Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация контрольно-оценочной деятельности учителя младших классов в условиях развивающего обучения русскому языку.




Концепция модернизации российского образования предполагает переход на безотметочнуюсистему обучения на протяжении всей начальной школы. Основные цели безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Указанной цели можно достичь, если мы подчиним безотметочное обучение решению более важной стратегической задачи модернизации всей российской школы – воспитанию самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально – экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе. Модель российского образования 2020 продолжает развивать мысль о том, что система оценки должна быть ориентирована на результаты. В новой системе оценивания найдут место новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребёнка.

Для детей характерно то, что они хвалят свою работу и критикуют чужую. В связи с этим очень важно в условиях безотметочного обучения сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.

Благодаря учебной деятельности в младшем школьном возрасте мощно развивается рефлексивность самооценки. Основой рефлексивной самооценки - знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях - являются две способности:

- видеть себя со стороны, не считая свою точку зрения единственно возможной;

- анализировать собственные действия.

Ребенок, не умеющий оценивать свои возможности, так и не становится подлинным субъектом, хозяином собственной учебной деятельности, хозяином своих интеллектуальных богатств и постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. С действия самооценки, со способности понять "это я уже умею и знаю, а этого я еще совсем не знаю, но надо узнать" начинается учебная самостоятельность младшего школьника, переход от чисто исполнительского поведения старательного ученика к постоянному самосовершенствованию человека, умеющего учиться. но и оценивания учителем "знания ребенка о своем незнании".

Если учитель будет целенаправленно работать в этом направлении, то младший школьник научится не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину. И тогда вместо дошкольного "я не могу решить эту задачу" может родиться учебное "я могу решить эту задачу, если...". Выход за границу собственных знаний и умений, построение догадок о неизвестном, где нет готовых образцов, где высок риск ошибки, - в этом и состоит приращение рефлексивной способности оценивать себя.

Как же научить ребенка "знать о своем незнании"? Первым шагом могут служить задания с недостающими данными, с помощью которых на различных этапах мы учим детей "умному незнанию", "умному спрашиванию", "построению гипотез". В ситуации обучения детей "умному незнанию" учитель опирается на недоопределенные задания, когда из ряда предложенных задач часть имеет конкретное решение, а другая часть, лишь внешне похожая на первую, такого решения не имеет. На вопрос этой задачи можно ответить либо вопросом, либо утверждением: "На этот вопрос ответить невозможно".

Недоопределенную задачу можно доопределить, задав учителю вопросы. В ситуации, когда ученик оценивает, что известным способом задача не решается, для первоклассника достаточно просто самостоятельно констатировать этот факт; для второклассника выход за границы незнания проявляется в способности задать вопрос учителю с требованием доопределить задачу (добавить данные, более четко сформулировать вопрос и т.д.). Существуют уроки, на которых детей специально учат такому "умному спрашиванию", создают ситуацию, в которой учитель просит "отгадать" один-единственный вариант решения, когда задача решается несколькими способами. Такие ситуации необходимо вводить в ежеурочный обиход и сделать их такими же привычными, как стандартные тренировочные задачи, требующие лишь применения известного способа действия; необходимо сделать особенно ценным само спрашивание, требование доопределить задачу.

Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления. Можно обсудить с ребенком вслух его собственную работу (он говорит, что у него получилось хорошо, что особенно хорошо, где он допустил ошибку, на что нужно обратить внимание). После завершения письменной работы на уроке каждому ученику предлагается оценивать ее в баллах:

● если все сделано правильно - 3 балла;

● если допущены незначительные ошибки -2 балла;

● если допущены значительные ошибки, но задание написано - 1 балл (ребенок его делал, прикладывал усилия, но у него не получилось - здесь работает принцип: незнание не наказывается, стимулируется процесс познания);

● если задание не выполнено, то есть ребёнок не приложил усилий, то 0 баллов.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
-качество усвоения ключевых компетенций, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
-степень сформированности деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
-степень развития основных качеств умственной деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
- уровень развития познавательной активности и отношения к учебной деятельности;
- степень прилежания и старания.
Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями (характеристиками ученика).
Требования к оцениванию

Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результат своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.
Не менее важно требование объективной оценки. Это проявляется, прежде всего, в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на «отличников», «хорошистов», «троечников» и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику - завышает, а троечнику - занижает.
Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать своирезультаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам этого вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе:каким требованиям отвечает работа на"отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
Оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение "процентоманией", субъективность выставляемых отметок.
Следует не допускать тенденции формального "накопления" отметок, ориентировки на "среднюю" отметку", выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик имеет право исправить плохую отметку, получить высокие баллы и повысить свою успеваемость. Таким образом, следует бороться с использованием отметки как единственного "орудия" формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ от «процентомании». Необходимо совершенствовать, методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.
Еще одной важной проблемой оценивания являются отметки в первом классе. Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся первого класса в течение всего года.Отметка как цифровое оформление вводится только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок.
При использовании цифровой отметки следует различать количество ошибок по текущему учебному материалу и по пройденному материалу.
Например: "2" - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость вопроса, отсутствие аргументации, ошибочность ее положений.
Введена отметка за внешнее впечатление от работы. Снижение отметки «за внешнее впечатление от работы» допускается, если:

· в работе имеется не менее двух неаккуратных исправлений;

  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

2. Требования образовательного стандарта к результатам изучения предмета «Русский язык».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 140.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...