Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальные статусы и социальные роли
§ 1 Социальный < тату<, ею понятие и виды § 2 Понятие и < триктцра < оциальной роли § 3 Ролевой конфликт и с гик обы ею преодоления § 1. Социальный статус, его понятие и виды Социальный статус и социальная позиция Одна из важнейших, фундаментальных характеристик личности — ее социальный статус. Само это понятие применимо но отношению как к личности, так и к социальной группе. В этой главе речь пойдет лишь о социальном статусе личности, который, однако, подчеркивает ее принадлежность не только к «самой себе», но и к определенной группе (либо группам). Собственно, в том и состоит главная особенность социального статуса — он соотносит личность, ее социальную позицию с позициями других людей, находящихся в составе как данной, так и иных групп. При этом нужно учитывать различные характеристики личности, обусловливаемые как естественными, так и социальными факторами. Поскольку основным понятием, с которым мы соотносим социальный статус, является социальная позиция, отметим, что иод пей будем понимать конкретное место, которое занимает индивид в социальной структуре, в системе общественных отношений. Определить социальный статус можно, следовательно, так: это социальная позиция, занимаемая человеком в системе социальных связей и отношений и обусловленная как естественными (раса, пол, национальность), так и социальными (профессия, доход, образование и т.д.) характеристиками. Виды статуса Концепция социального статуса была разработана американским социологом Р. Линтоном1. Понимая под ним позицию, занимаемую личностью в социальной структуре общества, Линтон ввел понятия двух стату- 1 См ■ Union R The Study ot Man N.Y., L, 1936 Глава 24 Социальные статусы и социальные роли 449 сов — предписываемого (предписанного) и достигаемого (достигнутого). Первый (его иногда называют аскриптивным статусом) зависит от врожденных или природных свойств личности (пола, расо-во-этнических признаков). Второй есть результат трудовых и иных усилий самого человека, его профессиональных достижений, успехов в образовании, реализации способностей. Говоря о пред и исанном статусе, его следует отличать от прирожденного. Предписанного статуса можно достичь «естественным» путем, ничего для этого специально не делая. Принц становится королем после смерти своего отца на единственном основании — наличии родственных связей. Это не прирожденный, но и не достигнутый статус. Он — предписан (аскриптивен). Гораздо сложнее оказывается (или может оказаться) ситуация с прирожденным статусом. В 1930-х гг. (период введения этого понятия в научный оборот) трудно было себе представить, что наступит время, когда ни один из них не сможет быть «инвариантным». Как известно, сравнительно недавно стали делать хирургические операции по изменению пола и расы; что же касается национальной принадлежности (этнического статуса), то люди нередко сами выбирают, кем записаться (представиться), с какой нацией (этнической общностью) себя идентифицировать, особенно если родители не «мононациональны». Таким образом, понятие прирожденного статуса теоретически как бы «зависает в воздухе» в силу появляющейся неопределенности. Соотношение основных видов статуса на протяжении истории менялось. Если в доиндустриальных (примитивных, традиционных) обществах преобладал предписываемый статус, то в современном обществе — достигнутый. Действительно, сегодня от личности, результатов ее деятельности и акгивности зависит гораздо больше, чем это было не только тысячелетия и столетия, но далее десятилетия тому назад. Понимание такой ситуации крайне важно для каждого человека, и любое развитое общество стремится к формированию у него соответствующего отношения к достижению более высокого статуса. В качестве примера приведем длительное время пропагандируемое в США утверждение о том, что каждый сапожник может стать миллионером — при условии, если он будет много работать, учиться, не будет лениться и т.д. Правда, нелишне отметить и роль «врожденных» факторов — не столько природного, сколько социального характера. Имеются в виду богатые родители и получение наследства. Наряду с предписанным и достигнутым в социологии иногда говорят о смешанном статусе. Это происходит тогда, когда бывает непросто определить, какой вид статуса характеризует личность. Куда 450 Раздел V Личность
, отнести статус, скажем, безработного? С одной стороны, он явно не предписан, но с другой — человек не стремится его достичь (как правило). Более того, он всеми силами не хочет для себя этого статуса, а причины, которые приводят к нежелательному «достижению», чаще всего от человека не зависят (банкротство предприятия, массовое сокращение в результате кризиса отрасли производства и т.д.). Можно было бы приводить немало примеров смешанного статуса, имеющих как индивидуальный, так и массовидный характер. Запрет КПСС в 1991 г. после известных августовских событий привел к тому, что многие миллионы советских людей лишились статуса члена этой партии, а сотни тысяч, занимавших места в ее аппарате, остались без работы. Многие из них вынуждены были стремиться к приобретению новой профессии и, следовательно, к достижению иного статуса. Статусный набор Статусов у человека бывает, как правило, большое количество. Так, говоря о молодом человеке X., можно выделить следующие: студент, член шахматной сборной университета, член профсоюза, муж, брат, дядя, избиратель и т.д. Все статусы человека в их совокупности принято называть статусным набором (термин Р. Мертона).Чем больше это г набор, тем многообразнее жизнь личности, многограннее ее включенность в систему межличностных и общественных отношений, и наоборот, чем ограниченнее статусный набор, тем менее «социальным» оказывается способ деятельности человека. Следовательно, о месте личности в обществе, социальных группах можно судить по той совокупности статусов, которыми она обладает. Однако при наличии любого набора статусов обязательно существует главный, определяющий жизнь личности. Он может быть связан с основным занятием, занимаемой должностью — другими словами, с тем, что решающим образом влияет на образ жизни, стиль поведения и общения. В нашем, приведенном выше случае таким будет статус студента. Следует отметить, что о статусе личности можно рассуждать только соотнося его со статусами других людей, взаимодействующих с ней в данной или в других системах. Так, если мы снова вернемся к статусу студента университета, то он будет иметь смысл прежде всего в отношении иных статусов в системе высшего образования: преподаватель, сотрудник, лаборант и т.д. В других системах взаимодействия этот статус потеряет свое значение, а на первое место выйдут иные статусы. К примеру, в семье и среди родственников главными окажутся статусы мужа, брата, дяди. Очевидно, таким образом, что подавляющее большинство характеристик личности имеет статусный характер, но не все. Там, где харак- Глава 24 Социальные статусы и социальные роли 451 терисгика личности не содержит в себе социальной позиции, она не статусная (скажем, однорукий человек). Она может стать статусной лишь в том случае, если возникнут определенные условия, вызывающие ожидания соогветствующих моделей поведения (например, речь зайдет о поиске работы данному человеку, в ходе которого эту характеристику нужно будет учитывать как одну из наиболее важных). Статус бывает постоянным и временным, последний не зависит от срока пребывания в нем (можно быть женатым 20 лет или 20 минут). В качестве постоянного или временного могут быть и предписанный, и достигнутый статусы. Человек очень часто приобретает тот или иной временный статус. Зайдя в магазин, он становится покупателем, садясь в поезд — пассажиром, находясь на спектакле в театре — зрителем. Однако выходя из магазина, поезда, театра, человек теряет соответствующий статус. Каким бы статус ни был — предписываемым или приобретенным, постоянным или временным, он требует от индивида соблюдения определенных норм и правил поведения, которые, естественно, были бы социально одобренными. Важным условием реализации статуса является идентификация, т.е. психологическое отождествление себя со своим статусом. Садясь в вагон поезда, человек должен помнить, что он на некоторое время становится только пассажиром, а не, скажем, директором завода. Статусные обязанности и права Наличие статусных обязанностей и статусных прав вытекает из того, что статусы существуют объективно, независимо от имеющих их людей. Поэтому статус является совокупностью прав, обязанностей, привилегий. Именно они и отличают индивидов, находящихся в одной или разных социальных общностях и занимающих неодинаковые социальные позиции. Рассмотрим, к примеру, статусные характеристики участников вузовского процесса. Преподаватель вуза имеет такие статусные права, которых нет у студентов", читать им лекции, оценивать их знания, консультировать научные исследования и т.д. В этом смысле его статус в учебном заведении выше по рангу. В свою очередь различаются статусы преподавателей вуза: статус профессора выше, чем доцента, доцента выше, чем ассистента. Различия этих статусов обусловлены неодинаковыми правами и полномочиями. Так, наиболее сложную и ответственную учебную и научно-исследовательскую работу, требующую высокой квалификации, ведут профессора и доценты. С1атусные различия находят свое отражение в дифференцированной оплате труда: чем выше статус, тем больше оплата. 452 Раздел V. Личность Наряду с правами статус содержит в себе и обязанности, которые должен соблюдать его «носитель». Плохое выполнение обязанностей может повлечь за собой лишение самого статуса. Если преподаватель вуза не обеспечивает необходимого качества учебной и научно-исследовательской работы, он может быть лишен своего статуса. Для этого существуют специальные, нормативно предусмотренные процедуры: пеизбрание на должность по конкурсу, приказ ректора вуза об освобождении от выполняемых обязанностей на основании соответствующих решений и представлений кафедр и деканатов и т.д. Невыполнение основных обязанностей студентом также влечет за собой возможность потери своего статуса. В данных случаях речь идет о потере формального статуса. Статус, престиж, имидж Поскольку в обществе существуют значительные статусные различия между людьми, изобретаются многочисленные способы их демонстрировать. Для этого существует статусная символика, представляющая собой совокупность внешних знаков отличия обладателей разных статусов. Ордена, медали, значки, воинские звания и погоны — все это символы определенных статусов. В таком же качестве может выступать одежда, хотя требования к ней с каждым годом становятся все более непритязательными. Профессор, читающий лекцию студентам в джинсах и свитере, уже не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее (хотя по-прежнему трудно себе представить в официальной обстановке в таком виде, скажем, ректора, не говоря уже о министре). Однако подобное изменение символики профессорского статуса может иметь иное содержательное наполнение: например, сократить дистанцию между преподавателем и студентом, создать обстановку доверительности за счет совпадения внешних символов разных статусов — профессора и студента. Осмысление проблемы социального статуса 'Для личности имеет немаловажное значение. Участвуя в социальных действиях и входя с этой целью в различные социальные общности, человек занимает в них, как правило, неодинаковое место. Его положение обусловлено статусными взаимоотношениями с другими членами общности. Где-то статус человека выше, где-то ниже. Так, если студент приходит в баскетбольную команду или шахматный клуб, то его статус окажется зависимым от качества игры — собственной и партнеров, что в какой-то мере будет определять престиж данного студента. Однако на его престиж будут влиять и иные статусные характеристики, связанные с учебой, научными поисками, проявлениями товарищеской помощи и т.д. Престиж — сравнительная общественная оценка положения социального субъекта — имеет определенную шкалу (мы говорим о высоком, Глава 24. Социальные статусы и социальные роли 453 не очень высоком, среднем, низком, очень низком престиже личности). Положение индивида на престижной шкале определяется понятием «ранг», который как раз и соответствует этому положению (высокий, низкий и т.д. ранги). Иногда под рангом в социологии понимают формальный, т.е. утвержденный властью статус индивида (к примеру, ранг посла, государственного служащего). В целом в глазах «значимых других» создается статусный образ человека. Его часто называют имиджем, хотя это не совсем одно и то же. Имидж — это комплексное представление, общественное мнение о поведении человека, имеющего определенный статус. Имидж имеет скорее не персонифицированный, а «типовой» характер — в том смысле, что представляет собой собирательный образ (имидж врача, ученого, педагога, рабочего, высокопоставленного чиновника и т.д.). Что касается статусного образа, то он относится больше к конкретному лицу, а не к собирательному представлению, доминирующему в обществе о чем-то (ком-то). § 2. Понятие и структура социальной роли - Каждый статус включает в себя выполнение некоторого количества социальных ролей, соответствующих ему (рис. 9). Поэтому перейдем к рассмотрению этой, не менее значимой характеристики личности. Понятие роли Социологи шутят, что основателем теории социальных ролей является... Шекспир. При этом они часто ссылаются на слова великого драматурга в пьесе «Как вам это понравится»1: Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. Что же, сказано справедливо. Понять личность, ее деятельность без указания на выполняемые социальные роли нельзя. На этом положении в значительной степени базируется вся социологическая теория ролей личности, основные положения которой были высказаны еще в 1920—1930-х гг. американскими учеными Дж. Мидом и Р. Лин-тоиом. Человек с самого рождения научается играть многочисленные роли, существование которых обусловлено требованиями общества, конкретной социальной общности. 1 См: Шекспир В. Поли. собр. соч : В 8 т. М., 19S9 Т. 5 С. 47.
