Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Происхождение, сущность и функции денег. Законы денежного обращения




Существуют различные концепции происхождения денег и их сущности, среди которых можно выделить: эволюционную, рационалистическую и функциональную.

Согласно эволюционной концепции происхождения денег история их возникновения есть результат развития общественного разделения труда, обмена и товарного производства. Одним из основателей данной концепции является К. Маркс, который исследовал исторический процесс развития обмена и форм стоимости, показал, как из общей массы товаров выделяется один товар, который и исполняет роль денег.

Можно выделить следующие формы меновой стоимости в зависимости от ступеней исторического развития обмена:

1. Простая или случайная. На ранних стадиях развития общества происходит только случайный эпизодический обмен. Эта форма стоимости включает в себя два товара. Первый товар играет активную роль. Он выражает свою стоимость посредством своего отношения ко второму товару и представляет собой относительную форму стоимости. Второй товар играет пассивную роль, служит материалом для выражения стоимости первого товара. Он представляет собой эквивалентную форму стоимости.

2. Развернутая форма стоимости, которая возникает с установлением более регулярного обмена. При этой форме одному товару, находящемуся в относительной форме стоимости приравнивается несколько товаров, находящихся в эквивалентной форме стоимости.

По мере развития обмена из всей товарной массы стали стихийно выделяться особые товары, которые стали играть на местном рынке роль главных предметов обмена - на них менялось все. Тем самым на смену развернутой формы стоимости пришла новая форма обмена.

3. Всеобщая форма стоимости. Она характеризуется тем, что стоимость всех товаров выражается в одном всеобщем эквиваленте.

Если в предыдущих формах целью обмена являлось получение потребительной стоимости, то при всеобщей форме целью обмена является уже стоимость.

При всеобщей форме стоимости роль всеобщего эквивалента не была окончательно закреплена за одним товаром. В качестве всеобщего эквивалента выступали разные товары.

В результате дальнейшего развития производства и обмена из нескольких товаров, игравших роль всеобщего эквивалента, выделился один товар, который стал играть эту роль постоянно. Так возникла новая, самая развитая форма стоимости.

4. Денежная форма стоимости. Роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом и серебром.

Исходя из эволюционной концепции, сущность денег заключается в том, что они выступают в качестве всеобщего эквивалента.

Согласно рационалистической концепции, истоки которой идут от А.Смита, деньги выступают специальным инструментом обмена товаров и их возникновение обусловлено соглашениями между людьми.

В современной экономической науке существует точка зрения, согласно которой деньги - это то, что используется как деньги. То есть сущность денег определяется их функциями.

Деньги выполняют следующие функции:

- деньги как мера стоимости. Величина стоимости товаров измеряется посредством приравнивания их к определенному количеству денег. Деньги служат всеобщим воплощением и мерилом товарных стоимостей;

- деньги как средство обращения. Деньги становятся посредником при обмене товаров. Тем самым происходит переход от прямого обмена товара на товар к обмену товаров посредством денег, что способствует расширению взаимосвязей между товаропроизводителями;

- деньги как средство сбережения (накопления). Стремление к обладанию богатством побуждает товаровладельцев накапливать деньги, то есть изымать их из обращения и превращать в сокровище. С развитием товарного производства и обмена накопление стало необходимым условием бесперебойного производства в силу того, что сбыт готовой продукции не всегда происходит регулярно, а покупать предметы потребления и средства производства товаропроизводителю необходимо регулярно;

- деньги как средство платежа. С развитием товарного обращения начинают совершаться покупки с отсрочкой платежа. Некоторые товаропроизводители, не продав еще свой товар по тем или иным причинам, вынуждены покупать необходимый им товар в кредит. Продавец товара в таком случае выступает в роли кредитора, покупатель в роли должника. По истечении определенного срока, реализовав свой товар, должник оплачивает ранее купленный товар реальными деньгами;

- мировые деньги - посредством этой функции они обслуживают процесс обращения товаров, услуг и т.д. между различными странами.

    Движение денег подчинено объективным экономическим законам. Количество денег, необходимое для обращения, прямо пропорционально сумме цен товаров и обратно пропорционально количеству оборотов денежных единиц, что может быть отражено формулой:

К = Т / О

Где: К - количество денег, необходимых для обращения;

Т - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

О - количество оборотов денежных единиц.

 Развитие кредитных отношений приводит к усложнению данной зависимости. Общую сумму цен необходимо уменьшить на сумму цен товаров, продаваемых в кредит, добавить величину платежей, по которым пришел срок уплаты, и вычесть сумму взаимопогашающихся платежей. Формула примет следующий вид:

К = (Т - Кр + П - В) / О,

где значения символов: К, Т, О те же, что и в предыдущей формуле;

Кр - сумма цен товаров, продаваемых в кредит;

П - сумма платежей, по которым пришел срок уплаты;

В - сумма взаимопогашающихся платежей.

Эволюция денег и денежного обращения обусловила новый подход к определению количества денег в обращении. Это нашло свое отражение в неоклассической теории количества денег ( И.Фишер).

Согласно этой теории количество денег, необходимое для обращения, выражается формулой, известной под названием “уравнение обмена”

М х Y = Р х Q

где М – денежная масса;

Y - скорость обращения денег;

Р – уровень цен;

Q - количество товаров.

Преобразуя эту формулу, можно определить, что:

                                            М = (Р х Q) / Y

Следовательно,  денег должно быть столько, сколько их необходимо для осуществления всего объема товарообменных сделок.

 

 4. Сущность и функции рынка, его структура и инфраструктура

Существование товарного производства объективно обусловливает необходимость товарного обращения. Товарное обращение в свою очередь неразрывно связано с рынком.

Основы теории рынка были заложены А. Смитом. Объективной причиной возникновения рынка он считал естественную ограниченность производственных возможностей человека, поэтому необходимо было использовать их в какой-либо одной сфере труда и обменивать его результаты на разнообразные товары и услуги, которые нужны индивиду для жизни.

Можно дать несколько определений рынка:

Рынок - это совокупность социально-экономических отношений, посредством которых осуществляется реализация товаров. Для рынка как системы отношений характерны те же условия и причины возникновения, что и товарного производства: общественное разделение труда и экономическое обособление субъектов.

Субъектами рыночных отношений выступают физические и юридические лица, объектами - все те блага и услуги, по поводу которых такие отношения возникают. В условиях рыночных отношений субъекты приобретают независимость, т.е. возможность самостоятельно принимать хозяйственные решения.

 Рыночные отношения обеспечивают установление прямых связей между субъектами и реальную возможность выбора. Возможность выбора определяется наличием в каждом случае нескольких продавцов и покупателей и их самостоятельностью.

Рынок - это базовый элемент хозяйственного механизма современного общества. Отличительными чертами рыночного механизма хозяйствования являются гибкость и эффективность, стремление к равновесию, сбалансированности. Рыночный механизм выступает как саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие функции:

- регулирующая - рынок выступает как инструмент саморегулирования товарного производства. Этот процесс осуществляется через действие объективных экономических законов - закона стоимости, закона спроса и предложения и других;

- стимулирующая - рынок оказывает стимулирующее воздействие на эффективность производства, побуждая товаропроизводителей создавать товары с наименьшими затратами;

- воспроизводственная - реализация товаров или услуг дает возможность продолжить процесс воспроизводства;

- информационная - рынок представляет собой богатый источник информации, необходимой всем его субъектам;

- распределительная - рыночные отношения обеспечивают распределение факторов производства между различными предприятиями, регионами и национальными хозяйствами;

- санирующая - рынок освобождает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных предприятий и, наоборот, активно поощряет развитие эффективных;

- дифференцирующая - рынок выполняет, как это следует из предыдущей функции, функцию дифференциации (расслоения) производителей.

В то же время, несмотря на множество привлекательных черт, рыночная система имеет и недостатки, среди которых можно выделить следующие:

1. Ориентация товаропроизводителей на рыночные условия ведет к игнорированию издержек общества, которые получили название внешних. Суть проблемы сводится к тому, что производство многих товаров ведет к загрязнению окружающей среды. В результате общество несет издержки, связанные с ее охраной. Государство в связи с этим вынуждено вмешиваться в рыночный механизм ценообразования с целью защиты интересов общества.

2. Рыночная система ориентирована, в основном, на удовлетворение не общественных, а индивидуальных потребностей. Однако в любой стране есть такие общественные потребности, которые трудно удовлетворять, опираясь лишь на рыночный спрос и предложение. К ним относятся национальная оборона, крупные транспортные магистрали, борьба со стихийными бедствиями и другие.

