Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Своевременное внесение информации в «Банк данных семей и несовершеннолетних «Группы особого внимания» представителями всех субъектов профилактики.




 

Проблема адаптации несовершеннолетних осужденных после освобождения

Для осуществления успешной ресоциализации осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы, определения возможностей сопровождения их в реабилитационных общественных и муниципальных центров на стадии подготовки воспитанников ВК к освобождению, шире привлекать к сотрудничеству с администрацией ВК представителей общественности и религиозных организаций к устройству их дальнейшей судьбы, заранее знакомя с теми воспитанниками, которые могут оказаться в трудной жизненной ситуации: дети-сироты, бомжи и т.д. [6, c.54].

Сегодня ресоциализация воспитанников исправительных учреждений является приоритетной задачей, которая решается на уровне государственных структур. Основными задачами работы данного учреждения являются:

-формирование нравственных отношений между осужденными;

-искоренение проявлений, унижающих человеческое достоинство осужденных;

-адаптация к нормальному существованию в обществе;

-формирование позитивных ориентаций, устранение отрицательных последствий после пребывания в воспитательных колониях, оказание постпенитенциарной помощи.

Основную группу лиц, нуждающихся в помощи, составляют освободившиеся из мест лишения свободы. В первую очередь это важно и самому обществу, чтобы эти люди вновь не стали преступниками.

Несомненно важно, чтобы в воспитательных учреждениях не принижалась индивидуальность осужденного, его человеческое достоинство и не ограничивалась свобода.

 Сам процесс ресоциализации не должен развивать в воспитаннике отрицательные качества и негативно влиять на психику.

Положительно зарекомендовали себя в процессе индивидуальной и групповой работы с лицами, освобождаемыми из исправительных учреждений, психологические тренинги, проводимые представители общественности совместно с психологами и социальными педагогами. Они направлены на формирование и закрепление у осужденных определенных правил поведения в различных жизненных ситуациях, с которыми они могут столкнуться, освободившись из учреждения. Например, «Как лучше добраться до дома после освобождения из ВК», «Продолжать ли обучение в школе (профессиональном училище)», «Как устроиться на работу», «Как вести себя при встрече со «старыми» друзьями» и т.д. Важным моментом в проведении социально-педагогической работы с осужденными на этапе подготовки к освобождению является организация встреч, консультаций, бесед с представителями местных органов власти, общественных формирований и конфессий. Подобные встречи должны быть направлены на решение различных социальных проблем, возникающих после освобождения у осужденных: где жить, работать, учиться, получать медицинскую помощь, как зарегистрироваться по месту жительства и т.д[3, c.13].

В последние годы все более важным направлением в сотрудничестве администрации учреждения с общественными организациями становится социально-психологическое и духовно-нравственное воздействие на личность воспитанника. Именно в этом направлении, так важно привлечь высокопрофессиональные кадры общественности, как к воспитательному процессу внутри учреждения, так и к сопровождению воспитанника по месту жительства после освобождения.

Самую многочисленную возрастную группу осужденных ВК продолжают составлять 16-17-летние осужденные – примерно 75% и 18-19-летние – 20% Это означает, что направленные в ВК несовершеннолетние осужденные уже прошли определенный этап социализации в обществе, что необходимо учитывать при планировании социально-педагогического воздействия на них. До осуждения большинство из несовершеннолетних осужденных училось в общеобразовательных школах и других учебных заведениях – почти 75%. Только 4% из них до направления в ВК работали, а более 21% не работали и не учились. Поступающие в ВК несовершеннолетние осужденные характеризуются пониженным уровнем физического и психического здоровья.

В 2014 г. в ВК в основном отбывали наказание осужденные, совершившие преступления средней тяжести и тяжкие преступления, соответственно 62,3% и 31,9%. Как правило, несовершеннолетние осужденные не успевают завершить срок отбывания наказания в ВК до наступления совершеннолетия и их переводят для завершения срока исполнения наказания в исправительную колонию. Это негативно влияет на личность переводимого осужденного, осложняет процесс его исправления и ресоциализации.

В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы (УИС) возникает необходимость повышение эффективности функционирования психологических служб, совершенствования содержания средств, методов и технологий воздействия работы с осужденными, обеспечения их успешной социальной интеграции и адаптации в обществе в период после освобождения.

Большинство подростков попадающих в воспитательные колонии раскаиваются о содеянном, сожалеют о невозможности исправить случившееся, однако не считают то, что ими сделано тяжким преступлением, не испытывая чувства вины. Попадая в новые условия, быстро усваивают неформальные тюремные отношения и нормы, с легкостью нарушают режимные требования, присваивают негативные установки в отношении сотрудников колонии [9, c.28]].

Исследования личностных особенностей воспитанников воспитательной колонии показали, что заключенные, имеют в основном заниженную самооценку, низкий уровень притязаний, высокий уровень тревожности и низкий уровень волевого самоконтроля. Их отличает демонстративно-приспособительный характер и вызывающее оппозиционное поведение.

 Что находит подтверждение в результате повтора преступлений, причём часто с возрастанием их тяжести. Даже после условно-досрочного освобождения от отбывания наказания несовершеннолетних, которое осуществляется лишь при наличии примерного поведения осужденных, отсутствия нарушений во время отбывания наказания встало на путь исправления. Что свидетельствует о необходимости поиска новых путей, методов и технологий в решении проблемы ресоциализации воспитанников, возложенной на сотрудников воспитательных колоний: воспитателей, психологов и социальных работников.

Процесс адаптации к социуму, на сегодняшний день, достаточно сложен для освободившихся из мест лишения свободы, а особенно, несовершеннолетних, имеющих психические отклонения, состояние которых еще и усугубляется под влиянием пенитенциарного стресса и является для них психотравмирующим звеном в их личностном развитии.

Психологи уголовно-исполнительной системы осуществляют целенаправленную работу с различными категориями осужденных, в том числе с группой, имеющих психические аномалии, используют различные эффективные подходы, способствующие формированию нового социального опыта, развитию навыков социально приемлемого и одобряемого поведения. В последнее время приходится актуализировать работу психолога, пересмотреть все имеющиеся в арсенале сотрудников формы, методы и технологии работы в использовании дифференцированного подхода к осужденными, имеющим психические отклонения. Одной из эффективных технологий в работе с данной группой осужденных является терапия творчеством (арт-терапия), которая помогает найти оптимально эффективный подход в решении значимых проблемных ситуаций в жизни воспитанника. Целью коррекционного воздействия является обогащение субъективного личностного опыта в различных ситуациях, проработка внутриличностных конфликтов [4, c.90].

Воспитанник воспитательной колонии по окончании срока наказания вновь попадает в общество, законы которого он должен знать и соблюдать, но он не всегда способен им следовать, в связи с искаженной социальной адаптацией. Именно поэтому, на первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема ресоциализации осужденных.

Данный процесс предполагает целенаправленную специально организуемую работу на заключительном этапе отбывания наказания (за полгода до окончания назначенного судом срока освобождения осужденного). Подготовка к освобождению в широком смысле охватывает все проводимые с осужденными в период их пребывания в ВК воспитательные мероприятия, а так же социальную и профилактическую работу с ними, поскольку все это должно быть ориентировано на возвращение осужденных к нормальной жизни в социуме, восстановление навыков вхождения в социальную среду после освобождения от наказания. Следовательно, с ним проводятся процедуры по возобновлению утраченных во время отбывания уголовного наказания социального статуса и социальных функций. Осужденный усваивает социально одобряемые образцы поведения и ценностные ориентации [7, c.75].

В качестве основных направлений ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений можно отнести следующие направления: психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного; выявление конкретных дефектов его общей социализации; разработка программы индивидуальной психолого-педагогической коррекции; осуществление необходимых мер психотерапии; охрана здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждениях; повышение общеобразовательного уровня осужденных; обеспечение возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, подготовка к освобождению.

Таким образом, ресоциализация осужденных, представляя собой элемент межкультурного взаимодействия, может рассматриваться как процесс аккультурации, предполагает целенаправленную специально организуемую работу на заключительном этапе отбывания наказания, охватывает все проводимые мероприятия, в том числе социальную и профилактическую работу, ориентированный на возвращение осужденных к жизни в социуме в постпеницитарный период, восстановление навыков вхождения в социальную среду после освобождения от наказания.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, процесс социальной адаптации личности в новой социальной среде очень сложен и противоречив. Сложность процесса адаптации несовершеннолетних, освобожденных из исправительных учреждений, объясняется рядом причин.

Освобождение не только восстанавливает у осужденного правовой статус свободного гражданина, но и влечет за собой существенное расширение его социальных ролей и функций. В период отбывания наказания он в значительной мере утратил способность выполнять многие обязанности, так как осужденные лишаются необходимой для свободного человека самостоятельности в решении различных повседневных вопросов. Поэтому у них постепенно вырабатывается жизненная пассивность, притупляющая адаптационные способности, и после освобождения они не всегда могут сразу активно включиться в жизнь общества, которая требует решения множества вопросов, преодоления трудностей, соблазнов и отрицательных влияний.

Трудности социальной адаптации граждан, освобожденных из исправительных учреждений, объясняются также специфическим психическим состоянием, которое влияет на поведение лиц после их выхода на свободу. Было бы логично ожидать радостного, оптимистичного настроения, состояния удовлетворенности. Однако нередко для них более характерно состояние ожидания, тревоги. Этим можно объяснить резкую смену настроения, эмоциональную напряженность. Такое состояние осужденных вполне объяснимо - неуверенность в будущем, тревога о том, как их примет семья и знакомые.

В период отбывания наказания осужденные взаимодействуют в основном с администрацией исправительного учреждения, с различными группами осужденных, представителями общественных организаций, а так же с узким кругом родственников. После освобождения сфера общения расширяется, а это требует определенных социальных позиций.

Важно также учитывать и субъективный фактор: после отбытия уголовного наказания освобождаются лица разные по степени исправности, возрасту, состоянию здоровья. Для каждого из этих категорий лиц процесс социальной адаптации будет проходить по-разному.

Все те трудности, которые испытывает несовершеннолетний, освободившийся из мест лишения свободы, необходимо учитывать при составлении программы реабилитации несовершеннолетнего и его семьи.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аминов И.И. Юридическая психология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 338 с.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: моногр. / В.Л.Васильев. - М.: Питер, 2015. - 115 c.

3. Еникеев, М. И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. - М.: Юристъ, 2015. - 213 c.

4. Курбатов В.И.: Юридическая психология. - М.-Ростов н/Д: Дашков и К, Наука-Пресс, 2007, 405 с.

5. Пирожков В.Ф.: Криминальная психология. - М: Ось-89, 2007, 651 с.

6. Романов В.В. Юридическая психология. - М.: Юрайт, 2015. - 544 с.

7. Цветков, В. Л. Юридическая психология / В.Л. Цветков. - М.: Щит-М, 2015. - 475 c.

8. Чуфаровский, Ю. В. Методология и теория юридической психологии / Ю.В. Чуфаровский. - М.: социально-политическая Мысль, 2015. - 615 c.

9. Шевченко В.М. Юридическая психология. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 288 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 135.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...