Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Третий этап (9-20-я сессии)




Последующие занятия были связаны с постепенным расширением спектра различных техник и упражнений, в том числе связанных с использованием иных форм творческой экспрессии и предполагающих более высокую степень личной вовлеченности и активности пациентов в ходе занятий. Так, например, на одном из занятий Наталья зачитывала фрагменты своих дневников, написанных за последние три года. Валерий показал серию созданных им самим слайдов с работами Сальвадора Дали. Слайды были сделаны им в 1970-е гг., когда информация о Дали была в России весьма ограниченной. Валерий рассказал о том, как он демонстрировал

252

слайды своим сослуживцам и какова была их реакция на подобное, еще малоизвестное и явно не вписывающееся в контекст официальной идеологии искусство.

Татьяна показывала участникам групповые фотографии, сделанные на ее родине, в волжском городе Юрьевец, где она каждый год проводит отпуск.

На одной из сессий члены группы читали стихи и, выбрав определенное стихотворение, создавали к нему иллюстрации. На следующем занятии использовалась техника парной работы: не разговаривая друг с другом, члены группы должны были в паре друг с другом создать общий рисунок. На другом занятии, также сформировав пары, пациенты должны были создать друг для друга маски, а затем с их помощью разыграть короткую сценку.

Была также предпринята попытка использования техники коллективной работы. Так, три занятия были посвящены совместной работе пациентов на тему «Встреча у колодца»: каждый должен был изобразить определенных персонажей на общем большом листе бумаги.

Таким образом, спектр техник и форм групповой работы был существенно расширен, что позволяло учитывать естественные интересы и склонности пациентов и давало им возможность полнее раскрыться в условиях высокого взаимного доверия.

На одной из сессий данного этапа была использована техника монотипии. Пациентам раздали стекла и акварельные краски, после чего каждого попросили выбрать для себя какой-нибудь один оттенок, развести его большим количеством воды и нанести каплю на стекло, затем последовательно выбрать еще несколько цветов, которые дополняли бы друг друга, и проделать с ними то же самое. Когда члены группы чувствовали, что количество цветов уже достаточно, а комбинация их удачна, они поворачивали стекло краской вниз и быстро прикладывали к листу бумаги. Через стекло было видно, как краски смешиваются и формируется затейливое пятно. После того как стекло убиралось, пациентов просили внимательно рассмотреть цветное пятно со всех сторон и попытаться увидеть в нем фрагменты каких-либо образов или, по крайней мере, подумать, с чем это пятно может ассоциироваться. В завершение работы участникам было необходимо, опираясь на возникшие ассоциации, дорисовать пятно, сделав из него целостную композицию, а затем взять рисунок домой и описать его в виде рассказа.

Примечательно, что большинство участников группы уже не испытывали какого-либо страха перед использованием краски. Их отношение к работе сильно отличалось от начального этапа арт-терапии, когда на предложение воспользоваться акварелью или гуашью пациенты отвечали: «Не стоит тратить на нас краску» или «Мы же запачкаемся!» Более того, предложенная техника вызвала у больных большой интерес, и в результате ее использования были созданы оригинальные композиции с весьма выразительными описаниями.

Александр (35 лет) назвал свою работу «Пожар в лесу» (рис. 17) и сопроводил ее следующим рассказом: «Это видение напоминает о неизбежности какого-либо события, томительном ожидании какого-то действия с непредвиденным результатом. Если смотреть на эту сцену сверху, то она представляла бы собой абсолютно неподвижный, густо-зеленый, с редкими вкраплениями других оттенков величе-

253

 

 

Рис. 17.Пожар в лесу

 

ственный ковер. И всего несколько мгновений спустя какая-то неведомая сила опускает внутрь этого зеленого мира первую искру сознания. Восприятие наблюдателя не успевает даже зафиксировать источник яркого всполоха, и картина умиротворенности сменяется совсем другой... Перед глазами разворачивается гамма разных оттенков огня, завоевывающего обширную территорию у леса. Это напоминает, наверное, падение в бездну, от которого захватывает дух и исчезает любая воля к сопротивлению. Принимаешь это падение как неизбежность и необходимость. Когда за одно мгновение на глазах происходит гибель могучего живого дерева, которое, наверное, очень много видело на своем веку, возникает ощущение бренности всего материального... В пламени виден черный остов сгоревшего дома, который из последних сил поддерживает очертания того, что было убежищем, может быть, для нескольких поколений людей. Это картина настоящего торжества, буйства огня. Она не ассоциируется с пессимизмом или агрессией. Ведь огонь — это символ очищения, изменения, того, что побуждает к действию. И поэтому возникает предощущение чего-то нового, что должно свершиться, когда закончится буйство огня. Может быть, именно благодаря этому картина далека от темы катастрофы. А зарево над местом "действия" огня воспринимается как вполне реальное, и оно связано с чувством силы...».

Рисунок Анны был назван «Туман над болотом» (рис. 18). Она сопроводила его следующими комментариями: «В мае рассвет наступает рано. Первые птицы подают свои голоса, и видно, как над болотом встает туман. Он напоминает белый, а местами розовый занавес. На влажной земле растет мох, на нее трудно ступать, так как тут же проваливаешься, и вода, булькая, выходит на поверхность. На кочках можно увидеть витиеватые стебельки и ягоды клюквы, а также листья морошки. Начинает вставать солнце, но оно очень слабо проглядывает сквозь болотный

254

Рис. 18,Туман над болотом

 

занавес тумана. Справа, на более сухом участке растут елки. Своими фиолетовыми кронами они направлены далеко вверх. В их зеленых шапках прячутся птицы, некоторые из них поют с утра, а другие днем. Над самим же болотом слышно только бульканье воды в некоторых местах... По мере того как встает солнце, туман начинает менять свои оттенки: вот он становится коричневатым, вот — зеленовато-голубым, вот — оранжевым... Разные оттенки грусти расплавляются в теплых лучах грядущего дня...»

 

Наблюдения и комментарии психотерапевта. Для данного этапа характерно постепенное расширение диапазона экспрессивных возможностей членов группы, а также рост их способности к искреннему выражению разнообразных чувств, мыслей и потребностей — как в художественной форме, так и с использованием других форм творческого самовыражения.

Можно отметить большую степень вовлеченности большинства пациентов в творческую работу и создание ими весьма интересной и содержательной продукции. Выразительность и глубина создаваемых образов порой производят очень сильное впечатление (это, в частности, относится к рисункам, созданным в технике монотипии, и сопровождающим их текстам).

Можно также констатировать углубление неформальных контактов между членами группы и активизацию внутритрупповых коммуникативных процессов. Использование многоосевой модели для их описания позволяет сделать вывод об использовании членами группы не только вербального, проективно-знакового и проективно-символического способов коммуникации, но и сенсомоторного и драматически-ролевого. Так, большинство больных проявили интерес к созданию масок и ролевой импровизации на их основе.

255

Можно отметить в связи с этим дальнейший рост самостоятельности больных в ходе групповых занятий и постепенное нивелирование «направляющей» функции психотерапевта, хотя он продолжал играть значимую роль в структурировании хода работы и в определенной мере регулировал направленность и глубину коммуникативных процессов в группе.

Опыт использования техники коллективной работы на тему «Встреча у колодца» был, однако, скорее отрицательным, чем положительным. Поскольку при использовании этой техники, несмотря на наличие общей темы для рисования ни роли членов группы, ни способы их взаимодействия в ходе совместной изобразительной работы не регламентировались, большинство пациентов испытывали растерянность и сильную тревогу. В моменты возникавших в ходе работы конфликтов члены группы, к сожалению, не смогли самостоятельно найти способы их преодоления и либо прекращали работу, либо обращались за помощью к психотерапевту. Все это указывает на неготовность большинства больных к устойчивому функционированию в малоструктурированных ситуациях и ограниченность их внутриличностных ресурсов в условиях высокой ролевой неопределенности (один из примеров работы арт-терапевтической группы, состоящей из психиатрических пациентов, с использованием аналогичной техники будет рассмотрен ниже). В этих условиях у многих пациентов усиливались регрессивные тенденции и их зависимость от психотерапевта.

В то же время можно отметить многообразные проявления положительных эффектов арт-терапии на данном этапе работы, которые указывают на изменения в состоянии и системе отношений пациентов. Наряду с продолжающимся нивелированием тревожных и депрессивных проявлений, можно констатировать в целом более высокий уровень психосоциальной адаптации больных по сравнению с предыдущими этапами работы, что связано с укреплением личных границ и механизмов психологической защиты, повышением самооценки и автономности, а также развитием коммуникативных навыков и способности к пониманию пациентами своих чувств и потребностей.

Далеко не случайными представляются изменения, произошедшие в это время в жизни членов группы. Так, например, отношения Татьяны (48 лет) с соседями по коммунальной квартире, длительное время характеризовавшиеся как весьма напряженные, стали более конструктивным: она проявила достаточно воли и здравого смысла, добившись выгодных для себя условий «расселения» коммунальной квартиры. Кроме того, она начала посещать кружок художественного шитья и увлеклась созданием художественных панно из ткани, проявляя при этом довольно высокий эстетический вкус и оригинальность.

Валерий по счастливой случайности попал на съемки фильма «Анна Каренина»; участвуя в массовке, он произвел на режиссера столь сильное впечатление своей внешностью и манерами, что тот сделал ему комплимент.

Александр (43 года) наконец решился на тот шаг, которого в течение нескольких лет ждала его бывшая жена. Состоя с ней в разводе и сохраняя сугубо формальный контакт, он тем не менее продолжал жить с ней на одной жилплощади. Во время занятий в группе он решил оставить ей жилье и перебраться к матери.

256

Александр (35 лет) встал на учет в Центре занятости населения и вскоре благодаря этому нашел временную работу.

Татьяна (34 года), ранее принимавшая наркотики, также нашла работу и включилась в группу «анонимных наркоманов», проявляя при этом большую активность и помогая другим избавиться от зависимости.

Анна, при определенном содействии со стороны матери, смогла найти специализированный цех по производству изделий художественной росписи для инвалидов (за пределами диспансера) и вскоре стала его посещать.

Юлия же настолько увлеклась рисованием, что дома подолгу занималась созданием открыток и плакатов (многие из них срисовывая). Затем она дарила их персоналу дневного стационара и врачам диспансера.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...