Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подходы к типологии и классификации преступников




Психологическая и социальная характеристика личности осужденного

Реферат

по дисциплине «Социально-педагогическая работа в пенитенциарных учреждениях»

 

 

                                                                                                       Выполнил: студентка

                                                                                                      3ПиСП группы

                                                                                                       Дорошенко Кристина    

                                                                                                       Александровна                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                     _______________________

(подпись)

 

                                                                                                       Научный руководитель:

                                                                                                       Максимов Андрей   

                                                                                                       Сергеевич

                                                                                                       Старший преподаватель                                                              

Оценка  ________________

 

«___» _______________ 2017 г.

 

_______________________

(подпись)

Омск, 2017

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..31.Понятие типологии и классификации осужденных в исправительных учреждениях…………………………………………………………...….…….4-5

2. Подходы к типологии и классификации преступников…………………..6-8

3. Пенитенциарно-психологические типологии и классификации………...9-19

4.Вывод…………………………………………………………………………..20

5. Список литературы……………………………………………………….….21

 

Введение

Личность осужденного есть одна из разновидностей личности преступника с поправкой на то, что человек приходит в исправительное учреждение личностью преступника, а, пребывая там становится, личностью осужденного, накапливая те черты, которые свойственны последнему. Поэтому можно утверждать, что понятие «личность осужденного» имеет такие же права на существование, как и понятие «личность преступника». Личности вообще нет, она всегда конкретна. Но эта конкретность воплощает в себе определенные социальные и индивидуальные качества, в которых отразились социальные отношения, имеющие место в данном обществе. Будучи особенной, каждая личность несет на себе отпечаток тех общественных условий, в которых она живет и действует как сознательное, общественное существо. Своеобразие личности осужденного проявляется прежде всего в ее психическом облике: характере, способностях, интересах, установках, отношениях, формирующихся и проявляющихся в деятельности человека. На их развитие большое влияние оказывает та микросреда (ближайшее и непосредственное окружение), в которой протекает жизнедеятельность индивида. В то же время вряд ли можно полностью согласиться с мнением отечественных и зарубежных криминологов и психологов о том, что у лиц, отбывающих уголовное наказание за совершение преступления, особые качества, особая психология, делающие их непохожими на законопослушных людей.1 Наукой доказано, что не существует «ни преступной психики, ни преступной наследственности».

Вероятно, нельзя сводить понятие «личность осужденного» только к влиянию на нее социального окружения, совокупности выполняемых ею социальных функций в местах лишения свободы. Неверно противопоставлять социальное психологическому, поскольку социальные влияния сказываются через психологическое, которое, в свою очередь, есть результат прошлого социального влияния. Именно поэтому в отечественной психологии признано положение известного психолога С.Л. Рубинштейна о том, что личность есть совокупность внутренних условий, через которые действуют внешние причины.

 Результаты исследований отечественных ученых показали, что преступники отличаются по ряду параметров от законопослушных граждан. Более того, можно выделить различные психологические типы, которые среди преступников встречаются чаще, чем у законопослушных граждан, а различные категории преступников имеют достоверные отличия друг от друга по ряду психологических параметров и поэтому требуют индивидуализированного психолого-педагогического подхода.

 

Понятие типологии и классификации осужденных в исправительных учреждениях

   Психология и классификация осужденных в исправительных учреждениях позволяет индивидуализировать воспитательное воздействие на личность осужденного, дифференцировать систему отбывания наказания, скомплектовать отряды (бригады) осужденных с нормальным социально-психологическим климатом, активизировать участие в воспитательной работе с осужденными всех сотрудников, создать единые режимно-педагогические требования, оказывать психологическую помощь как конкретному осужденному, так и специально созданным для психокоррекции группам осужденных.

Личностные особенности осужденных являются не только важнейшим фактором, детерминирующим дефференциацию способов, форм, методов и путей воздействия на личность, но и условием эффективности процесса ресоциализации. Таким образом, возникает проблема типологии личности осужденного. В современной литературе при этом в большинстве случаев имеют в виду криминологическую типологию личности преступника, дающую представление о степени развития криминальных свойств личности, их стойкости или возможности их изменения в положительную сторону.

Исследование социально-демографических, индивидуально-психологических, психолого-педагогических характеристик значительного массива осужденных позволяет предположить, что основные различия между ними и законопослушными гражданами состоят в направленности личности, «ядро» которой – «смысл» (В.Н. Мясищев, В. Франкл), интегрирующий систему отношений личности к основным человеческим ценностям.

  При рассмотрении личности осужденного как совокупности социально-типических свойств и качеств, сложившихся в определенной системе отношений и проявляющихся в определенных способах жизнедеятельности, главное внимание в исправлении и ресоциализации должно быть уделено изменению деформированной системы отношений, что невозможно без переоценки личностно значимых для человека ценностей, без преодоления «экзистенционального вакуума»

Построить общую психологическую классификацию осужденных очень сложно, поскольку, с одной стороны, понятием «осужденный» охватывается большой круг людей, совершивших разнообразные преступления и отбывающих уголовные наказания, с другой – за одинаковыми преступлениями стоят разные по степени криминальной зараженности и личностным качествам люди.

Наличие у людей таких общих типообразующих признаков, как сам факт осуждения, применение уголовно-правовых санкций, изменение социального статуса, социальных ролей, не означает, что их нужно воспринимать как некую однородную общность. В этой связи при назначении и исполнении наказания основополагающим является принцип дифференцированного подхода, реализация которого вызывает необходимость исследования различных типологических групп (М.П. Стурова, 1991).

В отечественной научной литературе различают правовую и психолого-педагогическую классификацию осужденных. Под классификацией немецкий криминолог Г. Шнайдер понимает деление правонарушителей на тех, кого нужно исправлять, и тех, кого нужно охранять.

Путем классификации пытаются разбить всю массу осужденных на группы, чтобы обеспечить каждому из них то индивидуальное воспитательное воздействие (обращение), в котором он нуждается.

Классификация – непрерывный процесс, поскольку воздействие имеет целью изменение личности осужденного. Чтобы она была успешной, ее постоянно должны разрабатывать разные специалисты (криминологи, психологи, психиатры, социологи, педагоги, социальные работники).

 

 

Подходы к типологии и классификации преступников

О различных подходах к классификации заключенных (каторжников) писал еще Н.М. Ядринцев. Он подчеркивал, что уже существовало распределение преступников по категориям (воров к ворам, убийц к убийцам), срокам заключения, но эти классификации оказались несостоятельными, поэтому вопрос о классификации в тюрьмах до сих пор остается спорным.

В криминальной и пенитенциарной классификации личности преступников выделяют: 1) общий тип преступника-осужденного; 2) личность осужденного определенной категории; 3) личность осужденного определенного вида. Эти градации соотносятся как общее, особенное и единичное.

Критерием типического в осужденном может быть вид совершенного преступления. Оно связано с психологией его личности, ценностной ориентацией, индивидуально-психологическими и социально-психологическими особенностями (М.И. Еникеев, 1996). Можно выделить следующие группы осужденных.

1. Лица, осужденные за корыстные преступления:

а) лица, совершившие корыстно-хозяйственные преступления (фальсификация товаров, игнорирование налогообложения, лицензирования и т.п.);

б) лица, совершившие корыстно-служебные преступления (хищения путем злоупотребления служебным положением, обман, взяточничество и др.);

в) воры (совершившие корыстные посягательства, связанные с хищением имущества, – кражи);

г) мошенники (совершившие подделку документов, ценных бумаг, денежных знаков и т.п.);

д) ненасильственные вымогатели.

2. Лица, осужденные за корыстно-насильственные преступления:

а) грабители;

б) участники разбойных нападений;

в) насильственные вымогатели (рэкетиры);

г) убийцы с корыстной целью (киллеры).

3. Лица, осужденные за насильственные преступления (преступники с насильственными, агрессивными установками, с пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей):

а) хулиганы;

б) злостные хулиганы;

в) лица, причинившие ущерб чести и достоинству личности путем оскорбления и клеветы;

г) лица, совершившие агрессивно-насильственные действия против личности – убийства, изнасилования, причинение телесных повреждений.

Личностные качества человека, проявившиеся в тяжком преступном деянии, свидетельствуют о конкретных нравственно-психологических пороках (жадность, жестокость, агрессивность и т.д.). Это лицо требует специальных мер по его ресоциализации.

За основу типологий осужденных преступников чаще всего берется характер антисоциальной направленности личности, отражающий особенности мотивационной сферы.

В качестве основных типологических признаков асоциальной направленности выделяются:

а) пренебрежительное, агрессивно-насильственное отношение к людям: личность этого типа отличается эгоцентризмом, импульсивностью;

б) корыстные взгляды, ориентация на паразитизм, стяжательство, разгульный образ жизни, обман;

в) индивидуалистическая доминанта в сфере общественных ценностей и установок, безответственное отношение к собственным обязанностям и общепринятым нормам; личности этого типа свойственно уклонение от выполнения своих гражданских, семейных, общественных и должностных обязанностей.

Криминогенные свойства личности отличаются также по глубине, стойкости, интенсивности проявления антиобщественной направленности, что позволяет выделить типы случайных преступников (лица, впервые совершившие нетяжкие преступления, противоречащие их общей позитивной направленности); ситуационный (совершившие преступления под воздействием стечения обстоятельств); неустойчивый (совершившие преступления впервые, но ранее допускавшие правонарушения и аморальные проступки), злостный (неоднократно совершавшие преступления, в том числе ранее судимые); особо злостный тип (лица, признанные судом особо опасными рецидивистами).

Недостатком такой типологии является то, что за ее рамками остаются социально-психологические особенности каждой личности (Н.А. Андреев, 2001).

Основанием для типологии осужденных могут быть эмоциональная и волевая сфера, психологические особенности (темперамент, характер, способности, познавательные процессы). Еще А.Ф. Лазурский (1921) подчеркивал, что извращенное развитие человеческой личности связано не с отсутствием или недостаточностью тех или иных психических качеств (ума, воли, эмоций), а в большей степени с несоответствием особенностей психики внешним условиям, в которых происходит развитие человека. Классификация осужденных, придерживающихся уголовных традиций, тюремной субкультуры, может быть основана на особенностях межличностных отношений.

Интерес для пенитенциарной науки представляет классификация преступников Г.М. Миньковского (1971), основанная на направленности их личности (установки, ориентации): для правонарушителей первого типа преступление является случайным, противоречащим общей направленности личности; для второго – может быть ситуативным из-за общей неустойчивости направленности; для третьего – вызвано общей отрицательной ориентацией личности, обусловливающей выбор среды, способа времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения; для четвертого – оно результат относительно устойчивой системы антисоциальных оценок и отношений личности, ее преступной установки, включающей активный поиск повода и ситуации для преступного деяния.

В этой типологии отражены не только основные варианты возможной направленности личности правонарушителей, но и процесс формирования социально-негативных черт личности, знание которых позволяет остановить и затем устранить криминальное развитие личности.

Таким образом, в 60-80-х годах для пенитенциарной психологии была характерна тенденция заимствования у криминологов типологий личности преступника (А.М. Яковлев, 1971; Г.М. Миньковский, 1971; К.Е. Игошев, 1974) и использование их в практике конкретных видов исправительных учреждений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...