Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мандала как индикатор изменений в ходе психотерапии




Использование мандал в сочетании с музыкальной терапией*

 

Основой для написания данного раздела послужила совместная работа авторов на базе Мэрилендского центра психиатрических иссле­дований в г. Катонсвилле, штат Мэриленд. Клиентка проходила крат­косрочную интенсивную индивидуальную психотерапию у Хелен Бон-

__________________

* Хелен Бонни и Джоанна Келлогг

- 77 -

ни — музыкального терапевта, — предлагавшей клиентке в конце почти всех сессий нарисовать мандалу. После этого, без какой-либо иной сопроводительной информации, за исключением даты исследования и пола клиентки, рисунки отсылались Джоанне Келлогг с целью их интерпретации. Джоанна Келлогг и Хелен Бонни в течение психотерапев­тического процесса ни разу не обсуждали материал совместно.

25-летняя клиентка по имени Черил проходила психотерапию с использованием техники под названием «направленная визуализация и музыка» (НВМ). В ходе сессий, продолжавшихся от одного до двух часов, после периода релаксации клиентке предлагалась для прослу­шивания определенная музыка, эффективность которой в плане фасилитации тех или иных переживаний была определена на основе тес­тирования.

При прохождении НВМ-процедур у клиентки происходило фор­мирование потока ярких, образных представлений, которая она затем описывала. Данные образные представления, в свою очередь, являют­ся составной частью психотерапевтической интервенции. Было обна­ружено, что рисование мандал в конце сессий является полезным по целому ряду причин. Так как мандалы для своего создания требовали значительной концентрации, они давали клиентке возможность успо­коиться после периода, наполненного подчас очень сильными пережи­ваниями. Кроме того, она могла передать связанные с музыкой пережи­вания и образы на бумаге.

В данном описании мы постараемся показать, насколько богатую, глубокую и точную информацию может содержать мандала. Есть вес­кие основания считать, что она является не только ценным диагности­ческим инструментом, но и средством проверки субъективных впечат­лений психотерапевта. В некоторых случаях мандала даже может яв­ляться основой для прогнозирования дальнейших изменений в состоянии клиента и построения психотерапевтического процесса.

Клиентка — миловидная молодая женщина — обратилась за пси­хотерапевтической помощью по настоянию своего мужа — безработ­ного музыканта, посетившего несколько тренингов, проводимых Ин­ститутом сознания и музыки. Черил имела степень бакалавра и прохо­дила последипломную подготовку в области сценического искусства. Однако в тот период, о котором идет речь, она работала совсем в дру­гой сфере. Она жаловалась на сильную тревогу, чувство вины и различ-

- 78 -

ные социальные фобии. Она ощущала свою несостоятельность, затруд­нялась в принятии решений, испытывала резкие смены настроения и ночные страхи и считала себя фригидной.

В данном описании приводится четыре из 17 созданных Черил мандал. Выбор именно этих четырех мандал был в определенной сте­пени продиктован ограничениями, которые свойственны черно-белым репродукциям. Нам пришлось отобрать рисунки, на которых основные элементы изображения «читались» лучше всего.

В ходе восьмой НВМ-сессии Черил не слушала музыку, а в тече­ние двух часов рассказывала о своих переживаниях. Черил, в частно­сти, много говорила о том, что ее больная мать ставит свою болезнь ей в вину и постоянно придирается к ней. Хотя Черил знала, что она не виновата в болезни матери, она все равно испытывала чувство вины. Более того, всякий раз, когда те, с кем она общается, не получали того, что они хотели, она винила в этом себя. В ходе большинства сессий она плакала, но когда психотерапевт пыталась проявить к ней искреннее сочувствие, Черил замыкалась. Однажды она сказала, что не заслужи­вает сочувствия со стороны окружающих, хотя и нуждается в нем. В ходе этой сессий Черил впервые заговорила о своем детстве. На следую­щую сессию она принесла своего рода письменный отчет о своих мыс­лях и переживаниях: «Проявления сочувствия со стороны Хелен и мое отстранение спровоцировали оживление неприятных воспоминаний о детстве... Я разозлилась на Хелен, на свою мать, просто разозлилась... когда я села рисовать мандалу... мне показалось, что все цвета такие некрасивые, но мне было приятно рисовать ими... я хотела наказать Хелен, рисуя такую некрасивую мандалу... я словно пыталась непри­ятно удивить ее и саму себя... и от этого мне стало хорошо... Наиболее значимым результатом психотерапии явилось то, что я стала прислу­шиваться к себе... Чем больше я погружалась в свой внутренний мир, тем более уверенно я себя чувствовала... Мне было плохо... оттого что я не могла наказать Хелен, что я очень высоко ценю ее искреннее со­чувствие ко мне... Отвергнув ее помощь, я почувствовала, что она тоже очень ранима... и я словно ее за это наказала».

Арт-терапевт представила следующий комментарий к выполнен­ной Черил в тот момент мандале (рис. 15): «Данный рисунок хорошо отражает (благодаря использованию телесного цвета) озабоченность клиентки своим соматическим состоянием и (черный цвет) проблемой

- 79 -

 

 

Рис. 15. Черил: рисунок № 1

 

смерти/ бессмертия и беззащитности перед смертью. Общий характер изображения указывает на потребности в защите и склонность к эмо­циональной зависимости (судя по тому, что черная паутина выходит за пределы круга). Синий цвет, в силу того что он занимает центр манда­лы и присутствует в других ее частях, указывает на значимость мате­ринской фигуры психотерапевта. Клиентка готова доверять психотера­певту. Клиентка словно говорит: «Я разрешаю тебе приблизиться ко мне; ты видишь, как я напугана. Выведи меня, пожалуйста, из этой за­падни». Клиентка также использует большое количество серого цвета, который часто является признаком чувства вины, ощущения собствен­ной загрязненности и раскаяния».

В ходе десятой сессии Черил сообщила психотерапевту о том, что обнаружила в груди уплотнение и что смерть призывает ее к себе. Она также добавила, что ей нравится, что с ней происходит нечто очень важное. Слушая музыку Скрябина, Черил испытывала сильное чувство вины, связанное с воспоминаниями о тех моментах, когда она остро ощущала связь сексуальных переживаний с переживанием смерти. Она также ощу­щала боль в животе и тошноту, вспоминая о добрачной половой связи со

- 80 -

своим мужем. Она вспоминала про один фильм, в котором, утопая, пара занималась сексом; она сказала: «Я рыдала, когда смотрела эту сцену. Сцена жизни сменялась сценой смерти». Другой возникший у нее в про­цессе прослушивания музыки образ еще явственнее указывал на ее страх перед возможным раковым заболеванием и операцией. Однако прежде чем сессия закончилась, Черил позволила психотерапевту успокоить ее: психотерапевт накрыла Черил одеялом и включила кассету с записью медитативной музыки. Рассказывая о переживании физического и эмо­ционального тепла, Черил отметила, что раньше она «любила это, но не позволяла себе этим насладиться». Сейчас же она, наконец, позволила себе испытать чувство глубокой удовлетворенности от этого.

 

 

 

Рис. 16. Черил: рисунок № 2

 

Созданная в конце этой сессии мандала (рис. 16) получила следую­щую трактовку арт-терапевта: «Это очень интересное изображение; оно состоит лишь из белого круга, который окружен красным. Думаю, оно передает идею небытия — небытия, вызывающего ощущение комфорта в силу наличия этого красного, внешнего круга. Есть основания считать, что клиентка сильно озабочена состоянием своего здоровья. В настоя-

- 81 -

щее время, поскольку никакого серьезного заболевания у нее, по-видимому, нет, она, скорее всего, пытается справиться со страхом смерти, что означает формирование определенной философской позиции, позволя­ющей как-то объяснить физическую смерть. В то же время это тесно свя­зано с философским объяснением жизни. Она так старалась уклониться от жизни, используя для этого свое тело! Она питалась сделать его ис­точником физического неблагополучия, которое воспрепятствовало бы изменениям, ведущим к более полноценной и полнокровной жизни — жизни, которая разительно отличается от ее жизни в настоящий момент».

Черил стоило больших усилий решить, стоит ли ей согласиться с предложением хирурга удалить образовавшуюся у нее кисту молочной железы как можно раньше. Она ждала, что скажет врач психиатричес­кого центра. Поговорив с ним, она поняла, что восприняла кисту как наказание за успешную психотерапию и свое желание иметь ребенка. Эта мысль способствовала снятию психического напряжения и помог­ла ей, наконец, принять решение относительно операции. После того как она договорилась с хирургом об очередной встрече, киста стала быстро уменьшаться в размерах и необходимость в ее удалении отпала.

Тринадцатая НВМ-сессия завершила цепь вышеописанных собы­тий и вызвала у Черил ряд образов, которые можно назвать образами субличностей (Assagioli, 1965). Говоря о них, Черил (являющаяся пред­ставительницей европеоидной расы) сказала, что она увидела свое «ста­рое Я» в черном цвете, а «новое Я» — в белом. Когда Черил оплакивала свое старое, умирающее «Я», психотерапевт ее обнимала. Черил при этом говорила, что это старое «Я» «более реально», чем «новая, белая женщина». Она высказывала сожаление по поводу того, что белая суб­личность должна занять господствующее положение. Она восприни­мала эту новую субличность как всесильную, мужественную и способ­ную контролировать ситуацию. В ходе сессии она сказала, что ей, ско­рее всего, удастся установить равноправные отношения и с любимым черным ребенком внутри себя, и с белым родителем: «Никто из них не сможет мною управлять». Позже в ходе сессии она представила себе сад, земля в котором была черной, а затем увидела свою кисту белого цвета. Она приветствовала этот образ как свидетельство того, что кис­та теперь стала частью ее тела. Затем она рассказала психотерапевту о том, что негативно относится к тем частям своего тела, которые связа­ны с проявлениями сексуальности.

