Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке специалистов




Курс «Теория и методика обучения предмету "Физическая куль­тура"» ориентирован на формирование частнодидактической под­готовки специалистов с квалификацией «Педагог по физической культуре» с прочными знаниями основ теории и методики обуче­ния, владеющих методическими навыками и умениями проекти­рования и реализации учебно-воспитательного процесса по пред­мету «Физическая культура» в учреждениях общего образования.

В преподавании дисциплины решается комплекс педа­гогических задач:

- формирование системных знаний о сущности, специфике, содержании и методах обучения по предмету «Физическая куль­тура»;

- осознание значимости научения двигательным навыкам и уме­ниям, а также развития физических морально-нравственных и во­левых качеств личности учащихся на уроках физической культуры с учетом особенностей онтогенеза, состояния здоровья, физи­ческого развития, направленности физкультурных и спортивных интересов детей школьного возраста и других факторов;

- преобразование педагогических знаний, навыков и умений в компоненты технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре;

- интеграция теоретических знаний, методических навыков и умений, приобретенных студентами в процессе изучения обще­профессиональных и предметных дисциплин в опорные структу­ры профессионально-педагогического мастерства учителя физи­ческой культуры;

- формирование готовности студентов к педагогической прак­тике в учреждениях общего образования.

Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» призвана выполнить функции интеграции теоретических знаний и практических умений, приобретенных студентами при изуче­нии разных учебных курсов и дисциплин, в профессионально-педагогическую компетенцию специалиста физической культуры с квалификацией «Педагог по физической культуре».

Содержание курса разработано и структурировано с учетом его цели, задач, места и функций в подготовке специалистов — педа­гогов по физической культуре. Последовательность представления разделов и тем основывается на системно-структурном подходе к его построению. Учебный материал описан с использованием по-

7


нятий и терминов, появившихся в последние два десятилетия. Содержание курса и характер структурирования учебного матери­ала этим отличаются от традиционных методики урока физиче­ской культуры и порядка его изучения в учреждениях профессио­нального физкультурного образования нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья.

Курс состоит из учебного материала в виде теоретических све­дений, педагогических задач и методических упражнений. Теоре­тические знания содержат конкретную информацию о сущности учебного предмета «Физическая культура», его функциях в струк­туре общего образования, цели и задачах дисциплины, содержа­нии образования, педагогических процессах, педагогической си­стеме школьной физической культуры и технологии ее реализа­ции в учреждениях общего образования.

Содержание дисциплины ориентировано на формирование у студентов методических навыков и умений, составляющих основу профессионального мастерства учителя физической культуры. Ме­тодические навыки и умения объединены в компоненты пре­подавательской деятельности учителя физической куль­туры:

- целеполагание, отбор и обоснование оптимальных содержа­ния обучения, форм организации деятельности учащихся на уро­ках, методов учебно-воспитательных воздействий;

- программирование целей, задач, содержания обучения, форм организации и методов реализации учебного процесса по циклам учебно-воспитательного процесса;

- практическая реализация учебного процесса на уроках физи­ческой культуры;

- контроль и коррекция в процессе взаимодействия учителя и учащихся на уроках, оценка результатов взаимодействия;

- обоснование рекомендаций для начала нового цикла учебно-воспитательного процесса.

Цель курса, его задачи, своеобразие содержания, назначение, а также материалы об опыте работы учреждений профессиональ­ного физкультурного образования потребовали таких форм организации учебного процесса, как:

- лекционные, семинарские, практические, самостоятельные занятия;

- учебная практика;

- индивидуальная самостоятельная письменная работа.

На лекционных занятиях излагаются основные научно-теорети­ческие сведения (научные факты, понятия, закономерности), элементы опыта педагогической практики, концепции, правила и др.

Семинарские занятия предназначены для углубления, расши­рения и закрепления научно-теоретических сведений и иной ин-

8


формации курса, а также развития познавательных, творческих способностей студентов, текущего контроля за качеством усвое­ния учебного материала, организации учебных дискуссий, дело­вых игр.

На практических занятиях анализируются и оцениваются от­дельные аспекты обучения предмету «Физическая культура», вы­работки у студентов методических навыков и умений, формиро­вания у них элементов дидактического мышления, освоения ими методов научно-методической работы, использования научных дан­ных в практике преподавания данной учебной дисциплины.

Содержание самостоятельных занятий составляют такие виды учебной деятельности студентов, как изучение (конспектирова­ние, реферирование) литературы, разработка учебно-методиче­ской документации учителя физической культуры, руководите­лей учреждений образования, дневников учащихся и других ис­точников информации по организации учебно-воспитательного процесса (самостоятельный просмотр и анализ уроков разными методами, ознакомление с самостоятельными занятиями учащихся физической культурой, изучение режима дня школьника, подго­товки учителя к уроку и т.д.).

Индивидуальные занятия предназначены для закрепления зна­ний по дисциплине, формирования умения решать методические задачи, создания дидактического комплекса, комплекса частно-дидактических навыков умений, их трансформации в компонен­ты технологии учебного процесса, интеграции учебной деятель­ности студента с учебно-исследовательской и научно-исследова­тельской работой по курсу теории и методики обучения предмету «Физическая культура».

1.3. Основные понятия предмета «Физическая культура»

Теория и методика преподавания предмета «Физическая куль­тура» — это относительно новая и все еще формирующаяся учеб­ная дисциплина. Она представляет специальную область педаго­гического знания и отрасль педагогической науки в сфере теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Понятия, рассматриваемые в содержании данного курса, воз­никли в ходе формирования данной учебной дисциплины, они будут уточняться и конкретизироваться в процессе совершенство­вания ее теоретико-методологических основ.

К основным понятиям относятся: «предмет "Физиче­ская культура"», «физкультурное образование», «педагогическая система предмета "Физическая культура"», «педагогический про­цесс по предмету "Физическая культура"», «технология учебного процесса по предмету "Физическая культура"».

9


Проблема понятий рассматривается многими науками, в основном логикой — наукой о человеческом мышлении, которая изучает мышле­ние как средство познания. В логике понятие определено как форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных при­знаках.

В логике описан порядок определения понятий: ^опре­деление должно быть соразмерным; 2) определение не должно заклю­чать в себе круга; 3) определение должно быть ясным; 4) определение не должно быть отрицательным. Один из наиболее распространенных приемов формирования определения понятия — опре­деление через род и видовое отличие:

- подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;

- указание его видового отличия, т. е. выявление существенных при­знаков определяемого, от других понятий.

Обратимся к понятию «предмет "Физическая культура"». Для его определения необходимо конкретизировать исходные ключе­вые понятия: «физическая культура», «физическое образование», «физическое воспитание», «физическое совершенствование», «учебный предмет», «учебный предмет "Физическая культура"», «система физического воспитания», «национальная система фи­зического воспитания», «школьное звено национальной системы физического воспитания» и др.

Рассмотрим два более широких по объему понятия — «учеб­ный предмет» и «физическая культура». Учебный предмет опреде­ляется как дидактически обработанная в учебных целях система теорий, законов, фактов, понятий, идей и методов соответству­ющей науки, воплощенная в определенном отрезке учебного ма­териала, удовлетворяющая требованиям учебной программы и под­лежащая усвоению учащимися с целью овладения всеми компо­нентами содержания образования. Другое определение: целост­ность, включающая часть содержания, которую нужно усвоить, и средства для усвоения содержания учащимися, для их развития и воспитания. Третье: дидактически обусловленная система знаний, умений и навыков, отобранная из соответствующей отрасли на­уки или искусства для изучения в учебном заведении. Четвертое: особое образование, специально создаваемое для обучения и вос­питания, учебный предмет — педагогически адаптированная со­вокупность знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений в процессе учебного вза­имодействия.

Анализ первого родового понятия «учебный предмет» не дает достаточного материала для определения понятия «предмет "Фи­зическая культура"». Поэтому необходимо обратится к понятий­но-терминологической системе теории и методики физического

10


воспитания, где анализируется другое родовое понятие — «физи­ческая культура».

Его сущность передается словами, используемыми в качестве ключевых: «процесс», «вид», «форма», «предмет», «совокупность», «часть», «единство», каждое из которых обозначает различные яв­ления и предметы.

Здесь, как и в случае с определением понятия «учебный пред­мет», очевидны разноречивые толкования.

Определить понятие «учебный предмет "Физическая культу­ра"» корректно возможно, если в формулировках дефиниций бу­дут учтены следующие обстоятельства.

1. Физическая культура — это учебный предмет, представляю­щий инвариантную и одноименную область содержания базовой части федерального компонента государственного стандарта об­щего образования.

2. Учебный предмет выражает специфическую часть общечело­веческой культуры — физическую культуру.

3. Ориентация учебного предмета на реализацию социально зна­чимой функции в содержании общего среднего образования.

4. Признание в качестве составляющей результатов учебно-вос­питательного процесса — сформированность физической культу­ры личности учащегося.

5. Необходимость отражения в содержании определения (дефи­ниции) связи учебного предмета с отраслями наук, его представ­ляющих, педагогической теорией и методикой физического вос­питания.

Таким образом, учебный предмет «Физическая культура» это педагогически адаптированная часть базовой физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного об­разования школьников.

