Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о непосредственном и условном раздражителе




Аннотация

 

Имеющаяся литература по вопросам служебного собаководства крайне недостаточно освещает практическую подготовку военных, караульно-сторожевых и пастушечьих собак.

В интересах заполнения этого пробела и предлагается вниманию читателя настоящая книга, в которой обобщены все материалы и наблюдения за долголетний опыт по дрессировке собак в Центральном питомнике РККА, увязанные с новейшими научными данными и в популярном изложении.

Перед выходом в свет настоящей книги имело место широкое ее обсуждение среди ряда специалистов военного собаководства, где встретившиеся незначительные недочеты были исправлены.



С. Синельщиков

Основы дрессировки служебных собак

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Усиливающаяся подготовка интервенции против СССР настоятельно диктует трудящимся о необходимости еще больше заострить внимание на обороноспособности страны.

Использовать все возможности для поднятия боеспособности частей РККА, для усиления военизированной охраны промышленности, путей сообщения и укрепления органов милиции и уголовного розыска и обеспечить наилучшую подготовку миллионных кадров осоавиахимовцев – одна из актуальнейших задач дня.

В ряду боевых факторов, способствующих усилению обороноспособности страны, не последнее место занимает служебная собака.

Но не всем достаточно известно, какую важную роль играет собака в службе связи, доставке боеприпасов, военно-санитарной работе в обстановке действительного боя и насколько эффективно ее использование в караульно-сторожевой службе по охране промышленных предприятий, путей сообщения, отдельных государственных сооружений.

Использование караульно-сторожевых собак в комбинированной охране позволяет не только значительно сокращать людскую силу и тем самым затрачиваемые средства на содержание охраны, но и, с другой стороны, всемерно усиливает бдительность и надежность охраны, так как по своим природным данным, будучи вооружена тонким чутьем и слухом, а также прекрасным зрением, собака является для псового важнейшим и незаменимым фактором его бдительности.

Необходимо отметить особо громадную пользу, приносимую работой собаки в совхозах и колхозах.

Пастушечья сторожевая собака – лучший помощник гуртоправа, чабана и пастуха – охраняет стада; верный товарищ караульного – оберегает машинно-тракторные станции, с.-х. склады от покушения недремлющего кулацкого элемента, летающего на путь прямого вредительства.

Но подготовка служебных собак и в секторе сельского хозяйства должна быть в настоящее время увязана с задачами обороны для того, чтобы в нужный момент Красная армия могла получить десятки тысяч обученных собак.

Однако успех в подготовке собак для нужд обороны и соцсектора сельского хозяйства прежде всего зависит от подготовленности всей массы собаководов, членов Осоавиахима и соответствующих кадров совхозов и колхозов.

Имеющаяся литература по вопросам служебного собаководства крайне недостаточно освещает практическую подготовку военных, караульно-сторожевых и пастушечьих собак.

В интересах заполнения этого пробела и предлагается вниманию читателя настоящая книга, в которой обобщены все материалы и наблюдения за долголетний опыт по дрессировке собак в Центральном питомнике РККА, увязанные с новейшими научными данными и в популярном изложении.

Перед выходом в свет настоящей книги имело место широкое ее обсуждение среди ряда специалистов военного собаководства, где встретившиеся незначительные недочеты были исправлены.

 

ГЛАВА 1

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Значение научного метода

 

До настоящего времени целый ряд дрессировщиков, а так же любителей-собаководов недооценивает значение научного метода для дрессировки; зная только технику построения приемов, применяют «свои способы» в дрессировке собак, не учитывая совершенно законов нервной деятельности, открытых академиком И. П. Павловым и его школой, которые определяют поведение животного. Законы эти устанавливают, что поведение животных (собаки) есть результат взаимодействия внешних раздражителей и индивидуальных особенностей собаки.

Многие дрессировщики, применяя в самой дрессировке различного рода принуждения, не разбираются, применимы ли таковые к данному типу собак, и рискуют получить, в конечном итоге болезненное состояние нервной системы, именуемое срывом.

Чтобы избежать таких вредных последствий, нужно дрессировку животных, в частности собак, построить на законах рефлексологии, т. е. на законах нервной деятельности.

Каждый дрессировщик поэтому обязан знать организм и законы нервной система животного, чтобы привить ему те или иные навыки.

Нервная система собаки подразделяется на две части: на центральную нервную систему (Ц.Н.С.) и периферическую.

В состав центральной нервной системы входят головной и спинной мозг, в состав периферической – многочисленные нервные стволы, идущие от головного и спинного мозга к различным органам и связывающие последние с Ц.Н.С.

Всякий внешний раздражитель, воздействующий на органы чувств (уши, глаза, нос, кожу), вызывает в нервных окончаниях этих органов нервное возбуждение, которое по так называемым центростремительным (чувствительным нервам) передаются в Ц.Н.С. (головной и спинной мозг). В Ц.Н.С. пришедшее с периферии нервное возбуждение с центростремительных (чувствительных) нервов переключается на центробежные (двигательные), и, дойдя до мышцы или железы, производит соответствующее раздражителю действие. Например при даче лакомства собаке у нее потечет слюна изо рта. Таким образом на каждый внешний раздражитель организм дает тот или иной ответ в зависимости от силы и качества раздражителя. По силе раздражители можно подразделить на сильные и слабые (рис. 1.)

 

Голова немецкой овчарки

 

Ответная реакция организма на внешний раздражитель именуется рефлексом (т. е. отраженное действие).

По своему характеру рефлексы распадаются на две группы. Те рефлексы, с которыми собака рождается, называются безусловными рефлексами; сумма таких рефлексов образует то, что известно под поднятием инстинкт. Инстинкт – это есть не что иное как сложный безусловный рефлекс.

Так например каждое животное рождается с пищевым сложным безусловным рефлексом-инстинктом. Родившегося щенка никто не учит сосать, он инстинктивно ползет к соскам матери и начинает питаться молоком. Такие сложные движения животного, которые направлены к достижению известной цели (причем цель остается ему неизвестной), и есть инстинкт, или сложный безусловный рефлекс. При появлении какой-либо опасности животное (собака) или убегает или вступает в борьбу – этому также животное никто не учит, оно с этим родилось, и если бы животное этого не проявляло, то оно погибло бы.

Эти движения, способствующие самообороне, называются оборонительными сложным безусловным рефлексом.

Продолжение своего рода – совокупление полов – является также инстинктивным действием, который наступает позднее с возрастом животного (собаки).

Таким образом каждое животное рождается с рядом безусловных рефлексов. Перечисленные же сложные безусловные рефлексы, или инстинкты, являются главными, без которых животное (собака) не может существовать и поддерживать свой род.

В продолжение своей жизни каждое животное, в том числе и собака, приобретает новые навыки, т. е. у собаки воспитываются новые связи, образуются новые рефлексы, которые в отличие от рефлексов первой группы, т. е. безусловных или врожденных, называются приобретенными, или условными, рефлексами и потомством не наследуются. Например собака, находясь в клетке, случайно вследствие произвольных движений открыла крючок двери и вышла на свободу; попав обратно в клетку и стремясь вновь выйти, она опять делает различные движения и вновь случайно открывает дверь. Проделав так несколько раз, она постепенно число произвольных движений сокращает и в конце концов «закрепляет» лишь движения, необходимые для отбрасывания крючка, и начинает открывать дверь сразу. Итак путем навыка собака закрепила известные движения и в дальнейшем, попадая в ту же клетку, начинает открывать дверь безошибочно. Это значит, что у собаки воспиталась связь данного движения (отбрасывания крючка), с открыванием двери или, другими словами, у собаки воспитался условный рефлекс.

Дрессировка животных и заключается в воспитании желаемых связей на основе соответствующих условных и безусловных раздражителей.

Для того чтобы у собаки получить условный рефлекс, необходимо тот или иной условный раздражитель соединить с безусловным раздражителем, например для того, чтобы воспитать у собаки условный рефлекс на звуковую команду «ко мне», необходимо данный условный звуковой раздражитель при подходе собаки соединить с дачей пищи; тогда у собаки через некоторое время наступит нужная реакция, и собака, услышав команду «ко мне», будет возвращаться к зовущему. Следовательно у собаки на условный раздражитель «ко мне» выработалась привычка подходить, другими словами, воспитался условный рефлекс.

Другой пример: если мы будем натравливать собаку на постороннего человека командой «фас», т. е. будем возбуждать у собаки активно оборонительный инстинкт, и при этом дадим возможность разрядить свою реакцию хваткой этого человека, то через ряд повторных упражнений у собаки воспитается условный рефлекс – на данный условный раздражитель в виде команды «фас» набрасываться на посторонних людей.

По установленному закону условный рефлекс может возникать только на основе безусловного, т. е. условный раздражитель должен воздействовать на организм собаки одновременно с безусловным или до него. В случае если условный раздражитель запоздает, и его воздействие произойдет после безусловного, то условный рефлекс не образуется, например если у собаки вырабатывается условный рефлекс на звук метронома и если этот звук не будет связан одновременно с дачей пищи, то условного рефлекса на звук не образуется.

Дрессировщик должен знать, какие безусловные раздражители должен он применить для образования желаемого условного рефлекса. Для этого он должен достаточно уяснить те законы, которые устанавливают связь между внешними раздражителями и ответными действиями животных (собаки), так как, уяснив закономерность таких связей, он получает возможность, применяя известные раздражители, получать желаемые для него действия в виде условных рефлексов.

 

Понятие о непосредственном и условном раздражителе

 

Для того чтобы воспитать у собаки ряд нужных нам условных рефлексов, необходимо познакомиться с безусловным и условным раздражителями, без которых нельзя выработать у собаки желаемой реакции.

Дрессировщик, желая воспитать у собаки какой-нибудь определенный условный рефлекс, должен первым долгом учесть, какой в данном случае необходимо применить раздражитель; если дрессировщик этого не учтет, то желаемой реакции он не получит.

Возьмем следующий прием: для того чтобы воспитать условный рефлекс на укладку, дрессировщик находит для данного индивидуума соответствующий раздражитель, который заключается в том, что он нажимает левой рукой на лопатки, вытягивая при этом передние лапы правой рукой вперед.

Одновременно с этим действием произносится команда «лежать», что будет условным раздражителем, но если же мы не будем подкреплять условный раздражитель едой, то воспитываемый нами условный, рефлекс может наступить с опозданием. Поэтому всякий условный раздражитель при воспитании связи должен сопровождаться и подкрепляться безусловным рефлексом или пищевым или оборонительным, и тогда только мы ускорим наступление соответствующей реакции у собаки.

Если вышеуказанные раздражители будем применять в течение некоторого времени при укладке, подкрепляя их безусловным (едой), то мы добьемся того, что достаточно будет применить только условный раздражитель, как собака ляжет.

Таким образом воспитывается нужный нам условный рефлекс у собаки.

В дальнейшем обязанности дрессировщика будут заключаться в том, чтобы периодическими упражнениями закрепить его.

В случае же отказа собаки от выполнения нужного приема необходимо опять применить непосредственный раздражитель для закрепления соответствующей связи.

Когда у собаки условный рефлекс будет хорошо выработан на команду «лежать», можно переходить на выработку условного рефлекса на новый раздражитель – жест руки.

Нужно, чтобы жест руки (движение руки вниз) совпадал со звуковой командой «лежать».

Совмещая звуковую команду одновременно с жестом руки, у собаки через ряд повторных упражнений воспитается условный рефлекс на новый раздражитель, т. е. собака начинает различать условный раздражитель, дифференцировать его.

Но не нужно забывать, что на один и тот же раздражитель у двух собак одинакового возраста реакция может быть совершенно различна.

В первом примере результат был положительный.

Возьмем второй пример: применяя те же самые раздражители к другой собаке при искусственном придании позы, можно получить отрицательную реакцию, т. е. у собаки может появиться оборонительный рефлекс, и на действия дрессировщика при применении этих раздражителей собака или начнет кусать его руку или опрокидываться на спину.

Следовательно к таким собакам эти раздражители не подходят, вот здесь-то и требуется находчивость и опыт дрессировщика для изыскания другого раздражителя, чтобы получить положительную реакцию. В данном случае лучше применить мясо (см. прием укладки).

Непосредственным раздражителем может быть и не принудительное воздействие, а врожденный рефлекс, например пищевой.

Так например при первых пробегах собаки необходимо воспитывать пробег вперед на команду «пост». Для установления связи команды с действием мы прибегаем к следующему раздражителю: помощник, держа мясо в руке, подкармливает собаку, затем показывает мясо и быстро отбегает от собаки на некоторое расстояние. Убегающий человек да еще с мясом возбуждает, с одной стороны, пищевой рефлекс, и с другой – инстинкт преследования, и собака начинает рваться вперед. Дрессировщик пользуется этим моментом и пускает собаку, пуск связывает со звуковой командой «пост».

Повторными упражнениями воспитывается у собаки связь – условный рефлекс на команду «пост»-бежать вперед к стоящему помощнику.

Таким образом от умелого применения непосредственного раздражителя добиваемся соответствующей связи у собаки и заинтересованности у нее в работе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...