- 82 -

 

 

Рис. 17. Черил: рисунок 3

 

Арт-терапевт следующим образом проинтерпретировала созданную в конце этой сессии мандалу (рис. 17): «Данная мандала отражает состо­яние напряжения и растерянности. Здесь проявляется негативное отно­шение клиентки к своей груди, которая у женщин часто становится объек­том отреагирования отрицательных переживаний. В этой мандале грудь — это темно-зеленая фигура (темно-зеленый — цвет лесной ведьмы); воз­можно, она связана с отрицательными воспоминаниями клиентки о ма­теринской груди. Верхний элемент — это другая грудь, нарисованная черным цветом. Она являет собой противоположность груди кормящей, что еще больше усиливает впечатление о негативном отношении клиен­тки к этой части своего тела. Это позволяет задуматься о том, что некото­рые женщины испытывают потребность в том, чтобы пройти операцию на молочных железах. Возможно, клиентка интроецировала образ «пло­хой» груди, что заставляет ее ненавидеть свою собственную грудь и свою женственность. Двойственное отношение к мужчинам проявляется в чер­ной раскраске правой части мандалы. Черный квадрат внизу ассоцииру­ется с разрушением и указывает на нежелание клиентки принять женс­кую роль, которая воспринимается ею как ворота смерти. Ее мать, неза­висимо от того, живая она или мертвая, до сих пор присутствует рядом с

- 83 -

ней в виде спутника, вращающегося вокруг мандалы. Она также присут­ствует внутри мандалы. Клиентка сдерживает сильные чувства. Поло­жительным признаком являются красные линии в центре мандалы; это указывает на то, что она активно пытается преодолеть препятствия на пути проявления этих чувств. Ей действительно необходимо занять бо­лее активную позицию. Ее жизнь всецело находится в ее собственных руках, и она имеет достаточно сил, чтобы решить свои проблемы. Одна­ко она должна сама начать процесс изменений и не пытаться вернуться в прежнее состояние. Хуже всего, если она попытается адаптироваться к внешним обстоятельствам. Все, кто ее окружает, хотят, чтобы она к ним адаптировалась, однако клиентка чувствует, что исцеление возможно лишь если она будет опираться на активную, мужскую часть своей личности».

В ходе 18-й НВМ-сессии — одной из завершающих — Черил на­ходилась в радостном настроении. Эта сессия была посвящена подве­дению итогов предыдущих сессий. В частности, мы говорили о том, что ей следует быть верной самой себе, открыто выражать свои чув­ства, а не пытаться удовлетворить потребности и ожидания других. Она неохотно говорила о скором завершении психотерапии, очевидно не желая обращаться к решению наиболее острых для себя проблем. Она говорила о том, что в ней до сих пор имеется много «темных пятен», однако, по ее словам, они стали доступнее для осознания.

Арт-терапевт дала следующую интерпретацию созданной в конце этой сессии мандалы (рис. 18): «Эта мандала является примером «оквадрачивания круга» и указывает на то, что изменения осуществимы (квадрат) и свя­заны с выбором из огромного количества различных возможностей (круг). Они требуют от клиентки большой смелости; альтернативой являлись бы мечты об изменениях и жизнь в мире фантазий. Я полагаю, что черные змеи сомнений были добавлены в последний момент. Когда клиентка пы­тается предпринять активные действия во имя изменений, эти змеи пыта­ются ее ужалить. Обращает на себя внимание параноидный глаз одной из таких змей слева — это не что иное, как отголосок опасений, которые были внедрены в бессознательное клиентки ее матерью и теперь заставляют ее испытывать чувство вины всякий раз, когда она пытается что-либо предпринять. Клиентка, наконец, пришла к новому пониманию себя и своей роли, и восклицание «Ой!» является ее реакцией на неожиданное появле­ние змей. Я бы также обратила внимание на изображение вод жизни, кото­рое отражает ее новое понимание реальности».

- 84 -

 

 

Рис. 18. Черил: рисунок № 4

 

Результаты психотерапии были впечатляющими, и на момент на­писания данной статьи стабильное состояние клиентки сохранялось уже более двух лет. Есть основания считать, что рисование мандал напря­мую и опосредованно влияло на достижение этих результатов. По мере совершенствования техники интерпретации мандал этот метод, скорее всего, будет использоваться все чаще, в качестве составной части раз­личных моделей психотерапии.

