Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Последствия монополизации. Антимонопольное законодательство
Роль монополий на сегодняшний день двойственна, т.е. данное явление может заключать в себе как позитивные, так и негативные последствия. Если крупный производитель не использует рыночную власть в целях эксплуатации потребителя, уменьшает издержки производства, развивает НТП, насыщает рынок массовой продукцией по доступным ценам, то выигрывает всё общество. Поэтому борьба с монополией не означает борьбу с крупными производителями как таковыми. Но в то же время одной из функций государства в рыночной экономике является сохранение конкуренции как экономической основы рыночного механизма, так как в условиях монополизированного рынка фирмы могут категорически устранять любую конкуренцию, оказывающую благотворное влияние на эффективность производства, качество продукции и т.п. Монополии наносят ущерб обществу, преднамеренно сокращая объем производства продукции и завышая на нее цены. В результате потребители вынуждены ограничивать либо покупки данного товара, либо других товаров и услуг. К тому же, монопольно высокие цены могут оказать влияние на снижение спроса в других отраслях экономики. Следовательно, что монополия способствует увеличению неравенства доходов, т.к., устанавливая монопольно высокие цены, владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет остальной части общества – потребителей их продукции. Экономисты не сходятся во мнении относительно того, насколько монополия способствует научно-техническому прогрессу. Некоторые полагают, что чистая монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, потому что ее способность реализовать экономические прибыли обеспечивает финансирование научно-исследовательских работ, а технические нововведения, в свою очередь, позволяют в долгосрочной перспективе увеличивать прибыль, так как снижаются средние издержки на единицу продукции, а цену монополист вправе оставить неизменной. Выигрывает в данном случае и потребитель, получая более модифицированную, усовершенствованную продукцию по прежней цене. Кроме того, научно-технические разработки могут быть одним из монополистических барьеров для вступления в отрасль, следовательно, монополист заинтересован в их проведении, чтобы не сдать позиции новым конкурентам. Контраргументом выступает мнение, что отсутствие конкурентных фирм ослабляет стимул монополиста осуществлять нововведения. У монополиста есть все основания быть удовлетворенным существующим положением, поэтому он может отказаться от вложений в технологические усовершенствования, так как затраты на разработки в краткосрочном периоде сократят его прибыль. Для борьбы с потерями общества от монополизации рынков государство разрабатывает и применяет антимонопольное законодательство и проводит определенную политику. В зависимости от того, насколько сильные позиции занимает в том или ином государстве монополизм, его антимонопольная политика будет различаться. Первым в истории и наиболее разработанным считается законодательство США, где в 1890 году был принят закон Шермана, по которому запрещалась монополизация торговли и сговор по ценам. В настоящее время помимо этих запретов в США ограничивается слияние фирм, запрещается создание искусственных дефицитов, применение ценовой дискриминации, продажа товаров не только по завышенным, но и по демпинговым ценам. Антимонопольное законодательство в Западной Европе часто не препятствует появлению монополий, т.к. предприятие – монополист имеет возможность, пользуясь крупными объемами производства, снижать издержки, закупать новую технику, технологии, составлять конкуренцию иностранным фирмам. Кроме того, эти предприятия наиболее устойчивы в период циклических колебаний, во время кризисов, инфляции. Государство лишь осуществляет контроль над ценовой политикой этих предприятий. В России антимонопольное законодательство существует с момента принятия закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", и создания антимонопольного комитета. Позднее появился закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23.06.1999 N 117-ФЗ. Последние изменения в этих законах вступили в силу в конце 2006 г. Согласно современному антимонопольному законодательству к монополистам в России относятся предприятия, захватившие более 35% рынка. Реестр таких предприятий ведется на федеральном, региональном и местном уровнях, их деятельность контролируется со стороны государства, но ограничиваться она будет только в случае, если доля конкретного производителя на товарном рынке превысит 65%. В условиях смешанной экономики методы государственного вмешательства в деятельность монополий условно делятся на две группы: 1. Методы прямого (административного) вмешательства - запрет соглашений между товаропроизводителями с целью ограничения доступа на рынок конкурентов и установления монопольной цены - постоянный контроль над деятельностью производителей, доминирующих в определенном секторе рынка - принудительное разукрупнение всех форм объединений предприятий, занимающих монопольное положение на рынке - перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства; - предотвращение новых монопольных образований и прочие. 2. Методы косвенного (экономического) антимонопольного регулирования - поддержка со стороны государства новых фирм и предприятий малого и среднего бизнеса через систему льготного кредитования, государственных заказов, субсидирования, льготного налогообложения и т.п. - введение государственного регулирования, распространяющегося на цены, объем производства, условия входа фирм в эти отрасли и выхода из них; - установление максимального уровня рентабельности и обложение монополиста высокими налогами, регулирующими рентабельность; - сохранение государственной собственности на предприятия, монополизирующие рынок; - изменение или ограничение использования фирменного наименования; - допущение иностранного капитала и прочие. Нарушение антимонопольного законодательства влечет за собой административную и в некоторых случаях уголовную ответственность. Основные категории и понятия: Несовершенная конкуренция, монополия, монопсония, ценовая дискриминация, отраслевой барьер, олигополия, ценовая война, монополистическая конкуренция с дифференциацией товара, индекс Герфиндаля – Хиршмана, антимонопольная политика государства. Контрольные вопросы: 1) Что общего и в чем отличие у монополии и монопсонии? 2) Что такое «рыночная власть»? Как ей можно злоупотреблять? 3) Перечислите возможные барьеры для входа в монополизированную отрасль. Приведите примеры. 4) Что показывает индекс Герфиндаля - Хиршмана? 5) Когда может быть использована ценовая дискриминация? Приведите пример. 6) Составьте сравнительную характеристику разных типов рыночных структур несовершенной конкуренции. Какие основные критерии можно выбрать для сравнения? 7) Поясните, в чем заключается двойственная роль монополий в рыночной экономике. 8) В чем особенности антимонопольной политики разных стран? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |