Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Чернобог в письменных источниках




 

Пётр Альбин в «Миснейской хронике» (1590 г.) пишет о Чернобоге следующее: «Славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда». И ещё: «Чернобог был чёрный бог, подобно как Утробог — бог зари. Несомненно, почитался и подобный бог, который, вероятно, означал утреннюю зарю».

Гельмольд в своей «Славянской хронике» (XII в.) пишет: «Есть у славян удивительное заблуждение. А именно: во время пиров и возлияний они пускают вкруговую жертвенную чашу, произнося при этом, не скажу благословения, а скорее заклинания от имени богов, а именно, доброго бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым богом направляются. Поэтому злого бога они на своём языке называют дьяволом, или Чернобогом, то есть Чёрным богом».

Аль-Масуди приводит следующее описание Святилища Чёрного Бога на Чёрной горе, относящееся к X в.: «Другое здание было построено одним из их царей на чёрной горе; его (или: её, т.е. гору) окружают чудесные воды, разноцветные и разновкусные, известные своей пользой (своими целительными свойствами). В нём они имели большого идола в образе человека (или: Сатурна), представленного в виде старика с палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьёв, а под левой — изображения пречёрных воронов, чёрных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев (абиссинцев и занзибарцев, т.е. чернокожих)»[253].

В «Истории Каменской епархии» (XVII в.) читаем: «Отсюда злого бога... Чернобогом, то есть Чёрным богом, доброго же Белбогом, то есть Белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы "Древний Вит". С большой головой, густой бородой, он скорее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом».

 

Чернобог Темяный

 

Чернобог — Темяный[254] Владыка, Бог Тьмы, Повелитель Ночи, Великий Разрушитель всего, чему вышел срок пребывания в Яви. Всякое истощение и растворение, изменение и превращение происходят Силою Его. Всё сущее, дабы возродиться в Яви — в Уделе Белобога, проходит через Навь — Удел Чернобога. И нет рождения нового без смерти старого, и нет смерти старого без рождения нового. Нет начала без завершения, нет рождения без смерти, нет Деяния Белобога без Деяния Чернобога. И как нет иного Нерождённого, кроме Самого Всесущего Всебога Рода, так нет и иного Бессмертного кроме Него Одного.

 

Навь

 

Навь Темяная — Удел Чернобога — мир Тайный, Сокрытый, Незримый. Мир сновидений и волшбы, Обитель Предков и бестелесных духов-навий. Мир, где прошлое — словно настоящее, таинственное Зазеркалье, несказанное Иное. Земные жители, во Яви живот свой длящие, страшатся мира Мёртвых, не ведая, что поистине Живо всё, порождённое Всебогом Родом. Ибо есть жизнь плотская, Явная, и есть жизнь Иная — Навная. Есть Красное Солнце Живых, и есть Рудяное Солнце Мёртвых. Есть раздольные поля Земли Родной, Солнцем залитые, и есть Велесовы Луга Закрадные (Загробные), за рекой Смородиной, за Чёрным мостом да за Мариным Пустырём, от глаз живых в тайне сокрытые. Ибо от веку тако Самим Родом утверждено: есть Зримое, и есть Незримое; есть Ведомое, и есть Неведомое; есть Явное, и есть Сокрытое; и кто знает, где завершается одно, и где начинается другое? Хотя и разнятся Явь с Навью промеж себя, но друг друга насквозь пронизывают; хотя и бьются-ратятся Белобог с Чернобогом, но от веку вместе Коло вершат. Ведающим сие — во Знание, иным — в безумие. Извечное Коловращение всего сущего не останавливается ни на миг, даруя Мудрость ведающим и стирая память иным, ведя идущих Стезёю за Виднокрай и обрекая беспутных на горе-печаль, и поистине каждому даётся по мере его.

 

Мара

 

Мара (Морена) — Тёмный Лик Великой Матери, воплощение Смерти в женском обличьи. Как Белобог и Чернобог являют Собой два Полюса Мирозданья, так Жива и Мара — Ярая Весна и Хмарная Осень, Красное Лето и Белая Зима, вода Живая и вода Мёртвая — противостоят друг другу. Противостоят, оставаясь неразлучными, как Явь и Навь, как Жизнь и Смерть, как Рассвет и Закат, как Зорька Утренняя и Зорька Вечерняя. Они — Доля и Недоля, Среча (Встреча) и Несреча (Росстань), Врата Жизни (материнское лоно) и Врата Смерти (погребальная Крада и Лоно Матери Сырой Земли). Жизнь — это Дар, Смерть — это Жертва. Старое приносит себя в жертву новому, из отжившего произрастает росток новой жизни. Умирая, ты делаешь шаг к Возрождению, к Преображению, Волшебному Переходу на новый уровень Бытия. Поэтому Ведающие не страшатся Мары, учась у Неё жить, и Она открывает пред ними Свои Звёздные Дороги, ведущие ко Неведомым Чертогам, и нет сим Дорогам ни начала, ни конца...

 

Кощный Бог

 

Кощный Бог (Кощей) — Лик Чернобога — Владыка Смерти, Зимы и Хлада, Божественный Супруг Мары, Владыка Обители Мёртвых, Властитель Подземья, Навий Князь. Тако же Он — Хранитель Вод Подземных, ходов тайных да пещер ледяных. Чертоги Его — укромны, богатства Его — огромны, свита Его — без числа, Кощей — Бог Зимнего Сна. Рекут тако же, что в обличии Кощеевом предстаёт Сам Вещий Бог — Велес Премудрый, летом — Дородный да Ярый, зимою — Кощный да Хладный. Всю зиму Он во лесах ворожит — Тайный Огонь под корой дерев сторожит. Весною — с сугробами тает, Своё обличье меняет, лютыми змеями распрядается, вешними водами разливается — Землю-Матушку оплодотворяет, дабы принесла Она во срок свой богатый Урожай — всяку животу на страву, а Богам Родным во славу!

 

Ящер

 

В глубоком Подземьи, где непроглядная Тьма и вечная Ночь, в сокрытых пещерах под корнями гор таится Могучий Ящер — всем змеям Древний Пращур. Сторожит он клады несметные — богатства заветные. Земле-Матушке по весне — Зарод чинит, на Небеса из щелей каменных хмуро глядит. Солоны от ядовитой слюны Его все земные моря, и ярится Сам Перун-Громовержец, прочь из Яви Стрелами-Молоньями Своими Его гоня. Когда шевелится-ворочается Ящер в Подземьи, тогда дрожь сотрясает Землю, и оттого покрывается Она оврагами да буераками, ямами да падями. И открываются в Ней провалы чёрные, бездонные, Небесам отверстые. И проливаются Хляби Небесные на Землю дождями, и пробиваются Воды Подземные из-под каменья чёрного родниками, и становятся те провалы синеокими озёрами, и как в зеркало глядятся в них Небеса, Звёздными Очами своими дива дивные во глубинах их прозревая...

 

Ночь

 

Ночь — пора чудес и волшебства, древних кощун и сказаний, когда Врата Нави отверсты в Явь. Это время, когда сведущие люди величают Тёмных Богов, творят Кощную потвору (Тёмную волошбу) и общаются с бесплотными духами, торя Стези во Ино. Тако же ночь — время безумства и вдохновения, печали и томления, сказок и снов, очарованных мечтаний и несказанных слов, кои тихо развеются поутру — как предутренний туман на ветру.

 

Месяц ясный

 

Месяц ясный — Светоч Ночи — Ладья Велесова, по Небесной Сини плывущая во Ино, а во черёд свой возвращающаяся обратно. Корабль Мёртвых, не имеющий кормы, везущий души умерших в Навь и будущих новорождённых в Явь. Небесная Чара с Напитком Бессмертия[255], убывающая и наполняющаяся во срок свой... Тако же Месяц величают Серпом Мары, коим Чёрная Мать сечёт Покутные Нити (Нити Судеб) всего живого, когда приходит тому срок. Ещё Месяц называют Рогами Небесной Коровы Земун, вскормившей Своим Молоком Юных Богов на Заре Мира.

 

Зима

 

Зима — Ночь Года — Кологодный Удел Чернобога. О сию пору Тёмные Боги владычествуют на Земле, и обмирает до весны вся Природа, и тяжёлые снежные тучи застят Небеса. И людям кажется порой, будто навсегда оставили Светлые Боги попечением Своим земную Явь, и Трисветлому Даждьбогу вечно томиться в ледяном плену Мары, и не разбудить Его, зачарованного долгим колдовским сном, зовущим Его Светлым Собратьям...

 

Вещий

 

Меж Светом и Тьмой, меж Днём и Ночью — ходит-странствует Путями Междумирья Велес Вещий. То Темяным Ликом во Явь Земную оборотится, то Светом Самосиянным рассветится. За правым плечом Его — Жива Светлая, воду Живую несущая; за левым — Мара Темяная, с Мёртвой водою грядущая. Солнце красное и Месяц ясный — что Очи Вещего Бога, во Яви и Нави равно Сильного, Поводыря Вышнего, Десным путём[256] души Праведных ведущего, а души инших — ошуй[257] влекущего. И зрим Вещий в ночи — яко Свет Пламенеющий, а во дне светлом — яко Воды Морские глубокие: тёмные, непостижимые, неисчерпаемые... И на всём свете белом нет никого, кто бы прозрел глубины Души Его, кроме Самого Всебога Рода Пачеимянного...

 

Обряды

 

Обряды, посвящённые Тёмным Богам, бывают, прежде всего: общие и частные, Кологодные и самостийные, величальные и обережные. Общие обряды проводятся в кругу сородичей Родноверов, частные — самостоятельно. Кологодные обряды всегда приурочены к той или иной точке Годового Круга, самостийные же — могут проводиться в любое время, по мере необходимости. На величальных обрядах Тёмным Богам воздают положенные Им почести и возносят должные хвалы. На обережных обрядах — просят, насколько сие возможно, отвести Недолю и всякое лихо, ограждая себя и сородичей, дом и двор, скот и приплод волшебными оберегами: чирами, чароставами (простыми и составными волховскими знаками, начертанными на чём-либо) и особливыми заклинаниями. Совершаются обряды, посвящённые Тёмным Богам, чаще в вечерних сумерках либо в ночи, в отличие от дневных обрядов, посвящённых Светлым Богам. Хороводы на обрядах, посвящённых Тёмным Богам, водят противосолонь (против движения Солнца по Небу[258]), в отличие от хороводов, водимых посолонь (по Солнцу) во славу Светлых Богов. Требы Тёмным Богам всегда приносят «спустя рукава» — то есть, не касаясь их голыми руками, но беря их через рукава, рушники либо рукавицы. Наиболее распространённый способ почитания Тёмных Богов — это принесение Им в требу сосуда с комьями сухой земли, разбиваемого о посвящённый Им камень, огороженный с четырёх сторон либо обведённый обережным кругом. Духов-навий чтят, бросая им требы через левое плечо. Некоторые требы Тёмным Богам зарывают в землю или топят в воде. При необходимости принесения требы через Огонь (не Небесный, но Пекельный!..), вырывают в земле углубление и опускают туда поленья, выкладывая из них Краду, на кою затем и возлагается треба. Во время некоторых особливых радений сведущие люди посредством тех или иных упражнений вводят себя в состояние особой восхищенности души и, оставляя на время свою плоть в мире Яви, странствуют бесплотным духом — ведогоном — по миру Нави. Остальные же участники обряда стоят в это время, скрестив руки со сжатыми кулаками на груди — в позе обережной, дабы смерть тут раньше срока своего не принять. А деется всё сие во местах особых, о коих скажем далее.

 

Капища

 

Капища, посвящённые Тёмным Богам, ставятся на местах, где Токи Сил Земли и Неба явлены особым образом, по указанию людей сведущих. Чаще всего таковые места находятся в низинах, в тёмном лесу, близ стоячей воды, у подножья горы и т.п. Там могут находиться чёрные камни, глубокие колодцы и ямы, сухие дерева и пни, а тако же — живые дерева определённых пород, такие как ель, осина и иные, силою своею им подобные. Капища, посвящённые Тёмным Богам, окружаются особым обережным кольцом (желательно, изгородью), дабы Явь с Навью более положенного не единить — как Воду на Огонь не лить — Богов Родных тако произволом своим не гневить. Священные Изваяния Тёмных Богов, будь то Капищные Изваяния (собственно Капи) либо обережные обрядовые фигурки, вроде чучелка Мары-Зимы, сжигаемого на Масленицу, — часто делаются с закрытыми либо завязанными глазами, ибо негоже живым раньше срока в Очи Смерти вглядываться — за Мироколицу, Родными Богами положенную, украдкой закрадываться.

 

Празднества

 

Кологодные празднества, посвящённые Тёмным Богам, бывают общеродовые и местные. Среди общеродовых празднеств, то есть тех, которые отмечаются большинством сородичей Родноверов, независимо от места их проживания, выделяются, прежде всего: Марин день, Корочун и Кощеев день. Марин день — Начало Зимы — отмечается с первым снегом, который не растаял, но остался лежать на земле, как правило, в середине груденя/ноября-месяца[259]. Корочун — Конец Года — отмечается в последний день перед Колядой, когда Кощный Бог «окорачивает» Кологод. Кощеев день — отмечается раз в четыре года (в високосный год) 29 лютеня/февраля-месяца, когда, по поверьям, Кощный Бог возвращает каждому человеку в виде всевозможных бедствий всё недоброе, что сотворил тот за прошедшую четверицу лет. Тако же Тёмные Боги чествуются, в той или иной мере, на Коляду (в «День Рождения» Нового Солнца, когда во Тьме Зимнего Безвременья рождается Новый Год), в пору Велесовых Святок (когда по Земле свободно «разгуливают» духи-навии в окрутных обличиях ряженых), на Громницу (когда «Велес сшибает рог Зиме»), на Велесов день (когда творятся многие обережные обряды от Тёмных Сил), на Масленицу (когда, как уже говорилось ранее, сжигается чучелко Мары-Зимы), на Вешних и Осенних Дедов (когда совершаются тризны по Предкам), на Купалу (когда в воду — в жертву Ящеру — приносится «невеста из теста»), а тако же — на праздновании некоторых других Кологодных Родноверческих Святодней. Местные празднества, то есть те, которые отмечаются не повсеместно, у каждой Родноверческой Общины могут быть свои. Таковы, например, Чернотроп (отмечаемый с первым снегом, который вскоре, возможно, растает), Мороз (отмечаемый незадолго перед Колядой) и некоторые другие.

 

Словеса обрядовые

(Из «Вещего Словника»[260])

 

1. ПОКАЖИСЯ ТЕМНООЧЕ ВО НОЧИ-МОРОКЕ

ПОСТУПИСЯ ТЕМНООЧЕ ПО ДОЛУ-ДОРОГЕ

ПОРОДИСЯ МРАКОЛИЦЕ ЗЕРНИЕМ ЖЕЛЕЗНЫМ

ПОРУБИСЯ МРАКОЛИЦЕ КАМЕНЕМ ОТВЕСНЫМ

ПРОТОРИСЯ ХМАРОВИДЕ БУРЕЮ ПОЛОГОЙ

ПРОЛОМИСЯ ХМАРОВИДЕ СКВОЗЬ КОЛЮЧИ ЛОГИ

ПОГРЯДИ ЖЕ ЗЛОДАРУЕ В НОНЕШНЕЮ НОЧУ

ПОГЛЯДИ ЖЕ ЗЛОДАРУЕ ЗРАКОМ СЕЯ ПОРЧУ

ПОВОЛОЧЬ ЖЕ БОЛЕСИЛЫЙ ЗМИЕМ ВО НЕДРЕХ

ПОВОРОЧЬ ЖЕ БОЛЕСИЛЫЙ СВОДАМИ ВО НЕБЕХ

ПОВЕДИСЯ ЧЕРНОБОЖЕ ПО НАШИ НАДЕЖДЫ

ПОРЯДИСЯ ЧЕРНОБОЖЕ ВО ЧЕРНЫ ОДЕЖДЫ

ОКРУТИСЯ ЧЕРНОБОЖЕ ВО ТАЙНЫ ЛИЧИНЫ

ОГРАДИСЯ ЧЕРНОБОЖЕ В ЖЕЛЕЗНЫ ТЫЧИНЫ

ОПРЯДИСЯ ЧЕРНОБОЖЕ МОГУТОЮ ВОЗВЕЛИКОЙ

В НОЧИ ВЕЛИЧАЙСЯ ЧЕРНОБОЖЕ ТЫСЯЧЕЛИКИЙ!

ГОЙ!

 

2. ЧЕРНОБОЖЕ ЛЕДЯНЕ ВО МОРЕ-ОКИЯНЕ

ВО БЕЗДОННЫХ ПУЧИНАХ ВО ВСЕМНОГИХ ЛИЧИНАХ

ВО ВЕЛЕСОВЫХ ПАДЯХ ВО КОЩЕЕВЫХ РАТЯХ

В ИМЕНИ НЕСКАЗАННОМ ВО ПОГОСТЬЕ НЕЖДАННОМ

ВО НОЩИ МРАКОЛИЦЕ ЯКО УГЛЬ В ОКОВИЦЕ

ТАЙНОЛИКИЙ НАШ БОЖЕ ГОЙ ЕСИ ЧЕРНОБОЖЕ!

ГОЙ!

 

3. ЕГДА НЕ БЫСТЬ НЕБА НИ ЗЕМИ

А БЫСТЬ ТОГДА ОДНО МОРЕ БЕЗДОННО

БЕЗ БРЕГОВ БЕЗ ТВЕРДИ СУЩЕ

А СНИДЕ БЕЛБОГ НА МОРЕ

А УЗРЕ НА ЕМ ГОГОЛЯ ПЛОВУЩА

А ГОГОЛЬ ТОТ ЧЕРНОБОГ!

ГОЙ!

 

4. СЕ ГРЯДЕТ ВЕРШНИК НА ЧЕРНОМ КОМОНЕ

С НИМ ПРИДЕ ВЕЧЕР А ПРИДЕ НОЩЬ

А ГРЯДЕ ВЕРШНИК ОТ ЗАРИ ДО ЗАРИ

ЛЕДЯНЫМ ХЛАДОМ СТЕЗЕ ПРОТОРЕ

А ОЧИ НОЧИ ГЛЯДЕ ДО НЫ

А ВСЯК ЖИВОТ ТРЕПЕЩЕТ ВО МРАЦЕ

КО ОГНЮ СЕРДЦА СВА ВЩЕ ОБРАЩЕ!

ГОЙ!

 

5. РЦЕМО ВО ИНО

ПАЧЕ ЗЕМИ А ВОД А ВЕТРОВ А ОГНЯ

ЕСИ ЛЕДЯНА НОЩЬ МАРА-МА

ВЕЛИЧИМА ВЛИКА НЕ РОДЕ НЕ СМЕРТЕ

А СЫНЕ ЕЯ ВОСКРЫЛЕ А СВЕТЕ ЗАСТЕ

ВО НОЩИ ГРЯДЕ ОТ ИНО!

ГОЙ!

 

6. ГОЙ ЧЕРНОБОЖЕ! ГОЙ МРАКОЛИЦЕ!

НАВИИ ВОДИ ПО МИРОКОЛИЦЕ

ВО ЗИМЕ ЛЕДЯН ВО СВЕТЕ ТЕМЯН

ВО ИНО КОЩЕН ВО ГНЕВЕ ВЗРОЩЕН

НЕ ЗРИМ НИКОЛИЖЕ В ОКОВИЦЕ

ГОЙ ЧЕРНОБОЖЕ! ГОЙ МРАКОЛИЦЕ!

ГОЙ!

 

7. ХОДАЙ ЧЕРНОБОЖЕ КОЛО ОКРУТЕ

ПОДАЙ ЧЕРНОБОЖЕ ИНОВОЙ СУТИ

ОТВЕДИ ГРОЗНЕ ИНОВУ СРЕЧУ

УМЕРТВИ СТРОЖЕ ТЯГОСТИ С ПЛЕЧЕЙ

А СТА ВЕЛИКИЙ В ОБЕРЕГ НОЩИ

А ДАЖДЬ ВО МРАЦЕ ПРОЗРЯЩИ ОЧИ!

ГОЙ!

 

8. БОЖЕ ЧЕРНЕ ВЕЛИЧАЙСЯ В ВЕЧЕРЕ

В НОЩИ ВО ЗИМЕ ВО ЗВЕЗДНОЙ СИНИ

В ДАЛЯХ ДАЛЕКИХ В ВОДАХ ГЛУБОКИХ

В СРОКАХ ЗАВЕТНЫХ В КОПЯХ НЕСМЕТНЫХ

В ХЛАДЕ ВО СНЕГЕ ВО СОННОЙ НЕГЕ

ГОЙ МАРЕ ГОЖЕ! ГОЙ ЧЕРНЕ БОЖЕ!

ГОЙ!

 

9. ЧЕРНОБОЖЕ ГОЙ ВО ПОРЕ НОЩНОЙ

ВО ЗИМЕ СЕДОЙ ВО ГЛУБИ МЕРТВОЙ

В МАРИНОЙ ВОДЕ В ЗАКРАДНОМ СУДЕ

ВО РАТИ СМЕРТНОЙ ВО СЕЧЕ ЛИХОЙ

ГДЕ ЧЕРНЫЕ ВОДЫ ГДЕ ВЛЕСОВЫ ХОДЫ

ГДЕ НАВИИ ЕСТЕ А ЖИВОТА НЕСТЕ

ВЕЛИЧАЙСЯ БОЖЕ ВО ИНО НИСХОЖЕ

А В НОЩИ СТОРОЖЕ ГОЙ ЧЕРНОБОЖЕ!

ГОЙ!

 

10. ГОЙ ЧЕРНОБОЖЕ! ГОЙ КОЩНЕ БОЖЕ!

ЗРАКОМ ЛЕДЯН САМ ОКАЯН

ХОДАЙ ВО МРАЦЕ ЧЕРНЫМ ОБЛАЦЕМ

МЕРТВЕ ВО ИНО А ЯВЬ СПОКИНЕ

ЧЕРНЕ РАТАЙ ГРЯДЫЙ ВПОТАЙ

ВРАЗЕЙ НЕ МИЛУЙ РАЗИ ИХ СИЛОЙ

СВОЕЙ ВЕЛИКОЙ ВОЗМОЖЕ ЕЛИКО

ЖИВОТ ИХ ИМАЙ А НАС НЕ ЗАМАЙ!

ГОЙ!

 

11. ГОЙ ЧЕРНОБОЖЕ! ГОЙ КОЩНЫЙ БОЖЕ!

ЗРАКОМ ЛЕДЯН САМ ОКАЯН

ХОДАЙ ВО МРАЦЕ ЧЕРНЫМ ОБЛАЦЕМ

ВРАЗЕЙ НЕ МИЛУЙ РАЗИ ИХ СИЛОЙ

СВОЕЙ ВЕЛИКОЙ КОЛЬ МОЖНО ЕЛИКО

ЖИВОТ ИХ ИМАЙ А МЯ/НАС НЕ ЗАМАЙ!

ГОЙ!

 

12. КОЩНЫЙ БОЖЕ ЗМИЕВ ОТЧЕ

НАВИЙ ВЛАДЫКА ЗИМНИЙ ПОЛНОЩНЫЙ

В ПОДГОРНЫХ НОРАХ ХРАНЯЩИЙ КЛАДЫ

НЕ ДАЖДИ МОРА НЕ ДАЖДИ ГЛАДА

В ГЛУБОКИХ ВОДАХ ЗАРОД ТВОРЯЩИЙ

В ПОДЗЕМНЫХ ХОДАХ ИНОЕ ЗРЯЩИЙ

ОЧАМИ ГРОЗНЫЙ ХЛАДНЫЙ-МОРОЗНЫЙ

КОПЬЕМ РАЗЯЩИЙ МАРУ ВОДЯЩИЙ

НЕ ДАЖДИ ХУДА НЕ ДАЖДИ ЛИХА

КОЩНЫЙ БОЖЕ НАВИЙ ВЛАДЫКА!

ГОЙ!

 

13. КОЩЕ РЫЩЕ ИНО ИЩЕ

КОЩЕ ПРЫТЕ ЗЕМЕ РЫТЕ

КОЩЕ ГРЯДЕ ЛИСТЕ ПАДЕ

КОЩЕ СЫТЕ ТЛЕСЕ СТЫТЕ

КОЩЕ ХОДЕ ИНО ВОДЕ

КОЩЕ ГЛЯДЕ МАРЫ РАДИ

КОЩЕ ГРОЗНЕ ЯВЕ РОЗНЕ

КОЩЕ ЯТЕ НАВЕ СТАТИ!

ГОЙ!

 

14. КОЩЕ-ЯЩУРЕ ВЗГИБЕ СПИНЕ

ЩУРЕ-ПРАЩУРЕ БЫТИ В ИНЕ

ЯКО НАВИЕ В НОЩИ ГРЯДЕ

ЯКО КАМЕНЬЕ С ГОРЫ ПАДЕ

ВО ПЕЩЕРАХ ЗЛАТО СОКРЫТО

ВО УКРЕПАХ-ПАДЯХ ЗАРЫТО

ВО КОРНЯХ ЗЕМЛИ ГРОЗНЕ ЯЩУРЕ

ВЩЕ НУТРО ПАЛИ КОЩЕ ПРЯЩЕ ТО!

ГОЙ!

 

15. НА ТРЕХ МОРЯХ НА СЕМИ ОЗЕРАХ

СИДИТ СИДИТ ЯЩЕР ПОД ОРЕХОВЫМ КУСТОМ

ГРЫЗЕТ ГРЫЗЕТ ЯЩЕР ОРЕШКИ КАЛЕНЫЕ

В ПЕКЛЕ ПАЛЕНЫЕ ВЕЛЕСОМ ДАРЕНЫЕ

БЕРЕТ СЕБЕ ЯЩЕР ВСЕ ЧТО ЗАХОЧЕТ

ЗЕМЛЮ ДА ВОДУ ДА СКОТ ДА ЖИВОТ

ДА ВСЯКОЕ ЦАРСТВО ДА ГОСУДАРСТВО

ПРИШЛИ МЫ К ТЕБЕ ЯЩЕР С ДОБРОМ

С ЧЕСТНЫМ ДАРОМ С ХЛЕБОМ ДА ПИВОМ

ПРИМИ ОТ НАС С ЗЕМНЫМ ПОКЛОНОМ

ЧЕМ МЫ ВЛАДЕЕМ ТО ДНЕСЬ ТЕБЕ ДАЕМ

НЕ БЕРИ У НАС ЯЩЕР ЖИВОГО ДА ЗДОРОВОГО

А БЕРИ У НАС ТО ЧЕМУ ПОРА ПРИШЛА ДО ТЕБЯ ИДТИ

ЯКО ОТ РОДА САМОГО ЗАПОВЕДАНО!

ГОЙ!

 

16. ЩУРОВЕ-ЯЩУРЕ ЧЕРЕН ДА ГОЕН

СОЛНЦЕ НОЩИ ВЛЕКУЩИЙ КОРНИ ДРЕВА ГРЫЗУЩИЙ

ЗЕМЛЮ ТРЯСУЩИЙ ВО НАВИ СУЩИЙ

ВОДЫ ТВОИ ГЛУБОКИ ПОЛЯ ТВОИ ШИРОКИ

ЗЕМЛИ ТВОИ ОБИЛЬНЫ БОГАТСТВА ТВОИ ДИВНЫ

ВО НОЩИ СТАВШИЙ ОТ ВЕКУ

ХРАНЯЩИЙ ОГНЕННУ РЕКУ

ЗЕМЛЕЮ ЧЕРНОЙ РАСТУЩИЙ

ВЕДУ ДРЕВНИХ БЛЮДУЩИЙ

ХРАНИ ЧТО РОДОМ ОТМЕРЕНО

ВЕРШИ ЧТО РОДОМ ПОВЕЛЕНО

ИЗ ТЛЕНА ЖИВОТ ДАРУЙ В НОВЕ

ДА МИЛУЙ В ПОСМЕРТНОЙ ДОЛЕ!

ГОЙ!

 

17. ЧЕРНЕ ЯЩУРЕ ЗМИЕВ ПРАЩУРЕ

ВО НИЗУ СУЩИЙ А ЗЕМЬ ТРЯСУЩИЙ

ПРИПЛОД ДАЮЩИЙ А ВОДЫ ЛЬЮЩИЙ

ВО НОЩИ ГРЯДЫЙ ТЕБЕ ВОЗРАДЫ

У ЧЕРНОЙ РЕКИ БОРОНИ БРЕГИ

ТЕБЕ ВЕЛИЧАНЬЕ БЕЗ ОБЛИЧИЯ

БЕЗ ГЛАСА РЕК А НАМ ОБЕРЕГ!

ГОЙ!

 

18. ГОЙ ВЕЩЕ ЗМИЕ О НАВЕ СИЛЕ

ПРЕМУДРЕ ПЛОДЕ ЗЕМИ ЗАРОДИ

ХОДАЙ НЕЗРИМО РАТАЙ ИЗ ИНО

ВО ТЕМИ ГРЯДИ ВО ХЛЯБИ ПАДИ

СТА ОКАЯНЕ ВО ВСЯКЕ ИЗЪЯНЕ

ВО ЧЕРНЕ МОРЕ ВО ВСЯКЕ ГОРЕ

ВО ТЕМНЕ ЛЕСЕ ВО МЕРТВЕ ВЕСЕ

ВО СЫРЕ ПАДЕ ВО МЕЖНЕ ГРЯДЕ

О КОЛО ЯВИ ВО КРЕПИ СТАНИ

ГОЙ ВЕЩЕ ЗМИЕ! ГОЙ НАВЕ СИЛЕ!

ГОЙ!

 

19. ВЕЛИЧАЙСЯ МОГУЧИЙ ЯЩЕР

ЗЕМЛИ СОТРЯСАТЕЛЬ НАВИ ХРАНИТЕЛЬ

ВЕЛИЧАЙСЯ ДЕД ЗМЕИНЫЙ

КТО ОТ НАЧАЛА ВРЕМЕН ВО НАВИ СКРЫТ

СКОЛОНИСЬ СОЛНЦЕ НА ЗАКАТ

НАД УРОЧИЩАМИ НАД ГЛУБОКИМИ ВОДАМИ

ПОДЫМИСЬ-ПРОЯВИСЬ НАВИЙ КОЛОВРАТ

УСЛЫШИ СЕ СЛОВО МОГУЧИЙ ЯЩЕР

ПРИМИ МОЙ ЗЕМНОЙ ПОКЛОН!

ГОЙ!

 

20. ЯЩЕР-ЗМЕЙ ВЕЛИК ЗЕМЛЕДЕРЖЕЦ

ПРОБУДИСЬ-ОЧНИСЬ СТАНЬ-ВОСТРЕПЕНИСЬ

РАСКРУТИ ВО ТРИ КОЛО СИЛЫ СВОИ

ВО ПЕРВО КОЛО СИЛЫ РЕК ДА КЛЮЧЕЙ

ВО ВТОРО КОЛО СИЛЫ ТЕМНЫХ НОЩЕЙ

ВО ТРЕТЬЕ КОЛО СИЛЫ ЛЮТЫХ ЗМЕЙ

СИЛОЙ СВОЕЙ МЯ ОБВОРОТИ-ОКРУТИ

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН МОЙ ТРИЖДЫ ПРИМИ!

ГОЙ!

 

21. ГОЙ ВЛИКЕ БОЖЕ! ГОЙ ЧЕРНОБОЖЕ!

НЫНЕ СТОРОЖЕ КОЛО СВАРОЖЬЕ

ОСТРИ ОСТРОЖЬЕ СТА ПРИ ПОРОЖЕ

КОРИ НЫ СТРОЖЕ САМ ИНОХОЖЕ

СНЕГОМ ПОРОШИ В НОЩИ ВОРОЖИ

МАРЬ РАЗВОРОШИ А ЛИХО ТОЖЕ

СТА СЕМУ ГОЖЕ МОГУТНЫЙ БОЖЕ

В ПОКУТЕ ХОЖЕ ГОЙ ЧЕРНОБОЖЕ!

ГОЙ!

 

22. ГОЙ ВЛИКЕ БОЖЕ НЫНЕ СТОРОЖЕ

СЕДОЙ ВЕЩУН СТАРОЙ КОРОЧУН

ВО ГОДА НОЩИ ВОДЯЩИЙ КОЩЬЕ

КОЛО ВЕРШАЩИЙ МАРЕ ВЕЛЯЩИЙ

РАЗЯЩИЙ МНОГО СВОЕЙ ОСТРОГОЙ

ВО СНЕЖНОЙ БУРЕ ВЛЕСОВОЙ ШКУРЕ

ВО БЕЗДОРОЖЬЕ НЕ ВО СВАРОЖЬЕ

НЫНЕ СТОРОЖЕ ГОЙ ЧЕРНОБОЖЕ!

ГОЙ!

 

23. ГОЙ СЕД ВЕЩУН СТАР КОРОЧУН

КОЛОГОД ВЕРШИ ЯКО ПОМЕРШИ

А СЕРПОМ ВЛЕСА ЯВИ КУДЕСА

СТАРЫ ЗАРОКИ КОРОТИ В СРОКИ

ВЛИКИ ЗАВЕТНЫ ВЕДОЮ ВЕДНЫ

ЧТОБ СТАРУ СБЫТИ А НОВУ ЖИТИ!

ГОЙ!

 

24. КОЛО КОРОЧЕНО ЯКО ПРОРОЧЕНО

ОКРУТ КОРОЧУН ГОДОВЫХ КОЩУН

ОКОРОТИ ДНЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ!

ГОЙ!

 

Послесловие

 

Поистине, Многолико Всебожье Родово, но Едина и Нераздельна его Суть. И хотя в каждой точке Кологода являет Всебог Род Силу Свою в Лике Кого-либо из Родных Богов особливо, — никто из Богов не совершает Деяний Своих в отрыве от остальных Великих Родовичей. Уделы Белобога и Чернобога, Силы Живы и Мары столь тесно переплетены меж собой, что не найти в Яви такого места, где б одно было без другого. На сём Лад Всемирья от веку держится, и несть в Мире иного! Слава Светлым Богам! Величание Богам Тёмным! ВСЕБОЖЕ, ГОЙ!

 

Слава Роду!

 

[2003–2005]

 

Одно

О Всеединстве Рода

 

Един Сам Всебог Род Всесущий Вседержитель, но Многолик Он во Всебожьи Родовом. Каждый из Богов Родных — Свой Лик имеет, но поистине Вселик — Один лишь Всебог Род. Многи и Многолики Боги Родные, во Всебожьи Родовом сущие; Всеедин и Вселик Род. Сие поистине есть основа Родноверия — Веры-Ведания Родового нашего.

 

О Триединстве Рода

 

Род есть: Род как Сам, Род Небесный да Род Земной. Род как Сам — Единый Всебог (Надличное Начало), Всевышний Вседержитель (Личное Начало) и Всесущий Дух (Безличное Всепроникающее Начало). Род Небесный — Сила и Мудрость Предков, Душа Народа. Род Земной — все сородичи наши, по Прави живущие. Ведают мудрые: Сии Три суть Одно.

 

О трёх стезях к Роду

 

Всебог, Вещий Наставник[261] и Собь (АЗ ЕСМЬ) суть Одно. Различные Духовные учения делают упор: одни на стезю Родолюбия — любовь к Роду[262], другие на стезю Духовного послушничества — следование Вещему Наставнику, третьи на стезю Духовного Самопознания — постижение своей Истинной Природы (АЗ ЕСМЬ). Но ведают мудрые: сии три стези ведут поистине к Одному.

 

О единстве всего сущего

 

Всебог Род Один есть Истинно Сущий (Безусловно Существующий). Всё сущее, все проявления Всебога Рода — относительны. Всё сущее есть поистине Всебог Род, и ни что не отделено от Него. Ведают мудрые: поистине всё сущее сводится к Одному, и всё есть Одно.

 

О Любви Родовой

 

Всё сущее держится Любовью Родовой. Любовь Родова — Свет Самосиянный, во Сердце каждом от Самого Рода возожжённый. Плотская любовь — ищет удовольствий, обратной стороной коих оказываются боль и отвержение. Любовь Родова — как Свет Солнца во Всемирьи: ко всему сущему обращена. Мудрый видит себя не отделённым от Всего — от Одного Единого, явленного как Всемирье, и потому пребывает в ладу со Всем и любит Всё. Плотская любовь — ослепляет, заставляя видеть предмет любви в приукрашенном образе. Любовь Родова — николиже не притупляет ясности взора, но за всем явленным прозревает Изначальное — Единое Всё, к Коему Одному поистине и обращается. Плотская любовь — избирательна, ибо направлена вовне. Любовь Родова — Всеобща и Всеохватна, ибо есть не движение вовне, но горение внутри самого Сердца Вещего.

 

О Неизреченном

 

Явления могут быть отражены в словах, но Источник их — лишь в Безмолвии. Всякое слово об Одном — родит двойственность, всякое слово о Неизреченном — лишь сокрывает Его Суть. Свет Самосиянный сияет в Безмолвии. Когда человек умолкает, в его Сердце рекут Сами Родные Боги. Рекут — Гласами Безмолвными, рекут — Словеса Несказанные. Всякий, кто слышит «голоса» иные в уме — обманывается. Лишь слышащий Безмолвие в Сердце Вещем — поистине Ведает.

 

Слава Роду!

 

[2004]

 

Марины Чары

Вещая Ночь

 

Ночь — пора колдовства, чародейства да волхования всякого. Ночью Врата Нави отверсты в Явь. Ночь — обитель Сна, время Молчания...

Се — первая Чара Марина.

 

Месяц Рогий

 

Месяц Ясный — Серп Мары, Ладья Велесова, Рога Небесной Коровы Земун — Матери Вещего Бога. Ладья сия не имеет кормы, ибо обращена одной главой в Явь, а другой в Навь. Месяц — Ладья Мёртвых, на которой души умерших переправляются во Ино; а тако же — Ладья Новорождённых, на коей воплощающиеся души из Ино приходят в Явь...

Се — вторая Чара Марина.

 

Белая и Чёрная Луны

 

Различают Луны: Белую и Чёрную — Полнолуние и Новолуние (Наволуние). Белая Луна связана с Жизнью и Ростом, Чёрная — со Смертью и Растворением, а тако же с грядущим Возрождением. Белая и Чёрная Луны — как Жива и Мара — два Лика Великой Матери...

Се — третья Чара Марина.

 

Зима

 

Зима — Ночь Года — Кологодный Удел Мары, пора мертвенного сна и хладного оцепенения Природы, когда Трисветлый Даждьбог-Солнце томится в ледяном плену Мары, зачарованный Её колдовством...

Се — четвёртая Чара Мары.

 

Смерть

 

Смерть — Сила Мары в Яви. Никто из рождённых не избежит встречи с Нею — во срок свой...

Се — пятая Чара Мары.

 

Маята-Морока

 

Маята — сеть, коей улавливает Мара беспутные души, оплетает пустой морокой, ослепляет обманными обличьями, усыпляет разум. Погружаясь в маяту, души исполняются унынием и скорбью, обессиливают в отчаянии. Даже мудрые порой пленяются маятой, блуждают по кругу всуе...

Се — шестая Чара Мары.

 

Сокровенное Знание

 

Древнее Знание — вот то, что скрывает за собой маята. Пронизывая взглядом Духовного Ока маяту насквозь, мудрый прозревает Изначальную Веду — Извечное Знание, скрытое под спудом. И тогда Мара оборачивается к нему Своим Милостивым Ликом, исполненным неземной Красотой и Мудростью. Иные же — удостаиваются либо мертвенно пустого взгляда Её хладных очей, либо сеющего ужас пламенного взора Гневной Богини. Холод Вечного Льда и Негасимый Огонь Пекла — вот две преграды на Пути к Сокровенному Знанию...

Се — седьмая Чара Мары.

 

Велесовы Вилы

 

Велесовы Вилы, повёрнутые остриями вверх, означают Живу — Жизнь; повёрнутые же остриями вниз, они указуют на Мару — Смерть. Всяк живот, что пронзила Мара Вилами в Яви, оборачивается в Навь...

Се — восьмая Чара Мары.

 

Коса и Серп

 

Косой и Серпом — косит Мара колосья Жизни, когда приходит срок их. Окровавленное Железо — Марина Коса — без устали вершит работу свою на полях сражений, и тускло блестит Лунное Серебро Серпа Её, коим рассекает Богиня Смерти, когда приходит срок, тонкую Нить Макоши, связующую душу и тело. И никому из рождённых не дано укрыться от разящей силы сего Оружия...

Се — девятая Чара Мары.

 

Мёртвая голова

 

Мёртвая голова — жертва, так или иначе приносимая Маре каждым без исключения. Мудрый сам приносит в жертву Маре своё ложное «я» — свою ограниченную самость, «отрубая» ей голову Мечом Истинного Знания. У иных же, ослеплённых маятой, Мара силой отбирает их жизни, украшая их головами — мёртвыми костяками — частокол, окружающий Чертоги Её...

Се — десятая Чара Мары.

 

Чаша и Черпало

 

Чаша (Чара) — священный сосуд Мары. Черпалом сбирает Она в Чашу Силу живых — Живую воду — и пьёт её, пока не осушит до дна. Мёртвой водой из Чары Своей поит Мара тех, чья жизнь подходит к концу. Таинства Смерти — Кощная Потвора, Лунное Чародейство, ведомые сведущим...

Се — одиннадцатая Чара Мары.

 

Лунница

 

Лунница (Луница), обращённая рогами вверх, означает полную Лунную Чашу. Перевёрнутая Лунница означает опрокинутую Чашу, с рогов которой стекает Молоко Небесной Коровы...

Се — двенадцатая Чара Мары.

 

Неведомое

 

Врата Мары — Путь в Неведомое. Та, Чьи одежды белее снега, и Та, Чьи одежды чернее ночи, всё это Она — Мара. Девица Юная и Старица Мудрая — всё это Мара. Несущая ужас и Дарующая милость — всё это Мара. Предсмертный крик и звенящая тишина — всё это Мара. Кто сочтёт все окрутные Её Обличья? Кто постигнет до конца нездешнюю красоту Её и величие? Вещая Ночь глядит на нас бессчётными Звёздными Очами, с самого своего рождения мы стоим на пороге Неведомого, не решаясь сделать шаг в обитель Сна, с пустыми руками — как и были рождены — вступить в Чертоги Молчания. Но Путь наш уже начат, и нет более дороги назад...

Се — тринадцатая Чара Мары.

 

Ведающему — достаточно.

Слава Роду!

 

[2004]

 

Мара-Яга — Костяная Нога

1. То не ветрушки шумят буйные, то не на море разыгралась непогодушка, то летит в ступе[1] над сырым бором — ломит, выворачивает с корнем дубы вековечные Мара-Яга[2] — Костяная Нога[3].

 

2. Летит — пестом железным[4] погоняет, помелом[5] след заметает; зубами звериными[6] клацает, костьми белыми[7] бряцает.

 

3. Летит Она с поля брани, крови[8] человечьей напившись, жажду Свою утолив — рудяного зелья испив...

 

4. Косой железной[9] Мара косила, когти во тело бело вонзила — жизнь до капли вытягала, Нить Макошину[10] оборвала.

 

5. У Синь-камня[11] на Земь ступала, к западу[12] оборотясь, кости глодала[13].

 

6. Во ступе пестом их в пыль растирала, шуйцею[14] брала — всё по ветру пускала.

 

7. Всяк живот поднебесный в котле[15] варила, в котле варила — в Нави новила[16].

 

8. В Нави новила — в Явь обратила, десницей[17] махала — в путь провожала.

 

9. В путь провожала — на Стезю[18] наставляла.

 

10. На Стезю наставляла — старый след[19] заметала.

 

11. На Стезю Вещего Бога[20]— от Своего порога.

 

12. От Своего порога — до Неведомого Чертога[21].

 

13. Из тьмы кромешной[22]Нави — чрез маяту-мороку[23] Яви — во Горний Свет[24] Прави.

 

14. Како ведомо людям Ведающим — во Знании Древнем[25] сведущим.

 

15. Како в Ведах Святых[26] изложено, како Самим Родом положено!

 

16. Гой, Черна Мати! Гой-Ма[27]!

 

Толкование сему:

 

 [1] СТУПА — то, в чём толкут зёрна, перетирая их в муку. Образ Женского начала — Лона Великой Матери — Врат Жизни и Смерти. Согласно вещим сказам, Мара тако же использует ступу в качестве воздушного корабля (ср. санскр. вимана), на котором с громоподобным шумом и невероятной скоростью — «в мгновение ока» — пролетает над Землёй.

 

[2] ЯГА — буквально: «вопящая» (от русского слова ягать — «кричать, вопить», в том числе «кричать при родах»), один из Тёмных (Мариных) Ликов Великой Матери Макоши — Божественной Супруги Вещего Бога Велеса. Некоторые исследователи полагают, что имя «Яга» родственно санскритскому слову яджня,или ягья, означающему «жертвоприношение». Яджня, по сути, являлась основной формой Ведического обрядного Богослужения, во время которого Огню предлагались подношения — топлёное масло (гхи), зерно, пряности и ценные сорта дерева. Всё делалось в определённом Писаниями (Ведами и Агамами) порядке при пении или рецитации специальных мантр. Места, где совершались большие яджни, назывались ягашалами. (Для сравнения: у цыган яга означает «огонь», причём женского рода.) Связь Бабы-Яги (Ежи-Бабы, Ягой Бабы, Яги Ягишны, Лесной Ёшки и т.п.) с обрядами принесения жертв подтверждается тако же тем, что жилище Её — избушка на курьих («куриных» или «окуриваемых»?..) ножках — расположено на границе Яви и Нави (на опушке леса), а сам образ Её восходит к древнему образу Хозяйки Зверей и Хранительницы Путей в Иной мир. Согласно русским народным сказкам, одна из Её ног — «костяная», то есть мёртвая, что опять-таки указывает на связь Бабы-Яги как с Явью — миром Живых, так и с Навью — миром Мёртвых. Вместе с тем, такие атрибуты Её, как ступа (символ Женского начала и обрядного умерщвления — «перемалывания»), котёл (символ обновления и Возрождения), помело (которым Она «заметает следы» — стирает память и отсекает прошлое) и лопата, на которой Она «отправляет в печь» детей (ср. древнеславянский обряд «перепекания» ребёнка, родившегося больным или недоношенным), позволяют увидеть в Яге — за внешним обликом «злой колдуньи-людоедки» — древний образ жрицы-ведуньи, проводившей обряды возрастных и иных посвящений, связанных с проходом через Врата Смерти и последующим Возрождением в Яви...

 

[3] КОСТЯНАЯ НОГА — мёртвая нога, образно отражающая связь Мары с миром Мёртвых — Навью. Согласно вещим сказам, Мара одной ногой «стоит» в Яви, а другой — в Нави.

 

[4] ПЕСТ ЖЕЛЕЗНЫЙ — то, чем перетирают зёрна в ступе. Образ Мужского начала — Гоя (Фаллоса) Рода. Если ступа означает Великую Мать — Врата Жизни и Смерти, то пест знаменует Собой Ост Всемирья, Железную Иглу в Золотом Яйце (в Котором заключена Кощеева Смерть), Волховской Посох, Мировое Древо, Мер-гору на острове Буяне — пронизывающую Собой всё сущее Творческую Силу Рода. Мара, обладая одновременно пестом и ступою, показывает нам Своё владычество над Явью, над всем Проявленным миром — миром Двойственности.

 

[5] ПОМЕЛО — то, чем Мара-Смерть, согласно вещим сказам, заметает следы. Знак «стирания» прошлой памяти, отсечения былых уз, «развязывания» Покутных Нитей Макоши (Нитей Судеб, спрядаемых Прибогинями Макоши — Долей и Недолей), освобождения от всех ограничений, накладываемых прошлым. Знак Смерти (Разрушения, Растворения) и Забвения. «Стирая» в человеке его ложное «я», Мара связывает узами Забвения души тех, кто при жизни в Яви отождествлял Истинного Себя (свою Собь, или Высшую Самость) со своей преходящей личностью (особью, или ложной самостью), и разрешает от Своих уз тех, кто добровольно принёс Ей в жертву свою «голову» — отсёк Мечом Истинного Ведания свою ложную самость, обнажив (раскрыв) так Истинного СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ) — свою Высшую Самость, Дух Рода в себе.

 

[6] ЗУБЫ ЗВЕРИНЫЕ — один из признаков нечеловеческой природы. Образно передают страх смерти, присущий в той или иной мере всем ограниченным живым существам, к коим, связанным узами своей ложной самости, вовлечённым в маяту мира сего, Мара обращается Своим Гневным Ликом, несущим ужас и смятение. К мудрым, прозревшим свою Собь, Мара обращается Своим Милостивым Ликом, представая пред ними в Образе Чистого Самосиянного Света паче света сего.

 

[7] КОСТИ БЕЛЫЕ — олицетворяют собой связь с миром Иным, с Навью. Тако же — знак «обнажения», раскрытия Истинной Природы сущего.

 

[8] КРОВЬ-РУДА — согласно вещим сказам, вместе с кровью Мара выпивает Живицу (Жизнь) — Живую воду внутри нас.

 

[9] КОСА ЖЕЛЕЗНАЯ — оружие Мары, несущее смерть живым существам. Согласно вещим сказам, железной косой (или серпом) Мара косит колосья Живы, когда выходит отпущенный им срок. Находясь в Вечном Коловращении, всё сущее проходит через четыре стадии Изменения: Рождение, Пребывание, Растворение и Обновление, ведущее к новому Рождению и началу нового Круга Жизни.

 

[10] НИТЬ МАКОШИНА — Нить Судьбы, или Покутная Нить (от Покута — «Судьба»), проходящая через множество жизней и соединяющая деяния с их результатами, а причины со следствиями. Также Макошиной Нитью называют Серебряную (или Велесову) Нить Жизни, соединяющую тело с душой — плотское тело с тонким телом. Когда человек умирает (то есть когда его душа освобождается от тела), о нём говорят, что «Мара рассекла Своим Серпом нить его жизни».

 

[11]СИНЬ-КАМЕНЬ — Велесов камень, по преданию, в глубокой древности упавший с Неба. Известно девять наиболее почитаемых Синих камней, в том числе — хранящих Следы Стоп или Дланей Вещего Бога. В Велесовой традиции Синь-камень тако же связывают с камнем Алатырём — Сердцем Мира.

 

[12] ЗАПАД — сторона света, где «умирает» Даждьбог-Солнце. Через запад лежит путь к Навьему Чертогу Мары.

 

[13] ОБГЛАДЫВАТЬ КОСТИ — здесь: раскрывать Истинную Природу сущего. Согласно вещим сказам, Мара обгладывает кости умерших, толчёт их в муку в Своей ступе, а затем рассеивает по ветру, что означает прохождение умершим стадии Растворения.

 

[14] ШУЙЦА — левая рука. Шуйный путь — путь Левой Руки, путь Нави — стезя Тёмных Богов.

 

[15] КОТЁЛ — то, в чём Мара, согласно вещим сказам, «варит» мясо умерших, ведя их души к Обновлению (новому воплощению в Яви) и Духовному Возрождению.

 

[16] НОВИТЬ ДУШИ — вести их от Растворения в Нави к Обновлению в Яви и Духовному Возрождению в Прави.

 

[17] ДЕСНИЦА — правая рука. Десный путь — путь Правой Руки, путь Яви — стезя Светлых Богов. Не путать со Стезёй Прави — Стезёй Великого Равновесия, путём Лада Всемирья.

 

[18] СТЕЗЯ — здесь: Духовный путь САМО- и БОГО-Познания.

 

[19] СТАРЫЙ СЛЕД — здесь: привязанности прошлого, память ложной самости.

 

[20] СТЕЗЯ ВЕЩЕГО БОГА — путь Мудрости, раскрывающий Родовую Память.

 

[21] НЕВЕДОМЫЙ ЧЕРТОГ — Незримый Удел Самого Рода Вседержителя, Вышний Чертог Духа, Нетленная Собь (АЗ ЕСМЬ), Обитель Рода в Духовном Сердце человека, Несмертное и Непреходящее Сверхбытие, лишённое всякой двойственности мира сего (мира маяты).

 

[22] ТЬМА КРОМЕШНАЯ — мрак Духовного невежества, «ночь» подсознания; то, что находится за Кромкой, разделяющей Явь и Навь. Тёмным Ликом Своим обращается Мара к тем, чьи Духовные Очи закрыты либо ослеплены маятой. Мудрые, к коим обращается Мара Милостивым Ликом Своим, во тьме кромешной прозревают Её Истинную Природу — Немеркнущий Самосиянный Свет.

 

[23] МАЯТА-МОРОКА — круговерть Духовного невежества, обусловленность внешними формами, привязанность к мирскому, вовлечённость в маяту мира сего.

 

[24] ГОРНИЙ СВЕТ — Свет Прави, просвещающий Духовное Сердце.

 

[25] ЗНАНИЕ ДРЕВНЕЕ — Ведное Знание, открытое нашим Предкам Родными Богами; Духовное Ведание Соби (Истинного Я); непосредственное Видение Очами Духа; Родовой Искон.

 

[26]ВЕДЫ СВЯТЫЕ — Законы Прави, писанные Перстом Сварожьим на Алатыре-камне (Сердце Мира) и запечатлённые в Вещем Сердце человека; волховские писания (Вещие Книги) и предания (Вещие Сказы) мудрых предков наших, вразумлённых и вдохновлённых Самим Вещим Богом; всякое Неизречённое (хранимое в Сердце Вещем) и проречённое (проявленное, насколько сие возможно) Слово Истинной Мудрости.

 

[27] ГОЙ-МА — священные слоги Творческой Силы Всеотца Рода (ГОЙ) и Великой Матери (МА) в соединении. Двое в Одном — Едином Недвойственном. Колокол Всемирья: Коло (МА), заключающее в Себе Кол (ГОЙ).

 

Слава Роду!

 

[2004]

 

Видение Марина Чертога

 

МАРА ЯКО ОГНЕ СИЯШЕ СВЕНТЕМ

ТО СВЕТЯЩЕ О СЕДЬМА КРАСОИ

ИЖЕ ЗАВЕЩ БОГО СТА НАШЕ

ТО БО НАШЕ ЩЕСТВА

А СИЦ ИМЯХОМСТВА

СВА СОИЛА ДАТЕ ДА УЗРИЕМО

ТАКОЖЬ ОДЕСЩЕХОМ

СТАР ЖИВОТ НАШ ОД НОВА!

ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

 

1. Тайна тайн — Чертог Марин, от очей человечьих сокрытый. Ни пешему, ни конному, ни зверю рыскучему, ни птице летучей — но него не добраться. И хотя ни одна дорога не ведёт к нему — всяк живот под Небом, какой бы дорогой он ни следовал, рано или поздно придёт ко Вратам его.

 

2. Сторожит Марин Чертог грозный Страж — Двенадцатиглавый Змей. Замок на Вратах — что пасть звериная, запоры — отрубленные руки человечьи, столбы у Врат — белые кости. Окружает Чертог Марин железный тын — ни мал, ни высок — от Земли до Неба. На каждой тычинке, коих счётом ровно 365, насажено по отрубленной голове, лишь одна тычинушка — пустая... Не для твоей ли головы она? Кто знает...

 

3. На Воротах сидит Чёрный Вран — птица вещая. Зорко стережёт Вран вход во Чертог Тайный, недремлющим оком глядит окрест... Рекут, Сам Кощный Бог зрит очами его, и никому не скрыться от взгляда Навьего Владыки...

 

4. Каждый вечер растворяются Врата, и грозный Всадник на вороном коне выезжает наружу — в Явь Земную скакуна Своего гонит, чтобы вернуться обратно перед самым рассветом, бо дела Свои во ночи вершит. Весь день спит Он непробудным сном во Чертоге Темяном, просыпаясь лишь с вечерней зарёю. И тогда вновь седлает Он скакуна Своего, и быстрее птицы летит на нём в Явь, и продолжается так от веку до веку...

 

5. Рекут мудрые: все дороги земные ведут ко Чертогу Марину, куда приходит всяк живот по-за мрое (по-за смертью) — во срок свой. Лишь одна Стезя неподвластна Маре, лишь идущих по Ней не зрит Чёрный Вран, лишь сих Путников буйные главы не украсят собой Марин тын. Се — Вещего Бога Стезя, Путь Мудрых — Дорога, ведущая в Вечность. Всяк, идущий по ней, сам главу себе срубает — Мечом Мудрости Вышней самость свою человечью рассекает — Маре такову требу кладёт. Сам же — во Нетленное облекается, по Стезе Вещего без страха идёт, бо Сам Велес Мудрый его ведёт! Велесовы Вилы — во руках его, Велесовы Силы — дорожный Посох Вещего Бога — опора его, Велесова Мудрость — Изначальная Веда во Сердце Вещем его. Вилы Велесовы — во Тремирьи всём Власть непоколебима, Силы Велесовы — необоримы, Мудрость Велесова — всеохватна, Изначальная Веда — несказанна...

 

6. Кто сей Стезёю пройти возможет, тот сам всё, о чём выше сказано было, изведать сможет.

 

Ведающему — достаточно.

Слава Роду!

 

[2004]

 

Три Её Лика

Мать

 

Ты — Начало. Ты — То, Что было до того, как всё начало быть, из Чего вышло всё. Ты — Та, Которая взлелеяла Златое Яйцо Родово, покоившееся в окружении Предвечных Вод — в Лоне Матери Тьмы. Ты — Предел, за Который не в силах проникнуть Духовзор. Ты — Та, Кто неподвластна времени, и Ты же — само Всепожирающее Время. Женское лоно и погребальная Крада — двое Твоих Врат. Покой глубин Матери Сырой Земли — Твоё Безмолвие. Мёртвый лист у корней Мирового Древа — взятая Тобою жертва. Краткий отдых на перевалах Пути Вечного Возвращения — Твоя Милость. Колдовские сны Луноликих ночей — Твои Чары. Грозный Серп, рассекающий Нити Жизни, и долгий полёт сквозь темноту — Твой Дар. Тьма, взрывающаяся ослепительным Светом, Завершение пред новым Началом — Твоя Любовь...

 

Возлюбленная

 

Ты — Та, Кого вечно ищет Вещий. Путеводная Звезда Его странствий. Дорога, убегающая за виднокрай. Прощальная улыбка, тающая в Пустоте. Уединённость растворившего свою ограниченную самость во Всеединстве Сущего, сделавшего шаг за пределы личностного одиночества. Веда для Ведающего. Стезя для Идущего. Блаженство для Достигшего. Свет во Тьме Обратной Стороны. Узревший Тебя хотя бы раз — не забудет Тебя никогда. Очарованный Тобой — теряет разум. Влюблённый в Тебя — отдаёт себя без остатка. Ты — везде и нигде. Лишь Вещему дано настигнуть Тебя на Пути, заключить в объятья, разрушить Твои Чары — за тёмной личиной Смерти узреть Изначальный Свет Сущего. Иных — бегущих от Тебя в страхе — настигаешь Ты Сама, во гневе выпиваешь без остатка их жизнь, ввергая их — так и не ставших Светом — во Тьму. И не ждёшь за Свой Дар благодарности от слепых, проклинающих Тебя в неведении своём...

 

Сестра

 

В убранстве инея приходишь Ты, Дева Зимняя, во белу шубу укутана. Чаруют, манят — серебром звенят чудные браслеты на тонких запястьях Твоих, Чаровница! Но — недолог век юности Твоей, Сестра! Погребальными пеленами обернётся по весне зимний Покров Твой. Белая Птица восплачет в Небе — падёт на Землю, Стрелами Ярилы поражённая. На Масленичный костёр взойдёт — растает в дымных клубах Старуха Зима, прощальным взглядом Землю окинув. И вновь — Белой Девою над лесами, полями да весями нашими воспаришь, во Ино Закрадное на семи Конях-Ветрах улетишь — до следующей зимы Юный Лик Свой скроешь. И призрачный след Твой исчезнет в Яви как сон, как растаявший снег...

 

Гой, Черна Мати! Гой-Ма!

Слава Роду!

 

[2004]

 

Зерцало Мары

Вопрошающий:

— Что есть Природная Вера-Ведание?

Влх. Родосвет:

— Быть с Родными Богами непосредственно, без связующего.

Вопр.:

— Что значит быть с Богами без связующего?

Влх. Родосвет:

— Быть поистине ТЕМ, КТО ТЫ ЕСТЬ на самом деле.

Вопр.:

— Что значит быть ТЕМ, КТО ТЫ ЕСТЬ?

Влх. Родосвет:

— Поистине ведать Нерождённую, Несмертную Собь (АЗ ЕСМЬ) — Дух Рода в себе...

 

* * *

 

1. Живое изведывает себя, вглядываясь в своё отражение в Зерцале Мары — Зеркале Смерти. Памятующий о Маре-Смерти — постигает Вечность как непреходящее СЕЙЧАС, когда Тёмная Мать рассекает Своим Серпом все его узы: тягостные привязанности прошлого и бесплотные надежды будущего.

 

2. Зерцало Мары никогда не тускнеет и не исчезает из поля зрения человека. Но мы порой, ослеплённые страхом Смерти, боимся заглянуть в него. Лишь мудрейшие из мудрых, отсекшие главу своей ложной самости Мечом Истинного Ведания и добровольно принесшие её в жертву Маре — мёртвые среди живых и живые среди мёртвых — смотрят в Зерцало Мары без страха, без тягостных сожалений и пустых мечтаний, прозревая тако Собь свою — Истинного СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ) — Нерождённого, Несмертного — Единосущего с Тем, Кто был до того, как всё начало быть.

 

3. И Тёмная Мать улыбается им — Прозревшим Очами Духа — из ослепительно сияющей Немеркнущим Самосиянным Светом Пустоты...

 

Гой, Черна Мати! Гой-Ма!

Слава Роду!

 

[2004]

 

Мара-Морока, Мати Прозрения...

1. Рекут ведающие: Неназываемая Тайная Обитель находится там, куда от веку стекается всякая Мудрость, где живут белые волхвы — люди, продвинувшиеся по Стезе Вещего Бога далее других, и где пребывают Боги, Которые всё ещё зримы очами человеческими. Обитель эта — Чертог Мудрых — сокрытое селище посреди леса за рекой; сияющий город на вершине Белой горы, возвышающейся посреди острова, скрытого туманами; дом на перепутье, приют вещих странников; таинственный Свет, бьющий из-под земли; белый камень на перекрестье дорог, тянущихся из ниоткуда в никуда; порог, за которым не властно время...

 

2. Все истинные волхвы приходят оттуда, когда их призывают к служению Мать-Земля и Отец-Небо. Образы, кои зрят они очами своими, — многолики и разнятся в зависимости от глубины их постижения, а потому не существенны; но само их Духовное Прозрение — важнее всего того, что можно узреть в Яви. Каждый, кто совершил Восхождение к Тайной Обители, уже не сможет остаться прежним; это привлекает одних и отваживает других. И хотя Свет Тайной Обители Мудрости сияет для всех, никто из праздно любопытствующих не сможет достичь Её Сокровенных Врат...

 

3. Вещий Зов равно обращён к Сердцу каждого, но не каждое Сердце способно услышать его и откликнуться на призыв. Вехи на Стезе к Тайной Обители расставлены повсюду, но не всякие очи способны узреть их среди мирской суеты. Веда, хранимая белыми волхвами, писана открыто в Книге Природы и истолкована в тысячах иных книг, написанных в разные времена мудрыми людьми; в шёпоте лесного ручья и шуме ярмарочной площади равно звучат Вещие Слова, но люди не слышат их, ошеломлённые звучащей тишиной леса и оглушённые суесловным гомоном ярмарочной толпы... А Тайная Обитель — всегда ЗДЕСЬ; вот Она — разве ты слеп?..

 

4. Мара-Морока, маятой ослепляющая, даруй Прозрение готовым! Слуги Твои верные — окрутные мороки — подстерегают на Стезе всякого, кто готов поддаться их чарам. Но, ведомые Самим Вещим Богом, искатели Высшей Мудрости — ищущие Путь к Тайной Обители — при встрече с ними лишь укрепятся в чистом стремлении своём! Да будут им ведомы имена сих мороков, како ведомы они Вещему:

 

5. Имя первого морока — Хранителя Северных Врат — Трусливая Нерешительность. Он препятствует искателю вступить на Путь, сковывая его Сердце страхом и оплетая разум сомнениями. Отсеки Мечом Истинного Ведания дрожь в коленях и нарекись Победившим нерешительность и страх, о искатель!

 

6. Имя второго морока — Хранителя Южных Врат — Самоуверенная Увлечённость. Он препятствует искателю, только вступившему на Путь, сохранять и взращивать должную внимательность, необходимую для продвижения по Пути. Рассеки Мечом Истинного Ведания живот свой, охлади зуд желаний в ярле (солнечном сплетении) своём и нарекись Победившим ложную самоуверенность, о искатель!

 

7. Имя третьего морока — Хранителя Западных Врат — Преждевременное Знание. Он препятствует искателю, уже утвердившемуся на Стезе, следовать тем Указаниям Вещего Бога и совершать те Духовные радения, которые необходимы искателю на данном этапе его Пути, преждевременно показывая ему то, что ждёт впереди, и тем самым отвлекая его внимание от настоящего положения дел. Отсеки Мечом Истинного Ведания свою шуйцу (левую руку) и нарекись Победителем нетерпеливости, о искатель!

 

8. Имя четвёртого морока — Хранителя Восточных Врат — Ослепляющее Могущество. Это один из самых коварных и жестоких мороков, охраняющих Путь. Он чарует и ослепляет искателя, уже значительно продвинувшегося по Пути, силой и всемогуществом, кои обретаются человеком при достижении определённого уровня Ведания, ожесточая тем самым его Сердце и отдавая в рабство той Силе, повелителем Которой он ещё совсем недавно считал себя. Отсеки Мечом Истинного Ведания свою десницу (правую руку) и нарекись Победителем ослепляющего могущества, о искатель!..

 

9. И вот, когда все четыре морока оказываются побеждены, искатель встречается с последним из мороков — Тайноликим Хранителем Срединных Врат — со своей собственной ложной самостью! Победа над четырьмя предыдущими противниками — поистине ничто по сравнению с победой над собой. Уловленность в сети собственной ложной самости заставляет человека переживать свою мнимую отчуждённость от Сущего и порождает все препятствия на его Пути — всех четырёх мороков. Отсеки Мечом Истинного Ведания свою голову (ложную самость) и принеси её в жертву Маре-Мороке, Кою возвеличь как Матерь Прозрения, о искатель!

 

10. И — тотчас пелена маяты спадёт с твоих глаз, с твоего Ока Мудрости; и отверзнутся Врата Вещего Сердца твоего; и ты поистине узришь Стезю Вещего Бога и вступишь в Тайную Обитель! Истинно, тако!

 

Гой, Черна Мати! Гой-Ма!

Слава Роду!

 

[2004]

 

Марины тыны

1. Речено мудрыми: «Вещий Стези торит, Мара тыны городит». Стези Велесовы суть пути-дороги вещие от Солнца внутри (Духовного Сердца человека) до Солнца Небес (Духовного Сердца Всемирья). Марины тыны суть препятствия на Пути, останавливающие несведущих (неготовых) и укрепляющие Ведающих.

 

2. Тёмная (то есть — Сущая в Тайне) Мать Мара не противостоит Вещему Богу, как полагают несведущие, но хранит Стези Его: Ведающим — в урок, иным — в окорот. Каждому дано будет по мере его, но каждому возможно меру свою до Божеского Безмерного раскрыть, Стезёю Велесовой — Путём Мудрых — до Чертогов Незримых восхитившись.

 

3. Марины тыны суть:

1) Морочное видение себя как одного лишь плотского тела;

2) Морочная зависимость от маятных состояний: гнева, жадности, привязанности, неведения, гордыни и зависти;

3) Морочная привязанность к промежуточным достижениям на Пути;

4) Морочная убеждённость в собственной отдельности от Сущего.

 

Ведающему — достаточно.

Слава Роду!

 

[2004]

 

Марины Очи

 

Мара Полнощна, Матушка Кощна,

Серпом косила, вилами носила,

Ложкой едала, с чарки сливала:

Серпом Месяца — колосья Живы косила,

Вилами Велеса — тела, яко снопы, носила,

Живицу ложкой железной черпала,

Из Лунной Чары млеко сливала;

Полкола — во Яви княжила,

Полкола — сего дожидала;

А всяк живот во срок свой брала,

Через порог во Навь провожала;

Очами водила, что привораживала,

Воды бегучи льдом замораживала,

Снегами белыми поля укрывала,

Очами Звёздными во Ино звала!

Гой, Черна Мати! Гой-Ма!

1. Очи Мары — что звёзды на небе: по все веси зорко глядят, безмолвно в ночи стерегут. И вдруг — словно колокольцами серебряными раззвенятся, роем осиным, гудя, разлетятся... И застучат молоточки в висках, и голову закружит, и — глядь: то звёзды снежинок над нами кружат, хладными иглами под самое Сердце впиваясь...

 

2. И будто спрашивает Кто беззвучным Гласом: «Кто ты еси? Человек Стези али нежить беспутная? Откуда идёшь и куда Путь держишь? Стезю Богоданную — жизнь свою — Ладом Сердца Вещего правишь али от себя убегаешь? Ответь!..» И — Тишина вокруг...

 

3. Никто не задал вопроса, и никто не ждёт ответа, кроме ТЕБЯ САМОГО. Вглядись в Марины Очи, и тебе уже не бывать прежним. В величайшее Таинство — Таинство Жизни, Бессмертия — ведёт тебя Свет Очей Её. СВЕТ, что Незрим; ВОПРОС, что неразрешим; ОТВЕТ, что Стезёю твоей стал...

 

Гой, Черна Мати! Гой-Ма!

 

Слава Роду!

 

[2004]

 

Свет Мары

...Тот, кто не помнит, как умирал в последний раз, не поймёт... Это — словно отблеск угасающей зари на раскрытой ладони, словно оборвавшийся вдруг шёпот листьев — рухнувшего дерева прощальный вскрик. Словно бы ты вдруг узнал о жизни что-то такое, из-за чего уже никогда не сможешь быть прежним... Оно — проступает наружу, звучит неясным гулом в ушах — пульсом в висках — в буйстве истомлённой летней жарой зелени, остролистых травах и разбивающихся о твои ладони каплях дождя — Имя Твоё, Мара. Во тьме Изначалья ещё не рождённая Вселенная созерцает Себя мерцающими спиралями Звёздных Очей — без желания, без страсти, без тоски по Забытому — бездонные Очи Твои, Мара. И — словно прикосновения рук любимой — струящийся шёлк отражений слюдяных озёр размытые очертанья поутру не созревших колосьев поющий прибой рассыпается златом и вдруг — всё застыло на миг — это Вечность взглянула в глаза там где времени нет серебрится Серпом Твоим, Мара, сквозь жизнь прорывается смерть эти блики Луны на воде и катится с горы колесом бесконечных подобий стрелой улетающий ввысь в это Вечное Небо ночных облаков и сплетаются змеи волос Твоих, Мара, ночь разорвана тусклой раной безмолвных видений таящихся в водах чудес где безмолвие Вельих Лугов ослепляющий Свет разрешит все сомнения всех неуклюжих раздумий тревог и терзаний и детских мечтаний о том что нас ждёт впереди — там, где в смерти рождается жизнь — Свет лучится с ладоней Твоих, Мара, Мара...

 

Гой, Черна Мати! Гой-Ма!

Слава Роду!

 

[2004]

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...