Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 2 . Техника спортивного туризма




Цель:Изучить техники спортивного туризма, преодоления трудностей, бивачных работ, дать характеристики технике переправ и организации безопасности.

План:

10.1. Основные понятия техники туризма.

10.2.Типология техники преодоления естественных препятствий

10.3. Техника бивачных работ.

10.4. Переправы.

Основные понятия: техника туризма, бивак, переправы

Основные понятия техники туризма.

Техника туризма - многогранное понятие. В самом кратком определении – это совокупность технических приемов и технических средств, используемых для решения туристских задач.

Технический прием - одно или несколько взаимосвязанных действий с использованием или без использования тех­нических средств.

К техническим средствамотносится личное или групповое туристское снаряжение специального технического назначения.

Техника туризма делится по видам туриз­ма. В каждом виде туризма используются свои определенные совокупности техничес­ких приемов и технических средств, которые образуют отличительные признаки техники данного вида туризма. Например, техника преодоления естественных препятствий. техника страховки, техника ориентирования на местности, техника бивачных работ и техника спасательных работ.

Элементы техники ряда видов туризма, взаимно переплетаясь, образуют общие основы техники туризма в целом. Практически одной техникой пользуются в пешеходном и горном туризме.

Вся техника туризма осуществляется с помощью туристского снаряжения, которое относится к техническим средствам. Личное снаряжение – снаряжение, используемое туристом индивидуально, для личного преодоления естественных препятствии или в составе группы. /плакат №3/ Групповое снаряжение - снаряжение, используемое членами группы для осуществления путешествия, причем средство используется сразу несколькими туристами. Специальное снаряжение, используемое как группой, так и индивидуально для преодоления конкретного вида препятствия, имеет специфические особенности. /плакат № 3/.

10.2.Типология техники преодоления естественных препятствий (ТПЕП) в массовых видах туризма разнообразна (рис. 19). Для создания основ классификации техники преодоления естественных препятствий необходимо определить понятие ТПЕП. Ко­ротко говоря, этопроцесс, состоящий из целенаправленных взаимосвязанных действий - технических приемов, ре­зультатом которых являются оптимальные затраты сил и времени на преодоление естественного рельефа местнос­ти.

В соответствии с определением ТПЕП различается, прежде всего, по типам есте­ственного рельефа. образуя, например, технику преодоления горного рельефа (ТПГР) и технику преодоления пересеченного равнинного рельефа (ТППРР). В данном случае мы имеем типы рельефа и соответственно типы техники.

Любой рельеф местности, например горный - разнообразен, соответственно разнообразна и техника его преодоления. Можно говорить о макрорельефе, микрорельефе и ландшафте местности.

Поэтому в ТПГР выделяется техника преодоления: травянистых склонов, осыпей, снежно-ледового релье­фа, скального рельефа, горных рек и т.п. Общепринятые краткие наименования: для техники преодоления скального рельефа - техника скалолазанья; для техники преодо­ления горных рек - техника переправ. В ТППРР можно выделить технику преодоле­ния: болот, лесов, пустынь и т.д. В этом слу­чае мы имеем дело с видами техники, соответствующими макрорельефу и разновидностям местности по ландшафту.

Виды техники различаются также соответ­ственно особенностям рельефа (микроформам) и ландшафта. Например, можно гово­рить как о разных техниках преодоления мелкой или крупной осыпи. Различны тех­ники преодоления скальных стен, карнизов, каминов, но относятся они к одному виду - скальной технике (скалолазанья). Все они состоят из технических элементов и приемов, например зацепов, упоров, заклинивания рук и ног в трещинах (в технике пре­одоления скальных стен).

Преодолевая естественные препятствия, человек в определенных случаях должен иметь надежные гарантии безопасности. При этом используется техника страховки (рис. 20). Страховка представляет собой процесс обеспечения безопасности при преодолении опасных участков маршрута. При правильном выборе средств и хорошей тех­нике страховки опасность преодоления естественных препятствий сводится к нулю независимо от их технической трудности. Представление о том, что очень трудные участки пути опасны. а легкие безопасны неверно.

Техника бивачных работ.

Вынужденные стоянки это стоянки на ночлег или временные убежища необходимость которых возникла при воздействии непреодолимых факторов природы (снежная буря, резкое похолодание, дождь, ночь).

В походах бивачные работы требуют столь же пристального внимания руководителя-похода, как и все остальные вопросы. В ту­ризме нет мелочей, здесь все важно. Бивачные работы исключения не составляют. Большого внимания требуют такие вопросы, как выбор места для бивака, организация и техника бивачных работ, свертывание лагеря.

Места для биваков предусматривают еще при разработке маршрута. Они должны отвечать определенным требованиям. Первое и самое важное безопасность. Это больше касается категорийных походов в горах. В пеших и велосипедных походах по родному краю вопрос безопасности стоит не столь остро. Но, тем не менее, даже в несложных походах вопрос выбора места для биваков требует серьезного внимания.

Бивак следует разбивать не позже чем за 2 ч до наступления темноты в защищенном от ветра, ровном, сухом месте вблизи от воды и дров. Нельзя разбивать лагерь вблизи деревень, скотных дворов, у водоемов со стоящей цветущей водой, на пути.

Подготовленные для костра дрова следует складывать в 1,5— 2 м от костра с подветренной стороны, чтобы горячий воздух от костра обдувал приготовленные дрова и тем самым подсушивал их.

Вечером, когда туристы отдыхают у костра, лучше использовать пламенные типы костров.

В безлесных районах (степных и горных), где приходится очень экономно расходовать дрова, лучше складывать сооружение из камней. Вход его по отношению к встречному ветру должен быть шире выхода, что обеспечивает хорошее горение дров. На мягком грунте можно выкопать траншею.

Сворачивание лагеря. После подъема в хорошую погоду необходимо вынести из палаток все вещи и, освободив дно от колышков, поднять его над землей с помощью боковых растяжек, что даст возможность подсушить дно. Складывать палатку лучше начинать с дна, вбрасывая в середину растяжки. Это особенно важно в плохую погоду, когда растяжки мокрые и грязные. Палатку необходимо вложить в чехол. В случае если палатку укладывают сразу после дождя, когда она мокрая, нужно иметь полиэтиленовый или клеенчатый кулек. Иначе вещи, лежащие рядом в рюкзаке, намокнут.

Утренние бивачные работы не должны занимать более 2 ч. Не­допустимо, чтобы с момента подъема до момента выхода группа затрачивала более 2,5 ч.

Сворачивание лагеря должно быть закончено до завтрака. -

Перед выходом на маршрут туристы должны еще раз осмотреть территорию лагеря и устранить следы неаккуратности пребывания.

10.4. Переправы. Переправы через реки относятся к числу наиболее опасных препятствий. Равнинные реки отличаются широким руслом, медленным спокойным течением, мягким или илистым дном, часто большой глубиной, горные реки – быстрым течением, меняющимся в течение суток уровнем воды, низкой температурой; дно твердое, каменистое, продольный профиль ступенчатый, с порогами и водопадами, в верховьях течение стремительное, неровное. В большинстве случаев надо, не считаясь со временем и расстоянием, выйти к мосту, парому или другой безопасной переправе. В противном случае надо выбрать приемлемый для данной реки способ – переправиться на кладке, по выступающим камням, вброд, по снежному мосту.

Навесная переправа. Этот вид переправы самый сложный, поэтому применяется лишь тогда, когда нет другого выхода. Выбор места переправы определяется следующими требованиями: а) ширина реки должна быть меньше на 8-10 м длины основных, несвязанных веревок. Запас длины веревок нужен для закрепления их на берегу; б) оба берега должны быть приподняты над водой (с учетом неминуемого провиса веревки); в) берег, откуда проводится переправа, должен быть выше противоположного, и на нем должны быть или деревья, или скала, или выступающие крупные камни, за которые можно высоко привязать веревку.

Когда место выбрано, надо закрепить на противоположном берегу веревку. Делается это по-разному: можно бросить сдвоенную веревку с привязанными к ее середине небольшими камнями или ледорубами, палками в надежде, что они захлестнутся за деревья. Если найден брод, сильнейший турист на тщательной страховке или вплавь на подручных средствах (тоже на страховке) отправляется на противоположный берег, где закрепляет две основные веревки за дерево, выступающую скалу, через забитые скальные крючья. Туристы втугую натягивают веревки и закрепляют их.

С помощью вспомогательной веревки, закрепленной серединой, на другой берег переправляются рюкзаки, затем туристы. Переправляющийся прикрепляется к веревке карабином. Располагается он головой в сторону переправы (от грудной обвязки и седла), чтобы можно было подтягивать себя руками к берегу при провисании веревки. К грудной обвязке на спине карабином крепят середину вспомогательной веревки, чтобы помочь подтянуться к противоположному берегу и вернуть назад грудную обвязку, седло карабин. Замыкающий закрепляет веревки так, чтобы можно было после его переправы снять их с противоположного берега.

Переправы вброд. Главная опасность при этой переправе – скорость течения и глубина. Поэтому совершенно обязательное требование к участнику похода – умение хорошо плавать. Место для переправы выбирают на наиболее широком участке реки или на участке, где она делится на несколько рукавов – там мельче, течение слабее. Признаками борода могут быть тропа, грунтовая дорога, кончающаяся у реки и возобновляющаяся на противоположной стороне. Такими бродами пользуются местные жители, домашние и дикие животные. Через горные реки переправляться лучше всего утром, так как к середине дня и особенно к вечеру усиливается таяние ледников и повышается уровень воды. На малых реках, где глубина невелика – до колен, а скорость течения не затрудняет движения, возможна переправа вброд без страховки и без перил, но для такого решения необходима предварительная разведка пути. Лучше такую переправу провести способом «стенка» или шеренгой. Для переправы первой подгруппы в нее следует включить высоких, сильных туристов. Самый сильный из них становится выше по течению. Он будет испытывать наибольшее давление потока. Другие 2-3 участника становятся рядом в одну шеренгу вдоль направления потока, кладут руки на плечи друг другу, держась за плечо, лямки рюкзаков, и продвигаются вперед небольшими шагами. Первая группа на противоположной стороне закрепляет веревку для перил.

Обеспечение безопасности. Если на разведку переправы отправляется один турист, он надевает штормовой костюм, ботинки с триконями, страховочный пояс, со стороны спины подшивает карабин. В карабин закрепляются два узла проводника, завязанные на основной и вспомогательной веревках. Страховка проводится следующим образом. Основная веревка располагается со стороны спины по линии движения поперек реки или наискось. Веревку выдают два – три туриста. Вспомогательная веревка располагается под углом 30-45о к линии переправы вниз по течению, ее удерживают один – два человека. При срыве потоком разведчика основная веревка не выбирается, а слегка протравливается. Сорвавшегося подтягивают к берегу вспомогательной веревкой. Переправившийся первым на противоположный берег приступает к организации перильной страховки, сняв с себя основную и вспомогательную веревки.

         Выводы:Техника туризма - это совокупность технических приемов и технических средств, используемых для решения туристских задач.Она является неотъемлемой частью туристской подготовки, так как заключает в себя организацию безопасности, технику бивачных работ и переправ.

      Литература:

1. Карманный справочник туриста.- М.: Профиздат, 1982

2. Абалаков. В Спутник Альпиниста. – М.,1970

3.Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. – М.,1989

4.Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учебное пособие /Сост. Захаров П.П. – М.: ФиС,1989.

5.Федотов. Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм. – М.: Советский спорт, 2002.

6.Вуколов В.Н. Основы техники и тактики активных видов туризма – А.: Учебное пособие, 2005.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 11










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...