Использование мандал в терапии в сочетании с психоделическими препаратами*

 

В Мэрилендском психиатрическом центре мандалы также исполь­зовались в ходе лечения пациента, страдающего алкоголизмом. В тера­пии были применены психоделические препараты в сочетании с конвен­циональной психотерапией. Лечение проводилось врачом Франческо Ди Лео, а Джоанна Келлогг, так же как и в предыдущем примере, интерпре­тировала мандалы, получая минимальную информацию о клиенте.

________________

* Франческо Ди Лео и Джоанна Келлогг.

 

       - 85 -

       Клиентом был 36-летний рабочий по имени Джон, создавший за период лечения семь мандал. Они имели более схематичный характер, чем рисунки Черил. Три мандалы приводятся и обсуждаются в этой статье с тем, чтобы показать, что даже на основе столь скудной графи­ческой продукции арт-терапевт может сделать весьма точные психоло­гические заключения.

В период, о котором идет речь, Джон был повторно госпитализи­рован и проходил лечение в отделении, специализирующемся на аддиктивных расстройствах. В прошлом он многие годы злоупотреблял алкоголем. Незадолго до помещения в это отделение он развелся с женой после 15 лет семейной жизни. Он винил себя и свое пристрастие к алкоголю в том, что потерял все, что обрел за свою жизнь: жену, детей, дом и работу. В течение длительного времени он не считал пьян­ство своей проблемой, однако признавал, что всю свою жизнь он счи­тал себя хуже других, а потому, будучи трезвым, отличался пассивно­стью и слабохарактерностью. Лишь в состоянии опьянения он мог выражать свой гнев, проявляя насилие в отношении жены и испыты­вая затем чувство вины и раскаяния. Он вспоминал, что повторное замужество его матери, когда ему было 11 лет, вызвало в нем чувства отверженности и предательства, очень напоминавшие те чувства, ко­торые он переживал в настоящий момент в связи с разрывом отноше­ний с женой.                                                                              

Длятого чтобы сравнить мнение арт-терапевта со своим мнени­ем и заключениями других специалистов, еще до начала лечения врач попросил Джона нарисовать мандалу (рис. 19). Этот рисунок был проинтерпретирован следующим образом: «Данный рисунок является классическим примером эмбриональной регрессии, характерной для алкоголизма. Ее центром является лабиринт, изогнутый влево (в сто­рону бессознательного), что подтверждает феномен регрессии. При этом используется темно-синий цвет, указывающий на негативный опыт общения с матерью и в то же время наличие симбиотической зависимости от нее, несмотря на исходящую от нее угрозу. Компози­ция в целом характеризуется бесформенностью, что говорит о беспомощности и незащищенности автора рисунка. Синие линии окружены розовыми, что указывает на трудности в выражении гнева. Все линии извилистые, что характерно для пассивно-агрессивного стиля реагирования».

- 86 -

 

Рис. 19. Джон: рисунок № 1

Данная интерпретация практически полностью повторяла заклю­чение, сделанное на основе психологического обследования клиента с применением диагностических интервью и батареи тестов.

После трех недель подготовки Джон получил первую высокую дозу психоделического препарата, в результате чего он пережил опыт рож­дения, которое протекало с большим трудом. Он отметил большое сход­ство между тем, насколько трудно это происходило, и тем, как он ощу­щает себя в реальной жизни: он всю жизнь напряженно работал, стара­ясь чего-то достичь и, в конце концов, так ничего и не достигая.

После нескольких сессий конвенциональной психотерапии, в ходе которых основной акцент делался на достижении инсайта и уяснении связи сделанных ранее Джоном наблюдений с его текущей жизненной ситуацией, он нарисовал свою третью мандалу (рис. 20). Интерпретация этого рисунка арт-терапевтом была следующей: «Знак вопроса в центре мандалы словно связан с попыткой автора рисунка понять, кем же он является на самом деле. Мандала чем-то напоминает матку. По сравне­нию с первым рисунком, расположение цветов на этой мандале совер­шенно иное: теперь красный цвет расположен внутри, а синий — снару-

- 87 -

 

 

Рис. 20. Джон: рисунок № 2

 

жи, что указывает на связь чувства гнева с начальной стадией развития. Слегка изогнутые линии розового цвета, направленные вовне, указыва­ют на потребность в эмоциональной зависимости. Они изогнуты влево, что свидетельствует о регрессивном характере этой потребности».

Данная интерпретация мандалы, будучи весьма краткой, удивительно точно отражает наиболее значимые аспекты психоделического опы­та и те результаты, которые за ним последовали.

После следующей сессии психоделической терапии, когда пере­житый Джоном новый опыт рождения был еще более мучительным, состоялись пять сессий конвенциональной психотерапии. Теперь Джон пребывал в состоянии крайней нерешительности — как в отношении дальнейшего лечения, так и в плане воссоединения со своей семьей. Психоделический препарат был при этом использован в последний раз, что привело к улучшению настроения Джона и помогло ему более ясно осознать свое положение. В конце сессии он признался, что всегда вос­принимал свою жену, словно она была его матерью.

План лечения, с учетом того, что нами исследовалась эффектив­ность психоделической терапии в качестве варианта краткосрочного, интенсивного лечения, предполагал ограниченное число сессий; поэто-

- 88 -

му мы должны были завершить свою работу с Джоном. Он смог дос­тичь определенного улучшение в состоянии, однако его проблемы тре­бовали дальнейшего воздействия.

Интерпретация седьмой мандалы (рис. 21), созданной незадолго до выписки Джона из больницы, отражает результаты психотерапии: «Мы видим здесь прямые линии в виде стрел, направленные вовне, что указывает на существенный прогресс. Можно констатировать ослабле­ние страхов, в особенности страха внешнего осуждения. Налицо более экстравертированная ориентация. Автор рисунка движется во всех на­правлениях сразу и в то же время хорошо защищен внешними граница­ми круга. Мне бы, однако, хотелось видеть больше желтого цвета. Здесь мы уже видим мужчину, но мужчину без достаточного чувства собствен­ного достоинства. Красные направленные вовне стрелки приближают­ся к зеленому кругу. Темно-синий цвет, указывающий на негативные переживания, связанные с матерью, уже не присутствует в таком коли­честве, как прежде; он включен в зеленый цвет, который ассоциируется с людьми в целом, но не с матерью. Теперь перед автором рисунка сто­ят совершенно новые задачи».

 

 

 

Рис. 21. Джон: рисунок № 3

- 89 -

Данный случай также подтверждает ценность мандалы в каче­стве средства первичной диагностики и оценки изменений в ходе пси­хотерапии. Вполне вероятно, что мандала сможет дать еще больше ценной информации, если арт-терапевт будет присутствовать рядом с клиентом в процессе рисования и пользоваться иными материалами психотерапевтической работы. Однако метод интерпретации мандал необходимо систематизировать, чтобы диагностика и оценка стали доступны не только специалистам с особыми интуитивными способ­ностями.                                                                                        

Мандала в качестве инструмента психотерапии: клинический пример*

 

С юнгианской точки зрения символы отражают отношения между сознанием и бессознательным, а потому доступны для восприятия лю­бого человека. Они включают как положительные, так и отрицатель­ные значения и сами по себе не могут являться однозначными призна­ками патологии.

Идея о том, что символы включают универсальные и личные со­держания, основана на сравнительных исследованиях символических образов, характерных для доисторических, примитивных и зрелых куль­тур. В истории мандала всегда выступала в качестве символа психичес­кой интеграции; она отражает не только актуальное состояние личнос­ти, но и потенции ее развития. Поэтому посредством интерпретации архетипического содержания мандал можно оценить сильные и слабые стороны «я». Как и при интерпретации сновидений, объяснение паци­ентом содержания символов позволяет прояснить личное содержание универсальных образов.

Личность проявляет себя в мандалах таким образом, что арт-терапевту надо приложить определенные усилия, чтобы понять их смысл. Причины психологических проблем клиента могут быть обнаружены в мандалах еще до того, как пациент их осознает, и часто до того, как психотерапевт или иной специалист, занятые лечением клиента, смо­гут разобраться в его состоянии. Использование арт-терапевтом манда-

________

* Маргарет Мак Рэ.

       - 90 -

лы налагает на него высокую ответственность и в то же время наделяет его большими возможностями — все это, как правило, характерно для юнгианского аналитика.

Условия, в которых я работаю, и контингент моих пациентов нала­гают на меня определенные ограничения. Я использую арт-терапию в основном с острыми и хроническими психиатрическими пациентами, лечение которых сводится, главным образом, к приему лекарств и тера­пии занятостью или терапии средой. Я предлагаю этим пациентам ри­совать мандалы в качестве формы самоисцеляющей практики. Часто создание первой мандалы знаменует собой начало арт-терапевтической работы. Я объясняю пациенту, что это не требует от них предше­ствующего опыта изобразительной деятельности или способностей к рисованию.

В зависимости от моих первых впечатлений от пациента, я в од­них случаях даю им краткую инструкцию следующего содержания: «Начните рисовать в центре круга и затем создайте в нем определен­ное изображение». В других случаях я могу дать пациенту более подробные разъяснения относительно того, что ему следует делать, как например: «Мы используем в психотерапии круг, называя его мандалой, потому что круг — это символ космического порядка и того порядка, который присутствует в самом человеке. Я предлагаю вам найти в круге центральную точку, которая вызывала бы у вас ощуще­ние равновесия. Это поможет вам достичь устойчивого состояния. Вспомните про те природные формы, которые растут и развиваются из центра, например про цветы, снежинки или морские раковины. Вы являетесь частью природы, и поэтому у вас тоже есть некий центр, из которого вы можете расти и развиваться. Начните рисовать с этого центра — вашего центра, — изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой. С помощью этого рисунка вы сможете узнать о себе нечто но­вое, поэтому, когда вы закончите рисовать, мы вместе обсудим вашу мандалу».

Когда имеется достаточно времени и у меня создается впечатле­ние, что пациент обладает достаточно сильным Эго, я инициирую пе­риодически возобновляющийся диалог, используя при этом ту или иную доступную для понимания пациента лексику. При этом я пытаюсь до­нести до него представления о возможности психологических измене-

- 91 -

ний и роста и достижения психической целостности. Я пытаюсь ис­пользовать такой язык, который способен помочь пациенту лучше по­нять самого себя благодаря анализу созданных им мандал.

Те вопросы, которые я при этом задаю, и мои комментарии осно­ваны на идеях и принципах юнгианского анализа и исследованиях со­держания символических образов, а также на результатах предприня­того Джоанной Келлогг изучения диагностических возможностей лич­ных* мандал и теории цвета Макса Люшера.

Роджер                                                                 

 

Следующий клинический пример, по моему мнению, достаточно необычен, поскольку он охватывает психотерапевтический процесс продолжительностью в 18 месяцев и в силу того, что пациент оказался готовым к весьма глубокой работе. Когда я начала с ним работать, он уже проходил гештальт-терапию и продолжал ее в течение всего време­ни, пока рисовал мандалы.

Пациент — 20-летний молодой человек по имени Роджер. Его на­правил для прохождения открытых арт-терапевтических сессий, про­водимых мной на базе больницы Св. Иосифа (г. Патерсон, штат Нью-Джерси), гештальт-терапевт, включивший Роджера в психотерапевти­ческую группу, работающую в рамках программы дневной поддержки. Прежде чем гештальт-терапевт привел Роджера ко мне, он рассказал мне об истории жизни Роджера и симптомах его заболевания.

Роджер был вторым ребенком в семье из трех детей, воспитывае­мых матерью. Его отношение к ней было противоречивым, хотя он был к ней очень привязан. Он тяготился высокими требованиями, которые она к нему предъявляла. В школе у него появились приступы сильной тревоги, которые еще более усилились в период обучения в колледже, из-за чего он вынужден был даже оставить учебу. Он начал посещать психотерапевта в возрасте 18 лет. Он жаловался, главным образом, на повышенную тревожность и, в частности, на страх того, что окружающие заметят, как он навязчиво смотрит на женщин.

_____________

* Личные мандалы, в отличие от ритуальных, создаются не спонтанно, а на основе опре­деленной инструкции. Ритуальные же мандалы включают трансперсональный смысл и явля­ются средством развития сознания. Если использовать юнгианские понятия, то можно сказать, что личная мандала связана с фокусировкой на Эго, в то время как ритуальная — на Самости.

       - 92 -

В арт-терапевтическом кабинете в течение многих сессий Роджер одиноко сидел с опущенной головой, избегая встречаться со мной взгля­дом. Он также избегал общения с другими пациентами, принимавши­ми участие в занятиях. В конце концов он поддался моим уговорам и начал рисовать, испытывая чувство гордости за созданные им рисунки и установив при этом со мной доверительные отношения.

В этой части статьи я приведу комментарии Роджера к его рисун­кам и свои собственные интерпретации его мандал. И сами мандалы, и комментарии Роджера в значительной степени помогали мне опреде­лить степень интенсивности психотерапии и то, в каком направлении она должна идти.

Первая созданная Роджером мандала (рис. 22) отражает опыт гештальт-терапии с характерной для нее сознательной фокусировкой на чув­ствах и их трансформации в образы. Роджер пояснил, что его рисунок передает чувство одиночества: на нем изображен окруженный водой ос­тров. Не видно ни моста, ни корабля, которые помогли бы Роджеру выб­раться с этого острова. Я указала ему на зеленые и коричневые оттенки, которыми раскрашен остров, заявив, что они могут указывать на потен­циал развития. Затем мы обсудили жизненные цели и интересы Роджера и то, что ему следует предпринять, чтобы построить мост или корабль, с помощью которых он смог бы достичь того, что ему нужно.

 

 

Рис. 22. Роджер: рисунок 1

       - 93 -

Интерпретация архетипического содержания мандалы, представ­ленной на рисунке 8, позволила мне понять то, что в психическом раз­витии Роджера имелась остановка, в связи с чем его проблемы вряд ли могли быть в настоящее время решены в психотерапии напрямую.

Изображенный на мандале Роджера остров напоминает дракона. И дракон, и вода связаны с архетипом Великой Матери и отражают ос­новной комплекс Роджера. Он остановился на матриархальной стадии развития и продолжает пребывать во внутриутробном состоянии, что следует, конечно же, понимать в переносном смысле, хотя его мать по-прежнему о нем заботится. Роджер опасается регресса — как в смысле усиления зависимости от матери, так и в смысле усиления влияния на его психическую жизнь со стороны бессознательного. Учитывая то, что в этом состоянии его сексуальная идентичность дифференцирована явно недостаточно, его мандала свидетельствует о его психосексуальной незрелости.

Мандала обычно характеризует не только различные аспекты со­знания, но и бессознательного. Представленная на рисунке 8 мандала позволяет понять следствия чрезмерной зависимости Роджера от мате­ри. Присутствие в рисунке второго значимого элемента, расположен­ного в стороне от центра, можно связать с тенью. Этот элемент раскра­шен коричневыми и рыжими оттенками и, по всей видимости, отража­ет подавляемое пациентом чувство собственной неполноценности. Это, однако, отчасти компенсируется гордостью Роджера, которая сама по себе играет положительную роль, но в то же время мешает ему пред­принимать активные действия, чреватые возможным провалом. В ман­дале отсутствует активный, связанный с самоутверждением красный цвет; вместо него имеется розовый цвет, указывающий на пассивность. Отсутствует и желтый цвет надежды (ассоциирующийся с отцом и со­знанием — logos). Отец Роджера умер, когда Роджеру было 15 лет. Он характеризовал отца как строгого человека. Композиция в целом дос­таточно четко организована и характеризуется относительно высокими эстетическими качествами, а ее границы ясно очерчены.

Представленная на рисунке 23 мандала была создана спустя неделю и свидетельствует о состоянии тревоги или даже паники. Наполняющие ее воды пребывают в активном движении, напоминают змей и выглядят довольно угрожающе. То, что на предыдущем рисунке выгля­дело как остров, расположенный в центре, на этой мандале смещено в

- 94 -

 

 

 

Рис. 23. Роджер: рисунок № 2

 

сторону и защищено оградой из колючей проволоки. Он оттесняет к краю мандалы напоминающую фонтан или гейзер фигуру, которая мо­жет ассоциироваться с исцеляющими силами. Тень же смещена влево.

Создавая этот рисунок, Роджер выглядел подавленным и мало го­ворил. Он лишь заявил, что нуждается в прочном заборе, которым бы мог себя окружить, добавив, что мог бы поместить за этот забор и меня, за что я выразила ему свою благодарность.

Представленная на рисунке 24 мандала была создана несколько недель спустя. В это время Роджер был представлен гештальт-терапевтом новому специалисту-женщине. Как сообщил Роджер, основной за­дачей психотерапии, согласованной вместе с новым специалистом, стало отреагирование длительно подавляемого гнева.

Эта мандала очень интересна. Впервые появляется красный цвет, располагаясь на периферии, возле границ мандалы. Тень, также рас­крашенная оттенками красного цвета, стала больше и теперь угрожает центру, который представлен в форме цветка с радужными лепестками, тянущимися к воде, которая значительно уменьшилась в размере. Мы говорили с Роджером о гневе и силе характера и их взаимосвязи. Я по-

- 95 -

 

 

Рис. 24. Роджер: рисунок № 3

 

советовала ему продолжать развивать в себе те качества его интровертированной личности, которые символизирует расположенный в цент­ре мандалы цветок. Эти качества проявились и в его тщательно выпол­ненных рисунках, и в любви к истории и литературному творчеству.

Представленное на рисунке 25 изображение было создано по моей рекомендации: я попросила Роджера отреагировать свой гнев на бума­ге. Круглая форма появилась спонтанно, в результате попыток Роджера как-то ограничить энергичные линии красного и оранжевого цветов, которые были готовы выйти из-под его контроля. В конце концов он сознательно нарушил границы круга, резко прочертив диагональ. Про­шло еще несколько месяцев, прежде чем Роджер оказался готов в ходе работы со своим основным психотерапевтом выразить свой гнев на физическом уровне путем битья подушки.

Представленная на рисунке 26 мандала, созданная несколько недель спустя, по-видимому, отражает реакцию Роджера на пугающую его встречу со своей тенью. Роджер вновь пытается вернуться во внут­риутробное состояние и защитить себя от того, что прорывается и сна­ружи, и изнутри.

- 96 -

 

Рис. 25. Роджер: рисунок № 4

 

 

Рис. 26. Роджер: рисунок № 5

       - 97 -

Следующие рисунки отражают борьбу Роджера за самоопределе­ние. На них уже не видно того элемента, который символизирует тень. Одним из них является мандала, представленная на рисунке 27. Ее ком­позиция сложна и динамична. Многие элементы изображения словно борются друг с другом, пытаясь захватить центр. Видна лента, прохо­дящая через все пространство мандалы и придающая ей объемный ха­рактер, из-за чего мандала чем-то напоминает земной шар, что указы­вает на то, что она отражает подлинное «я» автора рисунка. Это свиде­тельство развития самосознания Роджера побудило меня обсудить с ним то, как мы воспринимаем глубину пространства в рисунке. Это также побудило меня порекомендовать Роджеру более активно устанавливать отношения с другими людьми, хотя это предполагало определенный риск, аналогичный тому, который возникал в процессе экспериментов Роджера с рисунком, когда, пытаясь передать объем, он должен был доверять своей руке и зрению.

 

 

 

Рис. 27. Роджер: рисунок № 6

           

- 98 -

Намного позже, в соответствии с моей особой инструкцией, Род­жер нарисовал мандалу, представленную на рисунке 28. Я объяснила ему, что в мандале, так же как в природе и в нас самих, красота связана с равновесием и что круг может быть очень красив, когда он заполнен симметричными формами. Я предложила Роджеру создать в круге сим­метричную композицию и при этом уравновесить прямые и извилис­тые линии.

Созданная Роджером композиция открыта и пластична; ее центр напоминает драгоценный камень как по форме, так и по цвету. В ней отсутствует красный цвет, однако больше желтого и фиолетового цве­тов, чем раньше, свидетельствуя о том, что проявления творчества мо­гут, по-видимому, компенсировать все еще неразрешенные комплексы. Прямые линии слегка изогнуты, что указывает на влияние Эроса — фемининного принципа психической деятельности. Мы поговорили с Род­жером о важности проявления творческого начала, независимо от того, в какой форме оно реализуется.

 

Рис. 28. Роджер: рисунок № 7

       - 99 -

Изображенная на рисунке 29 мандала была создана незадолго до того, как Роджер завершил программу лечения. В рисунке полностью отсутствует синий цвет. Центр мандалы представлен крупным желтым крестом, на фоне которого виден более мелкий крест красного цвета. Центральная фигура имеет нечто, напоминающее лучи, которые рас­крашены весьма гармонично и словно ее поддерживают. Композиция состоит из прямых линий, и это свидетельствует о том, что в рисунке впервые преобладает мужской принцип — принцип Логоса.

Роджер действительно в этот период стал более рационален и оза­бочен практическими вопросами. Он искал работу и собирался продол­жить свое образование. Мандала свидетельствует о том, что он находит­ся на перепутье. Отсутствие извилистых линий и синего цвета в рисунке свидетельствует о том, что он действительно изменился, однако теперь имеется опасность фиксации на противоположных качествах, что пред­полагало бы односторонность. Роджер не может отменить принцип Эро­са, хотя и может временно подавить его в своем рисунке. В то же время он может добиваться большей интеграции своей личности, что всегда очень значимо в случае высокодифференцированного сознания.

 

 

Рис. 29. Роджер: рисунок № 8

- 100 -

Роджер пояснил, что эта мандала отражает его надежды на буду­щее. В настоящее время он имеет работу, учится в колледже и посещает психотерапевтическую группу.

Заключение

 

Во время работы с Роджером, так же как и с большинством моих пациентов, я мало контактировала с основным психотерапевтом. Лишь начав писать эту статью, я обратилась к гештальт-терапевту, начавшему работать с Роджером и продолжавшему следить за процессом его лече­ния, с целью обмена мнениями. Его диагностическое заключение, хотя и изложенное в общих понятиях, подтвердило мои наблюдения относи­тельно тex проблем Роджера, которые проявились в ходе арт-терапии с использованием мандал в качестве основной техники. Психотерапевт заключил, что Роджер является «пассивно-сопротивляющейся личнос­тью без каких-либо нарушений мышления», перечислив все те основные конфликты, над которыми мы работали вместе с Роджером.

Мое понимание мандалы благодаря работе с Роджером углубилось. Лишь по прошествии определенного времени я начала осознавать бо­гатство скрытого в символических образах содержания. Однако даже если бы я вполне его понимала еще в период работы с Роджером, я бы вряд ли проводила обсуждение рисунков иначе. Я все равно стреми­лась бы сконцентрироваться на перспективе роста и развития, а не на проявлениях патологии. Я убеждена в том, что арт-терапевт способен поддержать и усилить положительные качества личности пациента, которые помогут ему преодолеть препятствия для своего психического роста. Являясь отражением личности пациента, мандала все время по­рождает свои причудливые формы.

- 101 -

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...