Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие сведения о назначении, методах, точности измерений и типах мерных приборов




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

Тюменский ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ университет

ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТА

 

                                                                                               ПЦК « ЭГН , МГС и СП»

 

                                                                                                        

ОП. 04 Основы геодезии

методические указания для выполнения домашней контрольной работы

 по основной профессиональной образовательной программе специальности среднего профессионального образования

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

базовый уровень подготовки (заочное отделение)

2017

 Методические указания разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности        

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений базовый уровень подготовки

                         

  Рассмотрен на заседании ПЦК Протокол № _________ от «____»_______________20___г. Председатель ПЦК _____________/_______________/      

 

 

Разработчик:

 

Т.В. Честных преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории

 

I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Особенность изучаемой дисциплины является ее прикладной характер, поэтому учебным планом предусмотрено время на прохождение в период лабораторно-­экзаменационной сессии геодезической практики, которая является продолжением изучения курса дисциплины. На практике будет отработано умение правильно и быстро выполнять поверки инструментов, приводить их в рабочее положение, качественно измерять углы и превышения.

Рекомендуется следующий порядок самостоятельной работы над учебным мате­риалом:

- ознакомление по программе с содержанием каждой темы;

- изучение и конспектирование указанной в программе литературы;

- выполнение контрольной работы, состоящей из двух задач:

Задача1: Вычисление координат точек замкнутого теодолитного хода.

 Построение плана по координатам в масштабе 1 :500.

Задача2: По плану вертикальной планировки составить:

- картограмму земляных работ и про извести подсчет объемов земляных работ;

- план участка в горизонталях

Пояснительная записка к контрольной работе должна быть составлена кратко, и содержать описание основных этапов работы и необходимые расчеты. Не следует переписывать дословно рекомендации методических указаний и приводить одно­типные вычисления.

Графический и табличный материал контрольной работы (см. приложение 1,2,3, 5, 6, 7) может быть представлен в туши или карандаше, но обязательно выполнен­ным тщательно и аккуратно, надписи на всех приложениях должны быть оформле­ны в соответствии с ГОСТ «Шрифты чертежные».

       Примечание. 1. В методических указаниях задачи решены по произвольным исходным данным с необходимыми объяснениями.

                  2. Листы и вкладыши с замечаниями преподавателей должны быть обязательно сохранены, а исправленные и дополненные приложения следует пометить словом «доработка».

 

Критерии оценки:

- полнота использования учебного материала.

- правильное выполнение математических расчетов

- аккуратное выполнение графических работ

- знание терминологии и умение пояснить на примере выполнения практической работы

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1 «Топографические планы и карты.

Обучающающийся должен

Знать:

- основные понятия и термины, используемые в геодезии;

- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба

. систему плоских прямоугольных координат;

Уметь:

- читать ситуации на планах и картах;

- определять положения линий на местности;

- решать задачи на масштабы;

 - решать прямую и обратную геодезическую задачу;

В результате самостоятельной работы студент должен владеть следующими вопросами теории:

1. Масштабы топографических планов карт.

2. Условные знаки

3. Рельеф местности и его изображение на топографических планах и картах

4. Ориентирование направлений

5. Прямая и обратная геодезические задачи

                                         Методические указания:

1. Самостоятельно изучить материал по заданной теме, пользуясь методическими указаниями и учебником /1/ стр.6-42.

2. Осуществить поиск и изучение материалов по заданной теме в сети Интернет для более полного изучения темы/

3. Выполнение практических работ №1-3 с помощью методических указаний по Основам геодезии для выполнения лабораторно-практических работ.

4. Ответить на вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое план и карта? Какие планы и карты называют то­пографическими? 2. Дайте определение масштаба. Укажите, какие задачи реша­ются с помощью масштабов. 3. Назовите виды масштабов. 4. Дайте определение графической точности масштабов. 5. Что называют горизонтальным приложением линии местно­сти? Связь горизонтального приложения и наклонного расстояния. 6. Назовите основные виды условных знаков и дайте понятие о каждом из них. Приведите примеры. 7. Дайте определение координат точки. Назовите системы ко­ординат, применяемые в геодезии. 8. Что такое широта, и какой величиной она измеряется на по­верхности земного шара? 9. Что такое долгота, и какой величиной она измеряется на по­верхности земного шара? 10. Что представляют собой градусная и километровая сетки карты ? 11. Какие линии принимают за оси абсцисс и ординат в зональ­ной системе плоских прямоугольных координат? 12. Что означают величины абсциссы и ординаты точки, опреде­ленные по карте? 13. Что такое приращения координат Δx и Δу? 14.Что значит ориентировать линию? 15.Что называют ориентирным углом? Назовите применяемые в геодезии исходные направления и ориентирные углы. 1б.Дайте определение магнитного и истинного азимутов и дирекционного угла направления. Укажите, как они связаны между собой. 17. Что называют румбом? Укажите зависимости между румбами и дирекционными углами по четвертям. 18. Как измерить истинный азимут и дирекционный угол задан­ной линии на карте? 19. Чему равен дирекционный угол последующей линии, если известен дирекционный угол предыдущей линии и правый (или левый) по ходу угол? 20. Что называют рельефом местности? 21. Что называют высотой точки и превышением между точками 22.Дайте определение горизонтали и высоты сечения рельефа. 23. Что называют заложением ската? 24. Назовите основные формы рельефа и покажите, как они изображаются на карте с помощью горизонталей. 25. Что относят к характерным точкам и характерным линиям рельефа? 26.Дайте определение уклона и крутизны ската и формулы их 27.Как определить отметку точки по горизонталям? 28. Как использовать графики заложения для определения укло­нов и крутизны скатов?
 

2. «Геодезические измерения»

Обучающийся должен :

Знать:

- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;

Уметь:

- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и определении превышений;

 

В результате самостоятельной работы студент должен владеть следующими вопросами теории:

1. Линейные измерения

2 Угловые измерения

Вопросы для изучения

Общие сведения о назначении, методах, точности измерений и типах мерных приборов

2. Измерение длин линий мерными приборами

3 Косвенное измерение линий

Методические указания:

1. Самостоятельно изучить материал по заданной теме по учебнику /1/ стр.52-88 , составить краткий конспект;

2. Осуществить поиск и изучение материалов по заданной теме в сети Интернет;

3. Подготовить устное сообщение на 5…7 минут по заданной теме для изложения его на учебном занятии. Возможно использование презентации по теме;

4. Составить  таблицу: «Характеристика мерных приборов»

Название мерного прибора Краткое описание мерного Прибора Точность Применение

                                                                                        

 

5. Ответить на вопросы для самоконтроля.

 Вопросы для самоконтроля:

1.Какие бывают способы измерения длин линий местности?

2. Что называется компарированием?

3. Для чего нужна поправка за компарирование?

4. Какими приборами измеряют длину линий на местности?

5. Как приводят наклонные отрезки линий к горизонту?

6. Как вычисляют длину линий?

7. Как вводится поправка за наклон?

8. Что вы знаете о светодальномерах.

9. Что вы знаете о радидальномерах.

10. На какие типы делятся оптические дальномеры?

11. Как определяются расстояния нитяным дальномером?

12. Как определить неприступные расстояния?

13. На какие типы делятся по точности теодолиты?

14. Основные части теодолита.

15.Что называется штативом?

16. Устройство теодолита.

17. Что называется поверкой, юстировкой?

18. Что называется горизонтированием теодолита?

19. Что называется коллимационной поверхностью?

   20.Поверки теодолита.

21.Из каких действий состоит полная установка прибора в рабочее положение?

22. В каком порядке выполняется работа по измерению угла?

24. Какие способы измерения углов бывают?

25. Как измеряют горизонтальный угол способом приемов?

26.Дайте определения «углы наклона»

27.Какие используются основные системы оцифровки вертикальных кругов?

28. Дайте определение «место нуля».

29. Как найти место нуля?

30.Как найти углы наклона?

3. «Теодолитная съемка»

Студент должен

Знать:

- основные понятия и термины, используемые в геодезии;

- назначение опорных геодезических сетей;

- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;

- систему плоских прямоугольных координат;

Уметь:

- проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки

В результате самостоятельной работы студент должен владеть следующими вопросами теории:

1. Состав полевых работ при выполнении теодолитной съемки.

2. Состав камеральных работ при теодолитной съемке.

Методические указания:

1. Изучить материал по заданной теме, используя конспект лекций и учебник /1/ стр.119-125; стр.127-130.

2. Осуществить поиск и изучение материалов по заданной теме в сети Интернет;

3. Изучить материал по заданной теме, используя методические указания к выполнению ЛПЗ по « Основам геодезии»,

4. Обработать ведомость координат и составить план в М1:500

5. Ответить на вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля

  1. 1. Как привязать теодолитный ход к опорным геодезическим пунктам?
  2. В какой последовательности прокладывают замкнутый теодолитный ход на местности?
  3. Как снять контуры ситуации местности способом прямоугольных координат?
  4. Чем отличается способ угловых засечек от способа линейных засечек?
  5. Для чего составляется абрис?
  6. Как с помощью экера построить перпендикуляр на местности?
  7. Проведите сравнительный анализ способов съёмки ситуации при производстве теодолитной съёмки, оформив сравнительную таблицу.


8. По рисунку 1 составить описание ситуации и объяснить способ съёмки.

Рисунок 1 - Абрис теодолитной съемки

9. Что определяют решением прямой геодезической задачи?

10 Из каких этапов слагается камеральная обработка полевых измерений?

11В какой последовательности производят увязку измеренных углов теодолитных ходов?

12Как вычислить дирекционные углы теодолитных ходов, если измерены внутренние углы, начальный и конечный дирекционные углы?

13Что является контролем при вычислении дирекционных углов?

14Какие знаки ставят в приращении координат в зависимости от названий румбов их сторон?

15По каким формулам определяют абсолютную и относительную невязки в приращении координат замкнутого и разомкнутого ходов?

16Как распределяют невязки в приращении координат?

17Как вычислить координаты точек теодолитных ходов?

18Скажите допустима ли невязка в приращениях координат, равная 0,30 м, если периметр

полигона 620 м? Измерение осуществлялось лентой, при благоприятных условиях.

19. Обоснуйте почему, если невязка не кратна числу углов, то большую поправку получают углы, составленные более короткими сторонами?

20.Составьте кластер по камеральной обработке разомкнутого теодолитного хода.

                                                                             

4. «Понятие об опорных сетях и съемках Обучающийся должен Знать: - назначение опорных геодезических сетей; Уметь: - обосновывать выбранный метод съемочного обоснования Методические указания: 1. Самостоятельно изучить материал по заданной теме, используя учебник /1/ стр.112-119. 2. Осуществить поиск и изучение материалов по заданной теме в сети Интернет; 3. Подготовить устное сообщение на 5…7 минут по заданной теме для изложения его на учебном занятии. Возможно составление презентации «Создание современного съемочного обоснования с использованием глобальной системы определения местоположения ГЛОНАСС 4. Ответить на вопросы для самоконтроля.  Вопросы для самоконтроля 1. Общие понятия ГГС. 2. Геодезические знаки и пункты. 3. Государственные геодезические сети. 4. Методы создания плановой геодезической сети. 5. Государственная высотная геодезическая сеть. 6..Что называют геодезической сетью, какие виды геодезических сетей бывают? 7. Назначение и виды наружных геодезических знаков? 8. Как создается и на что делится государственная высотная геодезическая сеть?     . е п режима сваежима сварки        
5.  «Геометрическое нивелирование Обучающийся должен Знать: - приборы и инструменты для определения превышений; - виды геодезических измерений.   Уметь: - пользоваться приборами и инструментами, используемыми при определении превышений; -  проводить камеральные работы по окончании геометрического нивелирования. Методические указания: 1. Самостоятельно изучить задание в методических указаниях для выполнения ЛПЗ по Основам геодезии. 2. Осуществить поиск и изучение материалов по заданной теме по учебнику /1/ стр.89-97; стр.102 и в сети Интернет; 3. Нивелир и работа с ним : обработка и оформление пояснительной записки выполненных заданий на лабораторном занятии № 4 и практическом занятии № 7 4. Ответить на вопросы для самоконтроля , возможно написание реферата на тему: «Нивелиры-автоматы в строительстве». .Вопросы для самоконтроля 1. На какие типы по точности делятся нивелиры? 2. Расскажите об основных частях нивелира Н-3. 3. Как выполняются поверки нивелира Н-3? 4. Какая поверка нивелира Н-3 является главной? 5. Расскажите о нивелирах Н-3К, Н-10КЛ.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...