Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Второй этап работы (4-8-я сессии)




Четвертое занятие было связано с обращением к теме «Изображение своего состояния». Арт-терапевт предложил членам группы изобразить свое состояние (настроение, чувства, мысли, фантазии) в любом виде — конкретном, абстрактном, метафорическом. В частности, предлагалось воспользоваться выразительными возможностями цветов, линий и форм.

245

Рис. 11 Чайка

 

Рисунки пациентов были разнообразны. Александр (43 года) изобразил свое состояние в виде символического герба. В центре рисунка находится растрескавшийся рыцарский щит, обрамленный лентами без каких-либо надписей. Здесь, так же как и в рисунке на тему «Наиболее яркие воспоминания детства», вновь звучит тема отчуждения, пустоты существования и «безъязыкости».

Рисунки четырех членов группы представляли собой абстрактные композиции, состоящие из цветных полос или пятен. При этом цвет играл ведущую роль в передаче качеств их состояния. Рисунки двух других пациентов содержали фигуративные элементы.

Наталья изобразила свое состояние с помощью пейзажа, обозначив себя в виде летящей над морем чайки. Чайка стремится проскочить в узком пространстве между двумя скалами. На небе тяжелые грозовые облака и два светила — солнце и луна — изображенные в противоположных концах листа (рис. 11).

Рисунок Александра (35 лет) назван им «Преодоление себя» (рис. 12) и состоит из двух контрастных частей. На одной из них изображен ночной пейзаж и виден падающий с горы человек. Однако, не достигнув дна, он оказывается подхвачен чьими-то руками, не дающими ему разбиться об острые камни. На другой половине рисунка изображен день и виден взбирающийся на гору навстречу солнцу человек.

На пятой сессии использовалась техника рисования в круге, которую можно рассматривать как продолжение начатой на предыдущем занятии темы. Отличие заключалось в том, что пациентам предлагалось воспользоваться пространством круга для того, чтобы изобразить в нем все что захочется. Было сказано несколько слов о том, что круг является чрезвычайно распространенной в природе формой, Очень часто он является творением человеческих рук, что может отражать естественное стремление человека к гармонии и завершенности. Больных просили принять удобную позу, закрыть глаза и постараться запомнить те образы, которые

246

Рис.12 Преодоление себя

 

будут появляться в воображении, с тем чтобы взять их затем за основу при создании изображения в круге. При желании можно было выходить за очерченные границы. Тот, кто испытывал явные затруднения в визуализации образа, мог после непродолжительной релаксации перейти к рисованию в круге, используя любой стиль изображения.

В результате получились самые разные рисунки; одни — абстрактные, другие — наполненные фигуративными элементами. Например, работа Анны изображала круговорот времен года и содержала их наиболее характерные приметы, а Юлия создала пейзаж под названием «Знойный полдень в лесу».

Рисунок Александра (43 года) представляет собой комбинацию их трех геометрических фигур разного цвета. Фиолетовый треугольник изображен на фоне желтого, местами розового квадрата. Центром же композиции является черный, помещенный внутрь фиолетового треугольника круг. Рисунок был назван автором «Настоящее время»; он сопроводил его краткими пояснениями к основным цветам; «Желтый — радость жизни; зеленый — гармония; синий — разум; розовый — тревожность; черный — тайна».

Созданный другим пациентом (Александр, 35 лет) образ отличается более сложной структурой и имеет значительную символическую нагрузку (рис. 13). Рисунок слегка асимметричен и отдаленно напоминает песочные часы. Вертикальный «канал», пересекающий все пространство круга, суживается в центре, передавая ощущение напряжения, связанного с переходом из одной его части в другую. Место перехода, являющееся центром композиции, включает небольшие фигуры — оранжевый ромб и нарисованное ниже его красное солнце с черной сердцевиной. В верхней части «канала» располагается что-то вроде радуги с полосами черного и коричневого цветов, а в нижней его части — нечто, напоминающее капли дождя. Правая и левая части композиции также имеют различный характер. В правой части используется фиолетовый цвет и видна жирная черная дуга, обо-

247

Рис. 13

значающая правую границу круга. Слева, на бледно-зеленом фоне видны растительные формы. Рисунок в целом отражает состояние напряжения и изменений, связанных с переходом из одного качества в другое. Оба этих качества в свою очередь неоднозначны по своему характеру. Налицо борьба мотивов, о чем свидетельствуют, например, две центральные фигуры.

Шестое занятие было связано с использованием техники «Я как сообщество». Оно предполагало углубление анализа своего состояния участниками группы. Им было предложено изобразить себя в виде «сообщества» нескольких персонажей, символизирующих сочетания в пациентах различных качеств и потребностей. Предоставлялась неограниченная свобода в выборе способов изображения. Два рисунка были выполнены в форме диаграммы, с пояснением того, что обозначает тот или иной сектор. Например, на рисунке Александра (43 года) секторы имели обозначения: «аскет», «художник», «воин», «друг» и т. д. Один рисунок сочетал в себе реалистические и геометрические элементы; остальные же представляли собой предметные изображения.

Наталья, например, обозначала разные качества своей личности. Лист разделен ею на две части. Правая часть небольшая; в ней пациентка обозначала отрицательные проявления своего «Я» — импульсивность, склонность к вспышкам гнева, неумение строить отношения с людьми и самостоятельно справляться с трудностями. В левой — большей — части изображаются положительные стороны личности и увлечения автора рисунка — интерес к духовным знаниям, способность чувствовать природу, радоваться ее красоте, проявлять заботу о животных (рис. 14).

Рисунок Юлии (рис. 15) включал изображения четырех ее «Я»: «клоуна», «пациента», «маленького художника» и «домашнего растения». Работа Татьяны (35 лет) представляла собой коллаж. В нем использованы вырезки не только разных журнальных иллюстраций, но и стихотворений «Подарок» и «Ябеда» (рис. 16).

248

Рис. 14 Мои плохие и хорошие стороны

 

Темой седьмой и восьмой сессий явилось обсуждение и выбор тех личных качеств, которые отражают наиболее характерные особенности каждого члена группы После детализированного изображения на предыдущем занятии разных личных качеств и амплуа пациентам предоставлялась возможность сначала свести их к ограниченному набору качеств, а затем построить на их основе единый образ Эти занятия отличались иной последовательностью разных видов работы, чем обычно Вначале членам группы было предложено составить список из десяти определений, характеризующих их личность (например, «серьезный», «увлекающийся», «дружелюбный» и т д.), при этом можно было использовать как положительные, так и отрицательные определения. После этого каждый пациент зачитывал их, а другие в случае необходимости дополняли список теми качествами, которые сам автор списка не упоминал, но которые были, на их взгляд, были значимыми характеристиками Таким образом, списки различных определений личностных качеств каждого члена группы были расширены еще на несколько пунктов

Затем всем было предложено сократить данный список до трех определений, характеризующих саму суть их натуры, и объединить все три качества в одно словосочетание и изобразить его смысл в едином образе Валерий, например, назвал себя «отчужденный философ» и нарисовал простым карандашом контур смотрящегося в зеркало человека Анна назвала себя «неустойчивая тугодумка» и нарисовала этажерку без одной ножки.

 

Наблюдения и комментарии психотерапевта. Ход занятий, начиная с четвертого до восьмого, свидетельствовал о постепенно увеличивающейся степени взаимного доверия и откровенности членов группы. Росла их вовлеченность в процесс изобразительной деятельности и обсуждения Для большинства стали более понятными «законы» групповой работы и ее смысл Было видно, что пациенты проявляют

249

Рис. 15. Я как сообщество

 

неформальный интерес к различным темам. Некоторые, общаясь за пределами группы во время пребывания в дневном стационаре, установили друг с другом более тесные отношения Отдельные темы занятий стали для членов группы предметом многочасовых размышлений и обсуждений с родственниками и друзьями.

