Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ




 

Экономическое содержание процесса продажи товаров в ходе коммерческой деятельности торгового предприятия на потребительском рынке отражает его товарооборот. Основной целью розничных торговых предприятий на сегодняшний деньстановится получение максимальной прибыли, а товарооборот в свою очередь выступает необходимым условием, без которого не может быть достигнута эта цель. «Товарооборот характеризует процессы, развивающиеся в сфере товарного обращения, и факторы, воздействующие на формирование спроса и предложения, и отражает экономические отношения между производителями и потребителями»[12, с. 107].

На уровне торгового предприятия товарооборот это важнейший оценочный показатель, мера эффективности его деятельности. «Конкурентные позиции розничного торгового предприятия на рынке характеризует объём продажи товаров, его долю в общем объёме продаж и состояние устойчивости на рынке, а так же способность реализовывать товары, которые пользуются спросом потребителей и способность обеспечитьдостижение намеченных и стабильных результатов»[5].

Товарооборот определяется официально на макроуровне как «стоимость товарной массы, денежной выручки продавцов, и одновременно – расходы покупателей на приобретение товаров»[6, с. 112]. Товарооборот на микроуровне определяется объёмом выручки торгового предприятия за реализованные потребителю товары.

Оборот розничной торговли как обобщающий показатель результатов деятельности торгового предприятия применяется на всех уровнях организации товарного обращения.

Кроме того, «величина товарооборота подвержена существенным колебаниям при изменении конъюнктуры рынка, уровня цен и тарифов, других внешних условий, искажая тем самым результаты деятельности предприятий и отраслей товарного обращения. По этим причинам показатели товарооборота не могут быть исчерпывающей характеристикой деятельности предприятия и отраслей товарного обращения» [22, с. 83].

Не меньшую роль играет товарооборот и в деятельности конкретных торговых предприятий. «Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятии в стратегической перспективе»[13, с. 218].

Товарооборот характеризует объём продажи товаров, следовательно, по его величине можно судить о масштабах и уровне удовлетворения спроса. Товарооборот является макроэкономическим показателем, «государство ведет сбор и обработку данных о товарообороте на разных уровнях управления с целью выявления общих закономерностей и тенденций, выявление места отдельных субрынков, анализирует межрегиональный обмен и социальные и региональные различия душевого уровня товарооборота»[14, с. 77].

Оборот розничной торговли представляет собой «выручки от продажи товаров населению за наличный расчет либо оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, перечислениям со счетов вкладчиков, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет»[7, с. 36].

Вывод. Сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов – товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов.

Показатели товарооборота дают «возможность выявить фактическую потребность в товарах, уровень покупательской способности населения, требования покупателей к товарам, факторы предпочтения при выборе покупателями товаров, а также перспективы изменения потребностей, выраженные не только темпами изменения товарооборота, но и характеристикой жизненного цикла товаров»[3]. Таким образом, розничный товарооборот является одним из основных факторов эффективности функционирования торговли, исходной основой для определения ресурсного потенциала предприятия, одним из основных факторов, определяющих величину затрат ресурсов.

 

3.2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

 

Анализ оборота розничной торговли осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли. Основные задачи анализа оборота розничной торговли:

− проверка выполнения планов (прогнозов) оборота, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического развития торгового предприятия;

− изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику оборота розничной торговли, комплексная оценка торговой деятельности предприятия;

− выявление путей и возможностей роста оборота розничной торговли, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала (всех видов ресурсов);

− разработка оптимальных управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия[25, с. 129].

Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.

Основной целью проведения анализа розничного товарооборота является изучение возможностей его увеличения и максимизации прибыли на основе оптимизации объема, состава и структуры оборота.

Анализ розничного товарооборота целесообразно осуществлять по трем основным этапам: подготовительному, основному и заключительному; содержание этапов представлено на рисунке3.