Образование по предмету «Физическая культура» — понятие, которое дополнило понятийно-терминологический аппарат науки теории и методики физического воспитания сравнительно недавно.

Ранее вместо данного понятия применялось другое — «физическое образование». Оно рассматривалось как одно из основных в теории фи­зического воспитания.

Понятие «физическое образование» обязано своим возникновением основателю учения о физическом образовании детей школьного возрас­та, известному российскому ученому П.Ф.Лесгафту. Сущность данного вида образования П. Ф.Лесгафт видел в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, с наименьшим трудом в возможно мень­ший промежуток времени, сознательно производить наибольшую физи­ческую работу. Считают, что П.Ф.Лесгафт вкладывал в понятие «физи­ческое образование» идею обучения двигательным действиям.

11


Идеи П.Ф.Лесгафта о разложении движений воспринимали как тен­денцию приблизить физическое образование к образованию, которое получают учащиеся по предмету «Физика».

Вместе с тем современники П.Ф.Лесгафта, включая и поборников идей физического воспитания учащейся молодежи, высоко оценивая его научно-педагогическую деятельность (например, известный русский дидакт П.Ф. Каптерев), критически высказывались об отдельных аспек­тах теории физического образования. Особой критике подвергались по­зиции П.Ф.Лесгафта по части уравнивания методов физического и ум­ственного образования.

В настоящее время под понятием «физическое образование» рассматривается система научно-педагогической подготовки спе­циалистов высшей квалификации к исследовательской и педаго­гической деятельности в области физики и смежных с ней отрас­лях науки и техники1.

Педагогические процессы, в том числе и их результаты по пред­мету «Физическая культура» могут быть выражены понятием «физ­культурное образование».

Физкультурное образование в зависимости от его направленно­сти и содержания может условно подразделяться на три раз­новидности — общее, дополнительное и профессиональное.

Общее физкультурное образование рассматривается как процесс и результат учебно-воспитательной работы по предмету «Физи­ческая культура», ориентированные на передачу и системное ус­воение опыта предыдущих поколений по использованию физи­ческой культуры в оздоровительном-рекреационном, атлетиче­ском, воспитательном и иных аспектах с ориентацией на форми­рование физической культуры личности школьников.

Общее физкультурное образование может подразделяться на ступени в соответствии со структурой учреждения общего образо­вания: начальное, основное, среднее (полное). Оно регламенти­руется государственным образовательным стандартом общего об­разования.

Дополнительное физкультурное образование осуществляется уч­реждениями дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта различной ведомственной принадлежности иформ собственности. Это — детско-юношеские спортивные шко­лы (специализированные, олимпийского резерва, школы-интер­наты спортивного профиля и др.). Оно ориентировано на форми­рование спортивных резервов различных уровней подготовленно­сти — от массовых спортивных разрядов до мастеров спорта меж­дународного класса.

Профессиональное физкультурное образование реализуется обра­зовательными учреждениями и дифференцируется на среднее,

1 Педагогическая энциклопедия. — М., 1968. — Т. 4. — С. 500.

12


высшее и послевузовское. Оно осуществляется в училищах олим­пийского резерва, педагогических колледжах (отделение физиче­ской культуры), техникумах и колледжах физической культуры, институтах, академиях и университетах физической культуры, факультетах физической культуры, классических и отраслевых (например, педагогических) университетов.

Профессиональное физкультурное образование ориентирова­но на подготовку педагогов и других специалистов в сфере физи­ческой культуры различных уровней и квалификаций.

Физкультурное образование базируется на соответствующей педагогической технологии.

Педагогическая система предмета «Физическая культура» по­нимается как упорядоченная самоуправляемая целостность ограни­ченного множества динамично взаимодействующих элементов, функ­ционирование которой ориентировано на достижение цели учебной дисциплины.

Функционирование педагогической системы учебного предме­та направляется учителем с учетом условий конкретного учреж­дения общего образования.

Разработка, обоснование и реализация педагогической систе­мы предмета «Физическая культура» составляет технологию учеб­ного процесса по данной дисциплине.

Основные понятия теории и методики обучения предмету «Фи­зическая культура» будут детально рассмотрены в последующих главах.







Контрольные вопросы и задания

1. Назовите общее и особенное курсов «Теория и методика физиче­ского воспитания и спорта» и «Теория и методика обучения предмету "Физическая культура"».

2. Каковы функции теории и методики обучения предмету «Физиче­ская культура» в содержании подготовки специалиста с квалификацией «Педагог по физической культуре»?

3. Назовите основные понятия теорий и методики обучения предмету «Физическая культура» и дайте определение каждому из них.


ГЛАВА 2

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» КАК УЧЕБНЫЙ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 374.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...