Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НА БЕЛАРУСИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ (Х – НАЧАЛО ХХ В.)




ОТ АВТОРА

 

 

Настоящее монографическое исследование представляет собой попытку систематизации и анализа многочисленных разрозненных фактов, богато разбросанных по разнообразным документальным источникам, составляющих социальную историю Беларуси.

 Собственно, историю социальной помощи нуждающимся на Беларуси, как часть этой социальной истории, еще предстоит написать. До настоящего времени у нас нет соответствующей литературы по данной проблематике. Здесь достаточный объем работы для крупного научно-исследовательского коллектива на долгие годы. Предлагаемая книга - один из первых опытов осмысления некоторых наиболее важных, на наш взгляд, граней отечественной социальной работы как культурно-исторического феномена в его исторической логике и своеобразии. 

 "Очерки" построены по принципу системных блоков, раскрывающих ту или иную проблему в многовековом процессе зарождения и становления парадигмы общественного призрения на Беларуси: от нищелюбия и первых ростков благотворительности до формирования системы (модели) профессиональной социальной работы в наши дни. Это, прежде всего, проблемы социальной помощи детям, организации и деятельности первых белорусских благотворительных организаций и заведений (воспитательных домов, приютов, яслей, колоний и т. д.), профессиональной подготовки детей и подростков, работы с трудновоспитуемыми детьми, социальной работы в спецучреждениях для детей-инвалидов, социальной помощи в образовании и т. д. Нельзя было пройти и мимо вопросов частной благотворительности, социальной работы с различными категориями нуждающихся из числа взрослого населения Беларуси. Упор сделан на анализ развития социальной работы на Беларуси в дореволюционный период (два из трех разделов книги). Это, с нашей точки зрения, оправдано сопоставимыми сущностными, аксиологическими, временными и проч. параметрами.

Автор попытался рассмотреть названные проблемы в их конкретно-историческом развитии, в динамике, в сравнении с их анализом и решением, прежде всего, в России. Судьбы белорусов и россиян неразрывно связаны на протяжении многих веков, в них многое переплелось и соединилось в единое целое, в том числе и в истории социальной работы, в милосердии и благотворительности как наднациональных социокультурных явлениях.

Не случайно выбран и жанр очерков, что позволяет, при необходимости, делать экскурсы из прошлого в настоящее и наоборот, сравнивая, сопоставляя, анализируя факты и явления, выводя на планку современности исторический опыт прошлого. В конце концов, мы изучаем прошлое для того, чтобы лучше понять настоящее. Как говорится, зачем изобретать велосипед или, к примеру, искать там, где уже найдено?

 К сожалению, многое по различным причинам осталось "за кадром", поэтому работа над книгой будет продолжена. Этот процесс непрерывен, как непрерывна сама жизнь, разрастаясь вширь и вглубь, от неизвестного, забытого к тому, что составляет актуальнейшие заботы нынешнего периода перехода к “социально-ориентированной рыночной экономике”, пополняясь новыми фактами из областных и республиканских, отечественных и зарубежных архивов, из нашей повседневной жизни.

Поле для будущих исследований поистине необъятно. Парадоксально, но факт: с номерами такого основополагающего для историков социальной работы журнала, как “Вестник благотворительности”, издаваемого Ведомством учреждений императрицы Марии в конце Х1Х - начале ХХ в., автору в Национальной библиотеке Беларуси приходилось знакомиться не иначе как разрезая нечитанные до сих пор страницы. Число же подобных журналов, поступивших к нам в свое время из России и стран Западной Европы, достаточно велико. Это в очередной раз доказывает, что отечественная теория и практика социальной помощи нуждающимся формировалась в мировом историческом информационном пространстве.

В приложении помещены краткий словарь наиболее часто употребляемых в книге терминов (часть терминов раскрывается в сносках) и список основных дореволюционных периодических изданий, публиковавших статьи по вопросам социальной помощи нуждающимся. Список произведений, “задействованных” в тексте “Очерков”, помещен в конце книги. Автор счел необходимым передать идеи исследователей социальной работы на Беларуси максимально точно. Поэтому текст насыщен цитатами, позволяющими понять дух эпохи.

Буду весьма признателен всем, кто выскажет свои предложения и замечания по вопросам совершенствования данного издания “Очерков”.

 Сердечно благодарен коллективу кафедры социальной педагогики и профессионального мастерства БГПУ им. М. Танка, студентам спецфака университета за моральную поддержку и помощь в работе над этой книгой.


 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемы милосердия и благотворительности, оказания социальной помощи нуждающимся актуальны для любой эпохи, для любого общественного строя. Но особенно остро проявляются они сегодня, на одном из переломных этапов истории Беларуси, когда количество обездоленных значительно возросло, а в обществе доминируют тенденции, ранее не характерные для него: безработица, вынужденная миграция, ухудшение криминогенной обстановки, профессиональное нищенство и т. д.

Как облегчить участь этих людей, помочь им выйти из кризисного состояния, найти себя, самоактуализироваться в сложных жизненных ситуациях? На эти и многие другие непростые вопросы должна дать ответ теория и практика социальной работы как разновидности человеческой деятельности по оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, особенно так называемым "слабым" группам и слоям населения.

Профессиональная социальная работа на Беларуси в нынешнем ее состоянии напоминает, пожалуй, подростка из старой забытой сказки, который только-только проснулся после многолетней спячки и пытается вспомнить, как самостоятельно держаться на ногах. Но этому “подростку” есть на что опереться. В отличие от многих общественных дисциплин, выпестованных в советской колыбели и подуставших в последнее время от бесплодных метаний на обломках Системы в поисках универсального целеполагания, отечественная социальная работа сразу же обратилась к своим истокам, к проверенной многовековым опытом развития человечества гуманистической традиции в науке и практике.

Обращение к традициям милосердия и благотворительности, исторически сложившихся на территории Беларуси, представлениям наших предков о назначении и гуманистической сущности социальной помощи и взаимопомощи – хорошее подспорье для современного социального работника. Аксиоматично и то, что каждое новое поколение стоит на плечах предшественников. Поэтому необходимо тщательно изучать и сохранять все лучшее из истории белорусского народа, который только еще начинает по-настоящему осмысливать себя в качестве полноправного члена мирового сообщества.

Советская доктрина социальной помощи нуждающимся основывалась на том, что единственно верный путь решения проблем в данной сфере пролегает лишь в рамках государственной системы социального обеспечения трудящихся*. Это значительно сужало познавательное пространство теории и практики общественной поддержки. Нисколько не умаляя ценности достигнутого, неправомерно ставить под сомнение значение для становления современной социальной работы опыта, добытого в дореволюционной Беларуси, так сказать в иной общественной системе.

Интерес к вопросам социальной помощи нуждающимся, изначально вызванный объективной необходимостью, явился одной из существенных причин того, что в дореволюционной Беларуси проблемы развития теории и практики основ профессиональной социальной работы к 1917 г. постепенно стали одними из наиболее разрабатываемых сфер социолого-ориентированного знания. Именно здесь совместно с российскими учеными и практиками, среди которых имена Е.Д. Максимова, В.И. Герье, К. Гумберта, С.В. Сперанского, А.Ф. Кони, В.М. Бехтерева, П.И. Ковалевского, В.О. Ключевского, О.О. Буксгевдена и многих других, был накоплен чрезвычайно интересный научно-практический материал, жаждущий внимания современного исследователя. К истории милосердия и благотворительности, общественного и государственного призрения в этот период не раз обращались известные белорусские государственные, церковные и общественные деятели, историки, этнографы, юристы и литераторы А.С. Дембовецкий, митрополит Митрофан (Д. Краснопольский), В.Ю. Ластовкий, А. и И. Луцкевичи, М.О. Коялович, Ю.Ф. Крачковский, Н.И. Никофоровский, А.П. Сапунов, В.Б. Антонович, В.Е. Данилевич, К. Харлампович, М.Е. Гринбалт, А.С. Грушевский, Ф. Журдо, М. Богданович, Я. Колас, Я. Купала, Е.Ф. Карский, а в советский и постсоветский периоды - М.В. Довнар-Запольский, В.М. Игнатовский, В.И. Пичета, Н.М. Никольский, М.Н. Абраменко, Г.Р. Крючок, Т.Р. Шаронова, Я.Д. Григорович, А.П. и В.П. Грицкевичи, Д.В. Карев, А. Мальдис, В.П. Слобожанин, Н. Богадяж, А.П. Лаврович, С. Терехин, М.А. Станчиц, О.А. Кульпанович, Г.А. Голенченко, А. Гусакова, П.Д. Верещагин, А. Миколаевич, А. Сердюков и многие другие. Беларусь имеет богатую историю процесса социальной помощи в мультикультурном пространстве цивилизации.

Вместе с тем как в дореволюционной Беларуси, так и в наши дни не было и нет ни одного фундаментального обобщающего исследования, представляющего собой исторический обзор или анализ процесса зарождения, становления и основных этапов развития долговременно действовавших факторов системы государственной, конфессиональной, частной и общественной благотворительности. Сегодня социальная работа как наука и профессия еще только становится на ноги. Сам термин “социальная работа” стал употребляться взамен понятий “благотворительность”, “милосердие”, “общественное призрение” и т. д. только с первого десятилетия ХХ в., а в широкой научной практике - в конце 80-х - начале 90-х годов., перенесенный из научной традиции американской системы помощи*, что вызвало достаточно большой разброс мнений в отечественных работах по поводу области ее познания.

Основные задачи данной книги состоят в том, чтобы дать определенное, систематизированное представление об условиях и путях становления, формах и методах развития социальной работы на Беларуси, прежде всего, в дореволюционный период, ее осуществления как в “закрытых” (в рамках благотворительных заведений), так и в “открытых” формах призрения различных категорий нуждающихся, определить характерные черты и особенности того или иного периода в связи с социальной историей белорусского народа, неотъемлемой составной частью которой является история социальной работы, в мультикультурном контексте с мировым опытом в данной сфере общественной деятельности. Последнее позволяет яснее осознать национальное и культурное своеобразие государственного и общественного призрения, особенности становления системы профессиональной социальной работы на Беларуси.

В одной книге при современном состоянии изученности имеющегося богатейшего исторического материала решить поставленные задачи практически невозможно. Отсюда и некоторая фрагментарность, порой неполнота предлагаемого материала. Его изложение акцентировано в основном на развитии прогрессивных гуманистических тенденций в социальной работе, того, что представляет, по мнению автора, наибольший интерес для современности. Особое внимание уделяется проблемам социальной помощи нуждающимся во второй половине ХIХ - начале ХХ в. Этот период большинство исследователей характеризует как переломный, вошедший в историю социальной работы коренными преобразованиями и сдвигами в парадигмах и концепциях, формах и методах ее осуществления, попытками разрешения противоречий, складывавшихся столетиями, апробацией системы рационального призрения.

В монографии исследуются в основном вопросы исторической практики развития социальной работы на Беларуси как той основы, на которой впоследствии можно создавать развернутые теоретические построения. Это тем более важно, что она ранее не являлась предметом специального научного рассмотрения. Вместе с тем очевидно, что вопросы структурирования социальной работы, ее периодизации обойти нельзя. В настоящее время пока никто из белорусских ученых не предложил здесь своей версии. Российские исследователи М.Ф. Фирсов, Б.Ш. Нувахов, Н.Г. Лаврова, М.М. Сухоруков, Е.И. Холостова и др. выдвинули и обосновали несколько схожих систем периодизации истории социальной работы. На наш взгляд, они раличаются лишь в некоторых аспектах подхода к интерпретации исторического развития идеи государственного призрения. Наиболее перспективной представляется модель периодизации, предложенная авторским коллективом сборника “Исторический опыт социальной работы в России” под редакцией Л.В. Бадя, изданного Московским государственным социальным университетом в 1994 г.

Основываясь на этих исследованиях, а также на традициях дореволюционной историографии в области общественного призрения, социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи в их ретроспективе и с учетом национально-культурной специфики истории развития Беларуси, предлагается следующая авторская периодизация: I период - с Х в. до 70-90-х годов ХVIII в. - когда социальная помощь нуждающимся прошла путь от “слепни” и “нищелюбия” к настоятельным попыткам белорусского государства вмешаться в процессы организации такой помощи, получившим свое оформление в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г. и в других законодательных актах; II период - от 90-х годов ХVIII в. до реформ 60-х годов ХIХ в. в России, в состав которой вошли пять белорусских губерний, когда закладывались основы государственно-общественного призрения; III период - 60-е годы Х1Х в. - 1917 г. - когда государство постепенно передавало социальные функции местным благотворительным организациям и учреждениям, органам городского и земского самоуправления, развивалось меценатство и филантропия, а социальные проблемы пытались решать на научной основе, добывая истину в горячих спорах о “централизации” и “децентрализации” зарождающейся профессиональной социальной работы; IV период – 1917 – 1991 г. – становление и реализация советской модели социальной деятельности и социального обеспечения граждан БССР; V период начался с 1991 г. и продолжается в настоящее время. Это период формирования современной белорусской системы социальной защиты населения. При все условности предлагаемой периодизации, она наиболее отвечает позиции автора и красной нитью проходит через все разделы и главы книги, являясь ее своеобразным связующим фактором.

Изучение истории социальной работы на Беларуси с самых давних времен, когда только стали возникать первые ростки благотворительности, важно не только для реконструкции отечественной социокультурной модели помощи в ее исторической и познавательной практике, динамики социальных проблем в их конкретно-исторической связи, но и для творческого использования накопленного опыта, того, что отстоялось во времени, в решении вопросов подготовки современных профессиональных социальных работников, становления эффективной отечественной системы помощи людям в различных жизненных ситуациях.



РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НА БЕЛАРУСИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ (Х – НАЧАЛО ХХ В.)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...