Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Три основных положения Стоккрада




1) один и тот же тератоген при воздействии на разных стадиях развития может вызывать различные аномалии;

2) одна и та же аномалия может быть следствием действия разных тератогенов;

тип аномалии зависит от стадии развития

3) в то время приняли не все исследователи. Ныне теория критических периодов не кажется такой однозначной, как несколько десятилетий назад. Однако следует отметить, что не все исследователи признают объяснение критических периодов в том виде, как их сформулировал автор теории.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ

Врожденными пороками развития называют такие структурные нарушения, которые возникают до рождения (в пренатальном онтогенезе), выявляются сразу или через некоторое время после рождения и вызывают нарушение функции органа. Последнее отличает врожденные пороки развития органов от аномалий, при которых нарушение функции обычно не наблюдается.

Существует несколько различных критериев, на основе которых классифицируют врожденные пороки развития. Основные из них следующие: причина, стадия, на которой проявляется воздействие, последовательность их возникновения в организме, распространенность и локализация.

В зависимости от причины все врожденные пороки развития делят на наследственные, экзогенные (средовые) и мультифакториальные.

Наследственными называют пороки, вызванные изменением генов или

хромосом в гаметах родителей, в результате чего зигота с самого возникновения

несет генную, хромосомную или геномную мутацию. Генетические факторы

начинают проявляться в процессе онтогенеза последовательно, путем нарушения

биохимических, субклеточных, клеточных, тканевых, органных и организменных процессов.

Экзогенными называют пороки, возникшие под влиянием тератогенных факторов (лекарственные препараты, пищевые добавки, вирусы, промышленные яды, алкоголь, табачный дым и др.), т.е. факторов внешней среды, которые, действуя во время эмбриогенеза, нарушают развитие тканей и органов.

Поскольку средовые экзогенные факторы в конечном итоге оказывают влияние на биохимические, субклеточные и клеточные процессы, механизмы возникновения врожденных пороков развития при их действии такие же, как при генетических причинах. В результате фенотипическое проявление экзогенных и генетических пороков бывает весьма сходным, что обозначается термином фенокопия.

Мультифакториальными называют пороки, которые развиваются под влиянием как экзогенных, так и генетических факторов. Вероятно, скорее всего бывает так, что экзогенные факторы нарушают наследственный аппарат в клетках развивающегося организма, а это приводит по цепочке ген — фермент — признак к фенокопиям.

В зависимости от стадии, на которой проявляются генетические или экзогенные воздействия, все нарушения, происходящие в пренатальном онтогенезе, подразделяют на гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии и фетопатии. Если нарушения развития на стадии зиготы (гаметопатия) или бластулы (бластопатия) очень грубые, то дальнейшее развитие, видимо, не идет и зародыш погибает. Эмбриопатии (нарушения, возникшие в период от 15 сут до 8 нед эмбрионального развития) как раз составляют основу врожденных пороков. Фетопатии (нарушения, возникшие после 10 нед эмбрионального развития) представляют собой такие патологические состояния, для которых, как правило, характерны не грубые морфологические нарушения, а отклонения общего типа: в виде снижения массы, задержки интеллектуального развития, различных функциональных нарушений.

В зависимости от последовательности возникновения различают первичные и вторичные врожденные пороки. Первичные пороки обусловлены непосредственным действием тератогенного фактора, вторичные — являются осложнением первичных и всегда патогенетически с ними связаны.

Вопр

Антропология - наука о про­исхождении и эволюции физической организации человека и его рас,

Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от био­логических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.

Предметом антропологии являются вариации биологического типа человека во времени (эволюция) и в пространстве (расоведение и морфология).

Разделы антропологии:

1. Морфология - изучает вопросы, связанные:

а) с индивидуальной изменчивостью физического типа;

б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старения включительно;

в) с явлениями полового диморфизма;

г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.

В основе изучения морфологии лежат такие дисциплины как анатомия, эм­бриология, гистология и др.

Раздел морфологии состоит из:

мерологии (греч. «мерос» - часть), изучающей вариации отдельных органов человека, отдельных тканей, а также их взаимную связь;

соматологии (греч. «сома» — тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т.е. закономерности вариаций роста, массы, окружности гру­ди, пропорций и т.д.

2. Антропогенез — раздел, изучающий процессы эволюционного формирования физического типа человека. В этом разделе рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение ус­ловий и причин становления человека современного вида. Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: геология, археология, психология, физиология ВНД, палеонтология;

Раздел антропогенеза включает:

Приматоведение (изучение современных и ископаемых обезьян и полу­обезьян);

эволюцию человека;

палеонтологию (изучение ископаемых форм человека).

Таким образом, данный раздел изучает процесс происхождения человека и его становление как биологического вида в рамках социогенеза - становления общества.

3. Расогенез (расоведение или этническая антропология) - изучает классифика­цию рас, закономерности изменений расовых типов, распространение их по территории Земли, причины расообразования. Данный раздел опирается на данные генетики, биометрии, археологии, этнографии, языковедения, исто­рии.

Проблемы антропологии:

S место и время появления древнейших людей; S непосредственные предки человека; W: основные стадии антропогенеза;

S соотношение в эволюции физического тела с историческим прогрессирова­вшем его культуры.

ЗНАЧЕНИЕ АНТРОПОЛОГИИ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ Медицинская антропология изучает изменчивость организма и личности в норме и патологии, факторы благополучия и риска, предболезнь, изменчивость этиологии и патогенеза заболеваний в связи с конституциональными, генетиче­скими, экологическими и социальными факторами. Идеи антропологии всегда на­ходили применение в медицине. Уже Гиппократ выделял сухую, влажную, вялую, упругую конституции, рекомендуя принимать их во внимание при лечении болез­ней. Гален ввел понятие о габитусе — совокупности особенностей внешнего строения тела. Учение о габитусе как о признаках предрасположенности к заболе­ваниям сложилось к XVII — XVIII веку. Однако полное слияние антропологии и медицины относится к концу XIX - началу XX века. Выделение медицинской ан­тропологии получило официальное признание в 1968 году на Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в г.Токио. Медицинская антропология включает гуманитарное и естественнонаучное направления.

Предметом гуманитарного направления является проблема «тела, нормы, па­тологии, здоровья, болезнь и лечение в различных этнических, исторических, со­циальных и культурных обществах».

Теоретическим стержнем естественнонаучного направления является учение о конституции человека как совокупности свойств организма, определяющих его реактивность и особенности индивидуального развития. Естественнонаучное направление включает:

анатомическую антропологию,

физиологическую антропологию,

биохимическую антропологию,

психологическую антропологию.

Направления:

Биомедицинская антропология - основа профилактической медицины, изу­

чающая изменчивость в пределах нормы, факторы благополучия и риска.

Клиническая антропология - основа клинической медицины, изучающая

изменчивость этиологии и патогенеза в связи с изменчивостью консти­туциональных факторов. Главным является связь конституции и болез­ней.

Систематическое положение человека Согласно современной систематике, человек как биологический вид относится к

Надцарству - Эукариоты

Царству - Животные

Подцарству - Многоклеточные

Типу - Хордовые

Подтипу — Позвоночные

Классу - Млекопитающие

Подклассу - Плацентарные

Отряду - Приматы

Подотряду - Узконосые обезьяны

Надсемейство - Человекообразные обезьяны или гоминоиды (Hominoidea)

Семейству - Гоминиды (Hominidae)

Подсемейству - Гоминины (Homininae)

Роду - Люди (Homo)

Виду - Человек разумный (Homo sapiens)

Подвид - Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens)

Вопр










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...