Глава 24 Социальные статусы и социальные роли 455 им приводится роль проститутки. Первая характеристика имеет практически нулевую отметку в связи с тем, что сама роль не предполагает проявления чувств к клиентам. С точки зрения способа получения это достигнутая, а не предписанная роль, поскольку для ее реализации необходим определенный опыт соответствующей деятельности. Масштаб эгой роли имеет совершенно конкретные очертания — сексуальные услуги за плату. Описываемая роль отличается формализованным характером в том смысле, что выполняется в соответствии с принятыми нормами — за конкретный вид услуг устанавливается определенная плата. Наконец, мотивация этой роли очевидна — получение материальной выгоды за оказываемые услуги. Социальная роль формирует определенную модель поведения, показывает, как действовать индивиду в конкретной ситуации. В этом смысле каждая роль имеет свою «внутреннюю дисциплину». Она воспитывает индивида, создает определенные рамки его деятельности, предлагает ему типовой образец поведения и его самого как действующею лица (в социологии принято обозначать индивида в этом случае термином «актор»). Роль в театре и в жизни Здесь возникает один непростой вопрос, связанный с проведением параллели между исполнением роли актером в театре и индивидом в жизни. Вполне возможна иллюзия прямой аналогии, но ее не должно быть в силу по меньшей мере трех обстоятельств — временного, пространственного и содержательного характера. Роль в театре играется только во время представления, тогда как выполнение той или иной социальной роли в жизни, как правило, длительно и охватывает не часы, а годы и даже десятилетия. В пространственном отношении различие еще более очевидно: в одном случае это сцена, в другом пространство не имеет границ (даже если эта роль замыкается, скажем, рамками семьи — роль сына, мужа, отца человек выполняет всюду, где бы он ни находился). Наконец, самые разительные отличия существуют в содержательном плане. В театре роль играют, в жизни этого делать нельзя, ибо играть социальную роль означает возможность быстро выйти из нее, делать что-то имеющее внешний характер по отношению к сущностным потребностям человека. В крайней форме это может означать даже то, что человек кем-то (чем-то) «притворяется» Можно ли «притворяться» сыном, мужем, отцом, студентом, профессором, владельцем собственности? В определенной степени, конечно, да, но если именно играть эти роли, а не быть в жизни сыном, мужем, отцом и т.д., т.е. выполнять их по отношению к родителям, жене, детям. Поэтому понятие социаль- 456 Раздел V Личность ной роли существенно отличается от понятия просто роли (не обязательно театральной: например, мы обращаемся к кому-то с просьбой сыграть отвлекающую роль в данной конкретной ситуации). Здесь есть один терминологический нюанс, который подчеркивает показанное различие: социальные роли выполняются, остальные — играются. Виды социальных ролей Социальные роли могут быть как институциональными, т.е. официально санкционированными, так и н е и н с т и т у ц и о н а л ь н ы м и. В первом случае они опираются на право и закон, во втором — контролируются силой общественного мнения, обычаями, нравами. К примеру, в трудовых коллективах часто оказываются два лидера — формальный (начальник, назначенный по приказу) и неформальный — человек, к которому обращаются за помощью и советом и надеются на его поддержку. В первом случае роль лидера институциональна, во втором — нет. Роли личности различаются по своей значимости. Одни из них являются ведущими, если они отражают требования, обусловленные разделением труда и положением в обществе данной социальной группы. Другие могут быть второстепенными. Так, если человек встал к станку, то его главной социальной ролью будет роль рабочего. И здесь важно то, как он ее выполнит: окажется качество труда высоким, значит, справился, если нет, то, естественно, не справился. При всем том он может быть спортсменом, отцом семейства, наконец, просто хорошим человеком. Но это уже не будет иметь решающего значения. Недаром говорят: «Хороший человек — это еще не профессия». Многие люди в нашем обществе, не выполняя по-настоящему своей основной социальной роли (рабочего, студента, инженера, педагога), до недавнего времени искали социального признания, играя иные роли (в спорте, художественной самодеятельности, в общественных движениях, партии, профсоюзах). На протяжении многих десятилетий, предшествовавших современному периоду развития нашего общества, такой компенсаторный механизм работал вполне успешно. Он давал возможность человеку проявить себя не в основной сфере деятельности (где он не мог или не хотел этого делать), а в иных ролях, получая при этом заработную плату за то, чем реально не занимался. Для личности становилось главным то, что для общества было второстепенным. Возникала парадоксальная ситуация: выигрывала личность, проигрывало общество, и наоборот. Думается, в этом противоречии заключена одна из основных причин глубочайшего социально-экономического и морального кризиса, в котором оказалось наше общество и Глава 24. Социальные статусы и социальные роли 457 из которого оно нс выбралось до сих пор. Лишь то общество может процветать, где личность выполняет, притом качественно, прежде всего свои основные социальные роли — работника, студента и т.д. Все остальные могут выполняться ею более или менее удачно, но это не должно приводить к подмене первых вторыми. К сожалению, стремление уйти от качественного выполнения основной социальной роли характерно для значительной части молодежи. Об этом свидетельствуют нежелание приобретать знания, работать над собой, надежда проскочить «на шермачка», выехать па подсказке, шпаргалке. Любопытная с этой точки зрения ситуация возникла, когда начались визиты американских и российских школьников и студентов соответственно в Россию и США и их совместные занятия. Юные американцы никак не могли понять сверстников из России, ждавших от них подсказки на уроках, и удивлялись, когда наши ребята просили о такой «помощи». Не с этого ли начинаются хорошие и плохие работники? Суждение это имеет, конечно, частный характер, но думается, что пищу для размышлений оно дает. Структура роли Какие бы социальные роли личность не выполняла, все они «заданы», т.е. предписаны обществом и социальной средой. Поэтому, говоря о структуре роли, нужно иметь в виду в первую очередь ролевое предписание и ролевое ожидание. Это то, что общество (конкретная социальная общность, организация, социальный институт) требует от личности (предписывает ей) и в то же время ожидает выполнения. Поэтому в социологической теории ролей обращается особое внимание па то, как личность исполняет роль (ролевое исполнение — еще один элемент структуры роли), насколько это исполнение (ролевое поведение) соответствует ролевым предписанию и ожиданию. Необходимо отметить, что зависимость между ролевым ожиданием и ролевым поведением имеет неустойчивый характер. Она не укладывается в рамки жесткой, предсказуемой схемы. Это происходит потому, что поведение человека является продуктом уникального, присущего только ему способа толкования ролевых ожиданий. Люди не исполняют свои роли по заданному сценарию, часто они просто импровизируют по ходу действия. Отсюда следует возможность возникновения ролевых напряжений и даже конфликтов. Значит, сама структура социальной роли имеет противоречивый характер и содержит в себе предпосылки коллизий между личностью и ее социальным окружением — как ближним, так и дальним. 458 Раздел V Личность § 3. Ролевой конфликт и способы его преодоления Ролевая напряженность Строго говоря, ролевые противоречия возможны не только в структуре ролей, но и в том их большом количестве, которое обычно присуще деятельности индивида, особенно если он проявляет социальную активность. Поэтому молено считать, что конфликты объективно заложены в систему социальных ролей личности. Р. Мертон назвал ролевым конфликтом ситуацию, связанную с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей1. Однако для возникновения ролевой напряженности вполне может «хватить» и одной социальной роли, особенно если она оказывается главной. Так, руководитель небольшого коллектива в отношениях с подчиненными проявляет доброжелательность и отзывчивость, без чего ему не выполнить успешно свою главную роль. В то же время ему приходится иметь дело с начальством, обвиняющим его в «либерализме», требующим (далеко не всегда обоснованно) увеличения производительности труда и улучшения качества изготовляемых изделий и при этом предъявляющим претензии к работе отдельных членов коллектива. Естественно, что в отношениях с начальством руководителю приходится защищать честь всего коллектива (что означает в итоге и защиту собственной чести), проявляя при этом твердость и наступательность. Таким образом, на почве выполнения главной социальной роли возникает ролевая напряженность. Источниками ролевого напряжения могут быть неправильное понимание будущей социальной роли, а также слабая подготовка к ее выполнению. Следствием этого может стать низкий уровень выполнения данной роли. Примером такой ситуации служит роль студента в том виде, как она часто представляется абитуриенту, и недостаточная подготовка к ней в довузовский период жизни У многих поступивших в вуз «новобранцев» представление о роли студента ассоциируется со словами старой студенческой песни: «Живут студенты весело от сессии до сессии, а сессия всего два раза в год». Реальное ролевое поведение в соответствии с ролевым предписанием и ролевым ожиданием входит в конфликт со сложившимися ранее представлениями, вызывая большие сложности адаптационного периода. Подготовка к выполнению социальной роли Проблема подготовки молодежи к новым социальным ролям — одна из самых сложных. Прежде всего это касается будущих профессиональных 1 См Merton RK The Role-set Problems in Sociological Theory // British Journal of Sociology 1957 № 8 Глава 24 Социальные статусы и социальные роли 459 ролей. Но, разумеется, дело не сводится только к ним. Имеет существенное значение и выполнение в строгом, узком смысле слова социальных ролей. К ним следовало бы отнести в первую очередь многочисленные роли семьянина и гражданина. Когда речь заходит об инфантилизме молодых людей, то имеется в виду как раз личная неподготовленность к выполнению главных социальных ролей В основе этой неподготовленности — дефицит социальной ответственности. Очевидно в таком случае, что один из наиболее надежных способов преодоления (а еще лучше не-допускания) ролевого конфликта либо напряжения — формирование и развитие у индивида социальной ответственности. Значительная часть ролевых конфликтов обусловлена существующей дифференциацией жизни людей, и прежде всего наличием двух основных сфер деятельности — семейной и производственной, роли личности в которых всегда существенно различаются и по содержанию, и по напряженности их выполнения, и по эмоциональному накалу, и по многим другим характеристикам. Далеко не всегда индивид умеет вовремя «выйти» из одной роли и «войти» в другую так, чтобы это прошло безболезненно для окружающих и его самого. Проблема состоит в том, чтобы «выключить» роль из сознания, забыть о ней, хотя делать это часто совсем не просто. Представим себе врача-хирурга, который после операций (иногда с летальным исходом) приходит домой в состоянии крайнего ролевого напряжения. Естественно, возникает необходимость снятия его. Весь вопрос в том, как оно будет происходить, «не пострадают» ли от этого члены семьи, на которых могут «выплеснуться» горечь, раздражение, усталость и т.д. Иная типичная ситуация — муж или жена выполняют очень значимые и высоко престижные социальные роли на работе, будучи руководителями высокого ранга Приходя домой, они часто продолжают вести себя так, будто они все еще находятся в этой роли — руководя, командуя, раздражаясь по каждому поводу Находясь в одной семье, где жена — известная певица, солистка оперного театра, народная артистка Российской Федерации, профессор консерватории, — довелось однажды услышать, как муж сказал ей: «Дорогая, народная артистка ты в театре, профессор в консерватории, а дома ты моя жена — и только, и пожалуйста, помни об этом». Наверняка такие же слова говорят многие жены своим мужьям, занимающим высокие руководящие посты. Ясно, что подобные случаи вызваны конфликтами между выполнением основных ролей дома и на работе. Однако такие конфликты совсем не обязательны Более того, анализ реального ролевого поведения дает многочисленные примеры прямо противоположного характера, когда жесткие и даже жестокие 460 Раздел V. Личность на работе люди оказывались в ролях прекрасных и добрых мужей и отцов. В этом плане представляют интерес письма домой начальников немецких концлагерей, многие из которых сейчас опубликованы. Являясь палачами и убийцами на службе, каждый из них одновременно выглядит, судя по письмам, как хороший и заботливый семьянин. Способы снижения ролевой напряженности Каковы способы снижения ролевой напряженности и преодоления ролевых конфликтов? Их несколько, и они имеют не столько социологический, сколько социально-психологический и даже просто психологический характер. Один из них — регулирование ролей. Это процедура «самоосвобождения» личности от ответственности за выполнение той или иной роли, часто выступающая как механизм бессознательной защиты от возможного ролевого конфликта. К примеру, пришедший после звонка па занятие к строгому преподавателю (не терпящему опозданий) студент начинает оправдываться, ссылаясь на плохую работу городского транспорта (что всегда выглядит правдоподобно в российских условиях). Второй способ получил название рационализации ролей. Он состоит в поиске индивидом оправдательных аргументов для того, чтобы уговорить и убедить себя в нормальности складывающейся ситуации, в том, что ему от этого будет не хуже, а лучше. Часто здесь используются афоризмы: «Все, что не делается, делается к лучшему», «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло» и т.д. Иногда рационализация сводится к бессознательному поиску негативных сторон той роли, к которой человек стремился. Скажем, индивид очень хотел занять освободившееся место начальника, однако по различным причинам этого не получилось, а руководителем стал другой человек. Рационализация роли в данном случае будет состоять в убеждении этим индивидом себя в том, что «слава Богу, назначили не меня, ведь это были бы лишние хлопоты, большая ответственность и дополнительная головная брль, а прибавка в зарплате не такая уж и большая, в конце концов, эти деньги я могу всегда заработать, если захочу». Третий способ — разделения ролей — состоит в том, чтобы научиться быстро отключаться от ролей, приносящих отрицательные эмоции, и «снимать» таким образом ролевую напряженность. Иногда этому помогают даже элементарные вещи, например переодевание. Придя домой и быстро сняв рабочий костюм, надев домашнюю одежду, индивид как бы снимает с себя и ту ролевую напряженность, с которой была связана рабочая одежда, — особенно если это была униформа: военный или милицейский мундир, белый или синий халат и т.д. Глава 24. Социальные статусы и социальные роли 461 Один из широко пропагандируемых на Западе способов снять ролевую напряженность — шутка. В наших условиях он пока, не получил широкого распространения, что является следствием недостаточной раскрепощенности и общества в целом, и индивидов. Между тем ролевого конфликта либо напряженности можно даже избежать с помощью вовремя сказанной хорошей шутки. Умение «качественно» шутить (не обижая тех, кому шутка предназначена, и в то же время остроумно) должно рассматриваться как одно из важных качеств руководителя, равно как и искусство воспринимать юмор и шутки подчиненных и просто окружающих. Еще один способ ослабления ролевого конфликта предлагает Р. Мер-тон в статье, посвященной системе ролей (на нее выше уже была ссылка). Он считает, что индивид должен четко разграничить выполняемые им социальные роли на более важные и менее важные, отнеся к первому виду роли, выполняемые в семье и на работе. Отграничив их лично для себя таким образом и последовательно вводя второе разграничение (роли в семье и роли на работе никак не должны быть связаны между собой, и даже наоборот), индивид способен уйти от ролевого конфликта. Подводя итог рассмотренным выше статусным и ролевым характеристикам личности, отметим их крайнюю важность — и теоретическую, и практическую. Поведение индивида в большой степени определяется тем, как он воспринимает свой статус и социальные роли, которые необходимо выполнять в его рамках, использует внутриличностные механизмы для регулирования собственной деятельности. Эти механизмы «встроены» в структуру личности и явятся предметом специального рассмотрения в следующей главе. Вопросы и задания 1. Почему в социологическом анализе личности понятие социального статуса зани 2. Как соотносятся понятия «социальный статус» и «социальная позиция»? 3. Какие виды социальных статусов принято выделять в социологической науке? 4. Что собой представляет статусный набор? Проанализируйте его применительно 5. Как соотносятся понятия статуса, престижа, имиджа? 6. Что такое социальная роль? Как она связана с социальным статусом личности? 7. Охарактеризуйте структуру социальной роли. Обратитесь к рассмотрению одной 8. Какие виды социальных ролей вам известны? 9. Дайте трактовку роли в жизни и в театре.
10. В каких случаях возникает ролевая напряженность? Можно ли избежать роле 11. Каковы способы и механизмы преодоления ролевых конфликтов, снижения ро 462 Раздел V. Личность Литература Ануфриев Е.А. Социальный сгагус и активность личности. М., 1984. Асмолов А Г. Психология личности. М , 1990. Бери Э. Игры, в которые играют люди. М , 1988. Кои И С. Социология личности М , 1967 Краткий словарь по социологии. М., 1989. Мендра А. Основы социологии. М., 2000. Гл. 4. Немировский В.Г. Социология личности. Красноярск, 1989. Психологический словарь. М, 1996. Российская социологическая энциклопедия. М , 1998. Смелзер НДж. Социология. М., 1994. С. 72-79. Социология Основы общей [еории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 5. Фролов С.С. Социология. М., 1996 С. 90-106. Ядов В А. Социальная идентификация личности. М., 1994. Глава 25 Структура личности § 1, Подходы к изучению структуры личности. § 2. Впутриличностные механизмы. § 3. Структура деятельности личности § 1. Подходы к изучению структуры личности Одна из наиболее сложных задач в изучении личности — анализ ее структуры. Первоначально «структурирование» личности было осуществлено в психологии за счет выявления ряда ее характеристик, связанных с внутренним, психическим миром человека. Собственно, в этом состоит смысл психологии — науки о «закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности»1. Нас, однако, будут интересовать подходы к анализу структуры личности, имеющиеся в социологии. Обратимся к отечественным трактовкам этой проблемы. Варианты структурирования личности «Всплеск» интереса к структуре личности приходится на 1980-е гг. Одним из первых свой вариант структуры предложил Л.Н. Коган, положивший в ее основу сущностные силы человека. Это позволило ему выделить такие элементы структуры личности, как способности к выполнению того или иного вида социальной деятельности, социальные потребности, знания, навыки и умения, человеческие чувства^. Как видно, здесь представлена структура лишь внутреннего мира личности. В это же время появляется еще одна трактовка структуры личности, учитывающая ее социальную деятельность. По мнению Е.А. Ануфриева, «социальная структура личности включает группу устойчивых объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием тех общностей, в которые объективно входит 1 Психологический словарь. С. 304, 2 См.: Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М, 1984. С. 25—26. 