Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел У1 Искусство европейского Средневековья




 

Лекции 16 - 17

Искусство Византия

Византия - Восточная Римская империя (330/395 – 1453 гг.)

 

Хронологические рамки:

330 г. – разделение Римской империи на две части (Западную и Восточную), перенос столицы Восточной Римской империи в Константинополь императором Константином и переименование города (б. Византий)

 

Новая столица – Константинополь (бывший город Византий, колония греческого города Мегары, основана в УП в. до н.э. на берегах пролива Босфор у мыса Золотой Рог)

 

Включала Балканский полуостров и восточные провинции империи, значительно расширила свои владения за счет военной экспансии в VI в. при императоре Юстиниане

 

395 г. – Константинополь – столица Восточной Римской империи

 

В эпоху своего расцвета VI - VII вв. Византия включала в свой состав обширные территории, куда входили Северная Италия, Балканский полуостров и восточные провинции империи; она значительно расширила свои владения за счет военной экспансии в VI в.

 

1204 – взятие Константинополя крестоносцами (западноевропейскими рыцарями, участниками IV Крестового похода) и временный распад империи до середины XIV в.

 

29 мая 1453 г. Византия пала, когда столица империи была захвачена турками-османами, и «Второй Рим», Восточная Римская империя прекратила свое существование. 

 

«Наследниками» Византии и ее духовными преемниками провозгласили себя государи Великого княжества Московского («Москва - третий Рим, а четвертому не бывать»)

 

Христианство – монотеистическая (единобожие) государственная религия Восточно-Римской империи (православие)

Восточная Римская Империя – теократическое государство. Христос – символический глава государства. Император – помазанник божий и наместник Христа на земле

Верховная власть светского и духовного владык - обеспечивается союзом императора и Константинопольского патриарха (главы православной церкви).

 

Византийцы называли себя ромеями; официальный язык – греческий

 

Сохранили наследие античной цивилизации и культуры на своих землях (систему административного управления, римское право, основы культуры, в том числе и художественной) и обеспечили прямую преемственность традиций от античности к средневековью

 

Периоды:

Юстиниановский – VI – первая половина VII вв.

Иконоборчества – сер. VII – начало IX вв.

Правления императоров Македонской династии – IX – начало XII вв.

Правление династии Комнинов – ХП – начало ХШ вв. (до 1204 г.)

Палеологовский «ренессанс» - середина XIV(с 1361) – середина XV в. (до 1453 г.)

 

Символический язык искусства имеет сакральный (священный) характер и воплощает духовные ценности и смыслы православного мировоззрения

 

Основа византийского религиозного искусства - храмовый синтез искусств – воплощается в религиозном действе православной литургии – церковной службы - (взаимодействие сакральной архитектуры, монументальной живописи (мозаики/фрески на сводах, куполах, в конхе апсиды), системы освещения (сочетание естественного света и искусственного, свечного, паникадила), одеяний священнослужителей, хоровых песнопений, греческой риторики, церковного книжного слова, драгоценной напрестольной утвари (светильники, кадильницы, канделябры, различные сосуды (потиры, чаши, блюда), узорные ткани), аромата курений (ладана) для достижения верующими состояния вознесения духа и переживания духовного блаженства.

 

Храм – это образ и символ присутствия Царства Божия (Небесного Иерусалима) на земле

Архитектура:

каркасно-сводчатая конструкция,

техника кирпичной кладки (в столице) или кирпично-каменной кладки (в Греции) на цемяночно-известковом растворе:

 

Типы зданий:

· Базилики римского (вытянутые) и сирийского типа (укороченные, без трансепта) – от раннехристианской архитектуры

· Купольные базилики VI в. в столице империи Константинополе (Св. Софии, Св. Ирины, Свв. Сергия и Вакха)

· Крестово-купольный тип храма (храм на 4-х колонках, вписанного креста и др.) – с IX века сложился - канонический - в православной архитектуре.

 

Самый прославленный храм Византийской империи – патриарший храм Св. Софии (Божественной Премудрости) – был построен в VI в. (532-537 гг.) в Константинополе малоазийскими зодчими Анфимием из Трал и Исидором из Милета по прямому указу императора Юстиниана, который лично курировал его строительство. Это купольная базилика, храм с уникальным пространственно-пластическим решением

 

Крестово-купольный храм (или храм вписанного креста, или храм на 4-х колоннах) – главное наследие византийской архитектуры, канонический тип храма, отвечающий особенностям православного культа, сложился к IX веку в провинциях империи

 

Он имеет форму равноконечного греческого креста с 1 или 5 куполами (главный в центре на средокрестии и четыре по углам рукавов креста), образующими ступенчатую повышающуюся к центру структуру

 

Купол с барабаном на парусах (или тромпах), опирающийся на 4 столба (колонны); система организации сводов полуциркульных и крестовых с распределением нагрузки на опоры (вертикальной и силы давления бокового распора)

 

Его формирование обусловлено традициями раннехристианского церковного строительства, спецификой православного храмового действия, требующего кругового обхода церковного пространства и наглядного соединения общины верующих в общем молитвенном устремлении к Богу

 

Символика храмового пространства (определенные пространственные зоны храма имеют большую символическую ценность и сакральное значение, нежели другие):

 

В структуре храма присутствует четко выраженная пространственная иерархия:

 

· верхние части более сакральны, чем нижние,

· правые важнее, чем левые,

· центр более сакрален, чем периферия

· освещенные части более важны, чем затемненные

 

Наиболее сакральными зонами являются:

 

1. по горизонтали - апсида, символически отождествляющаяся с Богоматерью, с Вифлеемской пещерой и с Голгофой, т.е. с Рождеством и Распятием Христа (началом и концом его земной жизни),

 

2. по вертикали – купол вместе с барабаном, символизирующие небеса, Царство Божие, то место, где незримо присутствует Господь вместе с общиной верующих

 

Соответствующее значение имеют канонические сюжеты храмовой росписи, размещенные в строго определенных местах храма:

 

· купол – Христос Вседержитель (Пантократор), Вознесение Христа, Сошествие Св. Духа на апостолов, Вознесение креста (в грузинских храмах)

· барабан купола – апостолы / пророки

· паруса сводов – апостолы-евангелисты либо сцены Рождества, Принесения во храм, Крещения, Преображения Христова

· конха апсиды – Богоматерь Оранта (Одигитрия); при отсутствии купола – Христос Пантократор

· триумфальная арка – Благовещение (на столбах); Деисус – молитва перед Христом Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов, святых апостолов за человечество (в центре архивольта)

· стены – сцены Ветхого и Нового Завета

· В декоративном убранстве храмового пространства пол покрывается мраморной мозаикой, стены до начала сводов покрываются плитами отшлифованного мрамора, а верхние части стен, своды, купола покрываются сюжетными мозаичными изображениями на золотом фоне либо фресками (сербские, болгарские, русские храмы и византийские ХIV‒ХV вв.)

 

Скульптура круглая (статуи) в православном искусстве Византии отсутствует, дабы избежать языческого идолопоклонства, но сохраняется в виде рельефов на пластинках слоновой кости со сценами предстояния императоров Христу, а также двунадесятых праздников (12 основных событий жизни Христа и основные праздники христианского календаря), выполненных из стеатита как нагрудные складни

 

Двунадесятые праздники:

1. Рождество Богородицы

2. Благовещение

3. Рождество Христово

4. Принесение во храм

5. Крещение

6. Преображение

7. Воскрешение Лазаря

8. Вход в Иерусалим

9. Распятие

10. Воскрешение (Сошествие во ад)

11. Сошествие Св. Духа на апостолов

12. Успение Богоматери

 

Небольшие фигурки с портретными изображениями императоров ранневизантийского времени (V - VII вв.), выполненные из полудрагоценных пород камня, иногда встречаются

 

Живопись монументальная на сводах, куполах, парусах, в конхе апсиды православных храмов

 

Техники монументальной живописи:

· мозаика смальтовая на золотом фоне,

· фреска (в поздневизантийский период, в провинциях империи и в православных странах (Сербия, Болгария, Русь)

Ктиторские композиции:

Ктиторы (греч.)=(донаторы-лат.) - жертвователи (дарители) на храм, высокопоставленные сановники или сам император и его семья, субсидирующие постройку храма, в котором многие из них находили приют и монашеский постриг на закате жизни по устранению от активных государственных дел

 

Первые ктиторские композиции были представлены в апсиде храма Сан Витале в Равенне (Св. Виталия, покровителя города Равенны) в эпоху императора Юстиниана (VI век).

Это сцены предстояния Христу:

 

1. императора или императорской пары (два императора или император и императрица) –

в церкви Сан Витале в Равенне:

· императора Юстиниана с сановниками и императрицы Феодоры с придворными дамами и евнухом, подносящими дары храму;

в церквиСв. Софии в Константинополе:

· императоров Константина и Юстиниана перед Христом с моделями города и храма в руках,

· императора Константина Мономаха и императрицы Зои;

· императора Алексея Комнина и императрицы Ирины;

 

2. высших сановников византийского императорского дворамонастырь Пантократора (Хора) в Константинополе (или Кахрие-джами) начала XIV в.:

 

· Феодор Метохит на коленях подносит модель храма Христу.

 

В руках они обычно держат дары: мешочки или блюда с золотом, модели храмов, города Константинополя, - приносимые Христу

Икона (греч. - образ) – моленный образ. Предназначен в качестве символического посредника и замены божественного Первообраза (бога) перед лицом верующих в процесс обращения к нему (моления)

 

Выполнялась на кипарисовых (липовых) досках в технике темперы на многослойном левкасе. Доски соединялись без гвоздей особыми деревянными шпонками с обратной стороны

 

Использовала строго определенные (канонические) типы изображения и конкретный набор сюжетов – православная иконография (система строго утвержденных тем, сюжетов, правил и приемов изображения)

 

Икона предназначена для молитвенного обращения к Господу, а потому имеет сакральное значение (святой образ)

 

Икона не имела авторства (анонимна), не подписывалась, поскольку не считалась произведением человека, а творением бога

 

Иконописание имеет глубокие символические традиции, касающиеся:

 

- выбора определенных тем, сюжетов и образов: Христос, Богоматерь, Деисус, святые, апостолы, ангелы, небесные силы, сюжеты библейской и евангельской истории (Двунадесятые праздники),

- правил и приемов изображения, разработанных в монастырях в УШ-1Х вв. («Теория образа» Феодора Студита, игумена столичного монастыря),

- системы подготовки художника-монаха (молитва, пост) к писанию иконы, анонимность творческого жеста (авторство иконы символически приписывается Господу),

- наличия канонических образцов и прорисей, ориентации на божественный первообразец (к примеру, Нерукотворный образ),

- выбора определенных материалов и техники иконописания – многослойное темперное письмо по левкасу,

- определенной структуры изображения (в углубленном ковчеге, с повышенными краями, на деревянных досках, скрепленных деревянными шпонками (скобками)

 

Система правил и приемов изображения включает обратную перспективу (описал отец Павел Флоренский) – живописную моделировку иконного пространства таким образом, что сакральный образ визуально направлен к верующему, обращенному с молитвой к Богу (используется весьма активно в современном плакате)

 

Икона имела золотой фон (красный, белый) фон; ее поверхность покрывалась олифой, которая со временем темнела, изображение скрывалось, и икона поновлялась , а иногда и переписывалась заново (древнерусская иконопись)

 

«Одевание» иконы ризой (металлическим окладом из золота или серебра, покрывавшего все доличные (т.е. «до лица», иначе говоря, все тело кроме лика и рук)) части изображения – распространенная практика в христианском православном искусстве и культе

 

Строгий иконографический канон касается также круга определенных тем, сюжетов и образов, или иконографических типов (описаны русским исследователем православного искусства Никодимом Кондаковым в начале ХХ века), имеющих сакральное значение, и приемов изображения святых персонажей:

 

· Христос-Пантократор(Вседержитель) – полуфигурное изображение Христа с крещатым нимбом, Евангелием в левой руке и благословляющим жестом правой руки,

· Богоматерь-Оранта (Взывающая) – фигура стоящей Богоматери в длинном мафории с руками воздетыми вверх симметрично по обеим сторонам тела и с ладонями обращенными наружу

· Богоматерь-Одигитрия (Путеводительница) – фигура сидящей на троне или стоящей Богоматери, держащей на руках младенца Христа,

· Богоматерь-Элеуса (Умиление) – полуфигурное изображение Богоматери со склоненной головой и младенцем Христом, прижимающимся (ласкающимся) своей щекой к ее щеке

· Деисус, или Деисусный чин (Богоматерь и Иоанн Креститель по сторонам от Христа обращаются к нему с молитвой за человечество)

 

Изобразительные приемы иконописные:

 

· Золотой (белый или красный) фон, символизирующий Царство Божие,

· плоскостность, фронтальность, линейность изображения фигур святых,

· истончение телесного начала,

· усиление духовного начала в фигурах и ликах,

· удлиненные (вытянутые) пропорции тел,

· пропорционально преувеличенные головы, лики, кисти рук святых,

· опора ступней ног на кончики пальцев, как бы едва касаясь земли (ангелы),

· сакральные символические жесты (благословение),

· одежды, сплошь покрывающие и скрывающие тело,

· одежда определенного цвета и кроя (белоснежные (сияющие) одежды Христа, архангелов, ангелов, красно-коричневый мафорий Богоматери, коричневые и черные глухие монашеские облачения)

· асист (пробелá) – система световой разделки одежд, символизирующая сияние божественного света, исходящего от Христа, Богоматери и святых

· нимбы и ореолы славы Божьей (мандорла, круг - символы Божественного света),

· сакральная атрибутика (раскрытое Евангелие в руках)

· благославляющий жест правой руки, обращенный к верующим

 

Житийные иконы – наряду с поясным, погрудным или в полный рост изображением фигуры христианского святого представляют также сюжеты его жизни, духовные подвиги (целительство, спасение) и мученическую кончину в виде отдельных небольших фрагментов, включенных в поле изображения

Декоративно-прикладное искусство (предметы культа):

· Церковная книга (от свитка к кодексу – современному типу книги), украшена миниатюрами – изображениями в лист, а также орнаментальными заставками, буквицами, инициалами, украшающими текст

· Резные рельефные складни из слоновой кости с изображением Христа, Богоматери, апостолов и святых

· Паникадила из бронзы и церковная утварь (потиры, канделябры для свечей, напрестольные кресты и т.д.)

· Золотое шитье церковных облачений и покровов

· Узорное ткачество с сюжетными изображениями

· Техника перегородчатой эмали (нагрудные кресты, складни, оклады книг, Пала д҆Оро и т.д.

 

 

Манускрипт – средневековая рукописная книга – кодекс ‒ тип современной книги (система сброшюрованных страниц, вложенных в специальный деревянный или металлический оклад).

 

Тексты Священного Писания (Ветхий и Новый Заветы, послания апостолов, жития святых, сочинения церковных деятелей, проповеди, поэзия и т.д.)

 

Выполнялась из пергамена (тщательно обработанной, вылощенной кожи годовалого теленка) особыми чернилами, в состав которых входила жидкость, добываемая из морских моллюсков (миниум).

 

Поэтому изображения в таких книгах назывались миниатюрами.

 

Типы изображений:

· изображения «в лист», т.е. на отдельных листах, обычно перед началом сочинения (представляли образы евангелистов, ктиторов – императоров и вельмож, заказчиков книги);

· орнаментальные заставки, разделявшие текст отдельных глав;

· заглавные буквицы, или инициалы, украшающие начальные строки текста.

 

Текст византийских манускриптов писался особыми рукописными шрифтами:

· Унциал – печатные буквы высотой в унцию,

· Минускул - более поздний, с эпохи Македонского возрождения (скоропись без интервалов между словами).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...