Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функции педагогической системы предмета «Физическая культура»




Термин «функция»1 используется во многих науках. В социальных науках, к группе которых относится и педагогика со всеми ее раз­ветвлениями (в том числе теория и методика обучения предмету «Физическая культура»), этот термин обозначает роль, которую определил социальный институт относительно потребностей об­щественной системы более высокого уровня организации.

Под функцией педагогической системы предмета «Физическая культура» подразумевается назначение или роль педагогической сис­темы дисциплины в реализации цели и задач его преподавания в уч­реждениях общего образования.

Функции педагогической системы учебного предмета вытека­ют из сущности самой системы, места физической культуры в структуре содержания общего образования, социально-педагоги­ческой нагрузки данной дисциплины и других факторов.

1 Функция (от лат. functio — совершение, исполнение) — категория философии.

45


Частично об источниках генезиса функций педагогической си­стемы предмета «Физическая культура» говорилось ранее.

Важная специфическая функция педагогической системы пред­мета «Физическая культура» — функция самосохранения. Носите­лями данной функции и своеобразным механизмом ее осуществ­ления выступают субъекты, которые составляют содержание про­цессуального блока — элемента «дидактические процессы»: учи­тель и учащиеся; их взаимодействие с признаками на переход во взаимосодействие. Во время взаимодействия педагога и школьни­ков на уроках физической культуры, при разработке педагогиче­ской системы каждого отдельного урока, цикла уроков, посвя­щенных изучению темы, раздела, фрагмента содержания образо­вания по дисциплине; учебного процесса в периодах учебного года (семестр, триместр, четверть, месяц, неделя и др.) учитель ана­лизирует соответствие элементов системы одного другому, выяв­ляет позитивные и негативные аспекты во взаимодействии каж­дого элемента; осуществляет требуемую коррекцию.

Обсуждаемая функция тесно связана с другой — функцией са­мосовершенствования. Основную роль в совершенствовании педа­гогический системы учебного предмета выполняет элемент «ди­дактические процессы», который представляет собой динамиче­скую подсистему. В ее структуре функционируют субъект и объект воздействия. В совокупности и во взаимосвязи они составляют два « действующих начала (учитель и учащиеся), образуют два вида де­ятельности — преподавание и учение, взаимосодействуют, а иногда и взаимодействуют. Один вид деятельности невозможен без друго­го, иначе дидактические процессы перестают развиваться целе­направленно. В работе процессуального блока наблюдаются при­знаки рассогласованности, и тогда необходимо проанализировать ситуацию, выявить причины сбоя, устранить их и обеспечить тре­буемый уровень взаимодействия. При этом могут быть внесены коррективы в состояние одного, двух или нескольких элементов, стем чтобы система вновь приобрела устойчивость. Сущность кор­рекции — изменение или конкретизация цели преподавания сучетом реальных условий; пересмотр и обновление содержания образования; усовершенствование форм организации и методов обучения, воспитания, развития и др.

Таким образом, действие, которое обусловило изменение со­стояния элементов и характер их взаимосвязи, подвергается кор­рекции. Это происходит в силу того, что новые условия или со­стояние системы изменяют первоначальную ситуацию, которая обусловлена возникновением действия. Очевиден механизм само­совершенствования педагогической системы учебного предмета «Физическая культура».

Внутренней движущей силой, механизмом обеспечения функ­ционирования дидактических процессов служит противоречие меж-

46


ду выдвигаемыми требованиями образовательной, воспитатель­ной и развивающей направленности и реальными возможностя­ми их осуществления педагогом и учащимися. Данное противоре­чие становится действенным механизмом функционирования пе­дагогической системы учебного предмета «Физическая культура» в том случае, если новые условия (требования) будут сосредото­чены в пределах зоны ближайшего развития возможностей педа­гога, учащихся и конкретного учреждения общего образования.

Контрольные вопросыи задания

1. Что называется системой?

2. Что такое системный подход в изучении процессов и явлений и чем он отличается от аналитического?

3. Дайте определение понятия «педагогическая система учебного пред­мета "Физическая культура"».

4. Назовите элемент педагогической системы предмета «Физическая культура», являющийся одним из системообразующих.

5. Назовите последовательно с выделением внутренней взаимосвязи элементы структуры педагогической системы предмета «Физическая куль­тура».


ГЛАВА 4










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...