнем Востоке до неприятия в Древней Греции, от осо­знания необходимости одиночества для самопознания че­ловека, его творческого развития до понимания его как проклятья человечества.

Присущий человеку протест против одиночества стал генеральной темой многих гуманистических уче­ний, возникших на Западе в XX веке. Наибольшее внимание одиночеству уделяли экзистенциалисты Н. А. Бердяев, М. Бубер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс. Одиночество личности рас­сматривалось как реализация принципа замкнутого антропологического универсума, согласно которому внутренняя изолированность человека - основа любо­го индивидуального бытия. Поэтому человек выбира­ет одиночество, когда не находит эмоционального от­клика в общении с другими людьми.

Ф. Ницше, а затем и Э. Фромм продолжили мысль И. Канта о том, что одиночество может происхо­дить от падения нравственных норм. Э. Фромм причи­ной одиночества называл «культивирование неразумных потребностей».


 


 


12


13


К. Хорни считала одиночество следствием негатив­ного проявления идеологии рыночных отношений, конку­рентности человека с человеком.

В. Франкл полагал, что человек попадает в состоя­ние одиночества, утратив определенные ценности и смысл жизни.

Д. Рисмен и О. Тоффлер видели причину одиноче­ства в ускорении темпов жизни в условиях НТР, когда че­ловек остается «один в толпе».

Можно считать, что одиночество как объективная психологическая проблема современности не утрачивает своей актуальности. Например, Н. Е. Покровский называ­ет его «чумой XX века», требующей серьезного осмысле­ния, теоретических и экспериментальных научных иссле­дований. В своей докторской диссертации «Одиночество и аномия» он рассматривает взаимосвязь и взаимовлия­ние этих факторов.

Одиночество как комплексный, психический фено­мен выступает объектом разных гуманитарных наук: со­циологии, классической социальной философии, антро­пологии, психологии и др. Однако в отечественной психо­логии крайне мало специальных работ, посвященных одиночеству, его сущности, проявлениям, генезису и т. д. Можно сказать, что отечественная психологическая наука в советский период как бы не замечала этот феномен, ап­риори полагая, что советскому, коллективистскому чело­веку не свойственно и даже противопоказано состояние одиночества. Вероятно, поэтому представленные в миро­вой психологии подходы к изучению одиночества связа­ны, в основном, с именами зарубежных ученых, которые в уходящем столетии исследовали этот крайне актуаль­ный феномен в самых разных аспектах. Конечно, и в со­ветский период становления и развития психологии неко­торые ученые видели угрозу для человека в остром пере-


живании им чувства одиночества. Вот, к примеру, слова одного из классиков психологии человека Б. Г. Ананьева: «По мере гигантского роста городов и массовых коммуни­каций... возрастает одиночество человека, усиливается конфликт между человеком как субъектом общения и обезличенностью его в сфере общения...».

Часто при употреблении в описании или анализе личностных проявлений таких терминов, как «одиночест­во», «чувство одиночества», «состояние одиночества», «потребность в одиночестве», «изоляция», «уединение», и других используются неоправданно широкие понятий­ные переносы. Например, большая, интересная и, несо­мненно, имеющая научную ценность работа О. Н. Кузне­цова и В. И. Лебедева «Психология и психопатология одиночества» в действительности имеет слабое отноше­ние к одиночеству. На наш взгляд, авторы используют термин «одиночество» в качестве подмены понятия сен­сорной депривации. Бесспорно, что эти два психических явления требуют дальнейшего научного исследования и четкого разделения.

В работе Ю. М. Швабла и О. В. Данчевой происхо­дит смешение понятий «одиночество», «уединение» и «изоляция», что ведет к невосполнимым понятийным и собственно психологическим потерям. Изоляция может способствовать одиночеству и даже вызывать данное со­стояние, но это не дает оснований к синонимизации этих понятий.

И. С. Кон и Р. С. Немов, независимо друг от друга рассматривая вопросы психологии юношеского возрас­та, описывают некоторые реакции личности и ее окруже­ния на одиночество, предпринимают попытку опреде­лить его причины. Конечно, эти ученые не ставили перед собой задачу рассмотреть одиночество как психический феномен, исследовать его психологическую природу, ге-


 


14


15


незис и т. д. Поэтому мы не находим в их работах опреде­ления одиночества. Это характерно для большинства ав­торов, рассуждающих об одиночества в контексте других психологических тем. В данном случае одиночество вы­ступает не предметом анализа, а лишь иллюстрацией ка­ких-то других психологических конверсив, например, возрастных особенностей или определенных социаль­ных явлений.

Сложность построения научной теории одиночест­ва заключается в том, что, с одной стороны, оно представ­ляет собой глобальное, сущностное, социально обуслов­ленное явление с недостаточно четкими критериальными признаками, а с другой стороны, является фактом слож­ного психического переживания, затрагивающего самые глубины человеческого сознания (рефлексия, интим­ность, субъектность и др.).

Рассматривая одиночество как психический фено­мен, большинство исследователей подчеркивают его раз­личия с такими понятиями, как «уединение» и «изоля­ция», полагая, что одиночество имеет некий специфичес­кий внутренний контекст.

Изоляция в большей степени связана с физической, пространственной и временной локализацией человека по отношению к социальному окружению и является внешне обусловленной ситуацией, а не внутренним психическим переживанием. Очень выразительно говорят об этом У. Садлер и Т. Джонс: «Чтобы обнаружить физическую изоляцию, достаточно иметь одни глаза, но чтобы узнать одиночество, необходимо испытать его». Изоляция всегда предполагает предмет, который человек по тем или иным причинам добровольно или насильственно исключает из своей жизни: общество в целом, определенная группа лю­дей, специфические условия бытия и многое другое. Можно сказать: «изолирован от...», но по отношению


к одиночеству такое построение фразы будет семантичес­ки неверным.

Предметом одиночества выступает сам человек. Одиночество направлено на субъекта, объект здесь как бы вторичен. Можно быть изолированным, но не одиноким. Можно находиться в одиночестве, не будучи изолирован­ным. Одиночество, в отличие от объективной изоляции, отражает дисгармонию отношений между «Я» и «ОНИ», разлад с миром, самим собой, сопровождаясь страдания­ми, кризисами и т. п.

Изоляция может сопровождаться или не сопровож­даться одиночеством, но эти понятия ни в каком случае не тождественны друг другу. Примером изоляции без одиночества можно иногда считать тюремное заключе­ние. Есть данные о том, что политические заключенные, даже находясь в одиночной камере, при твердой убежден­ности в правоте своего дела и моральной поддержке еди­номышленников не испытывали разрушающего чувства одиночества.

Примером добровольной изоляции от мира может служить религиозное затворничество. Обычно добро­вольную изоляцию называют уединением. Описания жиз­ни монахов-отшельников свидетельствуют о том, что за­творничество давало возможность находиться в самом живом и «обитаемом» для них мире, в мире духовного об­щения с Богом.

Уединение изначально имеет временные рамки, все­гда добровольно и свободно выбирается человеком. Уеди­нение представляется наиболее «выгодным» для субъекта поведением в данный момент времени, например, с точки зрения личностного роста, действия защитных механиз­мов, снижения уровня психической напряженности и т. д. Такие исследователи одиночества, как Мария Мицелли, Брюс Мораш, Энн Пепло, полагают, что уединение не обя-


 


16


17


зателъно связано с одиночеством (как тягостным эмоцио­нальным состоянием) и что люди могут быть субъективно счастливы и в затворничестве.

Крупный шаг к пониманию одиночества как пси­хического феномена был осуществлен Гегелем. Им пред­ложена теория о «двух мирах отчужденного от себя ду­ха». Одиночество здесь представляется как потеря двух отношений: связи с собой и связи с социальным миром. Причем последнее является необходимым условием для объединения человека с самим собой. Человек должен иметь «дом», как в объективном, так и субъективном смысле. Природа одиночества состоит в себялюбии субъективного духа, его стремлении утвердить собст­венную самость без соотношения ее с деятельностью объективного мирового духа абсолютной идеи. В ре­зультате субъективный дух запутывается в собственных противоречиях, которые порождают у человека несчаст­ное сознание.

Датский теолог и философ Серен Кьеркегор рас­сматривал одиночество как замкнутый мир внутреннего самосознания, принципиально не размыкаемый никем, кроме Бога. Единственным собеседником затерянного в мире человека может стать образ Бога в нем самом.

Феноменология Гуссерля дает нам представление о сознании как о нескончаемом потоке переживаний, аб­солютно изолированных от всего внешнего и материаль­ного. Это, по сути, есть признание принципиального оди­ночества человека, вечного и неизбывного.

Трансформация феноменологии в экзистенциаль­ное осмысление проблемы одиночества произошла в творчестве Ж.-П. Сартра. Согласно его философии, путь человека к себе или «в себя» всегда конфликтен и сопря­жен с осознанием одиночества как экзистенциальной си­туации человеческого бытия в мире.


В творчестве крупнейшего французского писате­ля - эссеиста и философа А. Камю, исходящего из твердо­го убеждения в абсурдности человеческого бытия, симво­лом «человеческого состояния» назван античный миф о Сизифе. С точки зрения Камю, безбрежное одиночество Сизифа становится подтверждением его силы и внутрен­ней свободы.

Глубоко психологичны слова Н. А. Бердяева: «...че­ловек имеет священное право на одиночество, так как че­рез момент одиночества рождается личность, самопозна­ние личности, в одиночестве переживается единичность и неповторимость своего "Я"».

В. В. Розанов писал, что человеку одному лучше, потом}' что, когда он один, - он с Богом. Конечно, автор имел в виду временную изоляцию от социума.

Необходимо отметить, что тема одиночества так или иначе присутствует в работах чуть ли не всех филосо­фов, размышляющих о феноменах человеческого сущест­вования: месте и роли человека в мире, условиях и особен­ностях становления личности, спасении души и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...