Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МАНДАЛА КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ И ИЗМЕНЕНИЙ
Джоанна Келлогг (Joan Kellogg) Эффект зеркала
Нарисованная на бумаге мандала отражает состояние ее автора. Движение по часовой стрелке при этом может отражать процесс осознания материала бессознательного. Если движение в мандале имеет противоположную направленность, можно предполагать процесс психического регресса. Изменения глубины психических процессов отражают непрерывный диалог объективности и субъективности. Принимая во внимание то, что мандала служит своеобразным зеркалом, отражающим особенности психического состояния, следует, по-видимому, лучше понять природу отражения: «Отражающие поверхности обладают уникальными свойствами. Когда человек смотрится в зеркало, он видит отраженный образ самого себя, который всегда в той или иной степени искажен. Если человек поднимает правую руку, то его отражение поднимает левую. Если он моргает левым глазом, то его отражение — правым. Поэтому мы видим себя в зеркале не такими, какими нас видят окружающие. Зеркало на самом деле не передает то, что находится справа и слева, оно лишь воспроизводит в обратном порядке не правую и левую, верхнюю и нижнюю части предмета, но его переднюю и заднюю части. Все те образы, которые мы видим в зеркале, представляют собой отражения реальных объектов в обратной перспективе» (Stiskin, 1972, р. 101). Исходя из этого, можно предположить, что происходящее в мандале движение по часовой стрелке или против нее отражает характерную для человека в тот или иной момент времени кортикальную активность. Характерные для психической деятельности колебания отражаются в ощущении движения и передаются в рисунке. Поэтому статичные формы в рисунке мандалы не могут считаться характерными для чело - 22 - века со здоровой психикой. Потоки психической энергии могут быть направлены либо вперед, если речь идет о сознательной активности, либо назад — если речь идет о психическом регрессе и измененных состояниях сознания, что отражается в динамике рисунка. Движение в том и в другом направлении одинаково важно и присуще психической жизни. Движение вправо связано с высокой степенью сознательного контроля, а влево — с состоянием сна и другими измененными состояниями. Психика действует по принципу гироскопа, совершающего колебания то в одном, то в другом направлении.
Мировое древо
Существует определенное сходство между символом кадуцея и строением спинного мозга и пуповиной. И в том, и в другом случае восхождение по мировому древу, позвоночнику или пуповине означает воссоединение с Великой Матерью. Пуповина состоит из образующих спираль двух артерий и одной вены, связывающих ребенка с матерью (Stiskin, 1972, р. 142). Спираль, как и зеркало, является весьма удачной моделью путешествия через разные состояния сознания. Каждый виток спирали связан с трансформацией и переходом на новый уровень зрелости. Колесо
В некоторых культурах движение по часовой стрелке рассматривается как более совершенное по сравнению с движением против часовой стрелки. Так, например, в одной из каббалистических работ под названием «Книга Творенья» пишется: «Если сфера вращается вперед, это несет добро, если она вращается назад, то несет зло». Сходство колеса с буддистским колесом молитвы, предполагающим чтение священных мантр, очевидно. Симпсон (Simpson, 1970, р. 152-153) также связывает вращение колеса с идеей добра и зла: «Хождение вокруг священных мест, ступ и храмов, так же как и вокруг святых и некоторых священных предметов, можно рассматривать как еще одну форму цир- - 23 - кулярного движения, связанного с символом колеса. Движение в противоположном направлении, когда левая рука обращена к центру, связано с погребальными церемониями. В то же время такое движение предвещает несчастье и порождает зло... Многие места священных книг Востока подтверждают, что ритуальное движение с правой рукой, обращенной к центру, имитирует движение солнца» (Simpson, 1970, р. 259). В своем введении к книге Симпсона Омар Харрисон (Simpson, 1970, p. iv) пишет следующее: «Во всех ритуальных изображениях колеса, которые Симпсон видел на Тибете, его поражало и заставляло задуматься об их символическом назначении то, что они неизменно вращались в направлении движения солнца. Он также заметил, что, когда путники или пилигримы двигались вокруг святилищ или возвышенностей под названием ридримани, их правая рука всегда была обращена к центру; таким образом они имитировали движение солнца по небу или движение «доброго» колеса». Священное место
Священным местом у индейцев племени Навахо является так называемый хоган, где совершаются различные ритуалы Хоганы имеют форму мандалы: у них круглый пол и направленный к востоку вход. Последний символизирует связь человека с миром природы. Ритуальное пространство не отделено от повседневной жизни, но является его частью. Поэтому при создании хогана используются различные растения, включая деревья и их ветви, которые играют роль в создании внутренней структуры хогана. Животные элементы используются для соединения растительных материалов, а глина - для покрытия этих сооружений снаружи. Пыльца кукурузы втирается в главный расположенный внутри хогана ствол в момент его освящения. Хоганы создаются теми и для тех, чье мироощущение тесно связано с формой круга. Огромные, создаваемые на полу хогана композиции из песка представляют собой двухмерные диаграммы, передающие взаимодействие природных сил. Когда пациент в процессе ритуального действия входит в такую песочную композицию, создается четырехмерная реальность, в которой он окружен священными символами и с ними взаимодействует» (Toelken, 1976, р. 35-36). - 24 - В понятии «священного места» важны его динамические характеристики: это, как правило, место, где происходит нечто особенное. Ожидания участников ритуала при этом играют большую роль. Так же как на алтаре, где происходит сошествие священных энергий, в мандале проявляются те аспекты «я», которые мы стремимся освоить и интегрировать. Мы привыкли представлять себе священные места как вполне определенные географические точки: гора, на которой Моисей получил скрижали Завета, эдемский сад, Голгофа, древо Будды. Все эти места связаны с определенными трансперсональными событиями. Однако в процессе болезни и выздоровления пациент также может пережить нечто подобное, ощущая себя, например, изгнанным из Рая, нарушающим законы Моисея, страдающим и возрождающимся к новой жизни и т.д. Слово «сакральный», то есть святой, имеет и иное содержание, обозначая нижнюю часть спины. Таким образом, мандала может считаться личным сакральным пространством пациента, на которое он проецирует части своего «я», выражая их формой и цветом, что помогает ему достичь состояния преображения и гармонии.
Круги
В традиционных сообществах круг нередко обозначает связь с бессознательным: «Индеец по имени Черный Буйвол в 1931 г. сказал: «Сейчас плохо жить, потому что квадрат не имеет силы. Вы, наверное, заметили, что индейцы все делают круглым... все стремится быть круглым. В старое время мы были сильным и счастливым народом; вся наша сила проистекала из священного обода народа... все, что создается Силой Мира, создается круглым... Набравший наибольшую силу ветер превращается в вихрь. Птицы строят свои гнезда круглыми, потому что они исповедуют ту же самую религию, что и мы... Наши вигвамы были круглыми, как птичьи гнезда... но белый человек поселил нас в эти квадратные дома. Наша сила ушла, и мы вымираем» (В1у, 1973, р. 32-33). Извилистые линии в рисунке мандалы часто означают неограниченные возможности и энергии психики человека. Эти энергии должны быть укрощены и освоены, чтобы человек стал сильным и эффективным. Они должны найти для себя определенное русло. Человек живет среди этих энергий, находящихся внутри и вне его. Те структу- - 25 - ры мозга, которые организуют и направляют эти энергии, выражаются в мандале в виде прямых линий. Поэтому круг получается в той или иной мере «оквадраченным» или «оквадрачивается» в определенный момент времени. При планировании и сооружении своего жилища человек использует прямые линии. Разбивая сад, он заключает бесконечность природного круга в определенные границы. Мандалы, включающие как прямые, так и извилистые линии, указывают на гармоничное взаимодействие полушарий. Для многих такое взаимодействие достигается с трудом. В каждый момент времени они реализуют преимущественно одну модальность мозговой деятельности и, переключаясь на другую, переживают измененное состояние сознания. Так, например, человек с преобладанием рационального мышления над чувствами использует в основном прямые линии. Чтобы ощутить эмоциональную близость с другими людьми, он, возможно, прибегнет к алкоголю. Тот же, чья психическая жизнь плохо организована и в ней преобладают эмоциональные проявления, использует преимущественно извилистые линии. Некоторые индивиды, однако, редко используя прямые и извилистые линии в одной мандале, могут рисовать их в разных мандалах, что видно, когда анализируешь их продукцию за определенный период времени. - 26 -
МАНДАЛЫ В АРТ-ТЕРАПИИ
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |