Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Центральным звеном в организации реабилитационного процесса является работа межведомственной комиссии (оперативного штаба).Стр 1 из 2Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Контингент несовершеннолетних осужденных, находящихся в учреждениях исполнения уголовного наказания, специфичен. Это и дезадаптированные подростки с отклонениями в поведении, и подростки с трудной судьбой, среди них дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подростки из семей алкоголиков и наркоманов, родители которых отбывали или отбывают уголовное наказание, беспризорные и безнадзорные дети. Актуальность темы в том, что молодые люди после отбывания уголовного наказания зачастую не могут найти для себя рабочее место и добиться социального признания в обществе. В связи с этим в современных социально-экономических условиях России процессы ресоциализации и адаптации приобрели необычайную остроту и, как следствие, особую значимость для общества имеют исследования в этой области. Ресоциализация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамичная система взаимосвязанных действий, направляемых на восстановление человека (осужденного подростка) в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих (М. А. Галагузова). Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Аминов И.И., Васильев В.Л., Еникеев М. И., Курбатов В.И., Пирожков В.Ф., Чуфаровский Ю. В., Шевченко В.М. и др. Целью данной работы является раскрытие основ адаптации осужденных несовершеннолетних к жизни в новых условиях после освобождения из мест лишения свободы, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: - Рассмотреть особенности психологии осужденных несовершеннолетних; - Исследовать социальное сопровождение несовершеннолетнего, освободившегося из мест лишения свободы; - Выявить проблема адаптации несовершеннолетних осужденных после освобождения. Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.
Особенности психологии осужденных несовершеннолетних Основными факторами, влияющими на формирование особенностей у лишенных свободы, являются [8, c.7]: -наличие режима места лишения свободы; -ограничение потребностей; -изменение сложившегося стереотипа жизни; -переживания, связанные с осуждением к лишению свободы. Психология осужденного во многом должна определяться его отношением к самому факту лишения свободы. Особенности психологии осужденных несовершеннолетних проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: -состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения); -состояние нетерпения. Как то, так и другое состояние может характеризоваться повышенной напряженностью, что часто приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безнадежности, обреченности, что влечет за собой апатию, пассивность во всех действиях, проявлениях. Лишение свободы часто усиливает угнетенное состояние в тех случаях, когда оно имелось и ранее. Угнетенное состояние является следствием полного неверия в свои силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь. К моменту прибытия в исправительно-трудовую колонию у некоторых осужденных несовершеннолетних уже имеется развитое состояние угнетенности от сознания своей вины перед обществом, семьей. Эти осужденные не нарушают режима, даже по возможности выполняют норму и все требования воспитателей. Однако постоянная угнетенность не благоприятствует созданию полноценной личности и обязательно должна быть снята. Личность должна активно, творчески относиться к труду, к воспитательному воздействию. Угнетенность снимается в процессе воспитательной работы. Для этого необходимо выяснить и ликвидировать ее причины, создавать условия для переключения целенаправленного внимания на другие процессы, объекты, не связанные с теми процессами и объектами, которые создали угнетенное состояние у данного осужденного. Должна возбуждаться активная деятельность, направленная на ликвидацию данным осужденным последствий совершенного им преступления, на его самовоспитание. Типичным состоянием в месте лишения свободы является тоска по дому, по свободе, по любимым людям, что внешне выражается в отрешенности и оцепенении. Под влиянием тоски может развиваться раздражительность и повышенная возбудимость [8, c.10]. Изменение психических состояний связано с определенными периодами нахождения в месте лишения свободы. Выделим следующие основные периоды, связанные с изменением психических состояний осужденного.
Социальное сопровождение несовершеннолетнего, освободившегося из мест лишения свободы С момента освобождения несовершеннолетнего из мест лишения свободы начинается второй этап ресоциализации осужденного – постпенитенциарная адаптация, целью которой является восстановление у подростка или приобретение им необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением общественных норм и правил. Работа, проведенная секретарем Комиссии по делам несовершеннолетних, специалистом учреждения социальной защиты населения, а также психологом, социальным педагогом во время пребывания несовершеннолетнего в местах заключения, повышает эффективность процесса адаптации несовершеннолетних к законопослушной жизни в обществе после освобождения. Так, на этапе пенитенциарной ресоциализации осужденного осуществлялась реализация следующих мероприятий: проводилась психологическая, медицинская диагностика несовершеннолетнего, были выявлены проблемы семьи, изучен микроклимат в семье, сложности в отношениях родителей, взаимоотношения родителей с детьми, определен уровень психического развития несовершеннолетнего, уровень образования, а также изучены дальнейшие жизненные планы осужденного после освобождения [2, c.15]. В соответствии с результатами комплексной диагностики несовершеннолетнего предпринимаются действия по формированию готовности подростка к освобождению. К таким действиям относятся: формирование мотивации на обучение и трудоустройство, восстановление/налаживание связей с семьей, проведение психокоррекционной работы с осужденным и др. Затем, заполняется «Путевка в жизнь». В этом документе должен быть изложен индивидуальный реабилитационный маршрут несовершеннолетнего в его дальнейшем жизнеустройстве. На этапе пенитенциарной адаптации за несовершеннолетним закрепляется наставник, который выбирается из числа лиц, значимых для подростка. Устанавливая с осужденным несовершеннолетним доверительные отношения, наставник становится человеком, с которым осужденный идет на контакт, с другой стороны он выступает связующим звеном между освобождаемым несовершеннолетним и специалистами учреждений системы профилактики. После освобождения несовершеннолетнего из мест заключения осуществляется контроль за реализацией мероприятий реабилитационной программы и проводится индивидуально-профилактическая работа с подростком и его семьей (при участии субъектов системы профилактики) с целью предупреждения рецидива преступления. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Координатором деятельности органов и учреждений системы профилактики является комиссия по делам несовершеннолетних (ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 01.01.2001г. ) [2, c.21]. Социальная реабилитация освободившихся из мест лишения свободы включает следующее: - социально-правовую реабилитацию – меры, которые принимаются для восстановления правового статуса несовершеннолетнего (содействие в оформлении документов: свидетельства о рождении, паспорта, справки о прописке и др.); - медицинскую реабилитацию – меры по восстановлению здоровья, проведение первичного медицинского обследования, организация планового обследования и лечения несовершеннолетнего, проведение противоэпидемических мероприятий, лечение алкогольной, наркотической зависимости, распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганда здорового образа жизни; - психологическую реабилитацию – меры по выявлению острых психологических проблем, оказание психологической поддержки при наличии кризисных состояний, исправительно-корректирующее воздействие, проведение тренинговых занятий, формирование способности противостоять негативному влиянию среды, формирование установки на здоровый образ жизни; - педагогическую реабилитацию, которая предполагает проверку соответствия знаний уровню образования, выявление педагогических проблем, организацию дополнительных занятий с целью преодоления отставания от усвоения программы обучения; - социально-экономическую реабилитацию – содействие в оформлении и получении льгот и пособий, предоставление адресной, материальной, натуральной помощи, содействие в трудоустройстве [5, c.65]. В целом, вся деятельность по ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы и освободившихся из колонии, должна строиться на следующих принципах [5, c.76]: - комплексность подхода в работе по ресоциализации несовершеннолетнего, т. е. участие в мероприятиях по ресоциализации не только специалистов различного профиля: юристов, педагогов, психологов, воспитателей, но и людей из различных социальных групп, разного возраста (к молодым людям найти проще подход тем, кто находится ближе по возрасту); комплексность подхода означает не только участие специалистов различного профиля в работе с подростком, но и взаимодействие этих специалистов между собой, преследование общей цели, согласование мероприятий, совместный анализ результатов ресоциализации; - поэтапность процесса ресоциализации подразумевает наличие двух основных этапов: пенитенциарного и постпенитенциарного; - системность предполагает, что все мероприятия, осуществляемые в ходе ресоциализации, проводятся на постоянной основе, последовательно, в соответствии с общим планом; - процесс ресоциализации должен быть максимально индивидуализирован, т. е. должен учитывать как субъективные факторы – психологические, возрастные особенности подростка, состояние здоровья подростка, его профессиональные предпочтения, так и некоторые объективные условия. Например, место проживания подростка, городская или сельская местность, учет рынка труда (от этого зависит выбор профессии, специальности); - соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего; - активное участие самого несовершеннолетнего в ресоциализационном процессе; - активизация позитивного в несовершеннолетнем, т. е. развитие положительных качеств подростка в процессе работы с ним. Центральным звеном в организации реабилитационного процесса является работа межведомственной комиссии (оперативного штаба). На межведомственной комиссии анализируются положительные и отрицательные изменения в поведении несовершеннолетнего, его успеваемость, межличностные отношения подростка, после чего, в случае необходимости, определяются новые подходы к работе с данными несовершеннолетними и, в последствии, осуществляется их реализация. Для достижения положительной динамики в работе с подростком (реализации всех изначально поставленных целей, улучшении обстановки в семье) осуществляется оценка эффективности проведенной работы. Оцениваются правильность постановки целей, использованные методы, сроки реализации программы. Также проводится анализ того, насколько были разрешены проблемы семьи в процессе реабилитации, и делаются выводы для последующей работы[1, c.38]. В случае успешной ресоциализации несовершеннолетнего (его трудоустройство или получение образования, наличие устойчивого уровня успеваемости, стабилизации поведения, нормализации эмоционального состояния и т. д.) с целью закрепления положительного результата работы возможна постановка несовершеннолетнего на контрольный патронаж (1 раз в 3 месяца). Решение о прекращении индивидуального сопровождения несовершеннолетнего и его семьи принимается на заседании межведомственной комиссии при согласии всех ведомств, принявших участие в работе по ресоциализации подростка. На протяжении всего периода социального сопровождения несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, неотъемлемым моментом является отражение информации о проводимых мероприятиях и полученных промежуточных результатах в программном комплексе «Банк данных семей и несовершеннолетних «Группы особого внимания» в ежемесячном режиме. Данный программный продукт служит инструментом для проведения анализа и оценки своевременности и эффективности предпринятых мер в отношении несовершеннолетних и их семей, а также полученных результатов. Эффективная реализация реабилитационной программы возможна лишь при соблюдении следующих условий [1, c.42]: 1) высокая мотивация всех участников реабилитационного процесса: ребенка, родителей, специалистов по социальной работе, социальных педагогов и других специалистов учреждений и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 2) психолого-педагогическая компетентность специалистов, участвующих в реализации программы реабилитации семьи и несовершеннолетнего; |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 193. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |