Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Трудоспособность, основное понятие и виды нарушений.




 Профилактическое направление в здравоохранении определяется комплексом социально-экономических мероприятий, осуществляемых государством, органами и учреждениями здравоохранения. Эти мероприятия имеют целью устранение причин и условий, порождающих заболевания и травматизм, укрепление здоровья, повышение активности и долголетия людей. Здоровье неразрывно связано с трудоспособностью. Поэтому вопросам теории и практики экспертизы трудоспособности уделяется большое внимание. Медико-социальная экспертиза это раздел медицинской науки и практики, основной задачей которого является определение вида и степени утраты трудоспособности. Экспертиза трудоспособности является важной составной частью лечебно-профилактической работы врача. Своевременное освобождение заболевшего от работы часто становится решающим фактором, способствующим выздоровлению. Качество экспертизы трудоспособности оказывает большое влияние на процесс лечения. Во многих случаях труд оказывает благоприятное лечебное воздействие, стимулирует функции организма. Поэтому очень важное значение приобретает своевременное направление выздоравливающего на работу. Трудоспособность социально-правовая категория, отражающая способность человека к труду, определяемая уровнем его физического и духовного развития, а также состояния здоровья, профессиональными знаниями, умением и опытом. Различают общую и профессиональную трудоспособность. Общая трудоспособность это способность человека к неквалифицированному труду в обычных условиях. Профессиональная трудоспособность способность данного работника к труду по своей профессии (специальности) и квалификации, либо по другой адекватной ей профессии (специальности). В зависимости от того, какой объем трудовых функций и в каких производственных условиях может выполнять работник по состоянию своего здоровья, различают: полную (общую и профессиональную) трудоспособность; частичную (неполную) трудоспособность; Полная общая трудоспособность способность выполнять неквалифицированную работу в нормальных условиях. Полная профессиональная трудоспособность это способность работника выполнять все трудовые функции по имеющейся у него профессии или занимаемой должности в тех производственных условиях, в которых он работал.

Частичная трудоспособность способность к профессиональному или неквалифицированному труду, сохранившаяся у лиц, перенесших заболевание или увечье. Объем частичной трудоспособности зависит от степени утраты профессиональной и общей трудоспособности. При частичной профессиональной трудоспособности работник может выполнять лишь часть трудовых функций по своей или равной ей квалификации, либо все трудовые функции, но в облегченных условиях труда, либо по другой, менее квалифицированной профессии. Частичная общая трудоспособность это способность работника выполнять в ограниченном объеме или в облегченных условиях неквалифицированную работу. Таким образом, трудоспособность это такое состояние организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяют человеку выполнять определенного объема и качества профессиональную работу в обычных условиях производства. При этом выполнение работы не должно приносить ущерб здоровью и быть эффективно для трудовой деятельности. Под физическими возможностями понимается конкретное функциональное состояние организма, под духовными возможностями наличие профессиональных навыков. Определенный объем и качество работы характеризуются такими параметрами этих показателей, к которым человек полностью адаптирован. Нетрудоспособность (нарушение трудоспособности) это состояние организма, обусловленное заболеванием, травмой и их последствиями или другими причинами, когда выполнение профессионального труда полностью или частично, в течение ограниченного времени или постоянно невозможно. Если изменения в состоянии здоровья носят временный обратимый характер, и в ближайшее время ожидается выздоровление или значительное улучшение, а также восстановление трудоспособности, то такой вид нетрудоспособности считается временным. Виды нетрудоспособности: временная (полная и частичная); стойкая (полная и частичная); Временная нетрудоспособность состояние организма человека, обусловленное заболеванием или травмой, при котором нарушения функций сопровождаются невозможностью выполнения профессионального труда в обычных условиях в течение ограниченного времени (иногда временная нетрудоспособность может быть обусловлена другими социальными и медицинскими факторами, предусмотренными законодательством). Временная нетрудоспособность может быть:

Полной (невозможность выполнения любого труда на определенный срок; необходимость специального режима и лечения); частичной (временная нетрудоспособность в отношении своей профессии при сохранении способности выполнять другую работу с облегченным режимом или уменьшенным объемом). Такой больной нуждается в переводе на другую работу на определенный срок. Временные переводы на другую работу чаще применяются при ушибах или ранениях без воспалительной реакции и ухудшения общего состояния здоровья, при незначительно выраженных заболеваниях, после обострения хронического заболевания и т.п. Временная нетрудоспособность считается полной, когда больной в связи с заболеванием или травмой нуждается в освобождении от всякой работы на определенный срок. При полной временной нетрудоспособности лечащий врач выдает документ, удостоверяющий временную нетрудоспособность граждан. Временная нетрудоспособность чаще всего возникает при острых заболеваниях (грипп, ангина, пневмония и др.) и травмах, а также при обострениях хронических заболеваний (ревматизма, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, холецистита и др.). Временный характер утраты трудоспособности определяется при этом благоприятным клиническим и трудовым прогнозом, быстрым и полным восстановлением функций организма. Причины временной нетрудоспособности: заболевание; травма (несчастный случай на производстве и в быту); санаторно-курортное лечение и медицинская реабилитация; уход за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенкоминвалидом; карантин; протезирование; беременность и роды. Стойкое нарушение трудоспособности (инвалидность) состояние организма, при котором функциональные или органические нарушения, обусловленные заболеванием, увечьем или анатомическим дефектом, носят устойчивый или постоянный характер и препятствуют выполнению (продолжению) работы по основной профессии (полностью или частично) на длительный срок или постоянно. Под основной профессией следует понимать наиболее квалифицированную из всех выполняемых больным или это может быть профессия, приобретенная в результате специального образования или обучения. Основным критерием оценки трудоспособности должно быть соответствие требований, предъявляемых профессией (трудовой

Деятельностью, возможностям организма при наличии конкретного заболевания, травмы или увечья. Следовательно, при определении трудоспособности следует оценивать 2 группы факторов медицинские и социальные. Медицинские критерии: своевременно поставленный, точный, полный клинический диагноз с учетом выраженности морфологических изменений, степени функциональных нарушений, тяжести и характера течения заболевания, осложнений; большое значение имеет клинический прогноз. Социальные критерии: отражают все то, что связано с профессиональной деятельностью больного (характер физического или нервно-психического напряжения; организация, периодичность и ритм работы; нагрузка на отдельные органы и системы; наличие благоприятных условий труда и профессиональных вредностей; опыт и стаж работы) и трудовой прогноз. Одним из главных критериев нетрудоспособности является наличие заболевания. Но не всегда больной человек должен быть нетрудоспособным. Возьмем двух людей разных профессий с одним и тем же заболеванием: балерина и преподаватель с растяжением связок голеностопного сустава. Имеется в наличии заболевание. Однако балерина с растяжением связок не может выступать на сцене, а преподаватель может вести занятия со студентами, читать лекции. Медицинский критерий является ведущим в определении нетрудоспособности. Однако не всегда именно заболевание является признаком нетрудоспособности. Бывают случаи, когда здоровый человек не может трудиться в своей профессии. Например, у жены повара обнаружен вирусный гепатит. Сам повар здоров, однако он не может готовить пищу, т. к. у него есть контакт по гепатиту. Поэтому, основной задачей экспертизы трудоспособности является определение возможности данного человека выполнять свои профессиональные обязанности в зависимости от медицинского и социального критериев. Стойкая утрата трудоспособности характеризуется таким состоянием больного, когда заболевание и вызванные им функциональные расстройства в организме приобретают длительный или постоянный (иногда необратимый) характер и полностью препятствуют выполнению профессиональной деятельности. Под инвалидностью (invalidus слабый, немощный) следует понимать стойкое, длительное или постоянное нарушение трудоспособности, либо значительное ограничение, возникшее вследствие болезни, анатомического дефекта, травмы, приводящее к необходимости прекращения профессионального труда на продолжительный период или требующее значительного изменения его условий и характера труда,

Назначение различных видов государственного социального обеспечения (пенсия, трудоустройство, профессиональное обучение, протезирование и т. д.), гарантированное законодательством. Стойкая утрата трудоспособности, как и временная, может быть частичной или полной. При частичной стойкой утрате трудоспособности вследствие хронического заболевания или последствий травмы человек теряет возможность выполнять свою работу, но может работать в другой профессии или при других условиях труда. В этих случаях при выраженном нарушении анатомо-морфологических или функциональных соотношений, при значительном снижении квалификации обычно устанавливают III группу инвалидности. Важно подчеркнуть, что хроническое заболевание или анатомический дефект не во всех случаях являются основанием для установления группы инвалидности. Поэтому в случаях частичной стойкой утраты трудоспособности, когда по состоянию здоровья и при наличии трудовых навыков возможно трудоустройство без материального ущерба и значительного снижения квалификации, инвалидность не устанавливается. В то же время, изменение объема работы или переход на другую работу более низкой квалификации может осуществить и совершенно здоровый человек. При полной, постоянной или длительной стойкой утрате трудоспособности в связи с хроническим заболеванием или последствиями травмы противопоказаны все виды труда вследствие возможности ухудшения течения заболевания под влиянием трудовой деятельности. В этих случаях обычно устанавливают II группу инвалидности. В тех случаях, когда наступила полная стойкая, постоянная или длительная потеря трудоспособности и инвалид при этом нуждается в постоянном постороннем уходе,обычно устанавливается I группа инвалидности. Таким образом, тяжесть инвалидности может быть различной: от ограничения трудоспособности в основной профессии до полной ее утраты во всех видах профессиональной деятельности. В зависимости от степени потери или ограничения трудоспособности установлены три группы инвалидности: I группа инвалидности: стойкие и тяжелые нарушения функций организма, при которых больной утратил полностью постоянно или длительно трудоспособность и нуждается в постоянной посторонней помощи, уходе или надзоре. В некоторых случаях инвалиды первой группы приспосабливаются к отдельным видам труда в особо созданных условиях. II группа инвалидности: значительно выраженные функциональные нарушения, которые не вызывают необходимость в постоянной посторонней помощи. Больные полностью и длительно нетрудоспособны; лишь в отдельных случаях больным разрешают труд в специально созданных условиях или на дому.

III группа инвалидности: значительное снижение трудоспособности вследствие хронических заболеваний или анатомических дефектов. Больные нуждаются в значительных изменениях условий труда в своей профессии, что приводит к сокращению объема производственной деятельности, снижению квалификации. Кроме того к этой категории относятся лица, которые не допускаются к выполнению своей работы по эпидемиологическим показаниям (например, при туберкулезе). Инвалидность III группы может устанавливаться ограниченно трудоспособным учащимся и лицам до 40 лет, нуждающимся в приобретении специальности, а также лицам с низкой квалификацией или не имеющим профессии (на период обучения или переобучения). Установление факта стойкой утраты трудоспособности сложный и ответственный акт. В нем принимают участие органы и учреждения здравоохранения (лечащие врачи ЛПУ, клинико-экспертные комиссии и др.) и органы социальной защиты населения; при этом, первые только выявляют признаки инвалидности, а вторые ее законодательно устанавливают. При освидетельствовании больного необходимо установить не только группу инвалидности, но и указать ее причину, т. е. социальнобиологические условия, при которых возникла инвалидность. В прямой зависимости от причины инвалидности государственное законодательство устанавливает размер пенсий, объем и характер других видов социальной помощи. Предусмотрены следующие виды стойкой нетрудоспособности или причины инвалидности: Инвалидность вследствие общего заболевания. Общее заболевание является наиболее частой причиной инвалидности. Оно устанавливается в тех случаях, когда заболевание, приведшее к потере трудоспособности, наступило в период трудовой деятельности или учебы в высших и средних учебных заведениях, различных курсах по усовершенствованию или переподготовки, при обучении в аспирантуре и ординатуре. Это заболевание никаким образом не связано с профессиональными вредностями на работе. Кроме того, общее заболевание устанавливается при несчастных случаях в быту, на улице, на отдыхе. Инвалидность в связи с трудовым увечьем. Трудовое увечье как причина инвалидности устанавливается в случаях, когда травма, приведшая к ней, произошла при обстоятельствах, прямо или косвенно связанных с производством, и была расценена как несчастный случай на производстве. Инвалидность вследствие профессионального заболевания.

 Инвалидность вследствие профессионального заболевания устанавливается в том случае, если воздействие профессионального фактора явилось единственным этиологическим моментом в развитии заболевания. Больные, признанные инвалидами вследствие профессионального заболевания, имеют право на пенсионное обеспечение независимо от длительности трудового стажа, размеры пенсий у них выше, чем у инвалидов вследствие общего заболевания. Инвалидность с детства. Инвалидность до начала трудовой деятельности. Этот вид инвалидности устанавливается в тех случаях, когда заболевание или травма возникли в возрасте старше 16 лет (у учащихся старше 18 лет), но до начала трудовой деятельности. Инвалидность у бывших военнослужащих.

Саморегуляция

 (лат. regulare - приводить в па-рядок, налаживать) - это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Природа обеспечила человека не только способностью адаптации, приспособления организма к изменяющимся внешним условиям, но и наделила возможностью регулировать формы и содержание своей активности. В этом плане различают три уровня саморегуляции:

- непроизвольного приспособления к среде (поддержание постоянства кровяного давления, температуры тела, выброс адреналина при стрессе, адаптация зрения к темноте и др.);

- установки, обусловливающей слабо осознаваемую или неосознаваемую готовность индивида действовать определенным образом посредством навыков, привычек и опыта при предвосхищении им той или иной ситуации (например, человек по привычке может использовать излюбленный прием при выполнении какой-то работы, хотя информирован о других приемах);

- произвольной регуляции (саморегуляции) своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.) Отмечая тесную внутреннюю связь всех уровней, реализуемых в едином для них объекте - человеке, остановимся на последнем. С позиций рассматриваемой проблемы самосознания наибольший интерес представляет именно уровень произвольной регуляции. При этом следует учесть, что саморегуляция требует обязательного учета индивидуальных особенностей человека, его личностных характеристик и конкретных ситуативных аспектов. Включенность в процесс саморегуляции столь многочисленных взаимосвязанных факторов различной природы требует специального изучения. В рамках данного пункта представляется целесообразным ограничиться общими положениями о механизмах саморегуляции и иллюстративными примерами их действенности.

Саморегуляция базируется на совокупности закономерностей функционирования психики и их многочисленных следствиях, известных в виде психологических эффектов. Сюда можно отнести:

- активирующую роль мотивационной сферы, порождающей деятельность (в широком смысле слова) индивида, направленную на изменение своих характеристик;

- управляющий эффект психического образа, произвольно или непроизвольно возникающего в сознании индивида;

- структурное и функциональное единство (системность) всех психических познавательных процессов, обеспечивающих эффект воздействия индивида на собственную психику;

- единство и взаимообусловленность сфер сознания и бессознательного как объектов, через которые индивид реализует регулирующие воздействия на себя;

- функциональную взаимосвязь эмоционально-волевой сферы личности и ее телесного опыта, речи и мыслительных процессов.

Начало саморегуляции должно быть увязано с выделением у себя конкретного мотивационного противоречия - своеобразного пароля для входа в себя. Именно такие противоречия являются движущей силой, стимулирующей перестройку отдельных сторон своей личности. В качестве примеров можно привести несоответствие материального уровня культурному, завышенные притязания относительно реальных возможностей. При выделении ведущих противоречий следует учитывать возможность непосредственного воздействия на управляющий фактор с нравственной, материальной и временной точек зрения.

Приемы саморегуляции построены на механизмах рефлексии, концентрации внимания, воображения, представления, релаксации, медитации, самовнушения, нейролингвистического программирования (НЛП) и др.. Рассмотрим примеры.

Самый ранний опыт самопознания и, следовательно, саморегулирования связан с телесными ощущениями. Этот опыт практически на протяжении всей жизни человека помогает ему формировать свой образ «Я» и совершенствовать личность. Мудрец Мишель Монтень в своих «Опытах» рассказал, что по мере многократного снятия с себя слепков у него росло ощущение «усовершенствованности» образца - оригинала. Не секрет, что поза, мимика, выражение лица, положение туловища, походка, осанка головы влияют на настроение человека. С тем же успехом настроение влияет на позу, походку, выражение лица. Известная киноактриса Софи Лорен не ошибалась, говоря, что ничто так не красит женщину, как убежденность в своей красоте.

Единство тела и внутреннего мира личности позволяет понять состояние и чувства собеседника. Вряд ли девушка поверит тому, кто произносит вечные слона «Я тебя люблю», сложив руки в «позу Наполеона». Кстати, эта поза на уровне подсознания практически исключает пылкость, чувственность признания в любви.

Язык - не просто оболочка мысли. В филогенезе человечества язык превратился в самый мощный фактор формирования, программирования внутреннего мира личности. Примитивность речи индивида свидетельствует об убожестве его духовного состояния. В языке отражается даже душа целого народа. В японском языке заложены вежливость, недопустимость прямого противостояния с собеседником, готовность соглашения с его возможными возражениями. Английский язык призван маскировать эмоциональность и восприимчивость натуры британцев, хотя, как и для любой нации, им эти черты характера далеко не чужды. В четкости, отрывистости звучания немецкого языка всплывают черты точности, аккуратности и порядка. По всей вероятности, процессы формирования, развития языка и личности в филогенезе протекали навстречу друг другу.

Усваивая язык, люди усваивают вместе с ним то, что в него заложено, и тем самым программируют свое повседневное поведение. Подсчитано, что в русском языке более 70 % слов общего лексикона, обозначающего характеристики человека, имеют негативное значение. В этой связи русской интеллигенции приписывается склонность к излившей самокритичности, недовольству собой, «самоедству» и, как результат, потребность все изменять, революционизировать: В книге «1984» Дж. Оруэлл пофантазировал о том, что происходит с людьми, если принудить их разговаривать на языке, из которого полностью иск п.. ясны слова, обозначающие желаемые для них состояния. Эти слова заменялись словами, отрицающими не желательные состояния (например, вместо «здоровье следовало говорить «не боль», вместо «радость» - «не горе» и т.п.). В результате люди думали не о желаемом, а о том, как бы избежать нежелательных состояний.

Авторы нейролингвистического программирования (НЛП) дают ряд рекомендаций, касающихся влияния языка на психику человека. В частности, они предлагают:

- обозначать в общении с другими людьми (и мысленно для себя) свои желаемые (приятные) чувства, действия и состояния с помощью имен существительных. Например, «у меня большая радость», но не «у меня депрессия». Это объясняется тем, что употребление имен существительных для передачи своих переживаний и состоянии приводит к усилению этих со стояний;

- избегать формулировок своих желаний, целей, намерений, опасений в грамматической форме отрицания. Когда человек говорит собеседнику: «Не переживай!», мозг последнего автоматически игнорирует частицу «не» и воспринимает фразу как команду на начало переживания.

Существенные ресурсы перемен в себе заложены в психических познавательных процессах: фантазии, воображении, памяти, представлении. Но все эти возможности имеют оговорку, начинающуюся с частицы «не». Несколько иллюстративных примеров.

В соответствии с законом «самореализующегося пророчества» представление индивида о своем будущем оказывает существенное влияние на его жизнь. Включаясь в реальную повседневную жизнь индивида, оно программирует ее, заставляет активнее искать то, что непосредственно касается имеющегося представления. Происходит своеобразное кодирование психики индивида знанием своего будущего. Среди популярных тестов имеется самооценочный тест под названием «Доживешь ли ты до 70 лет». Как правило, журналисты помещают его в многотиражных изданиях для развлечения читателей. Ответив на вопросы и получив отрицательный ответ, человек, у которого еще нет беспокойств по поводу своего здоровья, снисходительно улыбнется и забудет сей инцидент. Но как только появится повод (даже не причина) для беспокойства о своем состоянии, немедленно из памяти всплывает информация о результатах того самого теста и уже на протяжении последующей жизни будет корректировать поведение индивида.

Вопросы саморегуляции связаны и с ответом на вопрос «Жить прошлым, настоящим или будущим?», не имеющим однозначной трактовки. Ясно только одно: взгляды, ценности и поведение различных людей зависят в сильной степени от преимущественной ориентации на время, которым они доролеат. Те, у которых главные ценности остались в прошлом, консервативны в своих взглядах, побуждениях, поступках. Те, кто живет сегодня «светлым завтра», в ущерб своему будущему игнорируют прошлый и даже настоящий опыт. Тем, кто живет по принципу «здесь и сейчас», ситуативная суета закрывает опыт прошлого и видение будущего. Объединить в себе все времена - задача психологически сложная и практически всегда требует от человека больше того, на что он способен. Переносясь во времени в те счастливые моменты, когда проявлялись лучшие стороны личности, индивид закрепляет в себе эти стороны. Проектируя образ своего будущего, индивид, избежав опасности превращения в маниловского мечтателя, становится более целеустремленным. Живя настоящим, Индивид получает возможность наслаждаться ежедневными мелкими радостями, но затруднит себе ответ на вон рос «Зачем я жил?», который рано или поздно приходит к каждому живущему на земле.

На основе принципов саморегуляции психология предлагает множество эффективных тренингов по развитию самосознания. Вместе с тем следует прислушаться к такому совету: всякий тренинг - это лишь ткань, из которой вы сами можете сшить что-то нужное для себя. И это нужное будет вам к лицу, если во время шитья это лицо не упускалось ни на миг.

В результате продолжительных соматических болезней, эмоциональных перегрузок, депрессии или нахождения в пограничных состояниях, вызванных травмами физической или социальной природы, у человека могут наблюдаться нарушения сферы сознания. При этом они в первую очередь касаются способности человека осознавать себя, т.е. самосознания, и лишь затем возможна потеря способности к отражению объектов внешнего мира

К нарушениям самосознания относят деперсонализацию, дереализацию, депривацию телесной идентификации, помрачнение и выключение сознания, отсутствие саморегуляции. Деперсонализация характеризуется чувством потери себя или личностной идентификации. Человек становится незнакомцем по отношению к себе, к своей личности, теряет представление о своем образе «Я», столь долго формировавшемся в течение всей его жизни. Он ощущает себя лишним человеком в обществе, «пятым колесом в телеге», до которого нет никому дела. Собственно, аналогичные чувства он испытывает и по отношению к близким, родственникам, друзьям и знакомым.

Дереализация сопровождается потерей чувства существования окружающего мира и, конечно, собственного нахождения в этом мире. Депривация телесной идентификации характерна для состояний, когда человек не может «собрать» мысленно воедино отдельные органы своего тела, а иногда ощущает их существующими автономно от своего организма.

Помрачнение сознания проявляется в потере чувства времени, способности оценивать текущую ситуацию, в «кусочном» восприятии происходящих событий. Иногда при этом наблюдается эффект раздвоения личности: человек живет как бы в двух измерениях, противостоящих друг другу, в двух борющихся друг с другом личностях. Выключение сознания имеет широкий спектр проявлений: затруднение ощущения И восприятия внешних раздражителей из-за понижения порогов чувствительности, вялость мышления, примитивность речи, рассеянность внимания, застывшая мимика.

Нарушение саморегуляции имеет место чаще всего при испытании психических травм. Самосознание человека резко ограничивается и сосредоточивается исключительно на переживании недуга. Иногда теряется способность сравнивать свои действия с их результатами, корректировать допущенные ошибки.

Самонаблюдение

-метод самопознания, при котором объектом наблюдения являются состояния и действия самого наблюдающего человека. Самонаблюдение складывается в ходе психич. развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внеш. восприятия: от бессловесного и внесмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что происходит обобщение внутр. форм психич. деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции (к овладению собственным поведением, по Л. С. Выготскому).

Самонаблюдение - субъективный процесс, опосредованный индивидуально-психол. особенностями наблюдающего, в первую очередь - его самооценкой. Это накладывает существ, ограничения на достоверность подобного наблюдения. Самонаблюдение никогда не ограничивается констатацией того или иного ощущения или переживания; его результаты окрашены эмоциональной оценкой. В процессе Самонаблюдение человек стремится не только отметить некоторый факт, но и дать ему соответствующее объяснение. В качестве такого объяснения человек бессознательно избирает наиб. приемлемое для себя, не позволяющее поколебать сложившуюся самооценку. При этом срабатывают своеобразные механизмы психол. защиты, когда человек старается оградить себя от неприятных переживаний и склоняется к благовидному толкованию своих побуждений и поступков.

Метод, проблема, которую ставит Самонаблюдение перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психол. исследования, сохраняя за последним объективный науч. характер.

Проблема Самонаблюдение имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в эксперим. психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психол. эксперимента и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено «внутр. восприятию», протекающему в естеств. условиях. Самонаблюдение проходящему при «наивной», обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитич. установке, позволяющей непосредственно постигать психол. реальность. При этом психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания - ощущений, представлений, чувств и их атрибутов - интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула».

Коренному пересмотру положения «аналитич. интроспекции» подверглись в гешталетпсихологии, согласно которой целое не складывается из суммы элементов. Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую» установку на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.

В целом Самонаблюдение нельзя признать самостоятельно методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирич. материал, в котором объект изучения представлен в требующей спец. истолкования форме.

Как средство самопознания Самонаблюдение оказывается весьма полезным, если приняты во внимание те неизбежные ограничения, которые наложены субъективным характером этого процесса. Рациональные и полезные выводы на основе Самонаблюдение возможны тогда, когда оно совмещается с трезвым и осознанным самоанализом. Для достижения большей объективности последнего необходимы знания о психол. закономерностях становления и функционирования личности.

Самооценка

 - элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравств. качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, к-рые человек перед собой ставит. Адекватная Самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная). Самооценка деформирует внутр. мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармонич. ному развитию.

Самооценка складывается, во-первых, под влиянием тех оценок, к-рые дают человеку др. люди. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, он оценивается окружающими. Пренебрежение к такого рода «внешней» оценке редко бывает искренним, человек так или иначе ее учитывает. Во-вторых, Самооценка формируется в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек видит сам себя). с образом идеального «Я» (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармонич. ному душевному складу личности. Самооценка зависит также от того, в какой мере человек чувствует себя принадлежащим к значимой для него социальной группе.

В формировании Самооценка на ранних ступенях развития ребенка большую роль играют оценки окружающих, поскольку на анализ собств. деятельности он еще не способен. Положит, оценки со стороны взрослых являются важным условием сохранения ребенком эмоционального благополучия. В дальнейшем, по мере накопления опыта все большее значение в поведении начинает приобретать оценка результатов собств. деятельности. Постоянно формирующаяся устойчивая Самооценка в известной мере освобождается от оценок окружающих, становится самостоятельным регулятором поведения ребенка. Иногда возникает расхождение между Самооценка и оценками со стороны окружающих. Если эти оценки выше Самооценка, то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности, когда человек стремится достигнуть уровня оценки окружающих. Если же Самооценка превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к острому внутриличностному конфликту.

Успешность пед. воздействия на ребенка в значит. степени определяется тем, какую Самооценка удается сформировать в процессе обучения и воспитания. Достаточно высокая адекватная Самооценка позволяет ребенку легче усваивать новый материал в учении, уверенно браться за новое дело, высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других.

Доброжелательность к ребенку со стороны родителей, заинтересованность в его делах, разумная требовательность и демократизм в семейных отношениях - необходимые условия развития адекватной Самооценка ребенка. Излишняя авторитарность родителей, тенденция к оценке не усилий, а успешности результата в любой деятельности приводят к развитию заниженной Самооценка.

Установка

-в психологии, неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности; состояние мобилизованности, готовности к действию, обусловленное наличием у субъекта потребности и соответствующими условиями ее удовлетворения. У. - механизм регуляции деятельности; ее регулирующая функция проявляется в форме направленности на решение определенных задач. Понятие установка было первоначально введено в конце 19 в. в экспериментальной психологии. В 20 в. понятие социальной установке вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (общества) на те или иные общественные ценности и социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий). Теория установки широко разработана Д.Н. Узнадзе и его школой, рассматривающими установку как готовность субъекта к восприятию будущих событий и совершению действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Выявлены различные свойства и виды установок. Теория установки выступает в качестве конкретно-научной методологии для различных отраслей психологии, в т.ч. возрастной психологии. Установка обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер протекания деятельности, служит средством ее стабилизации и развития в заданном направлении. Это имеет и негативную сторону - установка может стать фактором сопротивления изменениям и нововведениям. Уже в детском возрасте в соответствии с законами формирования и изменения У. у человека возникает определенное отношение к осн. жизненным ценностям, различным видам деятельности. Исходя из закономерностей формирования установки, становится возможным охарактеризовать множественные психические и личностные особенности человека. Управление установкой является важнойпрактической проблемой и составляет одну из задач воспитания.

Заключение.

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных характеристик», которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.

В тоже время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимостьоткрывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье населения страны - наряду с другими качественными характеристиками - приобретает роль ведущего фактора экономического роста.

Уровень здоровья и физического развития – одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности.Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека.

Физическая подготовленность - это результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Она характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения навыками (высокая, средняя, низкая).

Уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни.

 

Список используемой литературы.

1. «Прозрение», Н.Н. Острожная, О.П. Мазурова.

2. Все о здоровом образе жизни. Ридерз Дайджест 1998г

3. Шаталова Г.С. Философия здоровья. М, 1997.

4. И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. Школа здоровья.

5. Вайцеховский С. М. Книга тренера. - М., 1971.

6. 2. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студента //Среднее профессиональное образование, 1995, №4,5,6; 1996, №1,2,3

7. 3. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 1987.

8. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М.: Мысль, 1990.

9. Кабачков В.А., Пономарчук В.А. Тренажеры в школе: Кн. для учителя. М., 1992.

10. Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта. (Пер. с венгр.) /Под общей ред. В.В. Столбова. - М.: Радуга, 1982.

11. 7. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: учебник для институтов и техникумов физической культуры. М.: ФиС, 1990.

12. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-Спорт. 2001.

13. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Астрель - АСТ, 2002.

14. Настольная книга учителя физической культуры 'Под ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт. - сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В. Кузина. Н.Д. Ни-кандрова. - М.: Физкультура и спорт. 1998.

15. Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия, М : Физкультура и спорт, 2000.

16. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подго­товка студентов технических вузов. - М.: Высшая школа. 1985.

17. Решетников Н.В., Кислииин Ю.Л. Физическая культура. Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. 2-е изд., пе­реработ, и доп. - М.: Изд. центр «Академия», Мастерство. Высшая школа, 2000.

18. Сирис П.З., Кабачков В.А. Профессионально-прикладная направ­ленность физического воспитания школьников: Кн. для учителя. М., 1988.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...