464 Раздел V Личность человек»1. Он выделяет следующие элементы этой структуры: способ осуществления в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объективные социальные потребности; способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения культурными ценностями, т.е. духовный мир личности; нравственные нормы и принципы; убеждения^. Иной подход к структуре личности предлагает В.Г. Немировский, включающий в нее: 1) положение личности в системе данных общественных, прежде всего производственных отношений; 2) реальные формы жизнедеятельности людей, совокупность выполняемых ими социальных ролей (или функций); 3) направленность личности, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих мотивами индивидуального поведения3. Наконец, согласно еще одной точке зрения (она принадлежит авторам монографии «Социология»), важнейшими компонентами структуры личности считаются память, культура и деятельность. Под памятью понимается система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Культура выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми личность руководствуется в процессе практической деятельности. Сама же деятельность характеризуется как целенаправленное воздействие субъекта на объект. При этом под субъектом деятельности понимается человек или социальная общность, под объектом — человек и условия жизни, как материальные, так и духовные4. Можно полемизировать с таким пониманием структуры личности, равно как и с характеристикой ее компонентов, особенно культуры и деятельности. Но нельзя не признать правомерности подобного подхода. Его обоснование дается Г.В. Осиповым. Социолог включает в память информацию и знания, в культуру — социальные нормы и ценности, а деятельность рассматривает как практическую реализацию потребностей и интересов личности. Ядром же социальной структуры личности, результатом взаимодействия памяти, культуры и деятельности являются ее убеждения. Осипов рассматривает их в качестве стереотипа, устойчивого, повторяющегося при различных ситуациях отношения личности к социальным ценностям общества и f См.: Ануфриев ЕЛ. Социальный сгагус и активность личноеiи С. 103. 2 См.: Там же. С. 104. 3 См.: Немировский В Г. Социоло! ия личное ги. С 25. 4 Социология. С. 97. Глава 25. Структура личности 465 группы1. Справедливости ради следует отметить, что впервые этот подход встречается в более ранних работах по социологии, в частности в «Лекциях по социологии» Ю.А. Левады, где специально рассматривалась социальная структура личности^. Системный подход к структуре личности Анализируя структуру личности, следует подчеркнуть важность системного подхода к ней. Необходимо выявление не только отдельных элементов структуры, но и главного, определяющего среди них, а также связей между ними в системе личности. Рассматривая личность как систему, выделим в ней две основных подсистемы, в которых раскрываются два мира личности. Один — внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятно и неосознанно «живущий» для самой личности. Второй — деятельно-с т н ы й, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком. Понятно, что внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь различна. Причем диапазон здесь весьма велик — от полного соответствия, «совпадения» актов сознания и поведения (что практически встречается крайне редко) до их противостояния друг другу, глубокого противоречия между ними. Каждая из названных подсистем личности характеризуется своей структурой и формой выражения, которые могут быть изучены специально. Не вдаваясь в излишние подробности и детали, назовем рассматриваемые элементы структур с последующей краткой их характеристикой. Но при этом нужно помнить, что все эти элементы и структуры взаимосвязаны. В понимании структуры личности одна из наиболее важных для социологии проблем — ее «ядро». Что им считать? Для некоторых авторов, как было показано выше, это убеждения, для других — ценностные ориентации, для третьих — установки... Здесь нужно определиться с подходом: находится ли это «ядро» во внутреннем мире личности или выходит за его пределы? Строго говоря, речь идет не о «пространственном центре» личности, находящемся «между» структурами сознания и поведения (деятельности) и связывающем их таким образом. Наиболее целесообразным является осмысление перехода, превращения в структуре 1 См.: Осипов Г.В. Социология и социализм. С. 156. 2 См.. Левада Ю.А Лекции по социологии. М., 1969. Вып. 2 С. 8—16. 466 Раздел V Личность личности факта, момента, ситуации сознания в факт, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс перехода, охватывающий обе разновидности личностных структур, можно рассматривать в качестве «ядра» системы личности. Есть все основания считать, что так понимаемое <<ядро» структуры личности выступает как ее образ жизни (рассмотрению которого будет посвящена следующая глава). При этом сам образ жизни характеризуется сквозь призму единства сознания и поведения личности. Интерпретируя образ жизни личности как «ядро» ее структуры, как связь, соотношение, переход, превращение внутреннего (мир сознания) во внешнее (мир поведения и деятельности), следует сказать о недопустимости противопоставления одного другому. Между тем и в научной, и в публицистической литературе оно имеет место. Наиболее часто такое противопоставление выражается в известной рядопо-ложенности понятий «образ жизни» и «образ мысли». Приходится нередко слышать, как говорят о конкретном человеке, например: «его образ жизни и образ мысли не встречают понимания». Но целесообразно ли разделять таким образом эти понятия, за которыми стоит реальный человек? Можно ли обнаружить такой способ деятельности личности, который не предполагал бы в качестве необходимого компонента образа жизни определенное состояние сознания, то, что принято называть словосочетанием «образ мысли»? Социологические исследования образа жизни дают однозначно отрицательный ответ на эти вопросы. Все исследования проблематики образа жизни, имевшие место в нашей стране и за ее пределами, обязательно содержали в качестве неотъемлемых компонентов и изучение ценностных ориентации, установок, интересов личности, и анализ ее повседневного поведения в различных сферах деятельности, и рассмотрение условий жизни — как общих, так и конкретных, непосредственных, характеризуемых с помощью понятия «уровень жизни». После того как были определены подходы к характеристике структуры личности, следует обратиться к краткому анализу ее элементов. Вначале речь пойдет о тех, что составляют внутренний мир личности. Они рассматриваются здесь в рамках трех основных механизмов — мотивационного, диспозиционного, механизма памяти. «Действующие» в структуре личности, эти механизмы и образуют первую подсистему личности. Вслед за ними будет рассмотрена деятельностная структура личности, характеризующая ее вторую подсистему. Эти механизмы и структуры отражены на рис. 10. Как и всякое графическое изображение, эта схема условна, но с ее помощью можно получить наглядное представление о рассматриваемых далее вопросах.
Раздел V Личность Мотивационный механизм Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, интересов, ценностных ориентации и мотивов, конечным результатом которого является их преобразование в цель личности. В огличие от обычного (технического) механизма, в котором есть своя пространственно-временная последовательность перехода от одной части к другой, механизмы, рассматриваемые в структуре личности, предполагают временную последовательность (о пространственной по вполне понятным соображениям, обусловленным спецификой сферы сознания, не может быть и речи) лишь условно-теоретически, с точки зрения анализа самого процесса перехода от одного элемента структуры к другому. Если речь идет о последовательности движения в цепочке «потребности — интересы — ценностные ориентации — мотивы — цель», то это прежде всего последовательность рассмотрения каждого элемента, логически следуемого за своим предшественником. На самом деле в процессе сознания его элементы на уровне личности (потребности, интересы и т.д.) проявляются синхронно, и нет возможности сказать, что у человека появились сначала потребности, затем интересы, вслед за ними ценностные ориентации, и только потом возникли мотивы и цель. Вместе с тем доказано, что потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) исоциальных потребностей (потребность в различных формах деятельности, общения). Названные потребности следует различать, учитывая их неодинаковую природу, разное содержание и особую направленность. Тем не менее резкой грани между ними нет, поскольку потребности в одежде, жилье и даже еде приобретают социальную «оболочку». Особенно это характерно для периода кризисного развития общества. Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обусловливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами ее действий. «Ближайшее рассмотрение истории, — писал Гегель, — убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль»1. 1 Гегель Г В Ф Соч : В 14 т. М, Л., 1935. Т 8 С 20 Глава 25. Структура личности 469 Особенность интереса как структурного элемента личности состоит в том, что он всегда побуждает ее к познавательной деятельности. В этом смысле интерес тесно связан с освоением человеком окружающего мира в форме знаний. Поэтому не случайно начало реализации потребности в познании связано со словом «интересно». Следовательно, интерес может быть охарактеризован как определенное познавательное влечение. Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения — ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могуг проявляться интересы личности. Ценностные ориентации реализуются во всех сферах жизнедеятельности, будь то труд или досуг, быт или образование. Содержание ценностных ориентации связано с формами общественного сознания, в этом смысле различают моральные (нравственные), эстетические, политические, религиозные и другие ценности. Ценностные ориентации личности тесно сопряжены с ценностными ориентациями социальной группы, в которую она включена объективно либо включает себя сама. Следовательно, ценностные ориентации личности существуют в определенном ценностном пространстве. Потребности и интересы, отражаясь в сознании личности, преломляясь через ее ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами. В них отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности — достижение определенной цели, венчающее «усилия» этого механизма. Под целью обычно понимают мысленное предвосхищение результата деятельности, методов, средств и путей его достижения. С одной стороны, цели объективны, ибо порождаются объективным миром, с другой — субъективны, поскольку возникают в сознании индивида и выступают как мотив, побуждающий к определенному действию. Диспозиционный механизм Наряду с мотивационным механизмом в структуре личности действует другой «внугриличностный» механизм — диспозиционный. Диспозиция личности — это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В из- 470 Раздел V. Личность вестном смысле диспозиции — это предшествующие поведению личности ее ориентации. Сам названный механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. В отличие от мотива, стимул выступает как внешнее, а не внутреннее побуждение. Это воздействие на индивида объективных условий, превращающееся в мотив в случае их субъективной значимости, следовательно, в ситуации соответствия потребностям и интересам субъекта. Под стимулами чаще всего понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. В результате взаимодействия мотивов и стимулов (ведущего к появлению установки) возникают диспозиции. Крайне важную роль в диспозиционном механизме играют установки. Установка — это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальная установка — один из наиболее значимых регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта. Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть, установки во времени предшествуют деятельности, в них отражается «нацеленность» на тот или иной «вектор» поведения. Следует отметить, что понятие социальной установки является одним из центральных не только в социологии, но и психологии личности. В западной социологии установки принято называть аттитюдами — со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого («Польский крестьянин в Европе и Америке», 1918—1920), которые ввели этот термин в научный оборот и немало сделали для его изучения. Одна из наиболее разработанных концепций установки принадлежит советской социально-психологической школе Д.Н. Узнадзе. С социальными установками тесно связаны диспозиции личности, занимающие одно из центральных мест в структуре ее внутреннего мира. Их роль и функции анализирует В.А. Ядов в диспозиционной теории саморегуляции социального поведения личности К Диспозиционная теория регуляции В соответствии с этой теорией существуют три уровня диспозиций. На нижнем происходит формирование установок элементарного, ситуационного характера, связанного с саморегуляцией поведения в условиях удовлетворения витальных (жизненных) потребностей. На среднем ' См. Ядов В А. О диспемициошши pel у пяции поведения личное ги // Методологи-ческие проблемы социальной исихожнии М., 1975; Он же Саморегуляция и прошози-рование социального поведения личности Л., 1979 Глава 25 Структура личности 471 уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Здесь речь идет об удовлетворении социальных потребностей, связанных с включением индивида в различные социальные группы, а также формы и виды общественной деятельности (профессиональной, семейной, политической, до-суговой и др.). При этом сама социальная установка проявляется на трех уровнях — эмоциональном (оценочном), когнитивном, поведенческом. Наконец, третий, самый высший уровень диспозиций означает формирование у личности концепции жизни и ее воплощение в ценностных ориентациях. Здесь нужно иметь в виду удовлетворение самых существенных потребностей человека, связанных с высшими целями его жизнедеятельности. По мнению В.А. Ядова, именно этот уровень диспозиций оказывается главным в регулировании поступков и действий, всего поведения человека в целом. Что дает диспозиционная теория саморегуляции социального поведения? Структурируя внутренний мир личности, она позволяет прежде всего понять и объяснить механизм ее социального поведения в разных условиях функционирования и развития, начиная от ситуативных и кончая стратегическими. В одних условиях человек руководствуется элементарными установками, в других начинают «включаться» и «работать» базовые социальные установки, наконец, возникают предпосылки для фундаментальных установок. Как отмечает Ядов, важнейшей функцией диспозиционного механизма структуры личности является «психическая регуляция социальной деятельности, социального поведения личности»1. В изложенной выше теории структурные элементы личности, несмотря на то, что касаются ее внутреннего мира, оказываются тесно связанными с социальными условиями, средой личности, наконец, обществом в целом. Установки, диспозиции, ценностные ориентации рассматриваются не сами по себе, а в единстве с деятельностью, в которой они реализуются, с потребностями, которые они отражают. Таким образом, диспо-зиционный механизм, если его рассматривать «по Ядову», выводит структуру внутреннего мира личности на ее поведенческие и деятельно-стные характеристики. Механизм памяти Структура личности в ее внутреннем разрезе будет раскрыта не полностью, если не коснуться вопроса о механизме, стоящем особняком от уже охарактеризованных, но от этого не менее значимом. Имеется в виду память личности, выступающая как разновидность социальной памя- 1 Ядов В А. О диспозициошюй регуляции поведения личности. С 97 472 Раздел V. Личность ти. В таком качестве она предстает перед нами, по справедливому мнению Ю.А. Левады, на двух уровнях: глубинном уровне освоенного опыта человечества и его знаний (достаточно устойчивый элемент структуры личности) и внешнем, динамичном, быстро меняющемся уровне оперативной информации1. Личность «откладывает» в механизме памяти часть информации в виде накопленных человечеством и имеющих не сиюминутное, тактическое, а долговременное, стратегическое значение знаний. Они, вместе с внешним слоем механизма памяти, оперативной информацией, в процессе взаимодействия с мотивационным и диспозиционным механизмами определяют поведение личности. Следовательно, внутренние механизмы личности — мотивационный, диспозиционный, память — позволяют понять и описать субъективную детерминацию ее поведения. Само поведение предстает как совокупность (или система) поступков личности, в которых отражаются — адекватно или нет — все три механизма с их элементами: потребностями, интересами, ценностными ориентациями, мотивами, стимулами, установками, диспозициями, знаниями, оперативной информацией и др. Может возникнуть вопрос, должен ли социолог заниматься «внутренними» механизмами личности. Или лучше отдать все это на откуп психологам? Нет, и еще раз нет. Ведь для социологии структура личности, и особенно рассмотренный ее срез, — не самоцель. Это лишь часть анализа личности, но такая, без которой ни ее поведение, ни деятельность в рамках социальной общности понять трудно. Ведь именно «работа» названных механизмов и определяет реальную жизнедеятельность личности или то, что мы называем ее образом жизни. А это, несомненно, социологическая проблема. Не следует, однако, думать, что поведение личности детерминировано исключительно действием описанных механизмов. Если бы это было так, то возникла бы иллюзия полной автономии личности, ее независимости от внешнего мира, предшествующего опыта поколений. Какой бы значительной ни казалась свобода личности, ее внутреннего мира, на самом деле она отражает объективные обстоятельства, обусловливающие потребности и интересы личности. Здесь приходится сталкиваться с проявлением необходимости для личности действовать определенным образом, разумеется, с учетом выбора вариантов поведения. Функционирование названных выше механизмов является одним из аспектов деятельности личности — внутренним, непосредственно не наблюдаемым. 1 См.. Левада Ю А. Лекции по социологии Вып. 2. С 9-—11. Глава 25. Структура личности 473 § 3. Структура деятельности личности Подходы к структуре деятельности Внешне наблюдаемые поступки людей составляют второй аспект деятельности — поведенческий, в котором находят непосредственное, конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Необходимо отметить, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Этот подход по меньшей мере не точен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности. Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действий для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее «внешнем» выражении, нужно отметить, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности. Каждая из форм деятельности, которые далее будут рассмотрены, имеет сходную структуру, включающую следующие основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, цели, средства, целенаправленные действия, компоненты этих действий — операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, а также условия для достижения необходимого результата1. Такое понимание структуры деятельности демонстрирует ее сложность и широкий диапазон элементов сознания и поведения. Это действительно так. Только в теоретическом отношении мы можем препарировать деятельность на «внутреннюю» и «внешнюю», на работу сознания и реальные действия, являющиеся ее результатом. На самом же деле деятельность, выступающая основным специфическим способом человеческого бытия, в своем действительном, конкретном проявлении на уровне индивида «перемешивает» все вышеназванные элементы. Отделить их друг от друга ни во времени, ни в пространстве часто невозможно. Каждому ясно, что, прежде чем человек что-либо делает, он «пропускает» это «что-либо» через свое сознание и соотносит его со своими потребностями, интересами, установками и т.д. И если «что-либо» не совпадает с устремлениями индивида, См.: Психологический словарь. С. 95 474 Раздел V. Личность его ожиданиями определенных результатов, он постарается не совершать действий, противоречащих собственным ценностным ориента-циям. Так на индивидуально-личностном уровне выглядит каждое конкретное социальное действие, любой акт деятельности. Основные формы деятельности |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 197. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |