Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальные статусы и социальные роли




§ 1 Социальный < тату<, ею понятие и виды § 2 Понятие и < триктцра < оциальной роли § 3 Ролевой конфликт и с гик обы ею преодоления

§ 1. Социальный статус, его понятие и виды

Социальный статус и социальная позиция

Одна из важнейших, фундаментальных характеристик личности — ее социальный статус. Само это понятие применимо но отношению как к личности, так и к социальной группе. В этой главе речь пойдет лишь о социальном статусе личности, который, однако, подчеркивает ее при­надлежность не только к «самой себе», но и к определенной группе (ли­бо группам). Собственно, в том и состоит главная особенность социаль­ного статуса — он соотносит личность, ее социальную позицию с позициями других людей, находящихся в составе как данной, так и иных групп. При этом нужно учитывать различные характеристики личности, обусловливаемые как естественными, так и социальными факторами.

Поскольку основным понятием, с которым мы соотносим социаль­ный статус, является социальная позиция, отметим, что иод пей будем понимать конкретное место, которое занимает индивид в соци­альной структуре, в системе общественных отношений. Определить со­циальный статус можно, следовательно, так: это социальная позиция, занимаемая человеком в системе социальных связей и отношений и обус­ловленная как естественными (раса, пол, национальность), так и соци­альными (профессия, доход, образование и т.д.) характеристиками.

Виды статуса

Концепция социального статуса была разработана американским соци­ологом Р. Линтоном1. Понимая под ним позицию, занимаемую личнос­тью в социальной структуре общества, Линтон ввел понятия двух стату-

1 См ■ Union R The Study ot Man N.Y., L, 1936


Глава 24 Социальные статусы и социальные роли


449


сов — предписываемого (предписанного) и достигаемого (до­стигнутого). Первый (его иногда называют аскриптивным статусом) зависит от врожденных или природных свойств личности (пола, расо-во-этнических признаков). Второй есть результат трудовых и иных усилий самого человека, его профессиональных достижений, успехов в образовании, реализации способностей.

Говоря о пред и исанном статусе, его следует отличать от прирож­денного. Предписанного статуса можно достичь «естественным» путем, ничего для этого специально не делая. Принц становится коро­лем после смерти своего отца на единственном основании — наличии родственных связей. Это не прирожденный, но и не достигнутый ста­тус. Он — предписан (аскриптивен).

Гораздо сложнее оказывается (или может оказаться) ситуация с прирожденным статусом. В 1930-х гг. (период введения этого понятия в научный оборот) трудно было себе представить, что наступит время, когда ни один из них не сможет быть «инвариантным». Как известно, сравнительно недавно стали делать хирургические операции по изме­нению пола и расы; что же касается национальной принадлежности (этнического статуса), то люди нередко сами выбирают, кем записать­ся (представиться), с какой нацией (этнической общностью) себя идентифицировать, особенно если родители не «мононациональны». Таким образом, понятие прирожденного статуса теоретически как бы «зависает в воздухе» в силу появляющейся неопределенности.

Соотношение основных видов статуса на протяжении истории меня­лось. Если в доиндустриальных (примитивных, традиционных) общест­вах преобладал предписываемый статус, то в современном обществе — достигнутый. Действительно, сегодня от личности, результатов ее дея­тельности и акгивности зависит гораздо больше, чем это было не только тысячелетия и столетия, но далее десятилетия тому назад. Понимание такой ситуации крайне важно для каждого человека, и любое развитое общество стремится к формированию у него соответствующего отноше­ния к достижению более высокого статуса. В качестве примера приве­дем длительное время пропагандируемое в США утверждение о том, что каждый сапожник может стать миллионером — при условии, если он бу­дет много работать, учиться, не будет лениться и т.д. Правда, нелишне отметить и роль «врожденных» факторов — не столько природного, сколько социального характера. Имеются в виду богатые родители и по­лучение наследства.

Наряду с предписанным и достигнутым в социологии иногда гово­рят о смешанном статусе. Это происходит тогда, когда бывает не­просто определить, какой вид статуса характеризует личность. Куда


450


Раздел V Личность


 


,


отнести статус, скажем, безработного? С одной стороны, он явно не предписан, но с другой — человек не стремится его достичь (как пра­вило). Более того, он всеми силами не хочет для себя этого статуса, а причины, которые приводят к нежелательному «достижению», чаще всего от человека не зависят (банкротство предприятия, массовое со­кращение в результате кризиса отрасли производства и т.д.).

Можно было бы приводить немало примеров смешанного статуса, имеющих как индивидуальный, так и массовидный характер. Запрет КПСС в 1991 г. после известных августовских событий привел к то­му, что многие миллионы советских людей лишились статуса члена этой партии, а сотни тысяч, занимавших места в ее аппарате, остались без работы. Многие из них вынуждены были стремиться к приобрете­нию новой профессии и, следовательно, к достижению иного статуса.

Статусный набор

Статусов у человека бывает, как правило, большое количество. Так, говоря о молодом человеке X., можно выделить следующие: студент, член шахматной сборной университета, член профсоюза, муж, брат, дядя, избиратель и т.д. Все статусы человека в их совокупности при­нято называть статусным набором (термин Р. Мертона).Чем больше это г набор, тем многообразнее жизнь личности, многограннее ее включенность в систему межличностных и общественных отноше­ний, и наоборот, чем ограниченнее статусный набор, тем менее «соци­альным» оказывается способ деятельности человека. Следовательно, о месте личности в обществе, социальных группах можно судить по той совокупности статусов, которыми она обладает.

Однако при наличии любого набора статусов обязательно существу­ет главный, определяющий жизнь личности. Он может быть связан с ос­новным занятием, занимаемой должностью — другими словами, с тем, что решающим образом влияет на образ жизни, стиль поведения и обще­ния. В нашем, приведенном выше случае таким будет статус студента.

Следует отметить, что о статусе личности можно рассуждать только соотнося его со статусами других людей, взаимодействующих с ней в дан­ной или в других системах. Так, если мы снова вернемся к статусу студен­та университета, то он будет иметь смысл прежде всего в отношении иных статусов в системе высшего образования: преподаватель, сотрудник, лабо­рант и т.д. В других системах взаимодействия этот статус потеряет свое значение, а на первое место выйдут иные статусы. К примеру, в семье и среди родственников главными окажутся статусы мужа, брата, дяди.

Очевидно, таким образом, что подавляющее большинство характе­ристик личности имеет статусный характер, но не все. Там, где харак-


Глава 24 Социальные статусы и социальные роли


451


терисгика личности не содержит в себе социальной позиции, она не статусная (скажем, однорукий человек). Она может стать статусной лишь в том случае, если возникнут определенные условия, вызываю­щие ожидания соогветствующих моделей поведения (например, речь зайдет о поиске работы данному человеку, в ходе которого эту харак­теристику нужно будет учитывать как одну из наиболее важных).

Статус бывает постоянным и временным, последний не за­висит от срока пребывания в нем (можно быть женатым 20 лет или 20 минут). В качестве постоянного или временного могут быть и предписанный, и достигнутый статусы. Человек очень часто приобре­тает тот или иной временный статус. Зайдя в магазин, он становится покупателем, садясь в поезд — пассажиром, находясь на спектакле в театре — зрителем. Однако выходя из магазина, поезда, театра, чело­век теряет соответствующий статус.

Каким бы статус ни был — предписываемым или приобретенным, постоянным или временным, он требует от индивида соблюдения оп­ределенных норм и правил поведения, которые, естественно, были бы социально одобренными. Важным условием реализации статуса явля­ется идентификация, т.е. психологическое отождествление себя со своим статусом. Садясь в вагон поезда, человек должен помнить, что он на некоторое время становится только пассажиром, а не, скажем, директором завода.

Статусные обязанности и права

Наличие статусных обязанностей и статусных прав вытекает из того, что статусы существуют объективно, независимо от имеющих их лю­дей. Поэтому статус является совокупностью прав, обязанностей, при­вилегий. Именно они и отличают индивидов, находящихся в одной или разных социальных общностях и занимающих неодинаковые социаль­ные позиции.

Рассмотрим, к примеру, статусные характеристики участников вузов­ского процесса. Преподаватель вуза имеет такие статусные права, которых нет у студентов", читать им лекции, оценивать их знания, консультировать научные исследования и т.д. В этом смысле его статус в учебном заведе­нии выше по рангу. В свою очередь различаются статусы преподавателей вуза: статус профессора выше, чем доцента, доцента выше, чем ассистента. Различия этих статусов обусловлены неодинаковыми правами и полно­мочиями. Так, наиболее сложную и ответственную учебную и научно-ис­следовательскую работу, требующую высокой квалификации, ведут про­фессора и доценты. С1атусные различия находят свое отражение в дифференцированной оплате труда: чем выше статус, тем больше оплата.


452


Раздел V. Личность


Наряду с правами статус содержит в себе и обязанности, которые дол­жен соблюдать его «носитель». Плохое выполнение обязанностей может повлечь за собой лишение самого статуса. Если преподаватель вуза не обеспечивает необходимого качества учебной и научно-исследователь­ской работы, он может быть лишен своего статуса. Для этого существуют специальные, нормативно предусмотренные процедуры: пеизбрание на должность по конкурсу, приказ ректора вуза об освобождении от выпол­няемых обязанностей на основании соответствующих решений и пред­ставлений кафедр и деканатов и т.д. Невыполнение основных обязанно­стей студентом также влечет за собой возможность потери своего статуса. В данных случаях речь идет о потере формального статуса.

Статус, престиж, имидж

Поскольку в обществе существуют значительные статусные различия между людьми, изобретаются многочисленные способы их демонстри­ровать. Для этого существует статусная символика, представля­ющая собой совокупность внешних знаков отличия обладателей разных статусов. Ордена, медали, значки, воинские звания и погоны — все это символы определенных статусов. В таком же качестве может выступать одежда, хотя требования к ней с каждым годом становятся все более не­притязательными. Профессор, читающий лекцию студентам в джинсах и свитере, уже не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее (хотя по-прежнему трудно себе представить в официальной обстановке в та­ком виде, скажем, ректора, не говоря уже о министре). Однако подобное изменение символики профессорского статуса может иметь иное содер­жательное наполнение: например, сократить дистанцию между препода­вателем и студентом, создать обстановку доверительности за счет совпа­дения внешних символов разных статусов — профессора и студента.

Осмысление проблемы социального статуса 'Для личности имеет не­маловажное значение. Участвуя в социальных действиях и входя с этой целью в различные социальные общности, человек занимает в них, как правило, неодинаковое место. Его положение обусловлено статусными взаимоотношениями с другими членами общности. Где-то статус чело­века выше, где-то ниже. Так, если студент приходит в баскетбольную ко­манду или шахматный клуб, то его статус окажется зависимым от каче­ства игры — собственной и партнеров, что в какой-то мере будет определять престиж данного студента. Однако на его престиж будут влиять и иные статусные характеристики, связанные с учебой, научны­ми поисками, проявлениями товарищеской помощи и т.д.

Престиж — сравнительная общественная оценка положения соци­ального субъекта — имеет определенную шкалу (мы говорим о высоком,


Глава 24. Социальные статусы и социальные роли


453


не очень высоком, среднем, низком, очень низком престиже личности). Положение индивида на престижной шкале определяется понятием «ранг», который как раз и соответствует этому положению (высокий, низкий и т.д. ранги). Иногда под рангом в социологии понимают фор­мальный, т.е. утвержденный властью статус индивида (к примеру, ранг посла, государственного служащего).

В целом в глазах «значимых других» создается статусный образ чело­века. Его часто называют имиджем, хотя это не совсем одно и то же. Имидж это комплексное представление, общественное мнение о поведе­нии человека, имеющего определенный статус. Имидж имеет скорее не персонифицированный, а «типовой» характер — в том смысле, что пред­ставляет собой собирательный образ (имидж врача, ученого, педагога, ра­бочего, высокопоставленного чиновника и т.д.). Что касается статусного образа, то он относится больше к конкретному лицу, а не к собирательно­му представлению, доминирующему в обществе о чем-то (ком-то).

§ 2. Понятие и структура социальной роли -

Каждый статус включает в себя выполнение некоторого количества социальных ролей, соответствующих ему (рис. 9). Поэтому перейдем к рассмотрению этой, не менее значимой характеристики личности.

Понятие роли

Социологи шутят, что основателем теории социальных ролей являет­ся... Шекспир. При этом они часто ссылаются на слова великого дра­матурга в пьесе «Как вам это понравится»1:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Что же, сказано справедливо. Понять личность, ее деятельность без указания на выполняемые социальные роли нельзя. На этом поло­жении в значительной степени базируется вся социологическая тео­рия ролей личности, основные положения которой были высказаны еще в 1920—1930-х гг. американскими учеными Дж. Мидом и Р. Лин-тоиом. Человек с самого рождения научается играть многочисленные роли, существование которых обусловлено требованиями общества, конкретной социальной общности.

1 См: Шекспир В. Поли. собр. соч : В 8 т. М., 19S9 Т. 5 С. 47.



 


Глава 24 Социальные статусы и социальные роли


455


им приводится роль проститутки. Первая характеристика имеет практи­чески нулевую отметку в связи с тем, что сама роль не предполагает про­явления чувств к клиентам. С точки зрения способа получения это до­стигнутая, а не предписанная роль, поскольку для ее реализации необходим определенный опыт соответствующей деятельности. Мас­штаб эгой роли имеет совершенно конкретные очертания — сексуаль­ные услуги за плату. Описываемая роль отличается формализованным характером в том смысле, что выполняется в соответствии с принятыми нормами — за конкретный вид услуг устанавливается определенная плата. Наконец, мотивация этой роли очевидна — получение материаль­ной выгоды за оказываемые услуги.

Социальная роль формирует определенную модель поведе­ния, показывает, как действовать индивиду в конкретной ситуации. В этом смысле каждая роль имеет свою «внутреннюю дисциплину». Она воспитывает индивида, создает определенные рамки его деятель­ности, предлагает ему типовой образец поведения и его самого как действующею лица (в социологии принято обозначать индивида в этом случае термином «актор»).

Роль в театре и в жизни

Здесь возникает один непростой вопрос, связанный с проведением па­раллели между исполнением роли актером в театре и индивидом в жиз­ни. Вполне возможна иллюзия прямой аналогии, но ее не должно быть в силу по меньшей мере трех обстоятельств — временного, пространствен­ного и содержательного характера. Роль в театре играется только во вре­мя представления, тогда как выполнение той или иной социальной роли в жизни, как правило, длительно и охватывает не часы, а годы и даже де­сятилетия. В пространственном отношении различие еще более очевид­но: в одном случае это сцена, в другом пространство не имеет границ (да­же если эта роль замыкается, скажем, рамками семьи — роль сына, мужа, отца человек выполняет всюду, где бы он ни находился).

Наконец, самые разительные отличия существуют в содержатель­ном плане. В театре роль играют, в жизни этого делать нельзя, ибо иг­рать социальную роль означает возможность быстро выйти из нее, де­лать что-то имеющее внешний характер по отношению к сущностным потребностям человека. В крайней форме это может означать даже то, что человек кем-то (чем-то) «притворяется» Можно ли «притворять­ся» сыном, мужем, отцом, студентом, профессором, владельцем собст­венности? В определенной степени, конечно, да, но если именно играть эти роли, а не быть в жизни сыном, мужем, отцом и т.д., т.е. выполнять их по отношению к родителям, жене, детям. Поэтому понятие социаль-


456


Раздел V Личность


ной роли существенно отличается от понятия просто роли (не обяза­тельно театральной: например, мы обращаемся к кому-то с просьбой сыграть отвлекающую роль в данной конкретной ситуации). Здесь есть один терминологический нюанс, который подчеркивает показанное различие: социальные роли выполняются, остальные — играются.

Виды социальных ролей

Социальные роли могут быть как институциональными, т.е. офи­циально санкционированными, так и н е и н с т и т у ц и о н а л ь н ы м и. В первом случае они опираются на право и закон, во втором — контро­лируются силой общественного мнения, обычаями, нравами. К примеру, в трудовых коллективах часто оказываются два лидера — формальный (начальник, назначенный по приказу) и неформальный — человек, к ко­торому обращаются за помощью и советом и надеются на его поддерж­ку. В первом случае роль лидера институциональна, во втором — нет.

Роли личности различаются по своей значимости. Одни из них яв­ляются ведущими, если они отражают требования, обусловленные разделением труда и положением в обществе данной социальной группы. Другие могут быть второстепенными. Так, если человек встал к станку, то его главной социальной ролью будет роль рабочего. И здесь важно то, как он ее выполнит: окажется качество труда высо­ким, значит, справился, если нет, то, естественно, не справился. При всем том он может быть спортсменом, отцом семейства, наконец, про­сто хорошим человеком. Но это уже не будет иметь решающего значе­ния. Недаром говорят: «Хороший человек — это еще не профессия».

Многие люди в нашем обществе, не выполняя по-настоящему сво­ей основной социальной роли (рабочего, студента, инженера, педаго­га), до недавнего времени искали социального признания, играя иные роли (в спорте, художественной самодеятельности, в общественных движениях, партии, профсоюзах). На протяжении многих десятиле­тий, предшествовавших современному периоду развития нашего об­щества, такой компенсаторный механизм работал вполне успешно. Он давал возможность человеку проявить себя не в основной сфере деятельности (где он не мог или не хотел этого делать), а в иных ро­лях, получая при этом заработную плату за то, чем реально не зани­мался. Для личности становилось главным то, что для общества было второстепенным.

Возникала парадоксальная ситуация: выигрывала личность, про­игрывало общество, и наоборот. Думается, в этом противоречии за­ключена одна из основных причин глубочайшего социально-экономи­ческого и морального кризиса, в котором оказалось наше общество и


Глава 24. Социальные статусы и социальные роли


457


из которого оно нс выбралось до сих пор. Лишь то общество может процветать, где личность выполняет, притом качественно, прежде всего свои основные социальные роли — работника, студента и т.д. Все остальные могут выполняться ею более или менее удачно, но это не должно приводить к подмене первых вторыми.

К сожалению, стремление уйти от качественного выполнения ос­новной социальной роли характерно для значительной части молоде­жи. Об этом свидетельствуют нежелание приобретать знания, рабо­тать над собой, надежда проскочить «на шермачка», выехать па подсказке, шпаргалке. Любопытная с этой точки зрения ситуация воз­никла, когда начались визиты американских и российских школьни­ков и студентов соответственно в Россию и США и их совместные за­нятия. Юные американцы никак не могли понять сверстников из России, ждавших от них подсказки на уроках, и удивлялись, когда на­ши ребята просили о такой «помощи». Не с этого ли начинаются хо­рошие и плохие работники? Суждение это имеет, конечно, частный характер, но думается, что пищу для размышлений оно дает.

Структура роли

Какие бы социальные роли личность не выполняла, все они «заданы», т.е. предписаны обществом и социальной средой. Поэтому, говоря о структуре роли, нужно иметь в виду в первую очередь ролевое предписание и ролевое ожидание. Это то, что общество (конкретная социальная общность, организация, социальный инсти­тут) требует от личности (предписывает ей) и в то же время ожидает выполнения. Поэтому в социологической теории ролей обращается особое внимание па то, как личность исполняет роль (ролевое исполне­ние — еще один элемент структуры роли), насколько это исполнение (ролевое поведение) соответствует ролевым предписанию и ожиданию.

Необходимо отметить, что зависимость между ролевым ожидани­ем и ролевым поведением имеет неустойчивый характер. Она не укла­дывается в рамки жесткой, предсказуемой схемы. Это происходит по­тому, что поведение человека является продуктом уникального, присущего только ему способа толкования ролевых ожиданий. Люди не исполняют свои роли по заданному сценарию, часто они просто импровизируют по ходу действия.

Отсюда следует возможность возникновения ролевых напряже­ний и даже конфликтов. Значит, сама структура социальной роли имеет противоречивый характер и содержит в себе предпосылки кол­лизий между личностью и ее социальным окружением — как ближ­ним, так и дальним.


458


Раздел V Личность


§ 3. Ролевой конфликт и способы его преодоления

Ролевая напряженность

Строго говоря, ролевые противоречия возможны не только в структуре ролей, но и в том их большом количестве, которое обычно присуще де­ятельности индивида, особенно если он проявляет социальную актив­ность. Поэтому молено считать, что конфликты объективно заложены в систему социальных ролей личности. Р. Мертон назвал ролевым кон­фликтом ситуацию, связанную с необходимостью удовлетворять требо­ваниям двух или более ролей1.

Однако для возникновения ролевой напряженности вполне может «хватить» и одной социальной роли, особенно если она оказыва­ется главной. Так, руководитель небольшого коллектива в отношениях с подчиненными проявляет доброжелательность и отзывчивость, без че­го ему не выполнить успешно свою главную роль. В то же время ему приходится иметь дело с начальством, обвиняющим его в «либерализ­ме», требующим (далеко не всегда обоснованно) увеличения производи­тельности труда и улучшения качества изготовляемых изделий и при этом предъявляющим претензии к работе отдельных членов коллекти­ва. Естественно, что в отношениях с начальством руководителю прихо­дится защищать честь всего коллектива (что означает в итоге и защиту собственной чести), проявляя при этом твердость и наступательность. Таким образом, на почве выполнения главной социальной роли возни­кает ролевая напряженность.

Источниками ролевого напряжения могут быть неправильное понима­ние будущей социальной роли, а также слабая подготовка к ее выполнению. Следствием этого может стать низкий уровень выполнения данной роли. Примером такой ситуации служит роль студента в том виде, как она часто представляется абитуриенту, и недостаточная подготовка к ней в довузов­ский период жизни У многих поступивших в вуз «новобранцев» представ­ление о роли студента ассоциируется со словами старой студенческой пес­ни: «Живут студенты весело от сессии до сессии, а сессия всего два раза в год». Реальное ролевое поведение в соответствии с ролевым предписанием и ролевым ожиданием входит в конфликт со сложившимися ранее пред­ставлениями, вызывая большие сложности адаптационного периода.

Подготовка к выполнению социальной роли

Проблема подготовки молодежи к новым социальным ролям — одна из самых сложных. Прежде всего это касается будущих профессиональных

1 См Merton RK The Role-set Problems in Sociological Theory // British Journal of Sociology 1957 № 8


Глава 24 Социальные статусы и социальные роли


459


ролей. Но, разумеется, дело не сводится только к ним. Имеет существен­ное значение и выполнение в строгом, узком смысле слова социальных ролей. К ним следовало бы отнести в первую очередь многочисленные роли семьянина и гражданина. Когда речь заходит об инфантилизме мо­лодых людей, то имеется в виду как раз личная неподготовленность к вы­полнению главных социальных ролей В основе этой неподготовленнос­ти — дефицит социальной ответственности. Очевидно в таком случае, что один из наиболее надежных способов преодоления (а еще лучше не-допускания) ролевого конфликта либо напряжения — формирование и развитие у индивида социальной ответственности.

Значительная часть ролевых конфликтов обусловлена существую­щей дифференциацией жизни людей, и прежде всего наличием двух основных сфер деятельности — семейной и производственной, роли личности в которых всегда существенно различаются и по содержа­нию, и по напряженности их выполнения, и по эмоциональному нака­лу, и по многим другим характеристикам. Далеко не всегда индивид умеет вовремя «выйти» из одной роли и «войти» в другую так, чтобы это прошло безболезненно для окружающих и его самого.

Проблема состоит в том, чтобы «выключить» роль из сознания, за­быть о ней, хотя делать это часто совсем не просто. Представим себе вра­ча-хирурга, который после операций (иногда с летальным исходом) приходит домой в состоянии крайнего ролевого напряжения. Естествен­но, возникает необходимость снятия его. Весь вопрос в том, как оно бу­дет происходить, «не пострадают» ли от этого члены семьи, на которых могут «выплеснуться» горечь, раздражение, усталость и т.д.

Иная типичная ситуация — муж или жена выполняют очень значи­мые и высоко престижные социальные роли на работе, будучи руко­водителями высокого ранга Приходя домой, они часто продолжают вести себя так, будто они все еще находятся в этой роли — руководя, командуя, раздражаясь по каждому поводу Находясь в одной семье, где жена — известная певица, солистка оперного театра, народная ар­тистка Российской Федерации, профессор консерватории, — довелось однажды услышать, как муж сказал ей: «Дорогая, народная артистка ты в театре, профессор в консерватории, а дома ты моя жена — и толь­ко, и пожалуйста, помни об этом». Наверняка такие же слова говорят многие жены своим мужьям, занимающим высокие руководящие по­сты. Ясно, что подобные случаи вызваны конфликтами между выпол­нением основных ролей дома и на работе.

Однако такие конфликты совсем не обязательны Более того, ана­лиз реального ролевого поведения дает многочисленные примеры прямо противоположного характера, когда жесткие и даже жестокие


460


Раздел V. Личность


на работе люди оказывались в ролях прекрасных и добрых мужей и отцов. В этом плане представляют интерес письма домой начальников немецких концлагерей, многие из которых сейчас опубликованы. Яв­ляясь палачами и убийцами на службе, каждый из них одновременно выглядит, судя по письмам, как хороший и заботливый семьянин.

Способы снижения ролевой напряженности

Каковы способы снижения ролевой напряженности и преодоления ролевых конфликтов? Их несколько, и они имеют не столько социо­логический, сколько социально-психологический и даже просто пси­хологический характер. Один из них — регулирование ролей. Это процедура «самоосвобождения» личности от ответственности за выполнение той или иной роли, часто выступающая как механизм бессознательной защиты от возможного ролевого конфликта. К при­меру, пришедший после звонка па занятие к строгому преподавателю (не терпящему опозданий) студент начинает оправдываться, ссыла­ясь на плохую работу городского транспорта (что всегда выглядит правдоподобно в российских условиях).

Второй способ получил название рационализации ролей. Он состоит в поиске индивидом оправдательных аргументов для того, чтобы уговорить и убедить себя в нормальности складывающейся си­туации, в том, что ему от этого будет не хуже, а лучше. Часто здесь ис­пользуются афоризмы: «Все, что не делается, делается к лучшему», «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло» и т.д. Иногда рационализация сводится к бессознательному поиску негатив­ных сторон той роли, к которой человек стремился. Скажем, индивид очень хотел занять освободившееся место начальника, однако по раз­личным причинам этого не получилось, а руководителем стал другой человек. Рационализация роли в данном случае будет состоять в убеж­дении этим индивидом себя в том, что «слава Богу, назначили не меня, ведь это были бы лишние хлопоты, большая ответственность и допол­нительная головная брль, а прибавка в зарплате не такая уж и большая, в конце концов, эти деньги я могу всегда заработать, если захочу».

Третий способ — разделения ролей — состоит в том, чтобы на­учиться быстро отключаться от ролей, приносящих отрицательные эмоции, и «снимать» таким образом ролевую напряженность. Иногда этому помогают даже элементарные вещи, например переодевание. Придя домой и быстро сняв рабочий костюм, надев домашнюю одежду, индивид как бы снимает с себя и ту ролевую напряженность, с которой была связана рабочая одежда, — особенно если это была униформа: во­енный или милицейский мундир, белый или синий халат и т.д.


Глава 24. Социальные статусы и социальные роли


461


Один из широко пропагандируемых на Западе способов снять ролевую напряженность — шутка. В наших условиях он пока, не получил широкого распространения, что является следствием недостаточной раскрепощенно­сти и общества в целом, и индивидов. Между тем ролевого конфликта ли­бо напряженности можно даже избежать с помощью вовремя сказанной хорошей шутки. Умение «качественно» шутить (не обижая тех, кому шут­ка предназначена, и в то же время остроумно) должно рассматриваться как одно из важных качеств руководителя, равно как и искусство восприни­мать юмор и шутки подчиненных и просто окружающих.

Еще один способ ослабления ролевого конфликта предлагает Р. Мер-тон в статье, посвященной системе ролей (на нее выше уже была ссылка). Он считает, что индивид должен четко разграничить выполняемые им социальные роли на более важные и менее важные, отнеся к первому ви­ду роли, выполняемые в семье и на работе. Отграничив их лично для се­бя таким образом и последовательно вводя второе разграничение (роли в семье и роли на работе никак не должны быть связаны между собой, и да­же наоборот), индивид способен уйти от ролевого конфликта.

Подводя итог рассмотренным выше статусным и ролевым характе­ристикам личности, отметим их крайнюю важность — и теоретическую, и практическую. Поведение индивида в большой степени определяется тем, как он воспринимает свой статус и социальные роли, которые необ­ходимо выполнять в его рамках, использует внутриличностные механиз­мы для регулирования собственной деятельности. Эти механизмы «встроены» в структуру личности и явятся предметом специального рассмотрения в следующей главе.









































Вопросы и задания

1. Почему в социологическом анализе личности понятие социального статуса зани­
мает одно из ведущих мест?

2. Как соотносятся понятия «социальный статус» и «социальная позиция»?

3. Какие виды социальных статусов принято выделять в социологической науке?

4. Что собой представляет статусный набор? Проанализируйте его применительно
к своей личности, определив конкретно целый ряд п агусных характеристик (прав, обя­
занностей, статусной символики, престижа).

5. Как соотносятся понятия статуса, престижа, имиджа?

6. Что такое социальная роль? Как она связана с социальным статусом личности?

7. Охарактеризуйте структуру социальной роли. Обратитесь к рассмотрению одной
из своих ролей с точки зрения ее структуры.

8. Какие виды социальных ролей вам известны?

9. Дайте трактовку роли в жизни и в театре.

 

10. В каких случаях возникает ролевая напряженность? Можно ли избежать роле­
вых конфликтов?

11. Каковы способы и механизмы преодоления ролевых конфликтов, снижения ро­
левой напряженности?


462


Раздел V. Личность


Литература

Ануфриев Е.А. Социальный сгагус и активность личности. М., 1984. Асмолов А Г. Психология личности. М , 1990. Бери Э. Игры, в которые играют люди. М , 1988. Кои И С. Социология личности М , 1967 Краткий словарь по социологии. М., 1989. Мендра А. Основы социологии. М., 2000. Гл. 4. Немировский В.Г. Социология личности. Красноярск, 1989. Психологический словарь. М, 1996. Российская социологическая энциклопедия. М , 1998. Смелзер НДж. Социология. М., 1994. С. 72-79.

Социология Основы общей [еории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 5.

Фролов С.С. Социология. М., 1996 С. 90-106.

Ядов В А. Социальная идентификация личности. М., 1994.


Глава 25 Структура личности

§ 1, Подходы к изучению структуры личности. § 2. Впутриличностные механизмы. § 3. Структура деятельности личности

§ 1. Подходы к изучению структуры личности

Одна из наиболее сложных задач в изучении личности — анализ ее структуры. Первоначально «структурирование» личности было осу­ществлено в психологии за счет выявления ряда ее характеристик, связанных с внутренним, психическим миром человека. Собственно, в этом состоит смысл психологии — науки о «закономерностях разви­тия и функционирования психики как особой формы жизнедеятель­ности»1. Нас, однако, будут интересовать подходы к анализу структу­ры личности, имеющиеся в социологии. Обратимся к отечественным трактовкам этой проблемы.

Варианты структурирования личности

«Всплеск» интереса к структуре личности приходится на 1980-е гг. Од­ним из первых свой вариант структуры предложил Л.Н. Коган, поло­живший в ее основу сущностные силы человека. Это позволило ему вы­делить такие элементы структуры личности, как способности к выполнению того или иного вида социальной деятельности, социаль­ные потребности, знания, навыки и умения, человеческие чувства^. Как видно, здесь представлена структура лишь внутреннего мира личности. В это же время появляется еще одна трактовка структуры личнос­ти, учитывающая ее социальную деятельность. По мнению Е.А. Ану­фриева, «социальная структура личности включает группу устойчи­вых объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной дея­тельности под влиянием тех общностей, в которые объективно входит

1 Психологический словарь. С. 304,

2 См.: Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М, 1984. С. 25—26.


464


Раздел V Личность


человек»1. Он выделяет следующие элементы этой структуры: способ осуществления в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объек­тивные социальные потребности; способности к творческой деятель­ности (врожденные), знания, навыки; степень овладения культурными ценностями, т.е. духовный мир личности; нравственные нормы и прин­ципы; убеждения^.

Иной подход к структуре личности предлагает В.Г. Немировский, включающий в нее: 1) положение личности в системе данных общест­венных, прежде всего производственных отношений; 2) реальные фор­мы жизнедеятельности людей, совокупность выполняемых ими соци­альных ролей (или функций); 3) направленность личности, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступаю­щих мотивами индивидуального поведения3.

Наконец, согласно еще одной точке зрения (она принадлежит ав­торам монографии «Социология»), важнейшими компонентами структуры личности считаются память, культура и деятельность. Под памятью понимается система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Культура выступает как сово­купность социальных норм и ценностей, которыми личность руковод­ствуется в процессе практической деятельности. Сама же деятель­ность характеризуется как целенаправленное воздействие субъекта на объект. При этом под субъектом деятельности понимается человек или социальная общность, под объектом — человек и условия жизни, как материальные, так и духовные4.

Можно полемизировать с таким пониманием структуры личности, равно как и с характеристикой ее компонентов, особенно культуры и деятельности. Но нельзя не признать правомерности подобного под­хода. Его обоснование дается Г.В. Осиповым. Социолог включает в память информацию и знания, в культуру — социальные нормы и ценности, а деятельность рассматривает как практическую реализа­цию потребностей и интересов личности. Ядром же социальной структуры личности, результатом взаимодействия памяти, культуры и деятельности являются ее убеждения. Осипов рассматривает их в качестве стереотипа, устойчивого, повторяющегося при различных ситуациях отношения личности к социальным ценностям общества и

f См.: Ануфриев ЕЛ. Социальный сгагус и активность личноеiи С. 103.

2 См.: Там же. С. 104.

3 См.: Немировский В Г. Социоло! ия личное ги. С 25.

4 Социология. С. 97.


Глава 25. Структура личности                                     465

группы1. Справедливости ради следует отметить, что впервые этот подход встречается в более ранних работах по социологии, в частнос­ти в «Лекциях по социологии» Ю.А. Левады, где специально рассмат­ривалась социальная структура личности^.

Системный подход к структуре личности

Анализируя структуру личности, следует подчеркнуть важность сис­темного подхода к ней. Необходимо выявление не только отдельных элементов структуры, но и главного, определяющего среди них, а так­же связей между ними в системе личности.

Рассматривая личность как систему, выделим в ней две основных подсистемы, в которых раскрываются два мира личности. Один — вну­тренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятно и неосознанно «живущий» для самой личности. Второй — деятельно-с т н ы й, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Понятно, что внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь различна. При­чем диапазон здесь весьма велик — от полного соответствия, «совпа­дения» актов сознания и поведения (что практически встречается крайне редко) до их противостояния друг другу, глубокого противо­речия между ними.

Каждая из названных подсистем личности характеризуется своей структурой и формой выражения, которые могут быть изу­чены специально. Не вдаваясь в излишние подробности и детали, на­зовем рассматриваемые элементы структур с последующей краткой их характеристикой. Но при этом нужно помнить, что все эти элемен­ты и структуры взаимосвязаны.

В понимании структуры личности одна из наиболее важных для со­циологии проблем — ее «ядро». Что им считать? Для некоторых авторов, как было показано выше, это убеждения, для других — ценностные ори­ентации, для третьих — установки... Здесь нужно определиться с подхо­дом: находится ли это «ядро» во внутреннем мире личности или выходит за его пределы?

Строго говоря, речь идет не о «пространственном центре» личнос­ти, находящемся «между» структурами сознания и поведения (дея­тельности) и связывающем их таким образом. Наиболее целесообраз­ным является осмысление перехода, превращения в структуре

1 См.: Осипов Г.В. Социология и социализм. С. 156.

2 См.. Левада Ю.А Лекции по социологии. М., 1969. Вып. 2 С. 8—16.


466


Раздел V Личность


личности факта, момента, ситуации сознания в факт, момент, ситуа­цию деятельности. Этот процесс перехода, охватывающий обе разно­видности личностных структур, можно рассматривать в качестве «яд­ра» системы личности. Есть все основания считать, что так понимаемое <<ядро» структуры личности выступает как ее образ жизни (рассмотрению которого будет посвящена следующая глава). При этом сам образ жизни характеризуется сквозь призму единства сознания и поведения личности.

Интерпретируя образ жизни личности как «ядро» ее структуры, как связь, соотношение, переход, превращение внутреннего (мир со­знания) во внешнее (мир поведения и деятельности), следует сказать о недопустимости противопоставления одного другому. Между тем и в научной, и в публицистической литературе оно имеет место. Наибо­лее часто такое противопоставление выражается в известной рядопо-ложенности понятий «образ жизни» и «образ мысли». Приходится нередко слышать, как говорят о конкретном человеке, например: «его образ жизни и образ мысли не встречают понимания». Но целесооб­разно ли разделять таким образом эти понятия, за которыми стоит ре­альный человек? Можно ли обнаружить такой способ деятельности личности, который не предполагал бы в качестве необходимого ком­понента образа жизни определенное состояние сознания, то, что при­нято называть словосочетанием «образ мысли»?

Социологические исследования образа жизни дают однозначно от­рицательный ответ на эти вопросы. Все исследования проблематики образа жизни, имевшие место в нашей стране и за ее пределами, обя­зательно содержали в качестве неотъемлемых компонентов и изуче­ние ценностных ориентации, установок, интересов личности, и анализ ее повседневного поведения в различных сферах деятельности, и рас­смотрение условий жизни — как общих, так и конкретных, непосред­ственных, характеризуемых с помощью понятия «уровень жизни».

После того как были определены подходы к характеристике струк­туры личности, следует обратиться к краткому анализу ее элементов. Вначале речь пойдет о тех, что составляют внутренний мир личности. Они рассматриваются здесь в рамках трех основных механизмов — мотивационного, диспозиционного, механизма памяти. «Действую­щие» в структуре личности, эти механизмы и образуют первую подси­стему личности. Вслед за ними будет рассмотрена деятельностная структура личности, характеризующая ее вторую подсистему. Эти ме­ханизмы и структуры отражены на рис. 10. Как и всякое графическое изображение, эта схема условна, но с ее помощью можно получить на­глядное представление о рассматриваемых далее вопросах.



 


468

Раздел V Личность

Мотивационный механизм

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребнос­тей, интересов, ценностных ориентации и мотивов, конечным результа­том которого является их преобразование в цель личности. В огличие от обычного (технического) механизма, в котором есть своя пространст­венно-временная последовательность перехода от одной части к другой, механизмы, рассматриваемые в структуре личности, предполагают вре­менную последовательность (о пространственной по вполне понятным соображениям, обусловленным спецификой сферы сознания, не может быть и речи) лишь условно-теоретически, с точки зрения анализа само­го процесса перехода от одного элемента структуры к другому.

Если речь идет о последовательности движения в цепочке «потреб­ности — интересы — ценностные ориентации — мотивы — цель», то это прежде всего последовательность рассмотрения каждого элемента, ло­гически следуемого за своим предшественником. На самом деле в про­цессе сознания его элементы на уровне личности (потребности, интере­сы и т.д.) проявляются синхронно, и нет возможности сказать, что у человека появились сначала потребности, затем интересы, вслед за ни­ми ценностные ориентации, и только потом возникли мотивы и цель.

Вместе с тем доказано, что потребности выступают (применитель­но к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объ­ективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) исоциальных потребностей (потребность в различных формах деятельности, общения). Названные потребности следует различать, учи­тывая их неодинаковую природу, разное содержание и особую направлен­ность. Тем не менее резкой грани между ними нет, поскольку потребнос­ти в одежде, жилье и даже еде приобретают социальную «оболочку». Особенно это характерно для периода кризисного развития общества.

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы лич­ности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и де­ятельности, определяющее направленность его действий. По сути де­ла, именно интересы в значительной мере обусловливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами ее дей­ствий. «Ближайшее рассмотрение истории, — писал Гегель, — убежда­ет нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль»1.

1 Гегель Г В Ф Соч : В 14 т. М, Л., 1935. Т 8 С 20


Глава 25. Структура личности                                     469

Особенность интереса как структурного элемента личности состоит в том, что он всегда побуждает ее к познавательной деятельности. В этом смысле интерес тесно связан с освоением человеком окружающего мира в форме знаний. Поэтому не случайно начало реализации потребности в познании связано со словом «интересно». Следовательно, интерес мо­жет быть охарактеризован как определенное познавательное влечение.

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее пове­дения — ценностные ориентации. Они отражают направленность личнос­ти на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих моти­вацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могуг проявляться интересы личности.

Ценностные ориентации реализуются во всех сферах жизнедея­тельности, будь то труд или досуг, быт или образование. Содержание ценностных ориентации связано с формами общественного сознания, в этом смысле различают моральные (нравственные), эстетические, политические, религиозные и другие ценности. Ценностные ориента­ции личности тесно сопряжены с ценностными ориентациями соци­альной группы, в которую она включена объективно либо включает себя сама. Следовательно, ценностные ориентации личности сущест­вуют в определенном ценностном пространстве.

Потребности и интересы, отражаясь в сознании личности, прелом­ляясь через ее ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято на­зывать мотивами. В них отражается стремление человека удовле­творить свои потребности и интересы. Так создается механизм моти­вации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности — достижение оп­ределенной цели, венчающее «усилия» этого механизма.

Под целью обычно понимают мысленное предвосхищение результа­та деятельности, методов, средств и путей его достижения. С одной стороны, цели объективны, ибо порождаются объективным миром, с другой — субъективны, поскольку возникают в сознании индивида и выступают как мотив, побуждающий к определенному действию.

Диспозиционный механизм

Наряду с мотивационным механизмом в структуре личности действует другой «внугриличностный» механизм — диспозиционный. Диспозиция личности — это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В из-


470


Раздел V. Личность


вестном смысле диспозиции — это предшествующие поведению личности ее ориентации. Сам названный механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности.

В отличие от мотива, стимул выступает как внешнее, а не внутрен­нее побуждение. Это воздействие на индивида объективных условий, превращающееся в мотив в случае их субъективной значимости, следо­вательно, в ситуации соответствия потребностям и интересам субъекта. Под стимулами чаще всего понимают многочисленные факторы эконо­мического, социального, политического и иного характера, действую­щие в структуре среды личности. В результате взаимодействия мотивов и стимулов (ведущего к появлению установки) возникают диспозиции.

Крайне важную роль в диспозиционном механизме играют установ­ки. Установка это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальная установ­ка — один из наиболее значимых регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действо­вать определенным образом в отношении данного объекта. Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть, установки во времени предшествуют деятельности, в них отража­ется «нацеленность» на тот или иной «вектор» поведения.

Следует отметить, что понятие социальной установки является од­ним из центральных не только в социологии, но и психологии личнос­ти. В западной социологии установки принято называть аттитюдами — со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого («Польский крестьянин в Европе и Америке», 1918—1920), которые ввели этот термин в научный оборот и немало сделали для его изучения. Одна из наиболее разработанных концепций установки принадлежит советской социально-психологи­ческой школе Д.Н. Узнадзе.

С социальными установками тесно связаны диспозиции личности, занимающие одно из центральных мест в структуре ее внутреннего мира. Их роль и функции анализирует В.А. Ядов в диспозиционной теории саморегуляции социального поведения личности К

Диспозиционная теория регуляции

В соответствии с этой теорией существуют три уровня диспозиций. На нижнем происходит формирование установок элементарного, ситуаци­онного характера, связанного с саморегуляцией поведения в условиях удовлетворения витальных (жизненных) потребностей. На среднем

' См. Ядов В А. О диспемициошши pel у пяции поведения личное ги // Методологи-ческие проблемы социальной исихожнии М., 1975; Он же Саморегуляция и прошози-рование социального поведения личности Л., 1979


Глава 25 Структура личности


471


уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщен­ной установки личности на социальные объекты. Здесь речь идет об удовлетворении социальных потребностей, связанных с включением ин­дивида в различные социальные группы, а также формы и виды общест­венной деятельности (профессиональной, семейной, политической, до-суговой и др.). При этом сама социальная установка проявляется на трех уровнях — эмоциональном (оценочном), когнитивном, поведенческом.

Наконец, третий, самый высший уровень диспозиций означает формирование у личности концепции жизни и ее воплощение в цен­ностных ориентациях. Здесь нужно иметь в виду удовлетворение са­мых существенных потребностей человека, связанных с высшими це­лями его жизнедеятельности. По мнению В.А. Ядова, именно этот уровень диспозиций оказывается главным в регулировании поступ­ков и действий, всего поведения человека в целом.

Что дает диспозиционная теория саморегуляции социального поведе­ния? Структурируя внутренний мир личности, она позволяет прежде все­го понять и объяснить механизм ее социального поведения в разных услови­ях функционирования и развития, начиная от ситуативных и кончая стратегическими. В одних условиях человек руководствуется элементар­ными установками, в других начинают «включаться» и «работать» базо­вые социальные установки, наконец, возникают предпосылки для фунда­ментальных установок. Как отмечает Ядов, важнейшей функцией диспозиционного механизма структуры личности является «психическая регуляция социальной деятельности, социального поведения личности»1.

В изложенной выше теории структурные элементы личности, несмо­тря на то, что касаются ее внутреннего мира, оказываются тесно связан­ными с социальными условиями, средой личности, наконец, обществом в целом. Установки, диспозиции, ценностные ориентации рассматривают­ся не сами по себе, а в единстве с деятельностью, в которой они реализу­ются, с потребностями, которые они отражают. Таким образом, диспо-зиционный механизм, если его рассматривать «по Ядову», выводит структуру внутреннего мира личности на ее поведенческие и деятельно-стные характеристики.

Механизм памяти

Структура личности в ее внутреннем разрезе будет раскрыта не полно­стью, если не коснуться вопроса о механизме, стоящем особняком от уже охарактеризованных, но от этого не менее значимом. Имеется в ви­ду память личности, выступающая как разновидность социальной памя-

1 Ядов В А. О диспозициошюй регуляции поведения личности. С 97


472


Раздел V. Личность


ти. В таком качестве она предстает перед нами, по справедливому мне­нию Ю.А. Левады, на двух уровнях: глубинном уровне освоенного опы­та человечества и его знаний (достаточно устойчивый элемент структу­ры личности) и внешнем, динамичном, быстро меняющемся уровне оперативной информации1.

Личность «откладывает» в механизме памяти часть информации в виде накопленных человечеством и имеющих не сиюминутное, такти­ческое, а долговременное, стратегическое значение знаний. Они, вме­сте с внешним слоем механизма памяти, оперативной информацией, в процессе взаимодействия с мотивационным и диспозиционным меха­низмами определяют поведение личности.

Следовательно, внутренние механизмы личности мотивационный, диспозиционный, память — позволяют понять и описать субъективную детерминацию ее поведения. Само поведение предстает как совокупность (или система) поступков личности, в которых отражаются — адекватно или нет — все три механизма с их элементами: потребностями, интереса­ми, ценностными ориентациями, мотивами, стимулами, установками, диспозициями, знаниями, оперативной информацией и др.

Может возникнуть вопрос, должен ли социолог заниматься «внут­ренними» механизмами личности. Или лучше отдать все это на откуп психологам? Нет, и еще раз нет. Ведь для социологии структура лично­сти, и особенно рассмотренный ее срез, — не самоцель. Это лишь часть анализа личности, но такая, без которой ни ее поведение, ни деятель­ность в рамках социальной общности понять трудно. Ведь именно «ра­бота» названных механизмов и определяет реальную жизнедеятель­ность личности или то, что мы называем ее образом жизни. А это, несомненно, социологическая проблема.

Не следует, однако, думать, что поведение личности детерминиро­вано исключительно действием описанных механизмов. Если бы это было так, то возникла бы иллюзия полной автономии личности, ее не­зависимости от внешнего мира, предшествующего опыта поколений. Какой бы значительной ни казалась свобода личности, ее внутренне­го мира, на самом деле она отражает объективные обстоятельства, обусловливающие потребности и интересы личности. Здесь прихо­дится сталкиваться с проявлением необходимости для личности дей­ствовать определенным образом, разумеется, с учетом выбора вариан­тов поведения. Функционирование названных выше механизмов является одним из аспектов деятельности личности — внутренним, непосредственно не наблюдаемым.

1 См.. Левада Ю А. Лекции по социологии Вып. 2. С 9-—11.


Глава 25. Структура личности                                    473

§ 3. Структура деятельности личности

Подходы к структуре деятельности

Внешне наблюдаемые поступки людей составляют второй аспект дея­тельности — поведенческий, в котором находят непосредственное, конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне на­блюдаемой деятельности. Необходимо отметить, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Этот подход по меньшей мере не точен. Но понять его авторов можно, по­тому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действий для воспроизводства, функциони­рования и развития личности. Она детерминируется (на уровне кон­кретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональ­ным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее «внешнем» выражении, нуж­но отметить, что она может выступать и как своеобразная типология де­ятельности личности.

Каждая из форм деятельности, которые далее будут рассмотрены, имеет сходную структуру, включающую следующие основные эле­менты, составляющие ее примерное содержание: мотивы, цели, сред­ства, целенаправленные действия, компоненты этих действий — опе­рации, обеспечивающие использование имеющихся средств, а также условия для достижения необходимого результата1.

Такое понимание структуры деятельности демонстрирует ее слож­ность и широкий диапазон элементов сознания и поведения. Это дейст­вительно так. Только в теоретическом отношении мы можем препари­ровать деятельность на «внутреннюю» и «внешнюю», на работу сознания и реальные действия, являющиеся ее результатом.

На самом же деле деятельность, выступающая основным специфи­ческим способом человеческого бытия, в своем действительном, кон­кретном проявлении на уровне индивида «перемешивает» все выше­названные элементы. Отделить их друг от друга ни во времени, ни в пространстве часто невозможно. Каждому ясно, что, прежде чем чело­век что-либо делает, он «пропускает» это «что-либо» через свое созна­ние и соотносит его со своими потребностями, интересами, установка­ми и т.д. И если «что-либо» не совпадает с устремлениями индивида,

 См.: Психологический словарь. С. 95


474


Раздел V. Личность


его ожиданиями определенных результатов, он постарается не совер­шать действий, противоречащих собственным ценностным ориента-циям. Так на индивидуально-личностном уровне выглядит каждое конкретное социальное действие, любой акт деятельности.

Основные формы деятельности










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...