Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раннехристианское искусство




Раздел V. Раннехристианское искусство

1. ИСКУССТВО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЭПОХИ:

IV‒VI вв. н.э.

· до 313 г. ‒ катакомбное искусство

· после 313 г. ‒ искусство победившего христианства

 

2. ИСКУССТВО ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: VI ‒ XV века н.э.

Искусство Восточной Римской (Византийской) империи:

(395 - 1453)

· Эпоха Юстиниана VI VII вв.

· Эпоха иконоборчества VII начало IX вв.

· Македонская эпоха IX XI вв.

· Комниновская эпоха XII ‒ началоXIII вв. (до 1204 г.)

· Палеологовский ренессанс ‒ середина XIV середина XV (до 1453) вв.

 

Лекции 14-15

Раннехристианское искусство

 

Хронологические рамки эпохи: IV-VI вв. н.э.

 

Каткий исторический период – переходная эпоха от Античности к Средневековью и от язычества (политеизма) к христианству (монотеистическая религия)

 

Монотеизм – единобожие. Христиане веруют лишь в Христа. Отказ совершать жертвоприношения традиционным римским богам влечет преследования христианских общин, сформировавшихся в Иудее и распространившихся по всей империи, начиная с середины I века н.э.

 

Новые духовные ценности проповедуются христианами:

· Верность супружеская

· Воздержание

· Умеренность

· Пренебрежение физическим комфортом

· Труд

· Духовная чистота

· Любовь к ближнему

· Сострадание

· Социальное равенство

· Пренебрежение внешней атрибутикой богатства и роскоши

 

Ценность абсолютную представляет жизнь загробная и стяжание Духа Святого для обретения Царства Божия после смерти; земная жизнь христианина – приготовление к жизни посмертной.

 

Смысл крестной жертвы Христа дает надежду всем людям на воскрешение (возрождение) в Царстве Божиим

 

Присутствует вера в чудо (Чудеса иудейских пророков Ветхого завета, чудеса самого Христа (Воскрешение Лазаря, Чудо в Кане)

 

В христианские общины входили как свободные граждане, так и рабы, зачастую из одного дома (хозяева и слуги)

 

Появление христианских общин в Риме относится уже к I в. н.э. Однако до начала IV века оно находилось под запретом, и уже с середины I в.н.э. (эпоха правления императора Нерона) начинаются преследования и публичные казни христиан за отказ поклонения римским богам

 

Именно на почве Рима христианство укрепилось и приняло характер новой (мировой) религии

 

 Раннехристианская эпоха в искусстве начинается с I века н.э., после 313 г. н.э. – издание Миланского (Медиоланского) эдикта императором Константином Великим о легализации христианства как одной из религий Римской империи. В течение того же IV в. оно стало главной и единственной религией Римской империи. Поэтому с начала IV в. и до конца VI ‒ начала VII в. мы говорим об искусстве победившего христианства.

 

От периода I – III вв. сохранились более ранние памятники - росписи катакомб (подземных некрополей), - в местах погребения ранних христиан с сюжетами и образами начальной поры христианства (Рим, Антиохия, Александрия).

 

Очень скоро после своей легализации христианство становится единственной официальной религией Римской империи, а статуи римских богов, которые символизировали Рим античный (языческий), выносятся прочь из города и разбиваются, что расценивается приверженцами старых традиций как гибель богов, а с ними и всей империи

 

С III века начинаются вторжения варварских племен готов, гуннов, вандалов и лангобардов в Италию. Ее территория подвергается регулярным варварским набегам в течение нескольких веков, что приводит к уничтожению старых античных городов, центров языческой культуры, к запустению и упадку империи.

 

330 г. ‒ раздел Римской империи на Западную (с центром в Риме) и Восточную (с центром в Константинополе) части

 

410 г. – взятие Рима варваром Аларихом и разгром города его войсками

 

476 г.н.э. низложен последний император Западной римской империи малолетний Ромул Августул, и Западная римская империя перестает существовать как самостоятельное государство.

 

Восточная (Византийская) империя со столицей в Константинополе является единственной прямой наследницей Римской империи

 

Раннехристианская эпоха совпадает с кризисом и концом античной культуры, распадом Римской империи и гибелью Западной ее части, крушением традиционных римских идеалов и ценностей, а также началом эпохи Великого переселения народов

 

В 330 г. н.э. Император Константин разделил империю на две части - Западную со старой столицей Римом и Восточную (Византия) с новой столицей, названной в честь самого императора Константинополем (на полуострове Золотой рог у пролива Босфор).

 

С этого времени на карте мира появляется новое государство Византия, и его история и культура будут развиваться своим особенным путем.

 

До 313 г. христианская религия существует скрыто, исповедуется тайно, церквей не строят, молятся, собираясь в частных домах.

 

Снова христианской литургии – коллективная молитва и Евхаристия, или Причащение верующих дарами Духа Святого (одно из главных христианских Таинств).

 

Символика архитектурных форм и специфика христианского культового действа послужили основой для формирования канонического типа храма: римской (латинской) базилики и крестово-купольного храма (Византия)

 

Художественная культура христианская и христианское искусство - новые, они формируются уже в это время.

 

Создается особый символический художественный язык для общения христиан между собой и с посвящаемыми в новую веру.

Поэтому христианское искусство непосредственно связано с новой верой и культовыми действиями (упокоением усопших собратьев по вере, христианскими таинствами и литургией)

 

Основа литургии – основного священнодействия христиан – совместная молитва всех членов христианской общины и Причащение святых тайн (Евхаристия)

 

Особую значимость приобретает чтение молитв и священных текстов Библии (собрания Ветхого и Нового Заветов), источника Божественного откровения, которые наделяются глубоким сакральным смыслом и приобретают исключительную религиозную и культурную ценность в христианстве.

 

Античная культура риторическая (звучащего слова) уступает место культуре слова написанного. Средневековье подарило Европе рукописную (с XV века и печатную) книгу.

 

Символические образы первых христиан (рыба, якорь, корабль, дельфин, обвивший якорь, птица с оливковой ветвью в клюве, голубь, клюющий из чаши) имеют сакральный смысл и внешне элементарную форму исполнения в виде контурного рисунка на камне. Интерпретируются посвященными как символы новой религии.

 

Отдельные знаки символизируют имя Христово (рыба, сочетание латинских букв Х и R)

 

Подобные изображения находят в катакомбах – христианских некрополях (местах погребений), известных уже со П в.н.э. в Риме, Антиохии, Александрии Египетской и т.д.

 

Римские катакомбы: Свв. Петра и Марцеллина, Св. Присциллы, Св. Домициллы, Св. Каллиста и др.

 

Характерны для украшения катакомб: штукатурка белого цвета, монохромность изображений (символ небесного света, рая и Царства небесного), выполненных в технике фрески, секционирование пространства на отдельные участки, присутствие новых (из Ветхого и Нового Заветов) и уже известных персонажей античных мифов, которые ассоциируются с Христом (Орфей, Аполлон-Гелиос)

 

Особую значимость приобретают следующие образы раннехристианского искусства:

· Агнца(ягненка, приносимого в жертву – символ крестной жертвы Христа),

· Доброго Пастыря, символизирующих Христа, сохраняющего человечество как пастух охраняет свое стадо (паству), - безбородый юноша в коротком хитоне с ягненком на плечах),

· Оранта/ы (Взывающий) – человека в широком хитоне с симметрично поднятыми вверх руками – обращается к Богу с молитвой

 

Сюжеты катакомбной живописи (библейские) связаны с темой чудесного спасения праведников:

· Ной в ковчеге

· История пророка Ионы, проглоченного китом

· Пророк Даниил во рву львином

· Три отрока в пещи огненной

· Сусанна и старцы

 

Характер их исполнения различается. Встречаются как более простые, контурные, элементарные, напоминающие наивные детские рисунки, так и более сложно выполненные, с почти что импрессионистической игрой светотени, объемной трактовкой изображений. Это указывает как на использование старого античного художественного языка, так и на поиски новых форм передачи символического значения образов.

 

В эпоху торжествующего христианства (после 313 г.) строительство новых церковных сооружений сопровождается их богатой внутренней отделкой в технике смальтовой мозаики или фрески, выполненных в конхе (верхняя полукруглая часть) алтарной апсиды и в верхних частях боковых стен (Санта Мария Маджоре)

 

Мерцающий блеск смальтовых изображений, их блеск и роскошь, богатство и сложность цветовых оттенков, использование золота в фоне и в оформлении одежд, особенно при свете свечей напоминает переливы драгоценных камней и символически отражает ценность Христова учения, символически соответствуя его двойной природе Бога-человека

 

Иконография Христа приобретает черты образа императора-триумфатора (Христос среди апостолов восседает в широком богато орнаментированном кресле как земной государь, император среди сенаторов) – церковь Свв. Козьмы и Дамиана в Риме

 

Христос изображается либо юным отроком (Христос Эммануил), либо мужчиной средних лет семитского типа с бородой (Христос-средовек) и с нимбом (символом святости, сияния Света Небесного) вокруг головы

 

Так начинает формироваться изобразительная иконография христианского искусства – система правил, норм и сюжетов, строго регламентированных и канонизированных церковными соборами (Никейский 425 г.) в качестве официально принятых церковью а отличие от апокрифических (непризнанных) тем, образов и сюжетов

 

Сюжетные сцены – включают изображение Христа среди апостолов, а также библейские истории – Разделение Авраама и Лота, Жертвоприношение Мельхиседека, Жертвоприношение Авраама, Каин и Авель

 

Два типа архитектурных сооружений характерны для раннехристианской эпохи:

· Центрического типа (мавзолеи, баптистерии-крещальни) – круглой (циллиндрической), кубической, крестообразной, восьмигранной формы

· Базиликального типа (церкви, соборы) – прямоугольной вытянутой формы либо в форме латинского креста

 

Мавзолеи – места захоронения христианских мучеников, святых, которые со временем также превращались в церкви (важна совместная молитва на гробах мучеников и умерших собратьев по вере) – Санта Констанца в Риме IV в, Св. Георгия в Салониках VI в., Галлы Плацидии (церковь Св. Лаврентия) в Равенне V в.

 

Потребность в новом типе храма с большим внутренним пространством для собрания верующих - базилика (по-гречески «царский дом»)

 

Христианская базиликаримского типа – прямоугольное вытянутое с запада на восток сооружение с нечетным количеством (от 3,5,7 (до 11 в Египте у христиан-коптов)) продольных пространств - нефов (кораблей) и поперечным нефом (трансептом) в восточной части, отделяющим пространство для верующих от алтарной части.

 

Центральный неф выше, шире и лучше освещен, нежели боковые. Так проявляются иерархия и символизм церковного пространства. Это наглядно демонстрирует базиликальный разрез.

 

Степень сакральности церковного пространства повышается по мере движения с запада на восток. Наиболее символически значимыми частями пространства считаются конха апсиды (символизирует Вифлеемскую пещеру, в которой родился Христос, и одновременно его гробницу) и купол(в крестово-купольных сооружениях). Верхние части сооружения (своды, паруса, арки) более сакральны, нежели нижние, и потому они украшаются живописными смальтовыми мозаиками на золотом фоне.

 

Внутри нефы разделены колоннами, завершается продольная часть на востоке полукруглым выступом, или апсидой(позднее их станет 3 по числу лиц Святой Троицы).

 

Вход в базилику открывается нартексом, поперечным нефом, располагающимся в западной (входной) части храма. Нартекс это пространство для нахождения так называемых «оглашенных», т.е. людей, готовящихся принять крещение, а перед базиликой формируется атрий - внутренний дворик, обнесенный колоннами, с фонтаном для омовений паломников в центре

 

Центральный неф выше и шире боковых, если смотреть на базилику фронтально (это так называемый базиликальный разрез); нефы освещаются естественным светом, льющимся из двух рядов окон (клеристорий) в верхней части центрального нефа.

 

Перекрытие – снаружи двускатное, внутри - плоское, из деревянных стропил, открытых.

 

Перекрытия центрального нефа изнутри – деревянные стропильные открытые, в боковых нефах перекрытия сводчатые (римские полуциркульные своды)

 

Нефы отделяются друг от друга колоннами римского типа (гладко отполированными) нередко взятыми от старых римских построек

 

Техника строительства – кирпично-бетонная кладка стен без наружной штукатурки или облицовки.

 

Внешний вид базилики отличает простота, строгость, отсутствие какой-либо декорации или облицовки.

 

Богатый мозаичный декор (смальтовая мозаика) в верхних частях стен находятся внутри храма как символ христианской души – аскетичной и скромной внешне, богатой внутренне

 

Первые христианские сооружения появились на родине Христа в Вифлееме – это базилика Рождества Христова с восьмигранной алтарной частью на месте пещеры Рождества Христова

 

Раннехристианские базилики в Римепоявились уже в эпоху Константина (середина IV в.) при папе Сильвестре. Особенно активно строились в V в.

Наиболее среди них наиболее известны:

· Св. Петра на Ватиканском холме, месте мученической кончины апостола

· Сан Джованни ин Латерано (или Св. апостола Иоанна на холме Латеран) – христианский кафедральный собор Рима

· Санта Мария Маджоре

· Св. Павла за городскими стенами

· Свв. Петра и Павла

· Свв. Козьмы и Дамиана

· Св. Сабины

· Св. Климента и др.

Новый тип архитектурного сооружения раннехристианской эпохи – для крещения новообращаемых – баптистерий (крещальня) – здание круглой или восьмигранной формы (символ Крещения Христа в водах реки Иордан Иоанном Крестителем, а также Второго пришествия Христа и воцарения Царства Божия)

 

В городе Равенна (северная Италия) от V‒VI вв. сохранился ансамбль раннехристианских сооружений, дошедших без искажений до наших дней (базилики (Св. Иоанна Евангелиста, Св. Аполлинария Нового, св. Аполлинария в гавани, ), восьмигранная церковь Св. Виталия, покровителя Равенны, мавзолей императорской дочери Галлы Плацидии, баптистерии Православных и Арианский))

Зеркало купола баптистерия украшается изображением сцены Крещения Христа и шествием апостолов (Арианский баптистерий и Баптистерий Православных в Равенне, Италия)

 

Изобразительное искусство победившего христианства (после 313 г.н.э.) включает изображения в конхе апсиды латинской базилики:

Сцены «Христос среди святых и апостолов» (церкви Свв. Козьмы и Дамиана, Санта Пуденциана в Риме)

 

«Христос между Богоматерью и Св. Иоанном Крестителем»

«Сцены Ветхозаветной истории (Авраам и Мельхиседек, История Лота, Каин и Авель и др.)»

 

Изображение персонажей священной истории «усваивает» триумфальную иконографию римского императора (парадные одежды с золотым либо пурпурным краем, тронное место, присутствие апостолов, напоминающих сенаторов).

 

Это способ показать величие духовной власти Христа по аналогии с величием земной власти императора.

 

В раннехристианскую эпоху рождается символический язык христианского искусства и его иконография – система изобразительных правил и норм, регламентирующая как сюжеты христианской истории, так и сами приемы изображений персонажей Ветхого и Нового Заветов










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...