Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ




 

Предпринимательство, или коммерческая деятельность, — это особый вид занятий, который в России осуществляется гражданами либо их объединениями, которые при этом действуют по своей инициативе, на свой страх и риск, ставя целью максимальное получение прибыли. В современной России предпринимательство прямо разрешено законом, однако должно протекать в соответствии с одной из организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Под ОПФ понимается тот статус, который имеет конкретное лицо, совокупность его прав, возможностей и обязанностей, предусмотренных законом.

Классификация ОПФ в России может осуществляться по различным критериям. Самым грубым будет деление на тех, кто:

  • имеет статус юридического лица (ООО, АО, МУП и т. д.);
  • и не имеет такого статуса (ИП, филиалы, представительства и т. д.).

Если же в качестве основы взять определение того, являются ли лица, которые создают организацию, ее членами (именно эта классификация сейчас является по ГК основной), то получаем 2 других группы:

  1. Корпоративные организации. К этой категории относится большая часть ОПФ.

2. Унитарные организации. Это разного рода МУПы и другие предприятия, созданные органами местной власти или государством. Здесь ключевым фактором является то, что эти организации, хотя и созданы для того, чтобы получать прибыль, сами не владеют тем имуществом, которое им передано для осуществления деятельности. Все это имущество не может быть разделено на паи или акции и передано кому бы то ни было (даже самим работникам предприятия).

В нормативных актах и теоретической литературе часто употребляется термин «организационно-правовые формы предпринимательской деятельности». Можно ли при этом провести границу между формой организационной и правовой?

В современном законодательстве четких границ нет. Та форма, в которой организация регистрируется и затем ведет свою деятельность, определяется действующими нормами права. В ГК РФ прямо сказано, что организации регистрируются в тех ОПФ, которые предусмотрены кодексом. Таким образом, возможности создания и регистрации предприятия, которое будет иметь другую ОПФ, законом не предусмотрено.

Однако рамки законодательства достаточно гибки, поэтому способов заниматься предпринимательской деятельностью довольно много. В этом плане нормы закона лишь устанавливают границы, которые нельзя преступать.

Российское законодательство подробно регламентирует лишь ОПФ отдельных организаций, однако предпринимательская деятельность может организовываться и путем объединения нескольких субъектов предпринимательства в различные структуры.

К отдельно действующим лицам относятся:

  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица.

Действуют сообща такие объединения лиц, как:

  • картель (объединение самостоятельных организаций, производящих продукцию единого типа, с целью получения контроля над рынком реализуемого товара);
  • трест (объединение компаний, работающих в единой или разных отраслях. с утратой ими самостоятельности) и др.

По состоянию на 2017-2018 года в России допускается ведение коммерческой деятельности в следующих формах:

1. Индивидуальное предпринимательство. Гражданин вправе пройти процедуру регистрации в налоговой службе и получить статус ИП. С того момента, как запись об этом внесена в ЕГРИП, к коммерческой деятельности гражданина применяются все те правила, которые регулируют деятельность коммерческих организаций. Исключением являются случаи, когда либо в законе сказано иное, либо сами правовые отношения таковы, что к ним не могут применяться правила об организациях.

2. Полное товарищество. Под этим понимается организованная деятельность 2 и более лиц, которые объединяются вместе и ведут коммерческую деятельность не от своего имени, а от лица товарищества. При этом они отвечают по долгам организации не только тем имуществом, которое передано ей, но и всем, что у них есть. Больше того, если в товарищество вступает новый участник, он принимает на себя риск ответственности по всем обязательствам — вплоть до тех, которые возникли до его вступления. При выходе же принимается риск по обязательствам, возникшим до выхода, который сохраняется в течение 2 лет. В силу того, что эта ОПФ предусматривает глубокую связь между товарищами в их общей деятельности, каждое лицо вправе участвовать лишь в одном полном товариществе.

3. Товарищество на вере. В принципе, эту ОПФ можно считать разновидностью товарищества, описанного выше, но тут есть одно небольшое отличие: кроме полных товарищей, которые действуют от имени организации и рискуют всем имуществом, есть и вкладчики-коммандитисты. Их ответственность не превышает пределов стоимости того имущества (или денежных средств), которое они внесли в капитал организации. Кроме того, коммандитисты не могут участвовать в деятельности, которую ведет товарищество, если у них нет особой доверенности. Однако есть один момент: если имя коммандитиста вдруг включается в название товарищества, он становится полным товарищем. В остальном организация и статус товарищества на вере и полного товарищества практически совпадают.

4. Производственные кооперативы, они же артели. Здесь предусмотрено как объединение имущественных взносов, так и личное трудовое участие членов. При этом ответственность членов кооператива по обязательствам перед третьими лицами ограничивается лишь размером их паев. Характерной особенностью этой ОПФ является то, что при голосовании на общем собрании размер пая, вложенного в организацию, не имеет существенного значения, т. к. действует правило «1 участник — 1 голос».

5. КФХ.

 

РОЗНИЧНАЯ И ОПТОВАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Проводимые в нашей стране рыночные преобразования создали определенные условия для розничной и оптовой торговли товарами народного потребления. Основные функции розничной торговли - доведение продукции до населения и организация торгового обслуживания покупателей. Важная роль в сфере обращения товаров принадлежит оптовой торговле. Выступая в качестве посредника между производителями и потребителями, оптовая торговля служит активным проводником перемещения и накопления продукции в пространстве и во времени.

Функциональная ориентация на рыночный характер хозяйствования становится исключительной компетенцией торговых предприятий: свободный выбор партнеров, независимость, полная финансовая самостоятельность, материальная и моральная ответственность за коммерческую деятельность. Розничная и оптовая торговля имеют свою торговую сеть, структуру магазинов, особенности ведения коммерческой работы.

Розничная торговая сеть

С переходом к рынку структура розничных торговых предприятий претерпела заметные изменения. Они существенно различаются между собой по количественным и качественным показателям, что определяет их классификацию. Торговая сеть классифицируется по видам предприятий, предлагаемому ассортименту товаров, структуризации розничной торговли, размещению и концентрации магазинов.

По видам торговые предприятия подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны и палатки, передвижные пункты продажи (автомагазин), розничные рынки и др. (рис. 3.1).


 

По предлагаемому ассортименту товаров магазины классифицируются на:

× узкоспециализированные (товары одной группы (подгруппы) массового спроса);

× специализированные (товары двух-трех групп, объединенных общностью спроса);

× универсальные (основные группы продовольственных или нeпродовольственных товаров);

× комбинированные (товары различных групп, близких по потребительскому назначению);

× смешанные (продовольственные и непродовольственные товары).

Магазины-склады заняты реализацией относительно большого объема товаров. Эксплутационные расходы составляют 12-15% от суммы их продажи (в специализированных и универсальных магазинах - 30-40%).

Павильоны, палатки, ларьки и другие объекты мелкорозничной ^торговли продают товары по ценам несколько ниже обычных, поскольку организуют свою деятельность с минимальными издержками. Они работают без особых удобств, ограничены торговыми услугами, имеют простое оборудование. Автомагазины в основном предназначены для обслуживания отдаленных районов и сельской местности. По своей принадлежности автомагазины располагают узкой товарной номенклатурой.

В последнее время все большее распространение получают розничные рынки, которые функционируют в местах с интенсивными I людскими потоками. Они предлагают смешанный и достаточно широкий ассортимент товаров. В состав розничного рынка могут входить и торговые пункты товаропроизводителей, реализующие фирменные товары. Рынки обладают способностью действовать и адаптироваться при изменяющейся ситуации. Конкуренция между розничными рынками и оптовыми рынками приводит к стиранию все в большей степени различий в ценах на товары.

К показателям структуризации торговых предприятий с точки зрения розничной торговли относятся:

♦ соотношения различных типов магазинов;

♦ используемые формы продажи товаров и методы торгового обслуживания;

♦ удельный вес продовольственных товаров повседневного спроса в общем объеме продовольственных товаров;

♦ товарооборот продовольственных и непродовольственных товаров, приходящийся на 1 м2 торговой площади.

Под рациональным размещением розничной торговой сети подразумеваются равномерность и ступенчатость расположения магазинов. Основными факторами, влияющими на размещение магазинов, являются:

♦ градостроительные (величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, ориентация на перспективу поселения);

■ транспортные (направления и интенсивность потоков движения общественного и индивидуального транспорта);

♦ экономические (эффективность и окупаемость капитальных вложений в строительство магазинов);

♦ социальные (обеспечение должного уровня торгового обслуживания, создание комфорта и снижение затрат времени покупателей на приобретение товаров).


Оптовая торговая сеть

Оптовое звено, определяя структуру и направление товарных потоков и преобразуя производственный ассортимент в торговый, выступает проводником достаточно большой массы товаров на потребительский рынок. Для оптовой торговли свойственны:

♦ закупка крупных партий товаров у предприятий-изготовителей;

»увеличение числа ступеней промежуточных пользователей продукции;

♦ приспособление товарного ассортимента к запросам промежуточных и конечных потребителей;

♦ проведение политики своевременного обновления и улучшения качества товаров;

♦ наличие достаточного капитала для организации и ведения торговли;

♦ принятие риска при обращении товаров.

Таким образом, у производителей и розничных торговых предприятий есть все основания прибегать к услугам оптовых структур.

В оптовой торговой сети функционируют торгово-закупочные базы, которые размещаются в районах потребления товаров. Эти базы занимаются закупкой продукции в различных районах ее производства, в том числе и у выходных баз. Затем товары реализуются розничным торговым предприятиям, прилегающим к оптовым торгово-закупочным базам.

Определенную роль в формировании рынка товаров играют компании. Обладая статусом регионального или федерального уровня, они выступают в качестве оптовых предприятий по продаже отечественных и зарубежных товаров. Компании имеют распределительные холодильники и хладокомбинаты. Аналогичные функции выполняют ассоциации по торговле непродовольственными товарами.

В материально-техническом обеспечении следует выделить торгово-сбытовые оптовые предприятия. Эти предприятия в основном специализируются на сбыте сырья и продукции производственного назначения.

В зависимости от сферы территориального обслуживания оптовые предприятия подразделяются на районные, межрайонные, областные и краевые.

По товарно-торговому профилю оптовые предприятия могут быть как с широким, так и с ограниченным ассортиментом товаров; как специализирующимися на отдельных группах товаров, так и универсальными.

Особое значение при доведении товаров от производителя к потребителю имеют мелкооптовые и оптовые продовольственные рынки. Они позволяют приблизить товары к потребителю, мобильно организовать их продажу и в удобном для покупателя месте. Оптовый рынок ориентирован на необходимый ассортимент товаров, реализуемых по доступным ценам, и взаимосвязан с процессом товародвижения. Работа рынков контролируется санитарной службой, инспекцией по качеству, страховой компанией, охранной организацией. Формирование оптовых рынков оправданно, если в них возникает реальная потребность (запросы покупателей, интересы товаропроизводителей).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 338.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...