3. Рынок порождает безработицу, кризисы, инфляцию. Как известно, со всеми этими явлениями общество вынуждено бороться также далеко не рыночными методами.

4. Рынок ведет к неравенству в распределение доходов. Рыночная система допускает концентрацию богатства не только в руках наиболее способных, честных людей, но и в руках ловких, хитрых и просто нечестных людей.

5. Рынок способствует социальному расслоению общества. Неравенство в распределении доходов усиливает расслоение общества на богатых и бедных, а это всегда острая социальная проблема.

Но возможности рыночной экономики перевешивают ее недостатки, особенно когда речь идет о социально - ориентированной рыночной экономике.

Социально - ориентированная рыночная экономика предполагает создание механизмов защиты населения от негативных воздействий рыночных отношений посредством  социальных программ для нуждающихся, пенсионного обеспечения и т.п.

Рыночная экономика представляет собой совокупность отдельных взаимосвязанных рынков. Существует несколько критериев структуризации элементов рыночной системы. Рынки можно классифицировать:

1. По объектам купли-продажи:

А) рынок товаров, который состоит из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления). Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупненным его можно представить в виде рынков: топлива и минерального сырья; сельскохозяйственного сырья, лесных и других товаров; объектов промышленного строительства; машин и оборудования и т.д.

Рынок предметов потребления подразделяется на рынки продовольственных и непродовольственных товаров, последний подразделяется на рынки товаров длительного и краткосрочного пользования.

Б) рынок услуг - это рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг; рынок услуг культуры, образования, здравоохранения и др.;

В) рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-пропажу инвестиций, если предприятию для приобретения необходимых ресурсов не хватает собственных денежных средств, оно обращается на рынок ссудных капиталов, где могут продаваться различные платежные средства;

Г) рынок ценных бумаг - это рынок кредитно-долговых обязательств продавца перед покупателем. Основные ценные бумаги - акции и облигации. Рынок ценных бумаг складывается из первичного и вторичного рынков. На первичном рыке осуществляется эмиссия государственных облигаций, а также акций и облигаций, которые выпускаются различными акционерными компаниями. Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой нецентрализованную или централизованную (фондовая биржа) куплю- продажу эмитированных ценных бумаг. Рынок ценных бумаг непосредственно связан с кредитным рынком через взаимосвязанную деятельность фондовых бирж и банков;

Д) рынок труда - это общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, т.е. продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики.

Е) рынок научно-технических знаний, где покупаются и продаются научно-технические идеи, открытия, изобретения, знания и опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством страны, поэтому торговые сделки заключаются на основе патентов, авторских свидетельств, лицензий;

Ж) рынок валют, посредством конвертируемых валют производятся международные денежные и другие расчеты. По своему режиму валютные рынки подразделяются на свободные (в тех странах, где нет валютных ограничений) и с определенными ограничениями. Операции с валютой проводят обменные пункты, аукционы, валютные биржи.

2. По типу конкуренции:

 А) рынок совершенной конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности;

 Б) рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции с дифференциацией товара.

 3. С точки зрения пространственных характеристик можно выделить местный и локальный рынок, региональный внутри страны, национальный, региональный по группе стран, мировой.

 4. По степени насыщенности выделяют: равновесный рынок (объем спроса и предложения примерно совпадают), дефицитный (спрос превышает предложение), избыточный (устойчивое превышение предложения над спросом).

 5. По механизму функционирования различают: свободный (регулируемый законами товарно-денежных отношений), монополизированный (где условия производства и обращения определяются группой предприятий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция), государственно-регулируемый (ведущая роль в организации хозяйственной жизни принадлежит государству).

Независимо от классификации между всеми ранками существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность.

Рынок формирует свою инфраструктуру. Инфраструктура рынка - это совокупность институтов (специализированных организаций), которые обеспечивают и регулируют экономические отношения между субъектами рыночных отношений. К ней относятся: сеть коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений; товарные и фондовые биржи, биржи труда; торговые дома; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; страховые компании; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы.

Важной частью инфраструктуры рынка является система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов.

Инфраструктура выполняет следующие основные функции: осуществляет организационно-правовое оформление деловых отношений, облегчает участникам сделок достижение своих коммерческих целей, способствует специализации различных субъектов рыночных отношений на каких-то определенных видах работ и повышению за счет этого профессионализма и общей эффективности, обеспечивает юридический и финансовый контроль, государственное и общественное регулирование деловой практики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...