В то же время этот этап работы был связан с более высоким уровнем конфронтации пациентов со своими потребностями и переживаниями, что для многих было довольно сложным и необычным и сопровождалось усилением тревожности и психического дискомфорта. Кроме того, некоторые занятия были связаны с проявлением членами группы сильных чувств по отношению друг к другу и самим себе и пересмотром их прежних представлении о себе и своих возможностях.

Несмотря на характерные для этого этапа работы сложные моменты, никто из членов группы, однако, не прекратил посещение занятий. Можно было заметить, что в группе начинают выделяться лидеры, проявляющие наибольшую активность на изобразительном этапе сессий и в ходе групповых обсуждении. Постепенно эти больные становились центром притяжения для всех остальных. Было заметно, что члены группы начинают воспринимать друг друга уже не только и не столько как «пациентов», а как личностей с характерным и уникальным набором свойств, ро-

250

Рис.16.Коллаж "Автопортрет'

 

лей и потребностей. Все это способствовало их большей активности, созданию продуктивной рабочей атмосферы и проявлению различных психотерапевтических факторов.

Одним из важных результатов этого этапа работы можно считать повышение степени осознанности пациентами своих потребностей и переживаний, что способствовало в том числе и постепенному повышению их самооценки. Очень значимой при этом оказывалась поддержка со стороны группы и сложившаяся обстановка высокой взаимной терпимости.

При всем этом отношение разных членов группы к работе было различным. Некоторые начали самостоятельно приходить в арт-терапевтический кабинет в назначенное время, в то время как другие все еще ждали приглашения со стороны психотерапевта или персонала дневного стационара. Кроме того, в отдельных случаях пациенты даже предлагали психотерапевту и другим членам группы те или иные темы для работы, в наибольшей степени отвечающие их интересам и потребностям.

Можно было заметить, как поведение больных в ходе сессий становилось все более естественным, как расширялся диапазон их экспрессивных возможностей,

251

что выражалось, например, в более разнообразных и выразительных моторных реакциях (определенное значение при этом, по-видимому, имело использование физических упражнений на этапе «разогрева»).

Всесторонний анализ коммуникативных процессов в группе позволяет заключить, что на данном этапе работы они отражали не только общение пациентов на уровне их текущих социальных ролей и опыта, но и более широкую гамму их ролей и связанных с ними форм опыта. Коммуникативные процессы в группе характеризовались уже не только внутриличностной и межличностной ориентацией, связанной главным образом с общением больных с психотерапевтом, но и ориентацией на общение друг с другом. В центре внимания пациентов оказались и общегрупповые процессы: многие пациенты начали идентифицировать себя с группой и ее культурой, о чем можно было судить уже по тому, что посещавшие арт-терапевтические занятия сформировали свою «коалицию» среди остальных пациентов дневного диспансера. Наряду с вербальными и проективно-знаковыми способами коммуникации больные стали активнее пользоваться проективно-символическим и сенсомоторным способом.

Проявление положительных эффектов арт-терапии стало на этом этапе более ярким и разнообразным (хотя они были неоднородными по группе в целом и недостаточно устойчивыми). Положительные эффекты выражались в снижении тревожности и уровня депрессивных переживаний пациентов, в получении в процессе творческой работы и общения участниками группы заряда положительных чувств, в определенном повышении самооценки, а также в осознании больными своих чувств и в установлении личностно-значимых контактов друг с другом.

Роль ведущего на данном этапе работы была связана с продолжением фасилитации художественной экспрессии и структурированием хода групповой работы. Также ведущий выполнял функции регулирования и стимуляции обратной вербальной связи и корректировал разнообразные коммуникативные процессы в группе. Цель этих действий — стремление к формированию у пациентов более полного осознания своих потребностей и переживаний, а также привлечение дополнительных факторов психотерапевтического воздействия, связанных с внутри-групповыми коммуникативными процессами и отношениями. В то же время можно отметить некоторое снижение «регулирующей» и «направляющей» функций психотерапевта по мере повышения самостоятельности членов группы, появления в ней неформальных лидеров и формирования групповых норм. Несмотря на это, зависимость больных от психотерапевта оставалась все еще довольно высокой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...