Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пенитенциарно-психологические типологии и классификации осужденных




Наиболее ранняя классификация арестантов в тюрьмах России была предложена А.И. Свирским (1898):

1) случайные преступники, совершившие преступление вследствие несчастного стечения обстоятельств;

2) «фартовые ребята», составляющие собственно «тюремный мир». Они подразделяются на «брусов легавых», которые после освобождения не попадают в тюрьму, и «брусов шпановых», которые попадают под влияние преступной среды и намереваются продолжать преступную жизнь.

Л. Мелыпин (П.Ф. Якубович, 1907) попытался описать типы заключенных в зависимости от криминальных и характерологических особенностей их личности. К первому типу относятся тихие, большей частью старички, играющие роль неповинных жертв и высказывающие ненависть к своему брату-«кобылке». Их главные черты – резонерство, черствое себялюбие, лицемерное ханжество, которые нередко уживаются с неподкупной честностью, от которой веет бездушием.

Второй тип – пожилые, а иногда совсем старые арестанты, не скрывающие того, что они мошенники и разбойники, но держащие себя с некоторым гонором и благородством.

Представители третьего типа (их большинство) составляют душу и сердце «шпанки»: это игроки, «жиганы», «сухарники», палачи, готовые превратиться в жертвы, и жертвы, могущие завтра стать палачами: люди, которые как бы специально созданы природой для жизни на каторге. Они находятся в вечном угаре и хмеле без вина, им нужно прежде всего волнение.

Попытку показать типы заключенных в художественной литературе предпринял В. Пикуль в романе «Каторга».

Ученые-пенитенциаристы определяли тип личности заключенного по тому, какое влияние на него оказывают предохраняющие мотивы в сравнении с соблазняющими. Так, И. Вентам в книге «Основы нравственности и законодательства» указывает на такие его особенности у преступников, как: притеснение слабого (отсутствие чувства сострадания); отягощение бедственного положения другого лица; пренебрежение к авторитету; жестокость без всякой надобности; обдуманность или импульсивность преступления; обман и нарушение договора; подговор других лиц.

С.В. Познышев (1915) разделял осужденных на классы в зависимости от степени их исправления: класс испытуемых; класс исправляющихся; класс образцовых и особый класс – осужденные штрафного разряда.

В пенитенциарной практике в послереволюционные годы в основу классификации были положены формальные признаки, характеризующие классовую принадлежность: трудящиеся; классово чуждые элементы.

Кроме того, согласно Положению об общих местах заключения РСФСР в 20-е годы все осужденные делились: на осужденных за преступления, не имеющие корыстного характера; осужденных за преступления корыстного характера; рецидивистов той и другой группы.

Теоретическое обоснование классификации лиц, отбывавших наказания в местах лишения свободы в 20-30-е годы, содержится в работах А.Ф. Лазурского и А.С. Петровой. Положив в основу классификации психологический критерий и особенности социального приспособления личности к реальной действительности, они выделили три уровня личности: низкий, средний, высокий. В каждом уровне есть чистые, смешанные и извращенные типы. По мнению А.Ф. Лазурского, большинство извращенных типов личностей являются криминальными.

А.С. Петрова (1927) при классификации личностей исходила из психологической конституции человека. Она различала две группы личностей: примитивы и непримитивы. К примитивам она относила нормальных людей, имеющих низкий культурный уровень вследствие неблагоприятных условий. Непримитива, напротив, отличает высокий культурный уровень. Внутри каждой группы А.С. Петрова выделяла: конкретно-эмоциональный, аффективно-абстрактный, интеллектуально-волевой типы. Кроме того, она допускала наличие промежуточных типов.

Теоретическое исследование проблем психологии заключенных в 30-50-е годы не проводилось, они классифицировались на основе официальной карательной политики: уголовные и политические.

Восстановление законности в деятельности правоохранительных органов в конце 50-х – 60-е годы вызвало необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем преступности, создания научно-методической базы с целью дифференциации и индивидуализации подхода к различным категориям осужденных.

Одними из первых к проблеме классификации осужденных в местах лишения свободы обратились в 60-70-е годы М.Д. Шаргородский, А.В. Яковлев, Н.А. Беляев, А.Г. Ковалев.

М.Д. Шаргородский (1958) в основу классификации положил физиологические критерии (пол, возраст, болезни) и социальные (стойкий рецидив, совершение преступления впервые). Он предложил учитывать при дифференциации режима отбывания наказания характер совершенного преступления, цели, мотивы, средства и способы действий.

А.В. Яковлев (1964), исходя из степени социальной и нравственной запущенности личности, выделял две категории особо опасных рецидивистов: а) с социальной установкой, образ жизни которых свидетельствует о сознательном противопоставлении себя нормам закона; б) сасоциальной установкой, свойства личности которых обесценены в социальном аспекте, а интересы находятся вне сферы нормальных отношений.

А.Г. Ковалев (1968) в качестве критерия классификации правонарушителей использовал степень криминальной зараженности личности: 1-й тип – глобальный преступный – характеризуется полной преступной зараженностью; 2-й тип – парциальный – отличается частичной криминальной зараженностью; 3-й тип – предкриминальный – его представители обладают такими морально-психологическими свойствами, которые в определенной ситуации неизбежно приведут к совершению преступления. Среди заключенных он выделял лиц с эгоистическими стремлениями и характером (презирают труд и тех, кто трудится, пытаются прожить за счет других); частичной преступной пораженностью; здоровым, но ослабленным морально-психологическим складом.

К.К. Платонов и В.Ф. Пирожков (1970) предложили классификацию осужденных по критерию их противоправной деятельности и по стремлению к совершению преступлений. По первому критерию выделяются пять типов:

1) самый отягощенный, который определяется внутренней тягой к повторным преступлениям, обосновывающимся соответствующим мировоззрением;

2) определяемый совершением преступления под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц;

3) обусловленный случайной возможностью соучастия в преступлении или совершением преступления по неосторожности;

4) с высоким уровнем правосознания (по отношению к совершенному преступлению), но пассивным отношением к нарушителям правовых норм;

5) не только с высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием нарушению правовых норм или хотя бы его попытками.

На мотивационно-потребностной сфере, отношении к совершенному преступлению и раскаянии базируется типология Г.Г. Бочкаревой (1967): бесконфликтные и циники, раскаивающиеся, неустойчивые.

Д. Лестер, Б. Данто (1994) выделяют следующие типы преступников и заключенных: с суицидальным риском; с психическими отклонениями; алкоголики и наркоманы; склонные к половым преступлениям (сексуально опасные).

П.С. Дагель (1972) предлагал классифицировать преступников по различным основаниям: физическим признакам, характеру совершенных преступлений, предшествующей преступлению деятельности, психологическим особенностям, степени исправления, степени общественной опасности личности.

Криминологические классификации связаны с проведением массовых социально-профилактических мероприятий. Исследователю было важно знать, представители каких социальных слоев преобладают среди преступников, их возрастной состав, место жительства, характер работы до совершения преступления.

Существует классификация по возрасту, полу, социальному положению и месту жительства, степени тяжести совершенных преступлений и их видам, форме вины, прежней судимости. Кроме того, учитывается степень стойкости антиобщественной ориентации (К.Е. Игошев, 1974).

Например, психологический портрет типичного осужденного к пожизненному заключению выглядит так: возраст 35-37 лет, ранее один-два раза судимый, в том числе за насильственные преступления, склонен к злоупотреблению алкоголем, импульсивным проявлениям агрессивности, конфликтности, осужден за умышленное убийство с особой жестокостью. По характеру замкнут, чаще всего погружен в себя, пессимистичен, испытывает трудности в общении и адаптации, чувство вины обострено, раздражителен, склонен к аффективным реакциям, мнителен, тревожен, ориентирован на чувственное восприятие реальности с пониженным, часто подавленным фоном настроения. Уровень эротизма завышен, уровень интеллекта ниже среднего, мыслительная активность и логическое мышление часто тормозятся аффективными переживаниями. Имеет заниженную самооценку в сочетании с переоценкой значимости личных страданий. Стремится избежать ответственности, потворствует своим желаниям. Ориентирован прежде всего на получение личной выгоды, при этом способен пренебречь моральными правилами. Внутренне недисциплинирован, в поведении часто руководствуется случайными влечениями. Уровень волевого самоконтроля снижен, стремится приспособиться к условиям учреждения. Необходимость постоянного сдерживания и самоконтроля часто вызывает тревожные, невротические реакции (Ю.В. Славинская, 2001).

Основу пенитенциарно-психологической типологии осужденных могут составлять возрастные и половые особенности, наличие аномалий в психике, дефектов психической саморегуляции при совершении преступлений, количество судимостей, отношение к основным средствам исправления осужденных, направленность и степень адаптации, степень исправления (ресоциализации). Например, типология в зависимости от отношения к режиму может включать осужденных, склонных: к типичным нарушениям режима (употребление спиртных напитков и наркотических веществ), побегам, симуляции, картежным и другим играм «под интерес», гомосексуализму. К сожалению, большинство этих типологий остаются в пенитенциарной практике невостребованными.

В отечественной психологии классификации осужденных чаще всего строятся на нормах уголовно-исполнительного права. Осужденные делятся на группы, которые объединяют лиц:

1) совершивших преступления при особо опасном рецидиве;

2) ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы;

3) впервые осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления и отбывающих наказания в колониях общего, строгого, особого видов режима и в тюрьме (См.: Уголовно-исполнительный кодекс РФ. – М., 1997. С. 64-73; Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. М., 1997.). В свою очередь, в каждой из этих групп осужденных имеется деление по полу, возрасту, состоянию здоровья.

Правовая классификация осуществляется судом, выносящим приговор. В ее рамках применяется психолого-педагогическая классификация осужденных, которую осуществляет администрация исправительного учреждения. Психолого-педагогическая классификация осужденных применяется внутри исправительного учреждения и преследует цель индивидуализировать применение средств и методов исправительного воздействия и воспитательной работы с осужденными.

С 1979 по 1983 год проходил эксперимент по реализации классификации с целью создания отрядов из числа осужденных, совершивших насильственные или корыстные преступления (на базе ИК-8 усиленного режима Челябинской области и ИК-4 строгого режима Тамбовской области). Эксперименту предшествовало изучение этой категории лиц в колониях. ВНИИ МВД СССР была изучена репрезентативная группа, выделены особенности осужденных за насильственные преступления, утверждены методы и программа эксперимента. Эксперимент показал несостоятельность содержания вместе лиц, осужденных за однородные преступления. Л.А. Высотиной, В.Д. Лутанским (1975) была произведена психолого-педагогическая классификация осужденных, целью которой было разделить осужденных на однородные группы для обеспечения воспитательной работы с ними. Они полагали, что понятием «классификация» охватывается процесс распределения судом осужденных при оценке степени их общественной опасности и определении им режима отбывания наказания.

Л.А. Высотина и В.Д. Лутанский пытались найти универсальный принцип разделения осужденных на группы, который отражал бы глубинные и специфические характеристики внутреннего мира и поведения осужденных и позволял установить педагогически целесообразное и практически значимое количество категорий осужденных. Такими критериями они считали уровень социальной и моральной запущенности, а также степень исправления и перевоспитания. На этой основе были выделены три типа осужденных.

1-й тип – осужденные, вставшие на путь исправления. Примерным поведением, честным отношением к труду и обучению, активным участием в общественной жизни они доказывают настойчивое стремление искупить вину и исправиться. Эти осужденные правильно оценивают совершенное преступление и свое преступное прошлое; осознают свои нравственные пороки и необходимость перевоспитания; занимаются самовоспитанием и оказывают помощь другим осужденным в становлении на путь исправления.

2-й тип – осужденные, характеризующиеся в основном положительным, но неустойчивым поведением, отношением к труду и обучению. Они не во всем правильно оценивают совершенное преступление и свое преступное прошлое, осознают свои отрицательные качества и необходимость перевоспитания, но не проявляют активности в общественной жизни и устранении своих нравственных пороков, отрицательных наклонностей и привычек; безразлично относятся к поведению других осужденных.

3-й тип – осужденные, не вставшие на путь исправления. Они систематически нарушают режим и правила поведения, недобросовестно трудятся, уклоняются от участия в воспитательных мероприятиях и общественной жизни, от обучения в школе и ПУ, неправильно оценивают совершенное преступление и свое преступное прошлое, не признают необходимости исправления, не стремятся к устранению своих отрицательных качеств и привычек. Такие лица негативно влияют на других осужденных.

А.П. Евграфов (1970) обосновывает типологию осужденных в местах лишения свободы в зависимости от их статуса и характера отношений:

1) актив осужденных;

2) осужденные, вставшие на путь исправления и поддерживающие актив, но ведущие себя пассивно;

3) осужденные с неустойчивым поведением и допускающие нарушения режима;

4) осужденные, систематически нарушающие дисциплину, не реагирующие на воспитательное воздействие;

5) осужденные-приспособленцы, которые с целью досрочного освобождения внешне ведут себя дисциплинированно и даже участвуют в общественной жизни;

6) религиозные фанатики.

Ориентиром для приведенных выше типологий являются узаконенные в Уголовно-исполнительном кодексе РФ особенности исправления осужденных. Они базируются на системе отношений осужденного к главным средствам воздействия, поэтому основу типологии осужденных чаще всего составляют поведение до осуждения, характер преступления и поведение в период следствия и суда; отношение к различным видам деятельности в колонии, преступлению и наказанию, себе и другим людям.

При психологическом анализе ряд авторов используют социально-психологические типологии, где выделение типов происходит на основе мотивации преступлений (корыстные, сексуальные), при этом под мотивом понимается то, что лежит в основе выбора действий и поступков личности. Такие типологии позволяют вскрыть глубинные детерминанты преступного поведения и на их основе прогнозировать и корректировать поведение осужденного в местах лишения свободы.

Для решения последней задачи перспективны типологии осужденных, в основе которых лежат акцентуации свойств характера, темперамента и поведенческих признаков. Они позволяют конкретизировать меры воспитательного воздействия применительно к осужденным и сделать их максимально индивидуализированными.

В отношении насильственных преступников целесообразно применять индивидуальный метод воздействия, прежде всего исходя из особенностей характера и темперамента.

В.П. Голубев, Ю.Н. Кудряков предлагают более развернутую типологию, где выделяют:

1) личность корыстного преступника, включающую корыстолюбивый и игровой типы (Э. Берн);

2) личность насильственного преступника, включающую: возбудимый, импульсивный (неуправляемый), ригидный (упорный), гипертимный (активный), демонстративный, безвольный типы;

3) личность осужденного за сексуальные преступления. Осужденные за изнасилования, имеющие нарушения психосексуального развития: 1-й тип – лица, совершившие изнасилование или его попытку в отношении ранее незнакомых женщин; 2-й тип – осужденные, отбывающие наказания за изнасилование девочек (в возрасте до 6 лет), а иногда и женщин преклонного возраста (свыше 60 лет); 3-й тип – осужденные за изнасилование девочек от 6 до 14 лет. Многие из них судимы ранее за развратные действия, по делу обычно имеется несколько эпизодов; 4-й тип – лица, преступные действия которых направлены вначале на оказавшихся рядом с ними мужчин (мужа знакомой и т.п.), а затем на женщину. Осужденные за изнасилования с выраженными характерологическими или психопатологическими особенностями; 5-й тип – лица, преступные действия которых отличаются внезапностью как для потерпевшего, так и для самого преступника; 6-й тип – лица с психическими и физическими дефектами, которые являются препятствием для взаимодействия с противоположным полом (лица с умственной отсталостью, инвалиды). Осужденные за изнасилования с нарушением межличностного восприятия; 7-й тип – осужденные, обычно полностью отрицающие свою вину и считающие, что изнасилования как такового не было;

4) личность осужденного за неосторожные преступления. Характеризуется наличием чувства вины, личностной тревожностью.

Тенденция к неосознаваемой постановке себя в ситуации, связанные с активацией чувства вины, может носить сценарийный, по терминологии Э. Берна, смысл, то есть выступать как неосознаваемое жизненное стремление, программа, определяющая поведение человека и являющаяся для него мотивом, пронизывающим все его поступки и поведение в целом.

Изучение осужденных, проведенное. В.П. Голубевыми Ю.Н. Кудряковым с помощью теста ММИЛ, позволило составить следующую сравнительную характеристику предлагаемой ими типологии преступников.

Ученые и практики считают, что существующие системы классификаций преступников и осужденных к лишению свободы не в состоянии обеспечить в организационно-методическом плане их исправление и ресоциализацию. По их мнению, нужна такая классификация, которая, отражая социально-демографические, уголовно-правовые и психолого-педагогические признаки, учитывала бы изменение личности под влиянием как среды, так и специально организованных воспитательных воздействий. Такой психолого-педагогической классификацией являлась до недавнего времени, на наш взгляд, классификация по степени исправления. М.П. Стурова (1991) высказала предположение о необходимости разработки такой типологии личности осужденных, в которой в качестве типообразующего признака выступала бы деформация отношений личности в определенных сферах жизнедеятельности: а) в трудовой; б) в социально-бытовой, общении с окружающими; в) в основных сферах деятельности, для которых характерна утрата большинства социально полезных связей и отношений. Однако в данной типологии, как и в других, не отражается изменение личности в процессе отбывания наказания.

К числу признаков, которые в совокупности дают сотрудникам возможность иметь представление о социальном облике осужденного, относятся возраст, образовательный уровень, трудовая деятельность. Отметим, что психическое здоровье осужденных имеет тенденцию к ухудшению с возрастом. Психические аномалии оказывают влияние и на уровень образования. Тем не менее их следует вовлекать в учебу, чтобы отвлечь от пустого времяпрепровождения и нарушений дисциплины. При этом необходимо строго учитывать умственные способности человека и возможность учиться в общеобразовательной школе.

Персонал исправительного учреждения должен располагать информацией о том, среди каких категорий осужденных наиболее часто встречаются лица с аномалиями психики.

Первую значительную группу составляют неоднократно судимые, большинство из которых – лица с психическими расстройствами. Вторая группа – осужденные за умышленное убийство, причинение тяжких телесных повреждений и хулиганство. В ней часто встречаются психопатические личности, лица с черепно-мозговыми травмами, а также перенесшие органические заболевания ЦНС. В третью группу входят осужденные за групповое изнасилование, среди которых часто выявляются олигофрены.

Знание типов осужденных с психическими аномалиями позволяет прогнозировать их поведение в период отбывания наказания. Хуже всех ведут себя олигофрены, психопаты и лица, перенесшие черепно-мозговые травмы. Они наиболее несдержанные и конфликтные. Для двух последних категорий лиц также характерно хранение запрещенных предметов.

На практике используется типология осужденных по видам преступлений. Например, осужденные за насильственные преступления отличаются от осужденных за корыстные преступления высокой эмоциональной возбудимостью и повышенным уровнем тревожности, что приводит к частым срывам. У них аффективное мышление, чувства превалируют над мыслью, что выражается в эмоциональной напряженности и неустойчивости. Аффективная напряженность в совокупности с импульсивностью приводят их к серьезным конфликтам.

Дифференциация осужденных по характеру совершенного преступления оказалась практически однозначной, поскольку люди с разными нравственными пороками совершали похожие преступления, а с однотипными нравственными пороками – различные преступления в зависимости от обстоятельств. Все это подтверждает мысль Н.А. Стручкова (1970) о том, что при исполнении наказания центр тяжести с характера и степени общественной опасности преступления должен переноситься на личность осужденного, отбывающего наказание. Хотя в основе уголовно-исполнительной практики как раньше, так и в настоящее время лежит уголовно-правовая классификация, включающая: тяжесть совершенного преступления, его опасность, вид, совершение преступления неоднократно (впервые), мотив преступления, пол и возраст преступника, его личность. Все вместе взятое в итоге определяет срок наказания и вид учреждения, в котором будет отбывать его осужденный.

Несмотря на значимость данных критериев для типологии, они имеют, скорее, юридическую, чем психолого-педагогическую направленность, поскольку сама личность преступника рассматривается последней в этом ряду.

 

Вывод

Проблема классификации осужденных ни в научном, ни в практическом отношении не является полностью завершенной и, как показывает практика, требует своего дальнейшего совершенствования в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного права и реалий нынешнего времени. Следует отметить, что Государственный департамент по вопросам исполнения наказаний разработал и внедряет в практическую деятельность учреждений исполнения наказания Методические рекомендации по классификации осужденных и ее учета при формировании отделений социально-психологической службы и организации индивидуально-профилактической работы с различными категориями осужденных, составление индивидуальных воспитательных программ, определение форм и методов такой работы.

 

 

Список литературы

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. - 18.11.2002. - № 46. - ст. 4532.

2. Баруленков Ю.П. Судебная коммуникация // Мировой судья. - 2014. - № 8. - С. 13 - 19.

3. Войнова М.В. Высокая правовая культура судей как условие эффективной работы судебной системы // Закон и право. - 2014. - № 2. - С. 143.

4. Герасименко Т.Ю. О психологических особенностях профессиональной деятельности в судах общей юрисдикции // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - № 4. - С. 22 - 25.

5. Караванов А.А. К вопросу о психодиагностическом обследовании кандидатов на должность судьи // Территория науки. - 2014. - № 4. - С. 153 - 158.

6. Романов В.В. Юридическая психология. - М.: Юрайт, 2015. - 544 с.

7. Федоров А.Ф. Самостоятельность, всестороннее развитие и ответственность как необходимые качества профессиональной деятельности юристов // Вестник Владимирского юридического института. - 2014. - № 1. - С. 128 - 134.

8. Шевченко В.М. Юридическая психология. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 288 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...