Анализ оборота розничной торговли производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:

− выполнение планового задания по объему товарооборота, а также его динамика;

− исследуется структура оборота розничной торговли в целом по торговому предприятию и в разрезе отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи;

− выполняется факторный анализ товарооборота;

− выявляются резервы роста объемов реализации с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли.

Кроме того, производится анализ товарных запасов и товарооборачиваемости, товарного обеспечения оборота розничной торговли и поступления товаров, балансовая увязка показателей оборота розничной торговли [18, с. 73].

Важным направлением основного этапа анализа розничного товарооборота является оценка влияния различных факторов на изменение розничного товарооборота.

 

Рисунок 3. − Характеристика этапов анализа розничного товарооборота предприятия[30, с. 54]

 

На объем товарооборота торгового предприятия оказывает влияние большое число факторов (рисунок4).

 

Рисунок 4. − Факторы, оказывающие влияние на товарооборот розничного торгового предприятия[30, с. 56]

 

В практике экономического анализа их принято подразделять на три группы:

− факторы, связанные с товарными ресурсами;

− факторы, связанные с численностью работников и производительностью их труда;

− факторы, связанные с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия и режимом его работы.

В специальной экономической литературе все чаще стали выявлять четвертую группу факторов, влияющих на объем товарооборота, − социальные факторы. Тем не менее, по оценке ученых России и зарубежных стран, влияние четвертой группы факторов на изменение объема продаж носит стохастический характер, когда невозможно установить конкретную форму связи между изучаемыми признаками[31].

Отметим, что правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека осуществляется Федеральным законом от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изменениями и дополнениями, в редакции от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность по реализации пищевых продуктов, являются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (с изменениями и дополнениями, в редакции от 23 декабря 2016 г. № 1465). Правила продажи отдельных видов товаров разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции от 01 мая 2017 г.№ 88-ФЗ) и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.Кроме того, регулирование товарооборота в торговых предприятиях регламентируется ГОСТ Р 51303-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст, в редакции от 29 марта 2016 г. № 222-ст).

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда[21, с. 126].При этом оптимальным считается соотношение в развитии этих показателей, представленное в моделях стратегического регулирования товарооборота.

Первая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным при следующем условии

IП > IТ > IТЗ > IС, (1)

гдеIП – индекс роста поступления товаров;

IТ – индекс роста объема товарооборота;

IТЗ – индекс роста суммы товарных запасов;

IС – индекс роста объема спроса населения[21, с. 127].

 

Вторая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии:

IПР > IТ > IФОТ > IЧ, (2)

где IПР – индекс роста массы прибыли;

IФОТ – индекс роста фонда оплаты труда;

IЧ – индекс роста численности работников.

или

IР > IПТ > IЗ (3)

где IР – индекс роста уровня рентабельности (% к обороту);

IПТ – индекс роста производительности труда одного работника;

IЗ – индекс роста средней заработной платы одного работника[21, с. 129].

 

Роль товарооборота в формировании финансовых результатов предприятия заключается, прежде всего, в его влиянии на сумму прибыли предприятия.

 

Прирост прибыли за счет роста товарооборота также можно определить по формуле

∆Пт = (Т1 – Т0) × Р0реал / 100 (4)

где Р0реал – уровень рентабельности базисного периода, рассчитанной по прибыли от реализации[21, с. 129].

 

Нормой прибыли считается показатель рентабельности, исчисленный процентным соотношением суммы чистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала.

Расчет общей экономической рентабельности (прибыльности) торгового предприятия выполняется по формуле:

Ро = П / Т × 100 (5)

где Ро– общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;

П– сумма прибыли (валовой или чистой) ;

Т – объем товарооборота (без НДС)[21, с. 130].

 

Данная формула расчета применима и для определения прибыльности капитала (вложенных средств) торгового предприятия: показатель товарооборота надо заменить на показатель капитала. Преобразив эту формулу путем умножения и деления на показатель товарооборота, получили два показателя: рентабельность товарооборота и оборачиваемость капитала:

Рк = П / Т ×Т / К = Рт× Ок (6)

где Рк– рентабельность капитала;

Рт – рентабельность товарооборота;

Ок– оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов)[21, с. 131].

 

Рентабельность товарооборота отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара.

Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товарооборота к величине капитала предприятия. На основе этого показателя можно определить сумму товарооборота на тыс. руб. вложенного капитала. Чем выше объем товарооборота, тем больше число оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость капитала, поскольку он показывает, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.

Целью планирования товарооборота является определение его оптимальной величины на будущий период, которая бы обеспечивала безубыточную работу предприятия. Процесс планирования состоит из нескольких этапов, схематично этапы планирования товарооборота предприятия представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. − Этапы планирования товарооборота предприятия[28, с. 86]

 

Планирование товарооборота может осуществляться в соответствии с двумя подходами.

Согласно первому подходу руководство торгового предприятия определяет цели и задачи планирования и плановые показатели товарооборота. Затем эти показатели в более детализированном виде распределяются по структуре реализации и структурным подразделениям предприятия.

Второй подход предлагает обратные действия. При этом расчёт показателей реализации проводится по структуре товарооборота и структурным подразделениям, а затем эти данные сводятся в единый план товарооборота предприятия. «Планирование товарооборота осуществляется различными методами, среди которых выделяют опытно-статистические, экономико-статистические, экономико-математического моделирования и комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия»[22, с. 34].

Достоинства, недостатки и область применения данных основных методов планирования товарооборотапредставим в таблице 2.

Таблица 2− Достоинства, недостатки и область применения основных методов планирования товарооборота[4]

Методы планирования Достоинства Недостатки Область применения
1 2 3 4

Экономико- статистические

1 Метод расчета оборота оптовой торговли по среднегодовым темпам роста Наличие информации, простота расчетов, низкая трудоемкость Не учитывается внутридинамическое изменение показателя за исследуемый период Используется, если показатель или его изменение из года в год растет.
2 Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней Простота расчетов, наличие информационной базы, учет внутридинамичекого изменения показателя Перенос негативных закономерностей развития показателей на перспективу Применяется в стабильных условиях хозяйствования.
3 Расчет оборота на основе средних удельных весов Наличие информации, простота расчетов, низкая трудоемкость Невысокая точность планирования Используется либо для расчета относительных величин, либо для распределения планируемого показателя во времени.    
4 Расчет оборота с помощью коэффициента эластичности Простота расчетов, наличие информационной базы, возможность учета влияния факторов Возможность учета влияния только одного фактора Применяется в относительно стабильных условиях хозяйствования при наличии небольшой информационной базы.  
Балансовый метод Невысокая трудоемкость, при наличии необходимой информации высокая точность расчета   Отсутствие качественного информационного обеспечения процесса планирования Применяется в условиях нестабильной экономики, при незначительном периоде работы предприятия.

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4
Экономико- математический метод Возможность учета влияния множества факторов на показатель, высокая точность расчетов Высокая трудоемкость, наличие ЭВМ, отсутствие сопоставимой информации за ряд лет Используется на предприятиях, имеющих стаж работы пять и более лет.
Нормативный метод Простота расчетов, при наличии необходимой информации высокая точность расчета Высокая трудоемкость, отсутствие экономически грамотных разработанных норм и нормативов, приближенных к реальным условиям хозяйствования Применяется в совокупности с другими методами или самостоятельно, в условиях незначительного периода работы предприятия, прибизнес планировании
Метод экспертных оценок Учет влияния многих факторов посредством учета мнения экспертов, высокая точность расчетов при соответствующей квалификации экспертов Субъективность экспертов, возможность ошибки планирования при недостаточной квалификации экспертов Метод используется в случае недостатка информации и невозможности использования других методов расчета по тем или иным причинам
Метод получения целевой прибыли Простота расчетов, низкая трудоемкость Относительная точность планируемых значений валовой прибыли и издержек обращения Применяется в относительно стабильных условиях хозяйствования, а также для вновь открываемых предприятий

 

Экономико-статистические методы – это «наиболее распро­страненные методы планирования товарооборота. Их применение зависит от определенных условий. Если предприятие располагает только рядом статистиче­ских данных, характеризующих изменение товарооборота во времени, то плановые показатели можно рассчитать путем экстраполяции. Экстраполяция осуществляется различными приемами. Выбор метода экстраполяции зависит от особенностей динамического ряда» [22, с. 41].

Планирование объёма продажи товаров может проводиться методом технико-экономических расчетов, или нормативным. Для его использования необходимо учитывать особенности работы торговой фирмы, специфику торгово-технологического процесса и обслуживаемого контингента покупателей, интенсивность покупательского потока, конъюнктурные колеба­ния, свойственные району деятельности данного магазина. Ука­занные особенности учитываются путем применения поправоч­ных коэффициентов к установленному групповому нормативу. Корректировка производится по следующим коэффициентам: на среднюю стоимость покупки; на интенсивность потока покупателей; на завершенность покупки.

В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляются анализ и прогнозирование квартальных и месячных объёмов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным методом является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только в течение года.

Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за три года. При этом неважно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.

Основной для прогнозирования товарооборота конкретного торгового предприятия является динамика развития товарооборота в целом по России и в регионе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что товарооборот характеризует процесс движения товаров процессом актов купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:

–товара как объекта продажи товаров;

– продажи как формы движения товаров от производителя к потребителю.

Показатель товарооборота каждого конкретного торгового предприятия является важным элементом характеристики деятельности каждого торгового предприятия в отдельности и развития торговли как отрасли в целом.

Розничный товарооборот как экономический показатель отражает объём товарной массы в денежном выражении, переходящей в сферу потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров.

В условиях рыночных отношений возрастает роль анализа розничного товарооборота как экономического показателя деятельности торгового предприятия и всей экономики в целом. В процессе проведения анализа товарооборота выявляют динамику его развития в целом за год, а также по кварталам и товарным группам.

Затем определяют влияние различных факторов на величину товарооборота предприятия и на основании этого анализа выявляют резервы роста товарооборота.

Однако в настоящее время многие торговые предприятия, особенно частные не уделяют должного внимания анализу и планированию товарооборота и выявлению факторов его роста. А с учетом того, что с широтой ассортимента, низкими ценами, постоянными акциями и высоким сервисом торговых сетей-гигантоввозрастает конкуренция и конкурировать магазину «Мясопродукты» все сложнее.

Среди плюсов некрупного независимого магазина «Мясопродукты» ИП Брюханова Л.А.отметим точно подобранный ассортимент. В таких условиях магазин «Мясопродукты» должен очень гибко управлять своим ассортиментом, в отличие от сетевых гигантов, которые ищут себе крупных же поставщиков, готовых поставлять большие партии, обеспечивать логистику, давать отсрочку платежа и т.д. Магазин же «Мясопродукты»может обратить свое внимание на молодых, но динамичных, или просто некрупных, но стабильных поставщиков действительно уникальных продуктов, которые полюбятся покупателям. Кроме того, у магазина нет нужды поддерживать общую ассортиментную матрицу сети. Поэтому скорость, с которой можно выбирать востребованные позиции и убирать с полок менее нужные клиентам –очередное преимущество.

Личное участие собственника в работе магазина– неоспоримое преимущество перед федеральными и мировыми ритейлерами. Слабое место несетевых магазинов, в том числе магазина «Мясопродукты» – отсутствие планирования и контроля результатов. Контроль необходим на всех участках: над товарными остатками, заказами товаров, ценами, качеством выкладки, правильностью оформлением ценников и мест продаж, чистотой торгового зала, степенью удовлетворенности покупателей, качеством обслуживания.

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...